Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Метод проектов в образовательном процессе










  Доклад на тему:
  «Метод проектов»

  Подготовила : учитель информатики и ИКТ
  МОУ Красноэховская средняя
  общеобразовательная школа
  Лозбичева Е.А.

План выступления:


1. Введение
2.Метод проектов:
  А) История развития метода проектов;
  Б) Структура проектной деятельности;
  В) Структура мультимедийного проекта;
  Г) Организация проектной деятельности;
3. Применение мультимедийных проектов в школе
4. Заключение


  Скажи мне -и я забуду;
  Покажи мне - и я запомню;
  Дай сделать - и я пойму.
  Китайская притча

 


  Введение
  Цель педагогической деятельности
  Цели современной образовательной системы лежат в области воспитания свободной, творческой личности, способной делать выбор, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи. Такие требования предъявляет к человеку современная жизнь, современное общество, именно такие качества лежат в основе социальной компетентности выпускника, достижение которой является главным целевым приоритетом современной школы.
  Цели современной
  образовательной системы


  Социальная
  компетентность выпускника


  Способ
  обучения


  Содержание Методы
  обучения обучения


Материальное Формальное Методы, формы, технологии,
образование образование основанные на деятельностном
  и личностно-ориентированном  
  подходах
  Понятия обучение и развитие в системе развивающегося обучения базируются на учении Л.С.Выготского: учить надо не тому, что ребенок может сам, а тому, что он еще не умеет, но в состоянии освоить под руководством учителя.
  Обычно под учебной деятельностью понимают деятельность по усвоению знаний. Но открывая для себя знания, ребенок ничего в этих знаниях не меняет! Предметом изменения становится он сам! Значит, учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя , требует рефлексии, оценки собственных изменений.
Цель развивающего обучения-
  сформировать у ребенка общие способности (рефлексию, анализ, планирование), способности к самоизменению, к самосовершенствованию, самопознанию и самовоспитанию, т.е. к саморазвитию.
Итак, система развивающего обучения соответствует требованиям времени, т.к. предполагает следующее:
• Развитие, не побочный результат обучения, а главная его цель, прямой результат;
• Не стихийное развитие отдельных психических функций(внимания , памяти), а формирование таких мыслительных действий как рефлексия, анализ, планирование, и одновременное развитие познавательных процессов(внимание, воображение);
• Учитель организует учебную деятельность , давая не объяснения, а возможности учащимся самостоятельно вести поиск, находить способ действия;
• Ученик из объекта превращается в субъект
   

   
  В своей работе я применяю метод проектов, т.к. непосредственной целью проектных занятий является:
 развитие умений управлять своей деятельностью, т.е.
 -самостоятельно намечать свои цели,
 -выбирать партнеров,
 -планировать свои действия,
 -практически реализовывать план,
 -представлять результаты своей деятельности,
 -обсуждать их,
 -самому себя оценивать.
  Т.о. метод проектов способствует становлению ребенка как личности ,формирует в нем необходимые интеллектуальные качества, естественным образом приобщает его к культуре познавательной деятельности.

  Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.)

  Автономное учение необходимо для развития самостоятельности обучающихся с учетом индивидуальных темпов их продвижения и с учетом тех каналов и средств обучения, которые им наиболее подходят.

  Творческая мастерская как организационная форма обучения имеет целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп.



  Метод проектов
  История развития метода проектов
  Мышление, способное усвоить знание будущего, называют проектным.
Проектный метод появился в Америке в 1919 году. В России широкое распространение получил после издания брошюры В.Х. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе»(1925 г.) В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. В это время и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.
Итоги исследований, говоря словами А.Бине, позволили выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы , изучая ее, с математической точностью определить то воспитательное воздействие , которому он должен быть подвержен.
  Главная идея , заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания .
  В России в основном развивалась методология социального проектирования большую роль, в которой сыграли работы В.Я.Дубровского, С.В.Попова, К.Поппера, А.Г. Раппорта, В.М.Розина, Г.П.Щедровицкого и т.д.Последний отмечал , что проектирование выделяется как «деятельность особого рода» и выделил основные черты проектно-методологических разработок:
• Проект, в отличие от научных знаний подлежит проверке не на истинность, а на реализуемость;
• Соединение знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах деятельности и мышления (не только знаю, что делать, но и осознаю для чего и как);
• Учет различия и множественности разных позиций деятеля в отношении к объекту (принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному объекту);
• Связывание и объединение различных знаний происходит , прежде всего, не по схемам объекта деятельности , а по схемам самой деятельности.
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов» .
  В основе использования МП лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест, преподававшей в школе с совместным обучением в г.Дальтоне:
• Свобода ребенка;
• Взаимодействие его с группой детей;
• Гибкое распределение учебного времени.
 Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго декларированного принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. Значимыми для нашего исследования положительными сторонами МП являются:
• Направленность на индивидуализацию обучения;
• Направленность на активизацию учения;
• Стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
И при этом позволяет учесть и слабые стороны данного метода:
• Недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;
• Сведение роли учителя только к консультационной;
• Невозможность выработать общие подходы к решению задач.
Современная педагогика разных стран дает разнообразнейшие примеры проектно-компьютерного обучения, иллюстрирующие дидактическую глубину и продуктивность его применения для достижения многих образовательных целей. Ж.Ругель рассмотрел проектные технологии с позиции типов сотрудничества .Учет процессов передачи и приема мультисенсорной информации , использован в австралийской методике «Computer Enhanced Education». К.Канениши и Т.Фудноисаки, представляющих Токийский Университет и Центр компьютерных технологий, разработали обучающую систему , в среде которой выполняются проектные исследования для решения определенных задач, позволяет создать условия для интенсификации развития интеллекта с помощью компьютера.
  Для нашего подхода более значимыми являются результаты проектных исследований реализованных М.Моаром - сотрудником Института образовательных технологий (г. Милтон Кейнс, Великобритания). Сами по себе эти проектные идеи не новы – это свободное исследование предмета учениками. Практика преподавания, описанная в работе Моара , использовала идеи проектных технологий и включает отбор, организацию и представление изучаемых материалов. Конечным продуктом такого изучения является документ, включающий в себя как текст, так и рисунки и диаграммы. Проектно-компьютерное обучение осуществлялось с помощью используемой в Великобритании мультимедиа-среды разработчика MacroMindDirector.
  Технология описываемого проекта такова. Первоначально , путем неформального исследования различных средств подбиралась подходящая методология и тип динамической системы. Далее использовались различные изобразительные средства (например, рисование на бумаге с последующим сканированием, использование видеокамеры и графического пакета, созданного самими учениками). Автором был разработан четырехфазный метод производства учащимися динамических систем:
  I фаза - накопление соответствующего материала;
  II фаза - планирование, или разработка фабулы, в которой последовательности критических событий представления показываются в форме картинок ключевых структур;
  III фаза – построение самой системы, что включает производство графических, текстовых и звуковых элементов;
  IV фаза – обратной игры, в которой учащиеся просматривают и анализируют свои системы.
Проектная форма организации деятельности школьника должна включать в себя две основные составляющие:
1. наличие большой доли исходной аналитической информации;
2. реализация собственной модели исходной информационной задачи.


  Структура проектной деятельности

Системо-образующий компонент деятельности Для ученика Для учителя
Мотив
Ради чего осуществляется деятельность? -усиление роли в собственном образовании;
-самореализация творческого потенциала школьников;
 -создание условий для исследовательской деятельности;
-расширение возможностей для изучения курса информатики;

Цель
На что направлена ? - обучение навыкам самообразования;
-развитие коммуникативных качеств. -качественное освоение содержательных линий курса;
-развитие творческой и исследовательской инициативы;
-внедрение сетевых технологий в учебный процесс;
-обучение навыкам систематизации и структуризации информации

Операция
Какими способами , приемами реализуется деятельность? -постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности;
-работа с учебной, популярной литературой;
-выбор типа создаваемого проекта;
-выделение смысловых элементов проектной идеи,
необходимых при построении учебного проекта;
-выбор дизайна, стиля соответствующего основной идее проекта;
-создание дополнительных атрибутов (баннеры, анимация, звуковое сопровождение) - подбор тем для проектной деятельности;
-оказание помощи в уточнении цели;
-подготовка инструкций по организационным вопросам;
-консультирование;
-организация подведения промежуточных итогов;
-организация чтений, конференций.


  Структура проекта

1. Формулировка темы.
2. Постановка проблемы.
3. Анализ исходной ситуации.
4. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:
а)организационные;
б)учебные;
в)мотивационные.
5. Этапы реализации проекта.
6. Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта.


  Методика организации
  проектной деятельности школьников
  по созданию учебных мультимедийных учебных пособий:

1. Тема для проектирования может быть предложена самими учащимися и вытекать из реальных «живых» проблем и обстоятельств.
2. При определении технологии проектной работы необходимо добиваться такого уровня системности, при котором выполненная работа в отличие от фрагментарных знаний, как правило, получаемых на уроке, позволяла бы учащимся видеть , понимать и получать необходимые навыки и умения в рамках учебной программы с одной стороны, а с другой - способствовать формированию у них интереса и умений заниматься творчеством, учиться совместной работе в группе.
3. Метод проектов может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Поскольку выполнение работ может быть растянуто по времени, педагог должен продумать систему промежуточного контроля и мотивации (статус проектной группы, карта должностей, материальные и моральные стимулы, торжественный характер защиты проектов).
5. Другой серьезной задачей следует считать создание условий для творчества и заботы о придании всей деятельности позитивной эмоциональной окраски.
6. При формировании проектных команд и выдаче заданий важно помнить , что , как правило, в работе происходит расслоение на лидеров, заинтересованных, знающих, замотивированных и на тех, кто прячется за спиной гигантов, проявляя пассивность и практически мало что получающих от групповой работы. В качестве коррекционного обстоятельства можно использовать несколько приемов: командно-ролевой характер защиты проектов, текущая смена руководителей, назначение докладчика в последний день, собеседование-допуск к защите.
7. Серьезной поддержкой при разработке и реализации проекта является научное консультирование. Однако оно может сыграть негативную роль в случае , если консультант, подменяя собой участников проектной группы, фактически станет навязывать им единственно правильные решения, выполнять за них работу.
8. Разработка проектных заданий может осуществляться на разновозрастной основе, в группах, включающих в себя учащихся старших и средних классов.


  Проектирование может охватывать достаточно широкий круг проблем:

-количество участников, необходимое для участия в программе;
-возраст участников, форма промежуточного и окончательного  
  представления материала(защита доклада, представление письменной  
  работы, проведение мероприятия);
-на каком уровне проводится представление и защита (общественный
  совет, научно-методический совет, экспертная комиссия);
-сроки представления работы (продолжительность этапов);
-формы предполагаемого поощрения ( представление к школьному  
  ученому званию, денежный или натуральный приз, грамота или диплом,
  рекомендации для участия в конкурсах и олимпиадах).


Применение мультимедийных проектов в школе




Классификация мультимедийных проектов:
• Обучающие(для представления информации)
• Справочные
• Контролирующие
• Обучающие системы
 

Использование созданных учениками учебных мультимедийных программ позволяет решить следующие педагогические задачи:


• индивидуализация и дифференциация обучения;
• осуществление контроля с обратной связью, диагностика и оценка с использованием ИКТ
• осуществление самоконтроля
• обеспечение возможностей тренажа
• возможности представления объектов изучения в динамике с активным использованием средств мультимедиа
• усиление мотивации за счет мультимедийных возможностей компьютера
• развитие творческих качеств личности
• адаптивность программных средств к компьютерам с различными платформами и системами


Учащиеся МОУ Красноэховская средняя общеобразовательная школа выполняют обучающие программы, которые можно использовать на уроках при объяснении нового материала и для обобщения знаний.



  Заключение


Использование ИКТ в учебном процессе позволяют развивать интеллектуальные способности человека и соответствующий им индивидуальный способ познания.

  Хороших методов существует
  ровно столько, сколько существует
  хороших учителей.
  Д.Пойа

 

Прикрепленный файл Size
Метод проектов в курсе информатики.doc 84 KB
Презентация Microsoft Office PowerPoint222.ppt 7.96 MB
Стихийные бедствия.pptx 6.37 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн