Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лекция "Методические аспекты использования ИКТ и подготовки учителя"

Фото пользователя Лилия Дестебеговна Эмирова
Размещено: Лилия Дестебеговна Эмирова - пт, 11/02/2011 - 19:46

 Лекция "Методические аспекты использования ИКТ и подготовки учителя".

 

Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе

Компьютерный класс

Основное достоинство - можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели.

Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору

Позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера

Один-пять компьютеров в рабочей зоне класса

Позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.

Компьютер в библиотеке школы

Предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.

Компьютер у учащегося дома

Индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу.

Содержательные модели:

Гипермедиасочинение – аналог текстового рукописного сочинения/творческой работы, включающий в себя информационные объекты (тексты, изображения, звуковые фрагменты, анимацию, ссылки на различные созданные и найденные информационные объекты)

Мультимедиапрезентация (в отличие от г/с демонстрация на большом экране в сопровождении автора)

Компьютерное тестирование

Веб – сайт.

 Формы использования ИКТ

 - компьютерное сопровождение урока;

- проведение урока в предметном компьютерном классе.

 

В образовании средства ИКТ имеют большие дидактические возможности:

1) Повышение мотивации изучения предмета.

2) Формирование компетентности в сфере критического мышления и логики.

3) Привитие навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами.

4) Придание учебной работе проблемного, творческого, исследовательского характера.

5) Обновление содержательной стороны учебных предметов.

6) Индивидуализация процесса обучения и развитие самостоятельности учащегося

7)  Достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в материал.

 

Средства ИКТ можно использовать на разных этапах урока:

 

1. Вводная мотивация и предварительное обобщение.

Вводная мотивация является обязательным элементом структуры учебного процесса и в традиционном, и в проблемном обучении, а также в учебно-проектной деятельности. Естественно, что в зависимости от выбранного типа обучения изменяются ее задачи и способы предъявления. Вместе с этим меняются способы и формы использования ИКТ. Здесь реализуется возможность средствами ИКТ сопоставить, структурировать и интегрировать различные виды информации и формы ее предъявления — условно-графическую (схемы, графики, карты), изобразительную (исторические картины, наглядные изображения, реконструкции), видео- и аудиоинформацию.

Также вводная мотивация на начальном этапе урока должна сопровождаться предварительным обобщением (в той или иной форме), и здесь ИКТ также являются незаменимым помощником.

В рамках традиционного подхода вводная мотивация и предварительное обобщение обычно не разделяются, т. е. учитель сообщает, что именно класс будет сегодня изучать, с какой целью и по какому плану, и старается мотивировать детей, заинтересовать их новой темой. Стимулирование познавательного интереса здесь может происходить путем выделения наиболее ключевых, выигрышных, зрелищных сюжетов, т. е. должна быть своеобразная «реклама» темы. Она может реализоваться в форме мотивационного раздела презентации (в программе MS PowerPoint), видео-, флеш-роликов и т. д.

К сожалению, на начальном (вводно-мотивационном) этапе урока преподаватели нечасто используют имеющиеся технические возможности, ограничиваясь в презентациях названием темы, ее планом и (в лучшем случае) 1—2 иллюстрациями.

Учителю следует исходить из тех акцентов и приоритетов, которые он сам собирается расставить в ходе ознакомления учащихся с новой темой. Можно обратить внимание лишь на следующие общие принципы, которые нелегко реализовать полностью, но к воплощению которых следует стремиться:

— яркость, эффектность и нестандартность в подборе иллюстраций;

— некоторая непонятность, несвязность (с первого взгляда) демонстрируемых изображений;

— краткость предъявления (не более 4 мин).

Фактически в данном случае за основу можно (и нужно) взять модель, по которой строятся рекламные ролики к кинофильмам и телепередачам (так называемые трейлеры): самые интересные, яркие кадры, слабо связанные по смыслу между собой (это вызывает желание увидеть, понять, что их связывает), а также короткое время показа. После демонстрации школьникам предъявляется план, или, что более эффективно, учитель с учащимися составляют план изучения темы в ходе совместной деятельности.

Перейдя затем в список шагов, ученик получает фактический план своей деятельности.

В качестве варианта опережающего изучения темы (с очевидным мотивационным компонентом) можно применить такую форму работы, как поиск конкретной информации в Интернете на определенных сайтах и/или в мультимедийных энциклопедиях и библиотеках.

При проблемном подходе на вводно-мотивационном этапе преподаватель должен:

1) дать обобщенную картину содержания, избегая при этом излишней детализации («взгляд на историю с высоты птичьего полета»);

2) сформулировать исходное противоречие, из которого будет выведена проблема;

3) сформулировать саму проблему;

4) мотивировать учеников к ее решению.

Проблема может основываться на осознании уникальности и необычности каких-либо событий и явлений, что, в свою очередь, порождает интерес к тому, почему эти явления (феномены) возникли, в чем их противоречивость. Все эти противоречия можно (и нужно) зрелищно представить учащимся. Вообще в проблемном обучении именно вводно-мотивационный этап является наиболее сложным и требующим максимальной отдачи от преподавателя. Стремясь к тому, чтобы ученики не только осознали проблему, но и «вчувствовались» в нее, он обязательно должен использовать зрительные образы. И ИКТ здесь могут оказать совершенно неоценимую помощь.

Если говорить о презентациях, то классический алгоритм представления вводно-мотивационного этапа включает 4 экрана:

1. Начальное явление (первая сторона явления).

2. Конечное явление (вторая сторона явления).

3. Формулировка учебной задачи.

4. План работы по решению учебной задачи.

В рамках осуществления учебно-исследовательской деятельности в обучении средства ИКТ способны помочь объяснить условия игры или проекта, алгоритмизировать и структурировать предполагаемую деятельность по проекту, создать своего рода ее «скелет». При этом преподаватель вместе с учениками составляет общую структуру базы данных, которую нужно будет заполнить в процессе реализации данного проекта. Например, при выполнении задания по поиску материала о тайне смерти В.В.Маяковского составляется таблица возможных источников информации.

Тайна смерти В.В. Маяковского

 

Интернет

Другие источники

 

 

Первый опыт работы над такими проектами показывает, что сегодня эффективнее начинать поиск информации в Интернете (и именно на это ориентировать учеников). Если в Сети отсутствуют сами источники, то, как правило, есть ссылки на них с указанием имен авторов и других данных. (Преподаватель должен следить за тем, чтобы дети не ограничивались одним Интернетом и не пренебрегали «бумагой», формируя современную культуру работы с источниками.) После того как список источников составлен, начинается работа уже над самим проектом.

 

2. Объяснение учителем нового материала.

Основным средством ИКТ, используемым сегодня учителем при объяснении нового материала, является презентация в программе MS Power Point. Наиболее оптимальным вариантом в материально-техническом плане является использование связки «компьютер + мультимедиапроектор». В случае отсутствия последнего одним из вариантов решения проблемы является использование в качестве «большого дисплея» телевизора с диагональю 25 дюймов и выше. Подавляющее большинство современных компьютеров имеют несколько выходов, среди которых есть разъемы для подключения аналогового и/или цифрового телевизора. Но, используя телевизор для демонстрации компьютерных программ, необходимо помнить, что шрифт в этих программах должен иметь достаточно большой размер (от 28 пт и выше), чтобы хорошо читаться с задних парт в учебном кабинете.

Кроме собственно презентации (своей или другого учителя), преподавателем в ходе объяснения нового материала может использоваться практически любой другой программный продукт. Так, например, одним из распространенных вариантов применения мультимедийных учебников является эксплуатация их видеорядов в качестве наглядного пособия, когда урок проходит в форме лекции с использованием мультимедийного проектора или телевизора.

При этом, по отзывам учителей-практиков, наиболее интересны меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы1. Известны также случаи, когда преподаватели иллюстрировали свои лекции прямо из Интернета.

 

3. Организация учебной деятельности учащихся

Как и в случае с объяснением нового материала, основным средством ИКТ для организации активной учебной деятельности на уроке сегодня также выступает презентация. Учителями-практиками накоплен уже довольно большой опыт по использованию презентаций в этом ключе — помимо сопровождения объяснения темы, называются, например, такие формы работы, как подготовка учениками сообщения по теме презентации; расположение перепутанных слайдов презентации в правильном порядке; изъятие «лишних» слайдов и пр.

Однако более продуктивным представляется принципиально иной путь — когда в презентацию изначально закладывается возможность организации активной учебной деятельности учащихся, а сама деятельность происходит с элементами интерактивности.

Методика организации учебной деятельности учащихся на уроке с такими презентациями в техническом плане строится следующим образом: один из школьников выполняет задание на компьютере, а класс отслеживает его действия по экрану, на который выводится изображение с помощью мультимедиапроектора. Если ученик совершает ошибку, учитель предлагает классу поправить товарища или вызывает другого ученика в том случае, если первый не способен правильно выполнить задание. Очень важно, чтобы выполняющий задание на компьютере вслух комментировал ход своей работы, — это позволит более четко расставить нужные акценты, связанные с заданием, а затем объективно оценить его работу и объяснить выставленную оценку.

Отдельные задания, предусматривающие такую форму работы, могут вставляться в презентации, ориентированные на помощь учителю в объяснении нового материала. Вместе с тем в презентациях для повторительно-обобщающих уроков желательно, чтобы такая форма работы преобладала.

Сегодня  учителю предлагаются также программные продукты, призванные помочь организовать учебную (в том числе самостоятельную) деятельность учеников на уроке и дома. При этом преподаватель должен понимать, что фактически он имеет дело с двумя различными подходами. При традиционном подходе ученик сначала усваивает информацию, потом выполняет практические задания (на закрепление и расширение ранее усвоенного) и затем проходит через процедуру контроля и коррекции.

При проблемном подходе обучение начинается с постановки проблемы (учебной задачи), ученик самостоятельно добывает информацию, помогающую ответить ему на поставленный вопрос, затем осуществляются контроль и коррекция полученного результата. 

В рамках второго (проблемного) подхода перед учениками ставится учебная задача, к которой прилагается набор информационных источников (текст, иллюстрации, видеофрагменты и т. д.), на основе которых данная задача решается. Практически учащиеся должны провести мини-исследование. Учебная задача может входить составной частью в программный продукт, и тогда она должна быть интерактивной, или учитель формулирует задачу исходя из существующего набора источников (собранных, например, на компакт-диске). Казалось бы, второй вариант дает возможность использовать в рамках проблемного подхода любой программный продукт. Однако на практике для учителя это затруднительно, поскольку возникают две проблемы:

1) неприспособленность источников к использованию на уроке, прежде всего в связи с большими временными затратами, необходимыми для работы с ними в ходе урока;

2) возможные проблемы с навигацией по ресурсу (CD или сайтом) и поиском нужного документа, даже если он указан учителем.

В идеале программный продукт для самостоятельной работы учащихся должен включать интерактивную задачу и набор специально подобранных и адаптированных источников для поиска ее решения (а также, естественно, инструменты для контроля и оценки полученного результата).

В настоящее время предпринимаются попытки организовать непосредственно на уроке работу с различного рода информационными источниками, взятыми из Интернета. При этом учитель должен заранее отобрать ресурсы, необходимые для выполнения поставленных перед школьником задач, проверив их, прежде всего, на предмет достоверности и адаптации к возрасту учащегося. Желательно к каждому из рекомендуемых учителем ресурсов поставить вопросы, которые нацеливали бы учеников на поиск главного. Возможен и иной вариант, когда в качестве домашнего задания учитель предлагает поиск интернет-ресурсов по теме. В этом случае важно, чтобы ученик обосновал свой выбор и постарался доказать достоверность своих источников. И все-таки главную пользу, на наш взгляд, Интернет может принести при организации проектной деятельности.

 

4. Организация контроля

В настоящее время в сфере образования (в том числе и школьного обществоведческого) чрезвычайно большое распространение получили тесты. Сам характер тестовой процедуры способствовал тому, что она стала осуществляться с помощью компьютеров. Более того, появились программы, которые позволяют учителям наполнять готовую тестовую матрицу собственным содержанием.

Тестовая система эффективна, когда используется в качестве контроля по окончании изучения больших разделов того или иного курса истории. Здесь можно дать большую батарею разнообразных тестов и тем самым существенно снизить роль случайных факторов. Более того, большое количество тестов, нацеленных на проверку знаний, на самом деле отчасти проверяет и умения. При этом какой-либо конкретный факт может быть без последствий забыт учеником, поскольку тестовые нормы никогда не требуют 100-процентного количества правильных ответов.

Необходимо также учитывать и такое важное обстоятельство, как введение Единого государственного экзамена. Учеников надо приучать к экзаменационной процедуре в той форме, которую предусматривает ЕГЭ.

Сказанное позволяет сделать вывод, что наиболее эффективной тестовой формой проверки знаний в школе может стать контроль после изучения больших разделов школьных курсов истории (или самих курсов в целом) в форме ЕГЭ. При этом части А и В Единого государственного экзамена легко поддаются компьютеризации.

К настоящему времени уже целый ряд авторских коллективов пошли по этому пути и создали группы тестов по отдельным темам школьных курсов истории по образцу ЕГЭ.

Существуют специальные программы, которые позволяют учителям самим составлять тесты разного типа. Несомненным достоинством компьютерного тестирования является объективность, то есть правильность ответов определяет не учитель, а машина. К тому же у учащихся есть возможность сразу же посмотреть, где были допущены ошибки, и, соответственно, провести коррекцию знаний.

Урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой (УКП), называется медиаурок.

Приоритетная цель - развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде.

Дополнительно учитель выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры.

При использовании учителем истории компьютерной техники для наглядной демонстрации учебной информации работа учащихся в классе может быть организована следующим образом:

1. Фронтально — например, просмотр видеофрагментов.

2. Индивидуально — например, проведение тестирования учащихся в рамках подготовке к ЕГЭ и ГИА, выполнение упражнений и т.д..

3. Малыми группами — выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и пр.

В структуре медиаурока истории могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности:

- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала);

 - формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала);

- применение (применение полученных знаний на практике, проверка уровня усвоения материала).

При подготовке уроков с ИКТ необходимо учитывать:

- готовность педагога применять ИКТ на уроке;

- готовность учащихся к использованию ИКТ;

- готовность компьютерного сопровождения или компьютерного класса (установка необходимого программного обеспечения).

Элементы работы педагога по проведению урока с применением ИКТ приобретают новое наполнение.

Конспект урока должен включать в себя обычные компоненты конспекта: дата, группа, тема, место урока в системе уроков по данной теме, тип, цели и задачи урока, план с указанием деятельности педагога и учащихся.

 Необходимо добавить раздел, описывающий программное обеспечение, задействованное на уроке и формы его применения, деятельность лаборанта в компьютерном классе.

 Предварительное домашнее задание, прописанное в конспекте, должно быть дифференцированным, учитывать подготовку учащихся, наличие компьютера дома.

 

Исследовательская и проектная деятельность

Исследовательская и проектная деятельность достаточно близки друг к другу и зачастую не разделяются в массовом сознании. Однако следует учитывать, что проектной считается деятельность, итогом которой становится некий продукт, а привычная для большинства учителей деятельность, связанная с изучением (решением) какой-либо исторической или обществоведческой проблемы, является исследовательской.

В исследовательской деятельности ИКТ с самого начала заняли свою нишу. Поиск и обработку информации, защиту или представление результатов исследования с использованием презентаций используют в повседневной практике работы многие учителя. Чрезвычайно широкие возможности для организации учебной исследовательской деятельности предоставляет Интернет.

Вместе с тем отсутствуют какие-либо практические рекомендации по организации такой деятельности в сфере истории и с использованием ИКТ. Начальной формой работы (по крайней мере с 9 кл.) может стать подготовка учащимися докладов (презентаций) по вопросам части С Единого государственного экзамена на основе материалов, найденных в Сети, так как, во-первых, это проблемы, отобранные и сформулированные специалистами; во-вторых, у учителя уже есть примерная схема ответа, на которую он может ориентироваться; в-третьих, дети подготавливаются к ЕГЭ, овладевают необходимыми навыками.

Что же касается проектной деятельности, то здесь, прежде всего, необходимо определиться с целью проекта: какой продукт станет итогом работы? Какова его тематика? Какое практическое применение он будет иметь? Поскольку мы говорим об использовании ИКТ, то логично будет предположить, что одним из перспективных вариантов проектной деятельности должно стать создание программного обеспечения для поддержки преподавания гуманитарных дисциплин. В этом случае тандем «учитель — ученик» эффективен с разных точек зрения:

— учитель разрабатывает программное обеспечение для своих нужд под конкретный урок;

— ученик, владеющий компьютерными технологиями, получает навык работы над компьютерным проектом;

— в ходе работы учитель осваивает ИКТ на новом уровне, а ученик углубляет свои знания по предмету.

 

Дистанционное обучение

В последние годы  тема дистанционного обучения стала чрезвычайно модной среди руководителей образовательной сферы. Нередко такое обучение преподносится чуть ли не как единственная возможность получения качественного образования учащимися малокомплектных деревенских школ или теми, кого по разным причинам не устраивает уровень преподавания отдельных предметов в своем учебном заведении.

Однако найти дистанционную школу со сколько-нибудь полным и завершенным дистанционным курсом по какому-либо предмету практически невозможно. Данных о качестве обучения в сетевых школах тоже нет. Поэтому говорить всерьез о перспективности дистанционного обучения пока преждевременно.

Тем не менее, отдельные элементы, присущие данному виду обучения, могут быть использованы в повседневной практике школьного учителя. Как известно, сегодня в любой школе найдется не один десяток детей с ослабленным здоровьем. В силу этого они пропускают довольно много уроков. Да и обычный школьник, заболев, не знает, что происходило на уроке. Решить эту проблему можно через Интернет. Если учитель готовит презентации к своим урокам, то вполне логичным окажется их размещение в Сети. Дети, пропустившие занятия, скачав презентацию, могут узнать о том, какие вопросы разбирались на уроке, какие задания выполнялись, на что следует обратить внимание при подготовке домашнего задания, и в конечном счете их отставание в прохождении программы от одноклассников будет минимальным.

Весьма эффективным инструментом может стать е-mail-рассылка. Через рассылку можно организовать передачу болеющим ученикам домашних заданий, организовывать консультации, проводить внеурочные мероприятия и факультативы. Если у школы есть сайт с форумом, то можно использовать и его.

 

Этапы организации и проведения сетевых уроков (рекомендуется применять в профильных классах)

 

1 этап – предкоммуникативный. Учащиеся получают от учителя краткие сведения по изучению теории и организации, отражающие содержание Интернет-ресурса (распечатка) и задания, и знакомятся с ними.

2 этап – коммуникативный. Учащиеся выходят в сеть Интернет, на соответствующую страницу и выполняют конкретные задания

3 этап – посткоммуникативный. Учащиеся составляют отчет об изученном информационном материале, который может содержать: конспект теоретического материала, рисунки, таблицы, ответы на поставленные вопросы, эссе, сочинения на тему информационного ресурса.

 

Варианты построения уроков с использованием ресурсов Интернет:

Урок изучения нового материала

Алгоритм работы.

—  Знакомство с материалами сайта (телекоммуникационного проекта), используя демонстрационный компьютер, подключенный к сети Интернет.

—  Работа с распечатанным материалом.

—  Обсуждение вопросов, анализ информации, формулирование выводов.

 

“Создание дайджеста зарубежной прессы”. Деловая игра.

—  Определение тематики дайджеста и разделение на группы по интересам.

—  Знакомство со структурой электронной газеты и поиск группами наиболее интересных и содержательных статей по выбранной теме.

—  Обсуждение статей в малых группах.

—  Групповое обсуждение. Создание Дайджеста. В ходе игры учащиеся выступают в роли журналистов, а учитель – в роли главного редактора.

—  Домашнее задание одной их групп учащихся – оформить информационный лист на компьютере.

Виртуальная экскурсия

 

—  Сообщение темы и цели урока.

—  Путешествие по музеям мира.

—  Выбрать понравившуюся картину и рассказать о ней.

—  Определяем самый интересный рассказ, составленный за время урока.

 

Итак, учителя, использующие ИКТ в своей педагогической работе, должны: поставить перед школьниками проблему, чтобы они смогли в прямом смысле увидеть ее; дать учащимся необходимые информационные источники для самостоятельного поиска решения проблемы; эффективно контролировать полученный результат с целью его последующей возможной коррекции.

Информационные ресурсы дают учителю необходимую свободу действий, с тем чтобы он мог выстраивать собственную траекторию их совершенствования и использования: заменять изображения, добавлять тексты первоисточников, придумывать и внедрять свои варианты заданий.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн