Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка основной образовательной программы в соответствии с ФГОС

Государственное управление образования Псковской области

Псковский областной институт повышения квалификации

работников образования

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОО УЧРЕЖДЕНИЯ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

(Методические рекомендации)

 

 

 

 

Составители:

Р.П. Безделина, О.Ф. Ремер,

                                                                И.Д. Степанова, И.В. Тихонова

 

 

 

Псков

2010

 

Введение

Одним из важных компонентов современных Федеральных государственных образовательных стандартов стала Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП ОУ) начальной ступени школьного образования. До сих пор образовательные учреждения (ОУ) не использовали такой вид образовательной программы. В ОУ, как правило, разрабатывалась ООП ОУ, использовались или разрабатывались авторские рабочие учебные программы по отдельным учебным предметам, курсам и дисциплинам.

         Основная образовательная программа начального общего образования  – новый вид ОП для образовательного учреждения. Она объект проектирования, участие в котором принимает весь педагогический коллектив, администрация, представители родительской общественности, дополнительного образования, МО учителей начальных классов, а не только педагоги начальной школы.

Разработанная программа рассматривается и обсуждается на педагогическом совете ОУ, проходит внешнюю экспертизу с привлечением общественных и иных экспертов и утверждается коллегиальным органом государственно-общественного управления ОУ (управляющим Советом школы).

ООП НОО разрабатывается на четыре года  и является объектом экспертной оценки при лицензировании и аккредитации ОУ в соответствии с общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура образовательной программы

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;

3) учебный план НОО;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО;

5) программы отдельных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО;

7) программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программа коррекционной работы;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО;

Титульный лист программы содержит:

- полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

- где,  когда и кем утверждена рабочая программа;

- указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

- срок реализации данной программы;

- указание примерной программы и её авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;

При формировании ООП образовательное учреждение:

            - имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть ООП, увеличивая объем часов для учебных курсов обязательной части, либо вводя дополнительные учебные, интегративные курсы и образовательные модули в соответствии с потребностями детей и их родителей, а также спецификой деятельности образовательного учреждения;

            - в рамках внеучебной образовательной деятельности имеет право определять для обучающихся набор клубов, секций, студий и кружков, а также общественно-полезной, социальной практики и др.;

            - обязано ежегодно обновлять ООП НОО (в части состава учебных, развивающих курсов, образовательных модулей и внеучебной образовательной деятельности, установленных ОУ в учебном плане, и (или) содержания рабочих учебных программ, развивающих курсов и образовательных модулей, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом запросов детей и их родителей, а также с учетом особенностей развития региона в рамках, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом;

            - обязано в рабочих учебных программах курсов и образовательных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: предметным знаниям и умениям, метапредметным умениям (ключевым компетентностям) и социальному опыту (личностному развитию);

            - обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу (индивидуальную учебную деятельность) обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов;

            - обязано обеспечить обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся;

            - обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития младших школьников, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие общественного управления и участие обучающихся в различных формах внеурочной образовательной деятельности;

            - в целях реализации компетентностного подхода должно предусматривать использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (ролевых игр, тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеурочной работой для формирования современного качества образования;

            - обязано создать условия для получения начального общего образования детьми, имеющими отклонения в физическом и соматическом здоровье и вынужденными обучаться по индивидуальным программам или на дому.

 

2. Права и обязанности участников реализации ООП НОО

Наряду с правами и обязанностями, установленными законодательными и другими нормативными актами, участники реализации ООП имеют следующие права и обязанности, которые закрепляются в  Уставе и локальных нормативных актах ОУ.

                                                                                                             

                                                                                                                      Таблица 1

Категория
участников

Основные права и обязанности

Учитель

начальной

школы

– участвует в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов ООП

(учебного плана, рабочих учебных программ курсов, модулей);

– участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным

учебным курсам;

– участвует в оценке выполнения и коррекции программы.

Методическое  

объединение

(кафедра) учителей

начальной школы)

– разрабатывает основное содержание ООП НОО: формирует учебный план,

 разрабатывает и обсуждает рабочие программы учебных, развивающих курсов

и образовательных модулей;

– участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит

коррективы в программу на очередной учебный год;

– обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов

локальных нормативных актов;

– разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии
с планируемыми результатами начального образования.

Учителя других ступеней

школьного образования

– выступают внутренними экспертами по содержанию отдельных разделов ООП;

– участвуют в обсуждении программы;

– проводят консультации и экспертную оценку результатов ее освоения.

Методический

совет ОУ

– утверждает рабочие учебные программы курсов, образовательных модулей

и программы внеучебной образовательной деятельности.

Педагогический
совет

– рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП НОО;

– выносит текст программы на рассмотрение и утверждение высшим

управляющим органом образовательного учреждения;

– определяет условия перезачета курсов и модулей, освоенных в разных формах

и образовательных учреждениях.

Администрация ОУ

– организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП;

– участвует в разработке и обсуждении программы;

– осуществляет контроль над выполнением программы и производят оценку

достижений отдельных результатов ее выполнения;

– организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам

выполнения ООП;

– обеспечивает условия для реализации программы.

Родители  (законные представители) обучающихся

– формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава

развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной

образовательной деятельности и их соотношение;

– принимают участие в обсуждении и реализации ООП;

– участвуют в оценке выполнения программы.

Обучающийся

– при формировании своей индивидуальной образовательной программы (траектории)

имеет право на перезачет соответствующих курсов и образовательных модулей,

освоенных в других формах образования и других ОУ, освобождающий обучающегося

от необходимости их повторного изучения;

– обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП.

 

 

 

 

Коллегиальный

орган государственно-общественного управления ОУ

(Совет ОУ)

– утверждает ООП НОО, заслушивает директора ОУ и (или) его заместителя о ходе

выполнения программы;

– помогает администрации ОУ в обеспечении условий для реализации ООП НОО.

 

3. Задачи  педагогов, решаемые в ходе  реализации программы

Для достижения  учащимися  запланированных  образовательных  результатов педагоги должны решить  следующие задачи:

- обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

- способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и созданию комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

- формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

- создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);

- поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

- создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.

4. Этапы  реализации  ООП НОО

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования  условно  делится  на три этапа:

1) I этап (первые два месяца  первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

В адаптационный период у детей наиболее интенсивно происходит осмысление нового социального положения, закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной деятельности, общению с учителями и одноклассниками, самому пребыванию в школе.

Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработать основные правила и нормы школьной жизни.

Решение задач данного периода образования может осуществляться через  образовательный модуль «Первый раз в первый класс», рассчитанный на 170 часов (первые два месяца обучения).

Учителю важно быть готовым к преодолению трудностей в проведении первых уроков с шести-семилетними первоклассниками. Необходимо за адаптационный переходный период решить множество вопросов: «Как в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь детям построить содержательный образ «настоящего школьника»; «Как организовать их деятельность так, чтобы они сохранили чувство новизны, радости от неизведанного мира, в который они вступили, и в то же время начали осваивать азы учебной деятельности?»; «Как облегчить трудный и порой скучный процесс обучения, помочь маленьким школьникам справиться с учебными нагрузками?»; «Как развить в детях учебную самостоятельность?». Ответы на эти и другие вопросы поможет найти педагогам начальной школы специальный курс Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» (программа адаптации детей к школьной жизни): М., Генезис, 2003, 128 с.

2) II  этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной  деятельности в учебной общности класса.

3) III этап (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Основная цель данного периода начального образования – построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

5. Принципы разработки ООП НОО

ООП НОО образовательного учреждения должна стать программой действий всех субъектов образовательного процесса по достижению качественных результатов образования. Поэтому при разработке и реализации ООП НОО должны учитывать следующие принципы:

1. ООП НОО опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО.

В соответствии с действующим законодательством РФ младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличия заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста, являются:

            - смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

            - формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

            - выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

            - приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

            - усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.

2. Целесообразно  ООП НОО реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации  образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

3. Учебный (образовательный) план ОУ должен стать механизмом реализации ООП. Для этого при конструировании  учебного (образовательного) плана необходимо учитывать основные базовые показатели и соотношения  между  отдельными  частями ООП. В данных рекомендациях предлагается один из вариантов структуры  объемов учебного и внеучебного времени в ООП НОО и ее обоснование.

 

6. Структура объемов ООП

При конструировании  учебного (образовательного) плана необходимо учитывать основные базовые показатели и соотношение  между  отдельными  частями ООП.

                                                                                                                                       Таблица 2.

 

Структура объемов учебного и внеучебного планирования основной образовательной программы НОО

                                                                                                                                

 

 

Наименование основных разделов ООП НОО

Обязательная учебная часть ОО (80%)

Вариативная учебная

часть ОО (20%)

Максимальная

учебная нагрузка обучающегося в год

 
 

1

Предметные области

 

 

 

 

Пятидневная учебная неделя*

2323 (17 часов/неделя)

581 (5 часов/неделя)

2904

 

Шестидневная учебная

неделя

2323 (17 часов/неделя)

887 (8 часов/неделя)

3210

 

Внеучебная  деятельность

 

 

 

 

Пятидневная учебная неделя

1350 (10 часов/неделя)

4254

 

Шестидневная учебная

неделя

1350 (10 часов/неделя)

4560

 

ИТОГО:

 

 

 

 

Пятидневная учебная неделя

2323

1931

4254

 

Шестидневная учебная

неделя

2323

2237

4560

 

 

Таким образом,  предметная область как раздел ООП НОО  имеет: обязательную (инвариантную) часть, формируемую в соответствии с требованиями  ФГОС НОО, которая  составляет   2323 часа (от 80% до 70%) от общего нормативного времени, отведенного на учебный процесс вне зависимости  от продолжительности учебной  недели; вариативную часть – (от 581 до 887 часов в год, что составляет от 20% до 30%) в зависимости от продолжительности  учебной недели, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области или добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

ОУ имеет право при распределении часов учебной нагрузки использовать для организации  различных видов и форм занятий, (как урочных, так и внеурочных) соотношение разных видов занятий (аудиторных и неаудиторных (внеурочных), которые образовательное  учреждение устанавливает  самостоятельно. При этом следует помнить, что говорить о современном качестве образования, строя образовательный процесс в школе только в урочной форме, не целесообразно. Необходимо также  найти место в рабочем учебном плане для такой формы  образования,  как  самостоятельная работа учащихся.

Внеучебная образовательная деятельность также относится к вариативной части ООП НОО и может состоять из образовательных модулей в соответствии с видами деятельности обучающихся, которая организуется в различных формах (клубы, студии, секции, кружки, общественно-полезная, социальная практика и т.п.), выбирается самим обучающимся в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку. На внеучебные виды деятельности (исследовательскую, проектную, игровую, экскурсионную, театральную, тренинги и т.п.) в соответствии  с ФГОС НОО выделяется дополнительно к учебным часам 1350 часов в год, что позволит достаточно широко представить  все виды деятельности  в основной образовательной  программе.

  Сверх данного норматива  в рамках внеучебной  образовательной  деятельности  по желанию обучающихся и их родителей в ОУ могут  реализовываться дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания  и социализации личности  младшего школьника, в том числе и разные  аспекты  духовно-нравственного  воспитания. Они являются инновацией, впервые создающей условия для развития и укрепления тех черт характера, которые при недостаточном собственном социально-культурном опыте именно в этом возрасте становятся  наиболее уязвимыми со стороны опасных воздействий: этнических и религиозных предрассудков.

Таким образом, общая структура основной образовательной программы начального общего образования, объем времени на ее реализацию являются основой для создания  рабочего учебного плана конкретного образовательного учреждения.

 В связи с тем, что в окончательном варианте Стандартов заданы только указанные выше параметры, то это дает право образовательному учреждению дальше действовать более самостоятельно. В данном варианте  Примерной  образовательной  программы задаются три типа  соотношений и делается попытка их развернуть в примерном учебном плане:

– между  обязательной и вариативной частью программ учебных  курсов, дисциплин, модулей  (80/20 % соответственно);

– между урочными и внеурочными  видами  деятельности младших школьников (60/40% соответственно);

– аудиторной  нагрузкой (коллективно-распределенной  деятельностью) и самостоятельной  работой  учащихся в рамках (80/20%).

7. Рабочий учебный план

Исходя из ФГОС, право распределения часов внутри  учебного плана на учебные дисциплины, модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению. Новая структура учебного  плана позволит ОУ эффективнее реализовывать  современные образовательные технологии и обеспечивать  оплату не только учебных часов, но также и внеучебные, внеурочные виды образовательной  деятельности.

                                                                                                                        Таблица 3

Рабочий  учебный  план образовательного учреждения (вариант)

 

Предметные области и учебные предметы, классы

 

1

 

2

 

3

 

4

Урочные

занятия

Внеурочные занятия

Индивидуальные и групповые

консультации

Общее

кол-во часов

1.    Обязательный (инвариантный)  компонент  учебного плана

1.Филология

181

248

248

248

740

185

102

1027

Обучение грамоте

121

 

 

 

 

 

 

121

Русский  язык

30

126

126

126

 

 

 

408

Литературное чтение

30

74

74

74

 

 

 

252

Английский язык

 

48

48

48

 

 

 

144

Индивидуальные и групповые консультации и мастерские

 

 

 

 

 

 

 

102

2. Математика и информатика

76

104

104

104

310

78

44

432

Математика

76

104

104

104

 

 

 

388

Индивидуальные и групповые консультации и мастерские

 

 

 

 

 

 

 

44

3.Окружающий мир

30

48

58

58

154

40

22

216

Естествознание

20

38

38

28

 

 

 

124

Обществознание

10

10

10

20

 

 

 

50

История

 

 

10

10

 

 

 

20

Индивидуальные и групповые консультации и мастерские

 

 

 

 

 

 

 

22

4. Искусство и культура

80

80

80

84

259

65

 

324

Изобразительное искусство и художественный труд

50

50

50

40

 

 

 

190

Духовно-нравственная культура народов России

 

 

 

14

 

 

 

14

Музыка и театр

30

30

30

30

 

 

 

120

   5. Технология

20

28

30

30

86

22

 

108

Технический труд

10

10

10

10

 

 

 

40

Обслуживающий труд

10

10

10

10

 

 

 

40

Информационные  технологии

 

8

10

10

 

 

 

28

6. Физическая  культура

54

54

54

54

173

43

 

216

Физическая культура

54

54

54

54

 

 

 

216

Итого  по п.1

441

562

574

578

1722

433

168

2323

2.      Вариативный  компонент учебного  плана в пределах предметных областей

Образовательные межпредметные  модули

191

130

130

130

 

 

 

581

Итого по  п.1-2

632

692

704

708

 

 

168

2904

Максимально допустимая аудиторная нагрузка  учащихся

(часов  в неделю)

20

22

22

22

 

 

 

 

3.      Вариативный компонент учебного  плана за пределами  предметных областей*

Шахматы

30

30

30

30

 

 

 

 

Хореография

30

30

 

 

 

 

 

 

Музыкальный театр

30

30

36

30

 

 

 

 

Итого по п.3

90

90

66

60

 

 

 

306

Итого по п.1-3

 

 

 

 

 

 

 

3210

4.      Внеучебная  образовательная деятельность младших школьников

ИЗО студия

60

60

60

60

 

 

 

240

Музыкальный  театр

60

60

60

60

 

 

 

240

Вокальная  студия

60

60

60

60

 

 

 

240

Гандбол

60

60

60

60

 

 

 

240

Настольный  теннис

60

60

60

60

 

 

 

240

Классная  рефлексия

30

60

30

30

 

 

 

120

Итого по п.4

330

360

330

330

 

 

 

1350

                     

 

* Третья  часть учебного плана используется  школами, работающими в режиме шестидневной  учебной  недели.

ОУ должно разработать  такой  ООП, которая  задавала бы новый формат жизни и школьников, и учителей, и новый формат управления школой. В ООП должна быть реализована возможность «воссоздания» целостной жизни школьника: она  не должна делить её на учебу и дополнительное образование, которые являются частями одного целого – рабочего учебного плана ОУ.

Наличие  в ООП простого перечня отдельных программ: учебных, универсальных действий, духовно-нравственного воспитания, социализации, здорового образа жизни и т.п. не может решить современных задач, стоящих перед  школой.

 Для достижения современного  качества образования и эффективного информационного обеспечения реализации ООП НОО необходимо иметь (или создать)  информационную  среду  ОУ.

Информационная  среда как минимум  должна включать в себя: программное  обеспечение для создания локальной внутренней сети или открытой сети в Интернет; сайт и сервер, аккумулирующий всю необходимую информацию ОУ, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, компьютерную технику с беспроводной связью    WI-FI.

Информационная среда ОУ может дать возможность в условиях ФГОС НОО:

– изучения и преподавания любого общеобразовательного  курса, реализации общеобразовательного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в формах и на уровне, возможном в современной школе, в целях, отвечающих современным образовательным приоритетам, в объемах, расширяющихся с ростом потребности учащихся и готовности школы;

– планирования образовательного процесса, его обеспечения ресурсами  (человеческими, технологическими, сервисными) с фиксацией плана и его выполнения в ИС;

– фиксации в ИС  результатов  деятельности  учителей и учащихся;

– проведения мониторинга здоровья учащихся и сохранение результатов  мониторинга в ИС;

– сделать прозрачным образовательный процесс для родителей и общества;

– ведения делопроизводства в ИС;

– управления на различных уровнях образовательным процессом в школе с привлечением всех субъектов  образования и всех перечисленных выше возможностей;

– перевода на систему цифровой отчетности ОУ, обеспечивающей прозрачность и публичность предъявления результатов их образовательной деятельности.

В ОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов других ступеней школьного и дошкольного образования, администрации ОУ, исходя из целей и задач образовательного учреждения. Разработанная программа может рассматриваться и обсуждаться на педагогическом совете ОУ, должна проходить внешнюю экспертизу с привлечением общественных и иных экспертов и утверждаться коллегиальным органом государственно-общественного управления ОУ (например, Управляющим советом). После  утверждения ООП со стороны высшего органа в ОУ  она не должна согласовываться, экспертироваться и т.п.  со стороны внешних  Органов управления  образованием.

Предметом внешней оценки ООП  становится  один раз в пять  лет  в период прохождения  ОУ процедуры лицензирования и  аккредитации[1]. В соответствии  с концепцией Российской системы  оценки  качества образования  ООП становится одним из объектов экспертной оценки именно  в период лицензирования и аккредитации  ОУ. Так, в Концепции  отмечается, что объектами оценки ОСОКО являются: «образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки…»

Необходимо знать и помнить, что, расширяя  самостоятельность ОУ в разработке  ООП, автоматически увеличивается в несколько раз и ответственность руководства ОУ за ее реализацию.

8. Планируемые результаты освоения ООП НОО

 

Планируемые результаты освоения ООП НОО понимаются как совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.

На основе Требований ФГОС при составлении ООП конкретного ОУ необходимо выделить те личностные результаты, которые, с одной стороны, будут отражать, общие ценностные установки Российского общества, а с другой стороны - специфику данного образовательного учреждения.

Особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе:

1. В отношении предметного мышления (решения задач, проблем):

            - умение отличать известное от неизвестного;

            - умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

            - умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);

            - находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).

2. В отношении содержательной коммуникации:

            - владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;

            - умение представить свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

            - умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);

            - умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;

            - способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях (автора, зрителя, критика);

            - способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.

3. В отношении владения информацией:

            - правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;

            - классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;

представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;

читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;

            - читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;

            - находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

            - следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;

            - работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.

4. В отношении саморазвития:

            - способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

            - способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;

            - самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;

            - определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

            - обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;

            - уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;

            - предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;

            - определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы;

            - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;

            - сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.

При описании планируемых результатов важно технологически их выстроить:  индикаторы, показатели, способы и формы их оценивания, а также дать указания  динамики их формирования (прежде всего это касается универсальных учебных действий или ключевых  компетентностей).  Особое место в этом разделе  уделяется формам сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося.

 

 

9. Программа формирования УУД[2]у обучающихся на ступени ННО

 

Универсальные  общие способы действия (ключевые  компетентности) – средства, которыми должен обладать человек по включению в современные  процессы, а также в специфические  человеческие  формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие «лицо»  современного  мира и современной  экономики.

                                                                                 

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Таблица 3.

 

Ключевые  компетентности

Умения

Инструмент

Форма (вид)  оценки

1. Компетентность в решении  проблем (задач)

 

·      умение видеть сильные и слабые стороны результата, своей деятельности,

·      умение получать дополнительные данные, выбирать метод для решения,

·      умение уточнить формулировку задачи,

·      умение выдвигать и проверять гипотезы,

·      переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичными условием,

·      умение выявить и использовать аналогии,

·      оценить продукт деятельности на основе критериев,

·      сформулировать вывод о соответствии полученного продукта замыслу,

·      сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта,

·      выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности,

·      умение планировать решения задачи, определять ресурсы,

·       

 

 

 

Учебные и проектные (межпредметные, разновозрастные)  задачи;

 

 

Коллективное  решение в малой группе, публичное  представление результатов работы, экспертная  оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты;

 

2. Учебная (образовательная) компетентность

·  умение подбирать необходимые задания для ликвидации проблем в обучении

·  умение осуществлять свободный выбор продукта предъявляемого «на оценку» учителю, классу

·  умение назначать самостоятельно критерии для оценивания

·  умение оценивать свою работу по заданным критериям

·  умение находить образцы для проверки работы, сопоставлять свою работу с образцом

·  умение определять для себя сложность задания (осуществлять адекватный выбор)

·  умение видеть (определять) ошибкоопасные места (возможные ошибки) при решении практической задачи

·  умение определять объем заданий, необходимых для решения проблемных зон в обучении

·  умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности

·  сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ

·  определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки

·  высказывание предположений о неизвестном, предложение способа проверки свои гипотез, инициирование поиска и пробы известных (неизвестных) способов действий

·  оценивание задачи (ситуации) как подходящей под данный способ действия или выходящий за границы способа

·  доопределение и переопределение задачи в конкретных условиях

·  умение определять границы собственного знания/незнания

 

Организация и выполнение  домашней самостоятельной  работы

Итоги рефлексии  учащихся выполненной  самостоятельной работы, анализ  самостоятельной  работы учителем, сопоставление оценки школьника с оценкой  учителя.

   3.  Информационная компетентность

 

·      правильное выполнение действий в соответствии с заданной инструкцией

·      нахождение в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос

·      чтение простейших графиков, диаграмм и таблиц, содержащие информацию об объектах и процессах

·      представление результатов данных в виде простейших диаграмм и таблиц

·      использование сравнения для установления общих и специфических свойств объектов, высказывание суждений по результатам сравнения

·      умение классифицировать объекты на основе заданного (или назначенного) параметра

·      устное описание объекта наблюдения

·      умение рассказывать несложный текст по плану

·      составление простейшего плана несложного текста для пересказа

·      определение главной мысли текста, нахождение в тексте незнакомых слов, определение их значения разными способами

·      правильное, осознанное чтение (про себя) простого научно-популярного текста (независимо от скорости)

·      умение формулировать прямые выводы, заключения на основе фактов, имеющихся в сообщении (тексте)

·      умение интерпретировать и обобщать информацию сообщений

·      различение точек зрения, выраженных в тексте

·      вычитывание информации из текста, различая описания фактов и явлений и их объяснение

·      умение отсеять лишние "зашумляющие" данные и умение видеть дефицит данных

·      умение выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи

·      умение находить в сообщении информацию, заданную в явном или неявном виде

·      умение выбирать способы получения информации

·      умение планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы

Проектные задачи, проекты, трехуровневые задачи

Решение задач и их балльная оценка

4. Коммуникативная  компетентность

 

·      умение понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

·      умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования ( в том числе пробы общения в сети Интернет)

·      умение представлять свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)

·      владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решение учебно-практических задач

·      умение вести и участвовать в дискуссии

·      умение проводить интервью

·      умение выступать с мульти-медиа сопровождением

·      создание текста-рассуждения, обосновывающего свою гипотезу или вывод из опыта

·      создание текста-описание проведенных наблюдений и опытов

·      формулирование собственного мнения в понятной для собеседника и аудитории форме

·      умение создавать объекты со ссылками и иллюстрациями, графические схемы, планы, видео и аудиозаписи

·      умение создавать сообщения различной природы (устные, письменные тексты)

Организация группового взаимодействия, устных и письменных дискуссий, написание творческих работ, сочинений, создание презентаций

Публичное  предъявление  результатов, экспертная оценка взрослых и школьников

5. Компетентность взаимодействия

 

 

·      умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновения интересов

·      умение инициировать и осуществлять сотрудничество со сверстниками

·      умение инициировать и осуществлять сотрудничество со взрослым (учителем)

·      учет и координация различных мнений в общении и сотрудничестве

·      проявление интереса к различным точкам зрения

·      учет или использование другого мнения отличного от своего.

Организация группового и межгруппового  взаимодействия в учебном процессе и социальной практики

Экспертные суждения  и оценка

10. Программы отдельных предметов, курсов

 

В связи с тем, что непосредственно  текст ФГОС ОО не содержит минимального содержания  образования («фундаментальное ядро» содержания  образования   потеряло  статус нормативного  документа  и носит  исключительно  рекомендательный характер), то необходимо ОУ в ООП (используя рекомендательное «фундаментальное ядро», примерные  учебные программы) описать основные общие характеристики и подходы к отбору содержания  образования  для  достижения  поставленных  целей, а также выделить ключевое содержание по предметным областям учебного  плана.

       Так, например, учебное  содержание  предметных областей может быть представлено в виде совокупности (системы)  предметных   средств/способов  действия.

                                                                                                                      Таблица 4

Предметное содержание  математической грамотности (вариант)

 

Содержательная область

Средства математического действия (понятия, представления)

Математические действия

Числа и вычисления

 

 

·         последовательность натуральных чисел

·         числовая прямая

·         позиционный принцип (многозначные числа)

·         свойства арифметических действий

·         порядок действий

 

·         нумерация

·         представление чисел на числовой прямой

·         сравнение многозначных чисел

·         выполнение арифметических действий с многозначными числами

·         определение порядка действий в выражении.

·         прикидка

Измерение величин

 

·       отношение между числом, величиной и единицей

·       отношение «целого и частей»

·       формула площади прямоугольника

 

·         прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта)

·         косвенное измерение (вычисление по формулам)

Закономерности

 

·       «индукционный шаг»

·       повторяемость (периодичность)

 

·         выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах

·         вычисление количества элементов в структурированном объекте

Зависимости

 

·       отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»)

·       прямая пропорциональная зависимость между величинами

·       производные величины: скорость, производительность труда и др.

·       соотношения между единицами

·       решение текстовых задач.

·       описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.)

·       действия с именованными числами

Элементы геометрии

 

·       форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)

·       пространственные отношения между фигурами

·       симметрия

·       распознавание геометрических фигур

·       определение взаимного расположения геометрических фигур

 

ОУ предстоит подготовить набор  рабочих учебных программ, учебных курсов, модулей  и т.п., а также программ внеучебной  деятельности. Целесообразно  внутри  школы  задать  общий формат таких программ на основе  требований  ФГОС.

Каждая программа  включает разделы:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, место данного предмета, курса и его вклад в решение основных педагогических задач;

– общую характеристику учебного предмета;

описание места учебного предмета в учебном плане;

планируемые результаты: личностные (социальный опыт), метапредметные (ключевые компетентности) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

содержание учебного предмета;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета.

К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Рабочие программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также  примерных  учебных программ[3].

Рабочие учебные программы  являются составной частью ООП  и утверждаются как единая Программа действий ОУ  самостоятельно  ее высшим органом. До утверждения ООП учебные программы рассматриваются на методическом объединении (кафедре, научно-методическом Совете и т.п.) школы, далее на Педагогическом совете и рекомендуются  к утверждению высшим органом ОУ, после чего подписываются  директором  ОУ. Таким образом, в условиях нового ФГОС ответственность за качество и реализацию  всех программ  несет директор ОУ.

11. Программы духовно-нравственного развития, воспитания

Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы.

При составлении этих программ можно руководствоваться материалами сайта www.standart.edu.ru раздел «Начальная школа», а также статьей Данилюка А. Я., Кондакова А. М., Тишкова В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в журнале «Народное образование», № 1, 2010г.

Мониторинг реализации программы осуществляется по решению  органа самоуправления образовательного учреждения (Совет ОУ, Попечительский совет) или его учредителя.

Промежуточные итоги реализации и результаты мониторинга ООП должны отражаться в публичном докладе директора ОУ перед органом самоуправления ОУ и в публичном докладе перед общественностью.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… .2

            1. Структура образовательной программы…………………………………. 3

            2. Права и обязанности участников реализации ООП ……………………...4

            3. Задачи педагогов …….……………………………………………………..5

4. Этапы реализации ООП НОО…….. ………………………………………6

            5. Принципы разработки ООП НОО…………………………………………7

6. Структура объемов ООП НОО……………………. ……………………...9

7. Рабочий учебный план……………………………………………………...11

8. Планируемые результаты….……………………………………………….14

9. Программа формирования УУД……………………………………………17

10. Программы отдельных предметов, курсов……………………. ………...21

11. Программы духовно-нравственного развития, воспитания……………..23

 

 



[1] Концепция общероссийской оценки качества образования // Версия 02.02.08. Вторая редакция.

[2]Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / Под редакцией А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

[3]См. Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. Ч. 1. – Просвещение, 2008. – 317 с.

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн