Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



И это всё о ней... о рефлексии

 

Рефлексия как форма учебной работы восходит, с одной стороны, к разнообразным рефлексивным практикам, с другой, - к довольно популярному направлению в обучении взрослых – обучению через опыт (experiential learning), предложенному Д.Колбом в 1984 г.

 

Согласно Д.Колбу, реальное учение проходит 4 фазы (этапа):

  • Опыт (ситуация);
  • Рефлексия (осознание, понимание того, что произошло);
  • Обобщение понимания (формулирование выводов, принятие некоторых решений);
  • Проектирование опыта


Предполагается, что источником учения является не просто опыт (случай, ситуация), а переживание этого опыта, его осмысление, обобщение, выведение некоторых важных для данного конкретного человека  выводов и заключений.

Далее опыт – пережитый и осмысленный применительно лично к своим собственным перспективам и задачам, в том числе и профессиональным – становится условием дальнейшего функционирования. Именно в таком ключе и понимается развитие или, скромнее, - обучение. Предполагается, по крайней мере, применительно к обучению взрослых, что фрагмент информации или некоторое событие может служить целям обучения только в случае, если этот фрагмент или событие пережито и встроено в целостный личный опыт. В противном случае максимум, что можно извлечь из информации – добавить ее к числу сведений, известных индивиду.

Эти общие гипотезы могут быть конкретизированы применительно к обучению на основании учебного содержания разного типа. Наиболее адекватной эта модель является для содержания, связанного с изменением личного опыта или приемов и техник, которыми обладает индивид.


Если речь идет об обучении наукам, то новый опыт (знание, эксперимент) обязательно должно менять научную картину мира. Бессмысленно просто узнать (принять к сведению) новый факт. Необходима дополнительная работа по включению новых знаний в систему научных знаний, по обсуждению тех областей практики, которые могут быть описаны средствами нового знания.


Но если речь идет о практическом знании, например, о приемах общения, без рефлексивного отношения к новым практическим навыкам просто невозможно обучение. Например, при обучении новому навыку учащийся наблюдает показ, затем пробует сделать самостоятельно. Попробовав, он должен осознать (почувствовать), как, насколько точно он произвел необходимое действие. Обнаружить, где был точен, а где – нет. Каковы последствия или результаты его действий.


Важным индикатором происходящего с человеком являются его чувства, переживания, ощущения. Как правило, важные моменты жизни переживаются остро. Именно такие события и запоминаются. В учебных ситуациях человек чувствует, замечает либо наиболее успешные моменты, либо, напротив, неудачные. Поэтому в практике обучения через опыт чувствам уделяется особое внимание. Необходимо быть внимательным к своим переживаниям, научиться их фиксировать и далее – пытаться найти их причину.


Все это заставляет особенно внимательно относиться к анализу и осмыслению происходящего на практических занятиях. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем слушателям обязательно писать рефлексию по поводу занятий, в которых они принимали участие.

 

Рефлексивный характер записей предполагает постоянный ответ на вопрос «почему». Например, в "Бортовом журнале" написано: «Мне очень понравилось (или не понравилось) занятие (задание)». Этого утверждения совершенно не достаточно. Должно быть объяснение, почему, чем именно понравилось (не понравилось).


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
УЧИТЕЛЬ, ОТДОХНИ!

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн