Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Универсальный инструментарий для формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у учащихся

Фото пользователя Кристина Алексеевна Ермолаева
Submitted by Кристина Алексеевна Ермолаева on Tue, 26/10/2010 - 22:15

 

   Современному обществу необходима личность, обладающая способностью активно и самостоятельно управлять собой и собственным развитием, принимать ответственные решения в ситуации выбора. В связи с такими запросами общества становится актуальной  постановка в образовании следующей цели: формирование у школьников способности к саморазвитию. Одним из путей решения данной цели является внедрение эффективных инструментариев, способствующих формированию навыка самоконтроля процесса и результата  учебной деятельности, что, в свою очередь, способствует становлению учащихся субъектами образовательного процесса.

     Идея самоконтроля как свойства субъекта может быть реализована только при наличии системы определенных организационно-педагогических условий; включении в образовательный процесс системы эффективных и результативных инструментариев (совокупности средств, применяемых для достижения или осуществления чего-либо), направленных на формирование навыка самоконтроля. Сегодня школам предлагается использовать стандартный набор средств, который определяет ЗУНы учащихся. При этом школьники являются объектом образовательного процесса.     Развитие субъектных свойств, среди которых важное место занимает самоконтроль, предполагает процесс самосовершенствования, реализацию своих возможностей, творческого потенциала и, как следствие, повышение мотивации к изучению предмета.

     Вопросы самоконтроля в педагогике изучали А.Б. Воронцов, Е.Д. Божович, А.С. Лында, О.А. Конопкин и другие.

     Так, Е.Д. Божович самоконтроль рассматривает в рамках проблемы развития школьника как субъекта учения. Е.Д. Божович раскрывает основные компоненты (когнитивный, регуляторный и личностно-смысловой) позиции субъекта учения, при которых школьник не только усваивает, но и присваивает знания, умения, навыки [1].

     О.А.Конопкин, А.К. Осницкий, В.В.Чебышева и другие рассматривают самоконтроль в рамках личностной и предметной регуляции, считая его целью установление разницы между запрограммированным и реальным ходом деятельности, ее этапами и результатами, внесение корректив в план действий.

     А.С.Лында и другие определяют самоконтроль как саморегулирование, самоуправление, самосознание или сознательное планирование [5].

     А.Б. Воронцовым определены «способы и формы внешнего контроля и оценки со стороны учителя за формированием и становлением учебной деятельности, мышлением и знаниями учащихся, а также способы и приемы формирования действий контроля и оценки учащимися, которые позволяют им управлять собственной учебной деятельностью» [2]. В частности, для формирования действий контроля и оценки учащимися автором разработаны тематические оценочные листы (графики и таблицы), карты учета знаний и умений по определенным темам и рефлексивные таблицы, которые заполняются после проведения самостоятельных, проверочных, тестовых работ. Основной акцент на уроке делается на выработку у учащихся «инструмента» контроля в рамках решения определенного круга частных задач и фиксации результата проделанной работы. Однако у учащихся нет «инструмента», чтобы проводить самоанализ на всех этапах учебной деятельности и определять  зоны актуального и ближайшего развития.

 

     Новизна методической разработки «Листы самоконтроля» заключается в том, что в ней предлагается инструментарий для системного использования метода самоконтроля, который состоит из разных видов индивидуальных листов самоконтроля. Комплексный подход в их использовании в учебной деятельности направлен на формирование навыка самоконтроля. Все составляющие его компоненты взаимосвязаны друг с другом и работают на конечный результат. Процесс самоконтроля осуществляется ежеурочно  во всех видах деятельности по предмету, а также  фиксируется индивидуальный алгоритм действий, позволяющий каждому учащемуся устранить причины затруднений, пробелы в знаниях, которые выявились при выполнении какого-либо задания. Таким образом, школьники не только фиксируют, но и осознанно анализируют процесс и результат своей учебной деятельности и, как следствие, получают информацию о своих проблемах, успехах, возможностях, и создают план действий (саморазвития).

     Теоретико-методологической основой разработки «Листы самоконтроля» являются:

  • деятельностный подход в обучении (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.В.Хуторской, А.Н.Тубельский, Г.Н. Прозументова, А.Б.Воронцов и другие);
  • рефлексивный подход в обучении (О.С. Анисимов, Г.Г.Гранатов, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко и другие);
  • концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, Ш.Амонашвили  и других, рассматривающая ученика как субъекта процесса обучения;
  • педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности школьников А.Б. Воронцова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других; 

     Представляемая методическая разработка «Лист самоконтроля» построена на следующих принципах:

Принцип системности и непрерывности, при котором процесс осуществляется на        всех стадиях обучения;

Принцип самокритичности, при котором учащиеся детально анализируют и объективно оценивают процесс и результат своей учебной деятельности;

Принцип сотрудничества, при котором происходит взаимодействие субъектов (педагога и школьника) учебной деятельности с целью развития самоконтроля и создания ситуации успеха;

Принцип индивидуальности, при котором раскрываются возможности максимального развития каждого ученика.

      Использование в педагогической практике «Листов самоконтроля» позволяет:

  • развивать рефлексивные способности учащихся;
  • развивать самостоятельность в определении выбора шагов деятельности, направленных на саморазвитие;
  • осуществлять педагогу индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • получать своевременную обратную связь от учащихся;
  • повышать качество домашних и классных работ;
  • повышать внутреннюю мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • проводить психолого-педагогическую диагностику успешности освоения и обученности учащихся на всех этапах учебной деятельности;
  • воспитывать ответственность за процесс учебной деятельности и ее результат;
  • информировать родителей о трудностях, возможностях и успехах их ребенка по всем разделам любого предмета.

     Методическая разработка «Листы самоконтроля» является универсальным инструментарием, позволяющим улучшать результаты обучения учащихся, т.к. по мере освоения теоретической и практической базы по предмету повышается уровень самоконтроля и саморазвития учащихся.

     Листы самоконтроля используются с 5 по 11 класс вне зависимости от предмета в бумажном и электронном (MO Excel) вариантах.

 

Прикрепленный файл Size
Описание методической разработки.doc 42 KB
Ермолаева К.А.Лист самоконтроля 2003.ppt 2.56 MB
Классификация листов 1.doc 78 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Конференция "ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн