Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Степанов Е.Н.,заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО, доктор педагогических наук,

профессор

 

Методические советы

по организации внеурочной деятельности

учащихся начальных классов

 

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Сформированные педагогическим коллективом представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся следует изложить в разрабатываемой учебным заведением основной образовательной программе начального общего образования.

Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов является очень сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки. Некоторые научно-методические советы предлагаются автором данной публикации, который при их подготовке исходил из следующего определения ключевого понятия:внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

 

                                                                        I.            Цели и принципы организации внеурочной деятельности

 

Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности  младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:

1.     Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.     Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

-        всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

-        основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

-        урочной и внеурочной деятельностью;

-        региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3.     Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4.     Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5.     Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и  ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

 

                                                                                                       II.            Содержание внеурочной деятельности

 

Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Например, избрав основанием для классификации возникающие в процессе деятельности субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом). Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:

1)     игровую деятельность;

2)     познавательную деятельность;

3)     проблемно-ценностное общение;

4)     досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

5)     художественное творчество;

6)     социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

7)     трудовую (производственную) деятельность;

8)     спортивно-оздоровительную деятельность;

9)     туристско-краеведческую деятельность.

Наряду с определением направлений (видов) внеурочной деятельности и количества времени участия в них необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, клубов, секций, студий и т.д.) и в документах перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.

Рабочая программа объединения дополнительного образования разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению программ дополнительного образования детей. Она обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и после принятого положительного решения утверждается директором образовательного учреждения.

Основными структурными элементами программы являются следующие:

1)     титульный лист;

2)     пояснительная записка или введение;

3)     учебно-тематический план;

4)     содержание изучаемого курса;

5)     методическое обеспечение;

6)     список литературы.

Рассмотрим содержательные аспекты каждого структурного элемента.

Титульный лист программы, как правило, содержит следующую информацию:

-        наименование образовательного учреждения;

-        где, когда и кем утверждена данная программа (здесь же ставятся подпись руководителя образовательного учреждения и печать учебного заведения);

-        название программы;

-        возраст детей, на которых рассчитана составленная программа;

-        сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы);

-        Ф.И.О., должность её автора (авторов);

-        название населенного пункта, в котором реализуется программа;

-        год разработки программы.

В пояснительной записке или во введении целесообразно раскрыть:

-        направленность программы;

-        её актуальность;

-        цель и задачи программы;

-        возраст детей, участвующих в реализации программы;

-        сроки её реализации (общая продолжительность, этапы);

-        формы и режим занятий (дел);

-        ожидаемые результаты и способы их проверки;

-        формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

Учебно-тематический план чаще всего представляется в форме таблицы. В нем указываются:

-        перечень разделов, тем программы;

-        количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание изучаемого курса отражается через краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы.

Раздел «Методическое обеспечение» может включать описание:

-        форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

-        приемов и методов организации внеурочной деятельности, технического её оснащения.

Список литературы состоит из перечня публикаций и электронных источников, в которых содержится важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей, участвующих в реализации избранной ими программы.

Содержание всех других видов внеурочной деятельности учащихся отражается в перспективных и календарных планах воспитательной работы. Научно-методические рекомендации по их составлению нами неоднократно излагались в учебно-методических пособиях и периодических педагогических изданиях (см. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2006.; Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.; Степанов Е.Н. Форма, структура и  содержание плана работы // Воспитание школьников. 2003. № 7,9; Степанов Е.Н. Лекция «Планирование воспитательной работы в классе // Классный руководитель. 2006. № 3).

                                                                                                   III.            Организация внеурочной деятельности

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

1)     проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;

2)     организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

3)     аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий (приложение 1). Полученные сведения имеют важное значение для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности.

Затем следует сосредоточить усилия на формировании проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении.

При ее проектировании необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в учебном заведении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о том, что «время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения».

Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Не случайно, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Деятельность должна быть моя, исходить из души моей». Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

Разумеется, предметом проектирования должна стать не просто разрозненная совокупность видов внеурочной деятельности, а целостная система ее организации. Создание системы предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном и корректном его применении формируются воспитательные системы образовательного учреждения и его структурных подразделений, а также индивидуальные системы воспитания конкретных детей. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов (направлений) деятельности определить, какой из них может стать доминирующим (приоритетным) и выполнить роль системообразующего фактора.

При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам. Чтобы данный выбор оказался обоснованным и способствовал построению эффективной системы внеурочной деятельности, надо опираться на научно-методические разработки. Например, целесообразно учесть замечание Н.Е. Щурковой: «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием».

Хорошей научно-методической подсказкой педагогам для проектирования и создания системы внеурочной деятельности учащихся могут стать разработанные учеными классификации форм воспитательной работы. В качестве основания для классификации форм исследователи используют такие признаки:

-        количество участников (массовые, групповые, индивидуальные);

-        виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);

-        затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки);

-        способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);

-        характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);

-        способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

-        взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

-        способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные);

-        степень сложности (простые, составные, комплексные).

Интерес для практических работников может представлять недавно сделанное Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым дополнение в классификацию форм внеурочной воспитательной работы. В пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» ими предлагается выделять три типа форм согласно уровням результатов, полученных при их использовании:

1)     формы, содействующие приобретению социальных знаний;

2)     формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;

3)     формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что эффективность влияния деятельности на развитие школьников существенно возрастает, если применяются комплексные формы ее организации. Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей. Примером такой формы может стать организованная для учащихся начальных классов школы № 18 г. Пскова познавательно-игровая экспедиция «В мир открытий и чудес». Согласно разработанному замыслу первоклассники вместе с родителями и педагогами создают экспедиционные команды и отправляются в четырехлетнее путешествие, получившее название «В мир открытий и чудес». Основная цель экспедиции заключается в познании детьми самих себя и окружающего мира. В ходе путешествия ученики посещают такие страны, как «Учландия» (в первом классе), «Дружляндия» (во втором классе), «Родниковия (в третьем классе) и «Яландия» (в четвертом классе). Их посещение должно помочь детям освоить социально значимые ценности и роли, научиться планировать, организовывать и анализировать индивидуальную и совместную деятельность, устанавливать доброжелательные отношения со своими одноклассниками и учителями, другими детьми и взрослыми. Программой экспедиции предусматриваются ключевые дела, которые способствуют интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению  и проявлению их индивидуальности.

Субъектам проектирования нельзя забывать и о санитарно-гигиенических требованиях к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Включение в образовательную программу внеурочных занятий чаще всего ведет к организации работы учебного заведения в режиме полного дня, увеличению количества групп продленного дня, организации дополнительного питания учащихся.

На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанного проекта. Их успешность во многом зависит от ресурсного обеспечения.

Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации проекта. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.

Администрации образовательного учреждения необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. По все вероятности, необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения внеурочных занятий, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.

Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных  и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Их арсенал должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся. Наверное, потребуется появление нового элемента организационно-управленческого ресурса – введение должности координатора (диспетчера) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеучебных занятиях.

На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера.

Предметом анализа и оценки могут стать следующие аспекты:

-        включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

-        соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;

-        ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время. Как получить такую информацию? Надо определить порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений.

Для сбора информации можно использовать специальный бланк об участии детей во внеурочной деятельности (см. образец), который заполняется классным руководителем один раз в четверть (триместр, полугодие).

Участие

учащихся __ класса во внеурочной деятельности

в ______________ 2011 года

Фамилия,

имя

 учащегося

Посещение детских объединений (по направлениям программ дополнительного образования)

Классные

дела

Внеклассные

дела

Внешкольные

мероприятия

Художественно-эстетическое

Физкультурно-спортивное

…….

1.     

 

 

 

 

 

 

2.     

 

 

 

 

 

 

3.     

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. В соответствии с содержанием образовательной деятельности принято выделять такие направления программ дополнительного образования:

1)     художественно-эстетическое;

2)     физкультурно-спортивное;

3)     научно-техническое (техническое творчество);

4)     туристско-краеведческое;

5)     эколого-биологическое;

6)     научно-познавательное;

7)     военно-патриотическое;

8)     социально-педагогическое;

9)     культурологическое.

Корректно заполненная таблица позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся во внеурочное время, о наиболее популярных для школьников видах внеурочной деятельности, об активности детей в классных, внеклассных и внешкольных делах (так как в таблице можно использовать цветовые обозначения: зеленый цвет означает позицию организатора дела, желтый – активного участника, красный – зрителя или неактивного участника (пассивного исполнителя).

Составленные классными руководителями таблицы  передаются координатору внеурочной деятельности в образовательном учреждении или заместителю директора по воспитательной работе для обобщения и анализа сведений в общешкольном масштабе.

Наряду с анализом включенности детей во внеурочную деятельность важно установить, насколько она соответствует принципам организации. В данном случае принципы могут выступать в качестве критериев анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Поэтому можно использовать следующие критерии:

-        гуманистическая направленность деятельности;

-        системность организации внеурочной деятельности;

-        вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности;

-        направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых;

-        ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха.

В соответствии с перечисленными критериями необходимо подобрать или разработать соответствующие приемы и методы (методики) анализа и оценивания. К ним можно отнести педагогическое наблюдение, анкетирование детей и родителей, беседу, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический консилиум и др.

При анализе ресурсов внеурочной деятельности важно выявить существующие недостатки и проблемы ресурсного обеспечения, а также пути и способы их устранения. С этой целью можно составить следующую таблицу:

Наименование ресурсов

Недостатки и проблемы ресурсного обеспечения

Пути и способы улучшения ресурсного обеспечения

1.      Кадровые

 

 

2.      Информационно-технологические

 

 

3.      Финансовые

 

 

4.      Материально-технические

 

 

5.      Организационно-управленческие

 

 

 

 

                                                                                                 IV.            Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты связаны с обретением системой внеурочной деятельности такого важного качества, как эффективность. Известно, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:

1)     продуктивность деятельности;

2)     удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффективности внеурочной деятельности.

В соответствии с критериями необходимо определить показатели и методики для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности.

Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной деятельности младших школьников. Многие научно-методические и практические работники считают, что «продуктом» этой деятельности могут стать сформированные у детей личностные качества и ценностные отношения. Нам представляется их точка зрения не совсем корректной и даже утопичной. Постараемся обосновать наше суждение. Во-первых, деятельность, в том числе и внеурочная, является не единственным фактором личностного развития ребенка. Большим развивающим потенциалом обладают сложившиеся в детском коллективе эмоционально-психологические и деловые отношения, происходящее в учебном заведении и за его пределами общение между детьми и взрослыми, а также сформированный в школьном (классном) сообществе уклад жизнедеятельности его членов. Нельзя забывать и о том, что ведущей деятельностью младших школьников психологи (В.В. Давыдов, Э.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.), основываясь на результатах многочисленных исследований, называют учебную. Именно в этой деятельности, происходящей преимущественно на уроках, формируются у растущего человека личностные новообразования.

Следовательно, не отрицая, но и не преувеличивая влияние внеурочной деятельности на развитие у учащихся личностных качеств и ценностных отношений, необходимо избрать другие показатели, характеризующие продуктивность внеурочной деятельности младших школьников. На наш взгляд, ими могут стать следующие:

1)     знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;

2)     достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности.

Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.

Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Само понятие «счастье» часто определяется ими как наличие у человека чувства удовлетворенности. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:

1.      Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?

2.      Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?

3.      Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить: интересно ли ребенку посещать клубные (кружковые, секционные и т.п.) занятия и организуемые дела в классе и школе; сложились у него товарищеские отношения с одноклассниками и ребятами, с которыми занимается в объединении дополнительного образования; сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, чему-то научиться; хорошее настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время. Необходимо понять: как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка; что они ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности; удовлетворены ли они отношениями с классным руководителем, педагогом дополнительного образования; как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности. Надо изучить: удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности; как складываются его отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения; созданы ли условия для его профессионально-личностного роста, творческого самовыражения. Очевидно, что сформированность чувства удовлетворенности организацией и результатами внеурочной деятельности у каждого из перечисленных субъектов может рассматриваться в качестве отдельных показателей второго критерия.

Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.

Таким образом, из критериев, показателей и методик анализа и оценки названных в этом и предыдущем разделе концепции, может быть разработан (составлен) диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности действующей в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности младших школьников (приложение 2).

 

Литература

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.      Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

3.      Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.

4.      Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.

5.      Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

6.      Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

7.      Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002.

8.      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010.

9.      Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. – М., 2009.

10.  Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.

 

Приложения

                                                                                                                    Приложение 1

Формы и методы изучения интересов и потребностей

младших школьников и запросов их родителей

Анкета

для родителей будущих первоклассников

(составлена С.П. Царевой, заместителем директора

по учебно-воспитательной работе лицея № 20 г. Пскова)

Цель: получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Ход проведения. На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей будущих первоклассников администрация учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты:

Анкета

Уважаемый родитель! Жизнь в школе – это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался  к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.     Что интересует Вашего ребенка больше всего? __________________________________

_____________________________________________________________________________

2.     Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

-        да;

-        нет.

Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

-        да;

-        нет;

-        и да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад).

4.     Какое занятие доставляет ему наибольшую радость? _____________________________

_____________________________________________________________________________

5.     Что его может огорчить? ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.     Назовите любимую игру Вашего сына или дочери _______________________________

_____________________________________________________________________________

7.     Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:

-        физкультурно-спортивное;

-        художественно-эстетическое;

-        научно-техническое (техническое творчество);

-        научно-познавательное;

-        туристско-краеведческое;

-        военно-патриотическое;

-        эколого-биологическое.

Обработка полученных данных. При обработке анкет необходимо выяснить, сколько дошкольников занимаются в кружках, секциях, студиях; какие учреждения они посещают; какие направления внеурочной деятельности, по предположению родителей, могут вызвать у детей наибольший интерес. На основе обработанной и систематизированной информации следует начать разработку проектных представлений об организации внеурочной деятельности учащихся формируемых первых классов.

 

Анкета

родителей первоклассников

(составлена профессором Е.Н. Степановым)

Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации

Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету

Анкета

Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:

1.      Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:

-         слушать и читать книги, журналы, газеты;

-         смотреть телевизор;

-         ходить в кино;

-         работать на компьютере;

-         посещать театры, концерты;

-         посещать музеи, выставки;

-         слушать музыку;

-         играть на музыкальных инструментах;

-         помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;

-         мастерить, ремонтировать;

-         заниматься в кружках технического творчества;

-         заниматься рукоделием (шить, вязать);

-         заниматься кулинарией;

-         рисовать;

-         заниматься фотографией;

-         заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);

-         играть в различные подвижные игры;

-         заниматься физкультурой и спортом;

-         проводить время в компании с друзьями;

-         ничего не делать;

-         что еще (допишите) ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.      Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:

-         да;

-         нет.

Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _____________________________________

________________________________________________________________________________

3.      Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:

-         положительно;

-         трудно сказать;

-         отрицательно.

4.      Чем увлекаются члены Вашей семьи _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:

-         художественно-эстетическое;

-         научно-познавательное;

-         физкультурно-спортивное;

-         научно-техническое (техническое творчество);

-         туристско-краеведческое;

-         военно-патриотическое;

-         эколого-биологическое.

6.      Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-первоклассника ________________

________________________________________________________________________________

Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников.

 

Методика «Игра-путешествие по морю любимых занятий»

(составлена доцентом И.М. Витковской)

 

Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.

Ход проведения. Учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по морю любимых занятий, и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребенок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети "путешествуют с одного острова на другой". К доске прикрепляется карта, на которой изображено море. Постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом. Надо выбирать любимое.

Остров труда

1.      Мастерить.

2.      Шить или вязать.

3.      Ухаживать за животными или растениями.

4.      Изготавливать игрушки.

5.       ?

Остров красоты

1.      Петь.

2.      Танцевать.

3.      Ходить и ездить на экскурсии.

4.      Рисовать.

5.       ?

Остров игр

1.      Играть в подвижные игры.

2.      Заниматься спортом.

3.      Играть в шахматы и шашки.

4.      Участвовать в КВН и других конкурсах.

5.      ?

Остров знаний

1.      Читать книги.

2.      Рассматривать художественные альбомы и открытки.

3.      Слушать стихи и музыку.

4.      Помогать младшим и сверстникам в учебе.

5.      ?

Ответы записываются каждым учеником индивидуально на своем листочке. После выполнения этого задания детям предлагается записать тот остров, к которому они в следую­щий раз поплывут в первую очередь.

Обработка полученных результатов. Педагог составляет таблицу, в которой по вертикали перечисляются фамилии и имена учащихся, а по горизонтали – бухты островов. В прямоугольники, образовавшиеся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий, заносятся результаты выбора каждого ребенка. Подсчет количества сделанных всеми учащимися выборов той или иной бухты помогает выявить наиболее желаемые (популярные) занятия детей этого классного сообщества. Анализ результатов выбора конкретного ребенка позволяет судить о его интересах. Особое внимание при определении его индивидуальных  увлечений и интересов следует обратить на итоги выполненного им последнего задания игры.

 

Методика «Цветик-семицветик»

(составлена доцентом И.М. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнение которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка полученных результатов. Для более детального и глубокого анализа результатов целесообразно составить следующую таблицу:

 

Ф.И.О.

Желание для себя

Для родных и близких

Для класса и школы

Для всех людей

1.      Антонова Аня

3

1,2,6

4,5

7

 

Подсчитанное количество выборов в каждой колонке позволяет сформировать предположение о направленности интересов учащихся класса. О содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.

 

Альбом-эстафета «Наш класс»

(разработана М.Н.Тарасовой,учителем начальных классов  

Покровской школы Красногородского района)

 

Цели:

1)     получить педагогически важную информацию об учащихся-первоклассниках и их семьях;

2)     способствовать включению всех уча­щихся и членов их семей в совместную деятельность по выбору названия, эмблемы, девиза и основных правил жизнедеятельности класса.

Участники: классный руководитель, учащиеся 1-го класса, родители и родственники первоклассников.

Ход проведения

Классный руководитель оформляет обложку альбома (обычно используется альбом для рисования или черчения), на которой делается надпись: «Альбом-эстафета «Наш класс». Каждому учащемуся предлагается оформить в течение двух-трех дней одну или две страницы альбома, подписанные его именем (например, Иванов Максим). В оформлении страниц альбома принимают участие не только перво­классники, но и родители и другие члены семьи. На этих страницах при­клеивается фотография ребенка, помещаются наиболее важные сведения о нем, особенно о его увлечениях, друзьях, особенностях характера, рас­сказывается о традициях и праздниках семьи. Далее вносятся предложе­ния членов семьи о том, как назвать классный коллектив, какими могут быть девиз, эмблема и правила жизнедеятельности в классном сообщест­ве. Члены семьи должны обосновать свои предложения, постараться расшифровать каждую деталь изображенной эмблемы. В середине альбома отводятся страницы для классного руководителя, которые содержат те же разделы, что и у его воспитанников.

По окончании эстафеты классный руководитель, дети и родители готовят и проводят совместное дело, в ходе которого подводятся итоги эстафеты, выбирается название класса, его девиз и эмблема, формулиру­ются правила жизнедеятельности в классном сообществе, оформляется классный уголок. Каждая семья получает изготовленный старшеклассни­ками подарок за участие в эстафете.

Педагогический анализ результатов эстафеты.Классный руково­дитель обращает внимание на интересы, особенности характера детей и на то, что является наиболее значимым для той или иной семьи. По­лученная информация используется при моделировании воспитатель­ной системы класса и планировании учебно-воспитательной работы.

Диагностическая игра «Путешествие в страну увлекательных занятий»

(разработана Л.А.Павловой,учителем русского языка и литературы

 Покровской школы Красногородского района)

Участники: учащиеся 1–4-х классов и старшеклассники, занимающиеся в различных кружках, клубах, секциях.

Цель: выявить интересы, склонности и увлечения учащихся начальных классов для использования данной информации в процессе разработки модели воспитательной системы школы.

Подготовительная работа:

1.      Организация посещения учащимися начальных классов в течение двух недель кружковых, секционных и клубных объединений, созданных и работающих в школе и Доме культуры.

2.      Подбор информационных материалов об участии школьников в различных видах деятельности:  дневников туристических походов, летописей классных дел, видеофильмов о творческих отчетах коллектива школы перед жителями волости и т.п.

3.      Разработка сценарного плана игры, подготовка старшеклассников к выполнению организаторской роли в игровых ситуациях.

4.      Изготовление цветков из бумаги на занятиях кружка "Умелые руки".

5.      Оформление обложки альбома "Путешествие в мир увлекательных занятий", изображение на его страницах эмблем и названий школьных объединений по интересам.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а)      плакат со словами: «В школе много разных дел – выбирай на вкус!»;

б)     выставка подготовленных информационных материалов;

в)     телевизор и видеомагнитофон;

г)      альбом «Путешествие в мир увлекательных занятий»;

д)     в зале три рабочих места, оборудованных  для младших школьников (столы, стулья, фломастеры красного, желтого и зеленого цвета).

Ход игры

1.      Младшие школьники по своему желанию занимают рабочие места.

2.      Звучит музыка из песни «Вместе весело шагать».                        

3.  Ведущий игры произносит краткое вступительное слово:

Ребята, сегодня мы собрались вместе для того, чтобы помечтать о нашем с вами будущем, поговорить о том, чем вы хотели бы заниматься в новом учебном году. А  помогут нам мечтать и беседовать герои из известной сказки Николая Носова "Незнайка и его друзья". (Происходит представление сказочных героев). Они пришли к нам в гости для того, чтобы рассказать о своих занятиях в кружках и секциях нашей школы и Дома культуры.

4.      Выступают сказочные герои. Они знакомят младших школьников с работой кружков и секций, показывают в творческой форме то, чему научились, демонстрируют поделки кружковцев, рисунки, фотографии.

5.  Ведущий:

А теперь подумайте и решите, кто из сказочных героев больше всего вам понравился, кому из них подарите свои цветки.

6.      Каждый учащийся выбирает по своему усмотрению наиболее понравившегося героя и дарит ему свой цветок.

7.      Ведущий предлагает участникам игры посмотреть видеофильм о творческом отчете школьных объединений по интересам учащихся. Демонстрируется видеофильм.

8.  Ведущий:

Ребята, с помощью сказочных героев и просмотра видеофильма вы познакомились с интересными делами и занятиями кружковцев. А теперь мы хотим услышать ваше мнение. Что больше всего вам понравилось? В каком кружке, клубе, секции вы хотели бы заниматься?

9.      Каждый учащийся начальной школы кратко делится своими впечатлениями и называет клубное объединение, в котором он хотел бы заниматься в этом учебном  году.

10.  Младшие школьники заполняют альбом "Путешествие в мир увлекательных занятий". На листах с названием и эмблемой кружков и секций ученики рисуют круги трех цветов:

-          зеленого – в этом объединении хочу и буду заниматься;

-          желтого – в этом объединении, наверно, интересно, но я не буду в нем заниматься;

-          красного – мне не понравилось и не хочется в нем заниматься.

11.  Ведущий предлагает завершить путешествие занимательными играми, которые подготовлены старшеклассниками.

Педагогический анализ результатов диагностической игры. Анализ высказываний и пометок в альбоме позволяет выявить интересы, склонности и увлечения учащихся начальных классов. Эту информацию целесообразно использовать при проектировании индивидуальной траектории развития ребенка и моделировании воспитательного пространства сельской волости.

 

Вечер «Мир наших увлечений»

(составлен В.Н.Щербаковой,методистом кафедры

 теории и  методики воспитания Псковского областного ИПКРО)

 

Участники: классный руководитель, учащиеся 6-го класса, их родители

Цели:

1)     познакомиться с увлечениями детей и их родителей, лучше узнать друг друга;

2)     учесть возможности вовлечения родителей в воспитательный процесс через организацию ими мини-кружков по интересам, участие в подготовке и проведении классных и школьных дел.

Подготовительная работа

1.      Всем родителям заранее сообщается о предстоящем вечере и предлагается принять участие в анкетировании (см. приложение).

2.      Учащимся предлагается написать мини-сочинение о собственных увлечениях и увлечениях членов семьи.

3.      Редколлегия готовит выпуск газеты «Наши увлечения».

4.      Классный руководитель составляет рассказ  о своем увлечении.

5.      Семьям учащихся предлагается подготовить презентацию своих увлечений в любой форме (рассказ, выставка, фоторепортаж, мастер-класс).

Оформление, оборудование, инвентарь:

а)      кабинет празднично украшен, оформлена выставка достижений учащихся и родителей;

б)     подготовлено музыкальное сопровождение вечера;

в)     установлено мультимедийное оборудование;

г)      импровизированный сундук из красивой коробки или шкатулка.

Ход вечера

I.       Вступительное слово классного руководителя о значении семейных традиций, совместных увлечений для развития творческих способностей, для укрепления сотрудничества и взаимопонимания в семье.

II.    Представление семьями и классным руководителем своих увлечений. Возможные тематические направления вечера:

-         репортаж с выставки «Вышивальщицы»;

-         экскурсия по выставке «Мы с папой милиционеры»;

-         фотоальбом «Наша дача»;

-         хит-парад «Из семейной фонотеки».

III. Акция «Сундук сокровищ».

В заключение вечера каждый из присутствующих на листочках красного цвета  записывает ответ на вопрос: «Чему Вы (ты) и Ваша (твоя) семья могли бы научить ребят из класса?». На листочках желтого цвета пишется ответ на вопрос: «Чему Вы (ты) хотел(и) бы научиться у других семей?». Листочки с ответами участники помещают в импровизированный сундук.

Таким образом, каждый из присутствующих внесет вклад в развитие классного сообщества, поскольку мнения и предложения будут учтены при планировании работы класса. На основе ответов может быть составлена картотека творческих интересов или карта увлечений учеников и родителей.

Приложение

Анкета для родителей

1.      Чем Вы любите заниматься в свободное время?

2.      О каком увлечении Вы могли бы рассказать?

3.      Чему Вы могли бы научить учащихся нашего класса?

 

Анкета для учащихся

1.      Твое любимое занятие в свободное время?

2.      О каком своем увлечении и увлечении своей семьи ты мог бы рассказать?

3.      Чему бы ты хотел научиться?

4.      В каких кружках хотел бы заниматься?

 

Хит-парад « Ах, если бы сбылась моя мечта…»

(составлен Т.А.Клюкиной, учителем начальных классов школы № 7 г. Острова)

 

Участники: учащиеся 3-го класса, классный руководитель, родители, представители отряда вожатых «Осьминожки».

Цель: используя содержание популярных детских песен, организовать планирование работы классного коллектива на год.

Задачи:

1)     создать доверительную атмосферу для свободного размышления учащихся об их проблемах, желаниях, интересах;

2)     способствовать развитию у учащихся навыков рефлексии и самоанализа деятельности.

Подготовительная работа

1.      Педагог совместно с родителями готовит  мультимедийную презентацию «Дела класса», подбирает детские песни, содержание которых может помочь детям в осмыслении  проблем в жизни класса.

2.       При участии представителей вожатского отряда составляется программа хит-парада

« Ах, если бы сбылась моя мечта…», один из старшеклассников готовится стать ведущим.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а)      мультимедийная установка;

б)     диски с записями детских песен;

в)     карандаши и бумага для записей.

Ход  хит-парада

I.       Ведущий хит-парада. Дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на нашей школьной радиоволне. Сегодня мы представляем вашему вниманию сказочно-музыкальный хит-парад « Ах, если бы сбылась моя мечта…». Если мы с вами сможем помочь сказочным героям, то они подскажут нам, как сделать жизнь в классе яркой и интересной. На 10 и 9 местах нашего хит-парада песни героев, которые почему-то грустят. Попробуем разобраться, что у них случилось.

Звучат записи песен « Песня Водяного» из мультфильма « Летучий корабль», слова

 Ю. Энтина, музыка М. Дунаевского), « Песенка Чебурашки» (слова А. Тимофеевского, музыка В. Шаинского).

После прослушивания педагог беседует с детьми:

-         Почему грустят эти герои?

-         А вы когда-нибудь грустите? Почему?

-         Что вас огорчает в жизни?

II.    Ведущий хит-парада. На 8, 7, 6 местах расположились песни героев, которые смогли найти себе самые разные занятия. Давайте послушаем, чем они занимаются.

Звучат записи песен: песня Кота Леопольда «На крутом бережку» (слова  А. Хайта, музыка Б. Савельева) из мультфильма  «Леопольд и Золотая рыбка», «Песенка Львенка и Черепахи» (слова С. Козлова, музыка Г.Гладкова)  из мультфильма « Как Львенок и Черепаха пели песню», «Песенка Крокодила Гены» (слова А. Тимофеевского, музыка В. Шаинского).

После прослушивания детям предлагается рассказать о том, чем они любят заниматься в свободное время, какие увлечения стали для них самыми важными.

III.Ведущий хит-парада. В наш хит-парад проникла и заняла в нем 5 место одна известная хулиганка со своей песенкой. Мы, конечно, послушаем ее песню, но подумаем, права ли она.

 Звучит запись «Песенка Шапокляк» (слова Э. Успенского, музыка М. Зива).

Педагог задает детям вопросы:

-         Права ли Шапокляк?

-         А какие добрые дела делаете вы?

-         Почему нам приятно делать добрые дела?

IV.Педагог. Перед просмотром презентации «Дела класса», давайте вспомним, чем же мы занимались в прошлом году. Какие дела были особенно интересны? А какие дела принесли пользу не только нам самим, но и другим людям?

Просмотр презентации «Дела класса». 

V.    Ведущий хит-парада. Песня «Не волнуйтесь понапрасну» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Крылатого)  из мультфильма «Бюро находок» находится на 4 месте нашего хит-парада и  поможет нам  собрать новые предложения в план работы на новый учебный год.

 Проводится работа по группам. Каждой группе предлагается придумать, какими интересными делами можно будет заняться в новом учебном году. По окончании работы группы зачитывают свои предложения.

  VI. Ведущий хит-парада. Доброта и дружба помогают нам творить настоящие чудеса. Поэтому на  2 и 3 местах нашего хит-парада размещаются песни «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского) из мультфильма «Крошка Енот», «Песня друзей» (слова Ю. Энтина, музыка М. Дунаевского)  из мультфильма «Бременские музыканты».

 Учитель предлагает ребятам исполнить любимую песню класса.

VII. Ведущий хит-парада. Сделать свою жизнь по-настоящему интересной и полезной, конечно, трудно. Но нельзя бояться трудностей, надо смело идти навстречу испытаниям, как делают это герои сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». А пока вы слушаете их песенку, подумайте, какую цель перед собой ставите вы, к чему стремитесь? Чего вы желаете больше всего на свете?

Звучит «Песенка друзей» (слова И. Токмаковой, музыка И. Ефремова). Учащиеся записывают свои личные цели и желания.

  VIII. Ведущий хит-парада. И, наконец, мега-хит сезона, вселяющий оптимизм, веру в то, что все сбудется, мечты исполнятся, песня «Все сбывается на свете» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова) из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

 Примечание: Данное мероприятие может быть проведено в любом классе начальной школы, а также в среднем звене.  Подбор песен осуществляется в зависимости от особенностей класса, от личных пристрастий детей и классного руководителя. В старших классах возможно увеличение количества песен хит-парада.  При желании можно превратить это мероприятие в праздник, добавив выступления детей с различными номерами.

 

Карта интересов и увлечений учащихся

(составлена профессором Е.Н. Степановым)

Цель: выяснить основные интересы и увлечения учащихся класса и систематизировать информацию о них

Ход составления карты. С целью выяснения интересов и увлечений учащихся класса педагог проводит индивидуальные беседы с детьми и анкетирование их родителей. Полученную информацию учитель систематизирует с помощью составления карты интересов и увлечений. Можно составить карты двух видов.

Первая карта составляется на основе систематизации различных видов интересов и увлечений детей.  На ней изображаются символы того или иного вида увлечения (интереса), указывается количество детей, увлекающихся, например, танцами, их имена и фамилии. Нередко вместо символов на карте изображается окружность, поделенная на секторы разного цвета. Количество секторов столько, сколько существует у членов классного коллектива разновидностей интересов и увлечений. Размер сектора, т.е. его площадь, зависит от количества детей, имеющих одно и то же увлечение.

На карту второго вида наносятся символы для обозначения учреждений и организаций, в которых реализуются интересы детей. Как правило, в центре карты изображается школа, а на определенном расстоянии от нее изображаются символы учреждений и организаций, в которых занимаются дети. Размер символов зависит от количества занимающихся школьников. Рядом с символами можно указать имена и фамилии занимающихся детей.

 

Деловая игра

«Планирование воспитательной работы в классе»

(составлена Т.В.Павловой, учителем  начальных классов школы № 18  г. Пскова)

 

Цели:

1)     выявить запросы и ожидания родителей обучающихся по отношению к организации воспитательного процесса в классе;

2)     способствовать более активному участию родителей в жизнедеятельности класса и воспитательной работе с учащимися.

Участники: родители учащихся младшего или среднего школьного возраста, классный руководитель обучающихся.

Подготовительная работа

1.      Классный руководитель разрабатывает сначала замысел, а затем – сценарный план проведения деловой игры.

2.      Педагог приглашает родителей для участия в родительском собрании.

3.      Группа детей изготавливает жетоны шести цветов в количестве 30-36 штук (в зависимости от численности обучающихся и количества родителей, регулярно участвующих в родительских собраниях) и 6 табличек для игровых групп.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а)      30-36 жетонов желтого, красного, зеленого, голубого, белого и синего цвета;

б)     таблички с названиями игровых групп: «Родители», «Дети», «Учителя», «Администрация школы», «Воспитатели ГПД», «Бабушки-дедушки»;

в)     в центре классной доски – название темы родительского собрания;

г)      оборудованные рабочие места для ведущего игры, в качестве которого выступает классный руководитель, и для шести родительских групп (стол с прикрепленным к нему листом цветной бумаги и табличкой с названием группы, стулья, бумага, ручки, карандаши);

д)     6 карточек с опорными словами, раскрывающими содержание основных направлений развития детей:

-         эстетическое развитие: художественный вкус, воображение, ориентировка в искусстве, чувство прекрасного;

-         духовно-нравственное развитие: доброта, честность, чуткость, внимание к окружающим, уважение, милосердие;

-         физическое развитие: сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, здоровый образ жизни;

-         коммуникативное развитие: культура общения, речь, взаимопонимание, дружба, коллектив;

-         интеллектуальное развитие: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, познавательные потребности и мотивы, интерес к учебе;

-         развитие самопроцессов: самоанализ, самоопределение, самопроектирование, саморазвитие, самореализация, самоутверждение, самопознание, самооценка.

Ход деловой игры

При входе в учебный кабинет класса каждый родитель вытаскивает из непрозрачного мешочка жетон и занимает рабочее место за столом, к которому прикреплен лист бумаги, схожей по цвету с жетоном.

Классный руководитель называет тему и цель деловой игры, разъясняет правила участия в ней.

В каждой игровой группе выбираются «делегат» (представляет мнение группы остальным участникам игры) и «секретарь» (записывает идеи (мнения) членов группы).

Разминка. В ходе разминки родителям необходимо в течение трех-пяти минут в соответствии со своей игровой ролью продолжить фразу: «Воспитательная работа в классе – это …».

После группового обсуждения «делегаты» зачитывают продолжения незаконченной фразы.

Первый этап. Педагог кратко напоминает родителям об основных направлениях развития детей, раздает карточки с опорными словами, раскрывающими содержание направлений развития, а затем предлагает группам в соответствии со своими игровыми ролями выбрать наиболее значимое направление личностного развития детей. В течение 3-5 минут группы выполняют это задание, и «делегаты» информируют участников игры о результатах группового обсуждения.

Второй этап. Представитель каждой группы вытаскивает из мешочка карточку с названием одного из направлений личностного развития школьников, в соответствии с которым в группе будет осуществляться планирование воспитательной работы в классе на новый учебный год. Ведущий предлагает игровым группам разработать пакет из трех идей:

1)     тактической (адресуется директору школы);

2)     стратегической (в адрес начальника городского управления образования);

3)     фантастической (адресуется министру образования и науки Российской Федерации).

После группового обсуждения «делегаты» представляют разработанные в группах пакеты идей.

Третий этап. Игровым группам предлагается составить перечень наиболее важных совместных дел по своим направлениям, которые можно включить в план работы классного коллектива на новый учебный год. В ходе обмена мнениями участники вносят предложения в план работы и выделяют главные из них. «Делегаты» информируют о наиболее важных предложениях своих групп.

Рефлексия. Каждый из родителей, уже не в соответствии со своей ролью, продолжает фразу: «Участвуя в игре, я понял(а), что …».

Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в деловой игре и выражает надежду на посильный вклад родителей в подготовку и проведение намеченных совместных воспитательных дел.

 

                                                                                                                     Приложение 2

Диагностико-аналитический инструментарий

изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной деятельности младших школьников

 

Предмет

изучения

Критерии

анализа и оценки

Показатели

Приемы и методы

изучения

1

2

3

4

Состояние системы внеурочной деятельности учащихся

I.       Включенность учащихся в систему внеурочной деятельности

1.      Охват учащихся программами внеурочной деятельности

2.      Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности

1.      Статистический анализ участия учащихся во внеурочной деятельности, освоения ими программ дополнительного образования

2.      Педагогическое наблюдение

3.      Метод незаконченного предложения (недописанного тезиса)

II.    Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы

1.      Гуманистическая направленность деятельности

2.      Системность организации внеурочной деятельности

3.      Вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности

4.      Направленность деятельности на развитие и появление творчества детей и взрослых

5.      Ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха

1.      Методы системного анализа (морфологический, структурный, функциональный анализ)

2.      Метод экспертной оценки

3.      Методы индивидуальной и групповой самооценки

4.      Анкетирование

5.      Педагогическое наблюдение

III.Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся

1.      Обеспеченность кадровыми ресурсами

2.      Обеспеченность информационно-технологическими ресурсами

3.      Обеспеченность финансовыми ресурсами

4.      Обеспеченность материально-техническими ресурсами

5.      Обеспеченность организационно-управленческими ресурсами

1.      Метод экспертной оценки

2.      Методы индивидуальной и групповой самооценки

3.      Анкетирование

4.      Тестирование

5.      Педагогическое наблюдение

Эффективность системы внеурочной деятельности

IV.Продуктивность внеурочной деятельности

1.      Знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел

2.      Достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности

1.      Методика «Репка»

2.      Анализ освоения учащимися программ дополнительного образования

3.      Метод незаконченного рассказа (предложения)

4.      Педагогическое наблюдение

5.      Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся

6.      Анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера

7.      Метод экспертной оценки

8.      Метод индивидуальной и групповой оценки

V.    Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами

1.      Удовлетворенность младших школьников участием во внеурочной деятельности

2.      Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенка внеурочных занятий

3.      Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами

1.      Тестирование

2.      Беседа

3.      Анкетирование

4.      Цветопись, ассоциативный рисунок

5.      Метод незаконченного рассказа (недописанного тезиса)

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория