Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в развитии творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Размещено: Галина Александровна Нарыжная - пн, 08/06/2009 - 12:59

 

"Лучший способ спровоцировать бурную и продолжительную дискуссию педагогов, которые заняты информатизацией образования, - заговорить о содержании этого процесса в современной школе".

Водопьян Г.М., Уваров А.Ю.

 

Процесс информатизации образования – один из самых актуальных вопросов, обсуждаемых в современной образовательной среде.

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО), действующий с 2005 г., направлен на перевод российского образования на качественно новую ступень. Актуальность его вполне понятна: школа продолжает ориентироваться на человека обученного, тогда как сегодняшнему информационному обществу требуется человек обучаемый.

-Как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися?

-Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали только положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?

Чтобы  ответить на эти вопросы с 2005 года я начала разработку проблемы «Компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в развитии творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

Цель опыта работы по данной проблеме:

Ø            повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на уроках  изобразительного искусства через использование компьютерных технологий.

Для реализации поставленной цели определила для себя следующие задачи:

      1.           Научить своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

      2.           Развивать творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства.

      3.           Формировать духовно-нравственную, культурно-образованную личность современного школьника

На уроках  изобразительного искусства в начальной школе (1-4 классы) использую интерактивные обучающе-развивающие программы с игровым сценарием.

Так  в 1 классе в первой четверти, тема которой «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения»,  я использую мультимедийное учебное пособие на CD-носителе «Фактура» из серии “Секреты живописи для маленьких художников» (компания «Новый Диск»). Данная программа помогает мне в непринужденной, игровой форме научить каждого первоклассника использовать различные способы и инструменты для создания картин; планировать свои действия и импровизировать. Процесс обучения с использованием этой интерактивной обучающе-развивающей программы не только позволяет мне научить детей видеть и изображать, но и доставляет мне и моим воспитанникам море удовольствия, т.к. анимированные уроки сделаны по принципу красочных мультфильмов,  что позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.

- Привет! Ты помнишь сказку о трех поросятах, которые построили себе домики? Наф-Наф из соломы, Ниф-Ниф из прутьев, Нуф-Нуф из камней. Они решили нарисовать их и отправить бабушке.Бабушка была в недоумении – она получила три одинаковых рисунка:

- Где же здесь домик из соломы?

- Какой домик из прутьев?

- Какой – из камней?

Поросята очень расстроились, когда узнали, что ини нарисовали такие непонятные рисунки.

Они попросили Митю помочь им.

Так начинается урок в первом классе по теме «Домик для любимой бабушки».

Работая с этой программой, дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками. Результатом такого участия стал альбом «Как прекрасен этот мир, посмотри!», в который вошли лучшие работы первоклассников, выполненные в течение четверти. Заслужить право поместить в этот альбом свои работы стало прекрасным стимулом для творческой деятельности  учащихся, а использование программы позволяло мне создавать на каждом уроке ситуацию успеха, заставить каждого ребенка поверить в свои возможности, бережно и нежно тронуть те струнки детской хрупкой души, которые помогали  ему раскрыться, проявить свои творческие способности и получить удовлетворение от собственного труда.

Открытием для учащихся начальных классов является то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем – это тоже искусство и моя задача, как учителя изобразительного искусства, научить этому каждого ребенка. Реализовать эту задачу помогают мне компьютерные технологии.

Так, во втором классе, работая на уроке по теме «Выражение характера человека в изображении», работу художника В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» демонстрирую на экран и провожу по ней беседу:

-          Кто изображен на картине? Почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в лесу? Опишите лес. Что о нем сказано в сказке?

-          Что выражает лицо Ивана-царевича? Чем он встревожен? Что говорится в сказке о характере Ивана-царевича?

-          Отчего задумалась и склонила голову Елена Прекрасная? Почему она названа Прекрасной?

-          Как художник показал трудности и опасности, которым подвергались Иван-царевич и Елена Прекрасная?

-          Удалось ли спастись от врагов? Кто им помог?

-          Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?

-          Расскажите, как одеты Иван-царевич и Елена Прекрасная?

-          Что вам нравится в картине?

Подведение итога беседы:

-          Художник показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья.

-          Картина сказочная, но герои её – Иван-царевич и Елена Прекрасная – очень похожи на тех молодых людей, способных к благородным поступкам, которые встречаются в настоящей жизни.

Использование  компьютерных технологий позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности. В ходе обучения изобразительному искусству дети выступают в роли и художников и зрителей. Зрительный ряд каждого урока в начальной школе представлен не только произведениями великих, но и выставкой лучших работ юных художников, которые хранятся в электронном музее изобразительного творчества младших школьников «Капельки» (Приложение ).

На уроках изобразительного искусства в 5 классе во II-ой четверти при изучении темы «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец»  наряду со многими другими использую образовательный электронный модуль (1C Образование 4.Школа), который позволяет мне наглядно познакомить учащихся с основами гончарного промысла.

Видеоматериал, который содержит данный модуль, дает мне прекрасную возможность закрепить знания учащихся, проверить их наблюдательность, установить связь с жизнью. Например (фрагмент урока):

 

- Это глина – рабочий материал гончаров. Ответь, где человек добывает глину для гончарного промысла?

 

 

 

- Понаблюдайте за тем, как мастер работает с сырой глиной на гончарном круге, создает кувшин.

 

 

- А здесь мастер работает с уже подсохшим изделием, выравнивает стенки и дно, наносит рельефный рисунок.

 

 

                                      

- Так выглядит изделие, готовое к обжигу. Ответьте, зачем обжигают изделие из глины?

 

 

- А это уже готовая посуда из глины. Какая посуда есть в вашем доме?

 

 

- Глина замечательный материал для лепки рельефных аппликаций и небольших статуэток.

 

 

А по окончании изучения темы II-ой четверти «Связь времен в народном искусстве» наряду с другими провожу и такой игровой тест, который позволяет не только проверить умения учащихся устанавливать взаимосвязь готовой посуды и материала, из которого она выполнена, но и сделать акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

         

- Какие знакомые узоры, где мы могли их видеть?

Этот вопрос, который часто звучит на уроках изобразительного искусства в 5 классе, стал проблемным для учащихся.

А следующий за вопросом ответ:

- В узорах спрятаны природные мотивы, то, что окружает нас постоянно, но на что мы порой не обращаем внимание…

позволяет раскрыть присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственную образность, игровую атмосферу, присущую как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Разработанный мною тест в программе Microsoft Office PowerPoint  «Декоративно-прикладное искусство» провожу по завершению изучения темы четверти:

1.Фантастические цветы, птицы, кони, украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски


o       ГЖЕЛЬ

o       ГОРОДЕЦ

o       ХОХЛОМА

o       ЖОСТОВО


2. «Верховая» и «фоновая» роспись «травки», «кудрина»:


o       ГЖЕЛЬ

o       ГОРОДЕЦ

o       ХОХЛОМА

o       ЖОСТОВО


3. Декоративная роспись на металлических подносах:


o       ГЖЕЛЬ

o       ГОРОДЕЦ

o       ХОХЛОМА

o       ЖОСТОВО


4. Народный промысел по изготовлению фарфоро-фаянсовой посуды, декоративных статуэток


o       ГЖЕЛЬ

o       ГОРОДЕЦ

 

o       ХОХЛОМА

o       ЖОСТОВО


Такое тестирование провожу на компьютере, что позволяет мне проверить уровень усвоения данной темы каждым пятиклассником. Причем каждый учащийся по окончании тестирования сразу узнает свой результат.

 

 

 

 

 

 

 


Кроме того, в данную программу тестирования я включаю и функцию «Работы над ошибками», что позволяет оперативно провести коррекцию знаний  учащимся самостоятельно или под моим непосредственным руководством.

Для проверки знаний учащихся 6 класса мною разработан блок тестов «Виды и жанры изобразительного искусства и основы их образного языка» в программе Excel. Возможности программы электронной таблицы позволяют с наименьшими затратами учебного времени проверить знания учащихся специфики образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства на всех этапах изучения темы учебного года «Изобразительное искусство в жизни человека». Вот один из таких тестов:

 

1

Если на картине нарисована реки, деревья, облака, то эта картина по  жанру…

 

2

К какому виду изобразительного искусства относится работа художника, выполненная красками?

 

3

Изображение мира неживых предметов - это…

 

4

Изображение художником человека и животного , выполненное в объеме - это…

 

5

Искусство постройки - это…

 

6

Изображение человека художником - это…

 

 

Принцип его действия заключается в том, что при ответе учащегося в колонке рядом автоматически появляется оценка его правильности - «ПРАВИЛЬНО», в противном случае ячейка оценки остаётся пустой. При выполнении данного теста              95,4 % шестиклассников дали правильные ответы на все вопросы.

Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся предоставляет и используемая мною на практике компьютерная программа «Paint», которая представлена доступным для освоения учащимися интерфейсом. Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).

Так на уроке изобразительного искусства в 6 классе по теме «Мозаика. На морском дне» для  усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика были использованы возможности графического редактора “Paint”.

Приведу фрагмент практической работы на уроке, который включает в себя следующее: 

 

1. Актуализация знаний.

1.             Какие основные инструментальные возможности графического редактора “Paint” будем использовать:


- карандаш

- кривая

- эллипс

- ластик

- масштаб

- выделение

 


2.             Какие основные команды графического редактора “Paint” будем использовать:

“правка”- “копировать”;

“правка” - “вставить”;

“рисунок”- “отразить - повернуть”.

2. Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).


1.Построение рамки.

 

 


2.         Изображение рыб (можно нарисовать одну, а остальные копировать).


 

 

 

 

 

 

 

3.     Изображение морского дна. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

 

 

 

 

 

 

 


 

4.          Выбор палитры.

 

3.Закрепление материала

1.    Словесное построение последовательности выполнения мозаичной картины.

*   Рамка.

*   Изображение рыбы (копирование).

*   Морское дно.

*   Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

*   Выбор палитры.

2.    Проверка.

3.    Устранение ошибок.

4.    Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы.

4. Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (по ходу работы)

Целевые обходы

·       Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

·       Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

·       Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

·       Рациональное использование учебного времени учащимися.

Выполнение данной работы способствовало не только овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия), но и развитию творческой фантазии шестиклассников, способствовал созданию ситуации успеха:                                                       «Ты сможешь так и даже лучше!»

 

 

 

 

В результате 100 % учащихся с творческим учебным заданием урока справились полностью, а лучшие работы пополнили коллекцию электронного музея «Наш вернисаж» (Приложение ).

Развитие творческой активности учащихся я также ставлю в прямую зависимость от методов и форм преподавания основ изобразительного искусства и компьютерной графики.

Особое место среди них занимает проектная деятельность, которую я провожу с учащимися 5-9 классов.  

Так с учащимися 5-х классов в текущем учебном году был разработан и реализован учебный проекта  «В сказочном мире народных промыслов».

Данная организационная форма работы (учебный проект) ориентирована на  изучение законченного учебного раздела  II-ой четверти 5 класса «Связь времен и народов в народном искусстве». Цель - овладение знаниями о существующих промыслах России через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.

Основным содержанием учебной работы пятиклассников стала  творческая деятельность.

 «Необходим ли человеку красивый предметный мир?» -  этот вопрос  стал определяющим темы самостоятельных исследований творческих групп учащихся:

1. «Искусство украшения пасхальных яиц в народных промыслах России»

2. «Тайна народных глиняных игрушек»

3. «За что Гжель, Жостово, Городец и  Хохлома нравятся всем?»

Результатом самостоятельного исследования каждой из творческих групп стал конкретный учебный продукт в виде презентации, публикации, web-сайта.

В результате  совместной планомерной разработки основополагающего вопроса «Необходим ли человеку красивый предметный мир?», в рамках реализации проекта по теме «В сказочном мире народных промыслов», а данная проектно-исследовательская работа проводилась в течение месяца, был создан сайт УМП.

Полный пакет материалов проекта представлен в папке «Проектная деятельность» (Приложение ).

Работая с учащимися 7 – 9-х классов по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Интернета, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних коллекциях самих учащихся.

Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации,  развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной  я даю рекомендации по поиску и обработке информации.

Вот как проводилась такая работа с учащимися 7 класса в третьей четверти: 

1.      Объявление темы для самостоятельной творческой работы по подготовке сообщений: «Библейские темы в изобразительном искусстве».

2.      Коллективное составление содержания сообщения:

ü      Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.

ü      Особенности византийских мозаик.

ü      Древнерусская иконопись и её особое значение.

ü      Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий.

ü      Приложение (Презентация, иллюстрирующая содержание сообщения)

3.       Рекомендации по работе с информацией:

ü      Найти информацию в источниках.

ü      Прочитать её, рассмотреть сопровождающие данную информацию иллюстрации.

ü      Отобрать важное и интересное для краткого представления в работе.

ü      Подобрать материалы, иллюстрирующие текстовую информацию, представить их в логической последовательности в соответствии с содержанием текста в презентации.

4.      Рекомендуемые для использования источники информации:

ü      http://www.rambler.ru

ü      Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2003 г.

ü      А.Злыгостаев. «Всеобщая энциклопедия искусств». http://artyx.ru , 2001-2006

ü       

Такая работа позволяет учащимся определить пути успешного выполнения учебного задания.

Выполненные учащимися творческие работы оформлены в тематические подборки по разделам мировой художественной культуры «От наскальных рисунков до киноискусства» и используются в дальнейшей работе, как учителей, так и учащихся при подготовке к урокам по другим учебным дисциплинам (литературе, музыке, истории и др.), к внеклассным мероприятиям, научно-практическим конференциям и другим формам работы.

Широкие возможности по развитию творческих способностей учащихся, формированию их художественной культуры предоставляет мне и Интернет. На уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры довольно часто провожу виртуальные экскурсии в природу, музеи, с посещением выставок и вернисажей. При организации виртуальной экскурсии определяю основные точки остановок (интернет–адреса) и информацию, которую учащиеся должны вынести из каждой остановки.

Например, на уроках МХК и изобразительного искусства со своими учениками:

· совершили виртуальную экскурсию по Древнему Египту (4 класс)

http://www.kemet.ru  ;

· побывали во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (8 класс)

http://www.museum.vladimir.ru/

· посетили виртуальную выставку «Таинственный Египет»  (9 класс)

http://newacropolis.org.ua/egypet/index.htm.

Внеурочная деятельность учащихся с привлечением средств сети Интернет проводится мною через организацию самостоятельной работы учащихся по изучаемым учебным курсам, выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта и др.

Компьютерные технологии и новые электронные технологии, которые я активно использую в практике преподавания изобразительного искусства, способствуют развитию творческих способностей моих учащихся. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, который провожу уже в течение четырех лет по методике «5 рисунков» Надежды Анатольевны Лепской (сайт art.ioso.ru).

Диагностику творческого развития учащихся провожу в начале и в конце учебного года (в сентябре и в мае). Детям предлагаю выполнить пять рисунков по свободной тематике. После выполнения учащимися задания анализ и оценку развития их способностей к продуктивной изобразительной деятельности провожу по следующим параметрам:

Ø   оригинальность – самостоятельности учащегося в выборе содержания рисунка;

Ø   движение – рисунок передает динамическое состояние персонажей или объектов изображения;

Ø   эмоциональность – в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы;

Ø   выразительность – интересный сюжет, композиция, «единственность» облика персонажей и ли объектов изображения;

Ø   графичность – сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.

Результаты диагностики фиксирую в таблице Excel, а «Мастер диаграмм» позволяет наглядно проиллюстрировать стабильный рост развития творческих способностей учащихся в динамике за четыре учебных года (см. Диаграмму 1).  Данная диаграмма, не только иллюстрирует развитие художественных способностей учащихся с 5-го по 8-ой класс, но и являются одним из показателей результативности реализации на практике опыта внедрения компьютерных и новых электронных технологий в практику преподавания изобразительного искусства.

Диаграмма 1

 

Кроме того, данная диагностика позволяет определить какому из параметров следует уделит более серьезное внимание в дальнейшем.

В заключение хочу отметить, что широкое использование компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий в моей преподавательской деятельности способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Об этом свидетельствуют психолого-педагогические исследования, проведенные совместно с  педагогом-психологом Чеботарь С.Н.

Так диагностика учащихся 2-9 классов по определению уровня выраженности познавательных способностей, которая проводилась в начале и в конце учебного года показала следующее:

 

 

Кроме того, компьютерные технологии позволяют мне сформировать у учащихся устойчивые представления по вопросам применения информационных технологий и обучающих программ во всех сферах образовательной деятельности.

Своим коллегам, особенно начинающим учителям изобразительного искусства, хочу рекомендовать следующее:

ü     чтобы сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися, чтобы уроки искусства вызывали у учащихся только положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”, широко используйте компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в учебном процессе. Они способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости;

ü     сформировать у учащихся устойчивые представления и практические навыки по вопросам применения информационных технологий во всех сферах образовательной деятельно вам помогут средства программ Microsoft Office и обучающих программ;

ü     организовать грамотный и современный контроль знаний, умений и навыков в образовательной области «искусство», определить уровень развития творческих способностей учащихся вам также поможет широкое использование всех возможностей компьютерных технологий.

А мне лишь остается пожелать всем в этом УДАЧИ! Школа будущего – школа «информационного века», в которой мы - педагоги сделаем все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

 

Использованные литература и ресурсы

1.            «Педагогика искусства», Б.М.Неменский, М.: «Просвещение», 2007 год

2.            «Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды», М.: УЦ «Перспектива», 2004 год

3.            Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982.

4.             «Педагогические технологии в образовательном процессе», О.М.Новрузова, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.,

5.             «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г. Москва, 2007 г.

6.            1C Образование 4.Школа, ЗАО «1 С», 2006-2008 г.

7.            Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2003 г.

8.            “Секреты живописи для маленьких художников» - «Фактура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2001г.

9.            “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” – диски CD-ROM, г.Москва, 1997-2008 г.г..

10.       Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура», ООО «Белый город, г.Москва, 2007 г.

11.       Художественная энциклопедия на 2 СD «Эрмитаж. Искусство Западной Европы» и «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». Компания «Новый диск», 1996-2001 г.г.

12.       А.Злыгостаев. «Всеобщая энциклопедия искусств».  http://artyx.ru 2001-2006 г.г.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Компьютерные технологии и возможности новых электронных техн


Галина Александровна, спасибо за Ваш материал, буду внимательно знакомиться.

С уважением Антонина Александровна


 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн