Вы не зарегистрированы

Авторизация



CОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Фото пользователя Марина Михайловна Максимова
Submitted by Марина Михайловна Максимова on Tue, 22/06/2010 - 23:01
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с дру¬гими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. Сегодня известны более 10 тысяч болезней и более 100 тысяч их признаков. Однако, если мы знаем, почему болеем, то весьма плохо знаем, почему здоровы. Известный медик Царегородцев отмечал: «Мы овладели арифметикой болезни и остановились перед алгеброй здоровья». «Дети – наше будущее». Те, кому за 30, к этой фразе привыкли с детства. Этой фразе не придавали какого-то определенного или особого смысла, да и углубляться в ее смысл не было особых причин. Волновали другие вопросы. Например, в 80-х годах возник вопрос акселерации детей и подростков. Рассуждали, отчего возник феномен акселерации: от повышенной солнечной радиации, от хорошего питания (лучшего, чем в предыдущих поколениях) или от других причин? Но, начиная с 90-х годов, в России стали возникать иные проблемы, из которых можно выделить две основные. С 1990 – 1991 гг. в стране стало отмечаться значительное сокращение числа рождающихся ежегодно детей и с 1992 г число умерших людей стало превышать число рождающихся детей. С этого же времени стало отмечаться значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, замедление развития – ретардация, что вызывает обоснованные опасения в плане их репродуктивного здоровья, возникли проблемы профессиональной и воинской пригодности значительной части молодежи, гражданской и правовой дееспособности лиц молодого возраста. Вышеуказанный процесс в середине 90-х годов приобрел столь выраженный масштаб, что он стал все чаще связываться с национальной безопасностью. Через феномен суженного воспроизводства возникла проблема депопуляции большинства регионов России, что позволило весьма обоснованно сформулировать полный тревоги тезис: «Страна без детей не имеет будущего». Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!». Патогенные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: гигиенические, организационно-педагогические и психолого-педагогические факторы. Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Одна из составляющих здоровьесберигающих технологий – программа «Разговор о правильном питании», осуществляемая в начальных классах. В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровье детей – это здоровье нации. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Это программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает! ». Принципы программы – три П: правильное питание, польза, природосообразность. Программа актуальна. Она реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Изучение программы предусматривает активное вовлечение в работу родителей. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье, помогают учителю во всех мероприятиях. Этапы реализации программы: 1 – 2 классы – «Разговор о правильном питании», 3 – 4 классы – «Две недели в лагере здоровья». Дети изучают теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваются практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья.

»  Размещено в сообществах: