Вы не зарегистрированы

Авторизация



Моделирование на уроках русского языка

Фото пользователя Ольга Валентиновна Цветкова
Submitted by Ольга Валентиновна Цветкова on чт, 11/03/2010 - 20:36

 

                                           Цветкова Ольга Валентиновна,
                                             учитель русского языка и литературы
                                               МОУ СОШ «Комплекс «Гармония»
                                            с углублённым изучением иностранных
                                                      языков» Великого Новгорода
 
 
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
 
 
 В Законе об образовании говорится о необходимости воспитания личности, способной к самоанализу, самосовершенствованию, самореализации.
            Этой цели вполне созвучна цель системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова: обеспечение условий для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
            Традиционное обучение имеет цель иную: подготовить ученика к выполнению определённых функций в жизни общества, обеспечив усвоение необходимой для этого суммы знаний, умений, навыков.
          Своеобразие цели развивающего обучения определяет особенности содержания учебного процесса, учебной активности, на которую оно опирается, методов и форм организации учебной деятельности.
            Под содержанием понимается система теоретических понятий вместе со способами действий внутри этих понятий. Можно выделить три основных содержательных принципа системы:
            Специальное  построение учебного предмета моделирует содержание и методы научной области, позволяет воспроизвести в учебной деятельности учащихся логику научного познания.
 Обучение начинается не с усвоения множества способов решения тех или иных задач (индуктивный принцип, характерный для традиционной школы), а с овладения общими, универсальными способами решения задач целого класса. Таким образом, один из важнейших принципов построения содержания – дедуктивный (от общего к частному).
            Ещё один содержательный принцип – проблематизация, то есть намеренно созданная на уроке ситуация, при которой учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведёт их по пути открытия, делает соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребёнка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
            Для овладения научным понятием и способом действий в сфере этого понятия ученику необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами исследуемого объекта, находить возможности его преобразования. Он должен уметь, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия.
            Именно такая поисково-исследовательская деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения.
            Универсальным методом обучения в системе РО Эльконина-Давыдова является учебная деятельность. Теория учебной деятельности существует как одна из составляющих теории развивающего обучения в целом.
Структура учебной деятельности:
МОТИВ – УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА – ОПЕРАЦИИ – КОНТРОЛЬ –
ОЦЕНКА
 Для решения учебной задачи ученик выполняет ряд операций: анализ условия, расчленение на ряд вспомогательных задач, т.е. определение системы промежуточных целей и способов их достижений.
            Отдельно необходимо сказать о специальном действии в системе операций, благодаря которому решаются практически все учебные задачи – МОДЕЛИРОВАНИИ.
            Моделирование – важнейшая операция в структуре учебной деятельности и одновременно недостаточно изученный вопрос, вызывающий много споров в процессе построения учебного процесса.
                    Что такое модель? Чем она отличается от обычной схемы?
В. В. Давыдов дал такое определение модели: « Это форма    научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых  связях и отношениях вещественных знаковых элементов».
          Модель отличается от обычной схемы тем, что иллюстрирует не частный случай, а является максимально обобщённой универсальной «иллюстрацией» научного понятия. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого объекта.
            Обычная схема, как правило, является определённым частным продуктом, иллюстрацией конкретного случая, средством наглядности, опорой в обучении, в то время как модель – средство изучения объекта.
            В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует особый тип уроков – уроки моделирования понятия. Модель рождается в совместной деятельности учащихся, а не предлагается в готовом виде. На её основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм).
           В ходе отработки действия внутри способа постепенно сворачиваются, происходит интериоризация (переход действия извне внутрь). Предметное действие (а вместе с ним и понятие) усваивается и становится нашим внутренним достоянием надолго, в отличие от ситуации простого заучивания определённого объёма материала. Это является очень актуальным, поскольку позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
            Созданные на уроках модели фиксируются в особых блокнотах, которые называются «Тетрадь открытий». После того как модель создана, т.е. теоретическое понятие зафиксировано в знаковой форме, даётся словесное определение понятия и конструируется способ действий.
            Как показывает практика, рукописная «Тетрадь открытий», созданная трудом самих учеников, является порой более удобным учебным пособием, чем академические справочники и словари, поскольку содержит результаты собственной деятельности.
            Систематическая работа по схеме: анализ языкового материала – создание модели – словесное определение понятия – конструирование способа действий с понятием значительно повышает эффективность обучения.
            Кроме этого, моделирование (как умение производить символическое замещение способов действий) может являться определённым критерием уровня развития учебной деятельности у учащихся. 
Приведём примеры моделей теоретических понятий и соответствующих словесных определений из раздела «Лексикология» 6 класс.

Понятие
Модель
Определение
 
СЛОВО
 
 
 
< [ ЛЗ + ГЗ ] >
Лексическая единица, выражающая лексическое значение посредством определённой звуковой и буквенной оболочки.
 
 
МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО
 
 
1. ЛЗ
< [     …    ] >
n. ЛЗ
       
 
Слово, имеющее более одного лексического значения.
 
 
СИНОНИМЫ
 
 
 
< [   ЛЗ + ГЗ ] >
                   ≠ ≠     =       =              
< [   ЛЗ + ГЗ ] >
 
Слова одной части речи, абсолютно одинаковые или близкие по лексическому значению.
 
АНТОНИМЫ
 
 
 
 < [              ЛЗ     + ГЗ   ] >
  ≠ ≠      противопо- =
             ложное
  < [             ЛЗ      + ГЗ ] >                    
 
Слова одной части речи с противоположными лексическими значениями.
 
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ
 
 
 
< [       ЛЗ + ГЗ    ] >
= =        ≠        =
< [       ЛЗ + ГЗ     ] >
 
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие абсолютно разные лексические значения.
 
ОМОГРАФЫ
 
 
 
 
 < [    ЛЗ + ГЗ ] >
 = ≠    ≠       =
   < [   ЛЗ + ГЗ ] >                             
 
Слова, которые одинаково ПИШУТСЯ, но по-разному звучат и имеют разное лексическое значение.
 
 
ОМОФОНЫ
 
 
 
 < [   ЛЗ + ГЗ ] >
 ≠ =   ≠        =
 < [ ЛЗ + ГЗ ] >
 
Слова, которые одинаково ЗВУЧАТ, но по-разному пишутся и имеют разное лексическое значение.
 
ОМОФОРМЫ
 
 
 
 
 < [ ЛЗ + ГЗ ] >
 = =   ≠        ≠   
 < [ ЛЗ + ГЗ ] >
 
Слова, которые совпадают по звучанию и написанию только в одной ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

 
Условные обозначения:
< > - буквенная оболочка слова
[   ] - звуковая оболочка
Л З - лексическое значение
Г З - набор грамматических значений, свойственный слову как определённой части речи
 
Литература:
 1. Воронцов А. Б.Практика развивающего обучения. – М: Русская            энциклопедия, 1998. – 340 с.
       2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М: ИНТОР 1996. –
          243 с.
       3. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование.
           - Ереван, 1981. – 64 с.
       4. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация развивающего обучения
            в 5 – 9 классах средней школы. // Феникс. – 1996. - №5. – С. 6 – 37.
         
 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Владимировна Зюзина

На: Моделирование на уроках русского языка


Неоднократно слышала о моделировании на уроках, и каждый раз поражает выверенность, научный подход к планированию и урока, и даже отдельных операций в системе Эльконина -Давыдова. Конечно, это система, которую не все понимают и принимают, но она, безусловно, эффективна!




Фото пользователя ольга ивановна  матвейчук

На: Моделирование на уроках русского языка


Несмотря на то что приём моделирования чаще предлагается для использования в системах развивающего обучения, считаю, что его можно использовать в любых классах.




Фото пользователя Ольга Валентиновна Цветкова

На: Моделирование на уроках русского языка


Приём направлен на формирование понятийного мышления, но говорить об эффективности его формирования можно, на мой взгляд, если приём является частью системы работы, а не самоцелью.

Цветкова Ольга Валентиновна.


Сообщество учителей литературы