Официальный сайт openw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Проектная деятельность учащихся и учителя

Размещено: Галина Александровна Нарыжная - пн, 05/10/2009 - 09:41

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ «ИСКУССТВО» КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразной формой использования считаю метод проектов. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости этого метода. Предмет изобразительное искусство преподаю в 1-4 классах по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского. Многие темы уроков позволяют использовать метод проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектов стараюсь выбирать из содержания программы и темы урока. Длительность выполнения проекта ограничиваю одним уроком для 1-2 классов и одной- двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий для 3-4 классов.
Проект, в переводе означает замысел, план. Главная идея метода проектов – это направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность (имеющая общую цель, согласованные методы,, способы деятельности) направленная на достижение общего результата.
Приведу несколько примеров творческих проектов. Урок в 4 классе на тему «Деревня - деревянный мир». Тема проекта – «Образ русской избы». 
Структура проектирования состоит из трех этапов:
1.Организационно-подготовительный этап.
2. Художественно-технологический этап.
3. Заключительный этап.
 
Организационно-подготовительный этап.
Этот этап включает в себя изучение и освоение нового теоретического материала (использую презентацию к уроку «Русские избы»), ученики определяют цель деятельности, обосновывают выбор изделия, анализируют материалы и инструменты для выполнения изделия, анализируем совместно предстоящую работу, определяем этапы работы, организуем рабочее место. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках. На доске обязательно присутствует зрительный ряд к этапам проектирования.
 
 
 
Художественно-технологический этап.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте. Я помогаю составить алгоритмы нашей проектной деятельности, знакомлю с техникой объёмной аппликации. Каждый ученик делает свою поделку, разрабатывает свой творческий проект, выбирает материалы, инструменты, следит за безопасностью труда. Продолжение второго этапа следует через неделю, ученики выполняют элементы декора русской избы (наличники, ставни, полотенце, доски –причелины и другие украшения).На втором этапе важно качественно и правильно выполнить технологические операции, провести контроль и самооценку работы.
 
 
Заключительный этап.
На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка.Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто. Одна изба – богатырь - широкий, могучий дом, другая – нарядная и высокая, можно рассмотреть избушку  с одним окошком. Каждый придумал свой образ избы. Ученики отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Производят самооценку. Этап защиты или презентация проекта, очень важен, и ученикам надо помочь. Я задаю, например, такие вопросы:
    Кому предназначен проект?
    Какова основная идея твоего проекта?
    Какие еще идеи были у тебя?
    Какие использовал материалы?
    Как улучшить проект?
После защиты проекта, изготовленные изделия дарятся в кабинет изобразительного искусства в качестве наглядных пособий или членам семьи, или ученикам 1-2 классов. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Работы учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта выставляются на школьной выставке, постоянно действующей в кабинете изобразительного искусства.
Тема другого проекта в 4-х классах «Праздник в русской деревне». Это коллективное панно выполняют ученики, работая группами. Праздники – это не только веселье. В том, как проводят праздники – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях, ярко проявляется душа народа, его характер.
Организационно-подготовительный этап начался до урока, когда ученики добывали информацию о праздниках на Руси у своих родителей, в Интернете или в книгах. Мною подготовлена презентации к уроку о национальном русском костюме и сделана подборка детских рисунков о Масленице, Троице, Святках. На этом этапе проекта создаются творческие группы и составляются алгоритмы проектной деятельности.
Второй этап проекта, и ученики создают женские и мужские образы для коллективного панно. На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками  отмечали завершение работ.
Ученики выбирают  для работы материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры) и  инструменты. Вырезают фигурки людей.
Праздник проходит в деревне. Пейзаж пишется красками, а избы и фигурки людей сделаны отдельно и наклеены. При этом, их сначала нужно подвигать, что бы составить выразительные композиции.
После защиты проекта готовое панно размещается в рекреации гимназии или классных комнатах.
Еще одна тема урока в 4 классе «Древнерусский город-крепость», где я не первый год применяю метод проекта. Результат («выход») проектной деятельности учеников становится макет старинного города. При выполнении этого проекта выделю несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказала наибольшее влияние:
 -Исследовательские (предлагают конструкции башен, храмов, теремов; подбирают материал для конструирования).
 - Социального взаимодействия (сотрудничают в команде, оказывают помощь, следят за ходом работы).
 -Информационные (самостоятельно осуществляют поиск нужной информации о древних городах).
 -Рефлексивные (отвечают на вопросы: «Чему я научился?, «Чему я ещё должен научиться?»).
Одним из первых уроков, где я использовала метод проекта - урок в 4 классе «Образ художественной культуры Древней Греции». Ученики работают в группах по созданию коллективного панно «Древняя Эллада». Проект рассчитан на 4 урока. Первый - урок-путешествие (виртуальная экскурсия в Древнюю Грецию, использую презентацию к уроку). Второй урок – конструирование храмов. Информационный этап - внеурочное время (домашнее задание). Третий урок - изображение фигур в национальной одежде. Четвертый урок – создание коллективного панно и защита проектов.
   Метод проекта на сдвоенном уроке в 3 классе «Театр кукол».
На урок устанавливаю в классе ширму, и перед учениками возникает проблема: «Где взять кукол для кукольного представления?». Алгоритм выполнения работ составляем с учениками и записываю на доске:
   -Выявление проблемы (есть ширма, но нет кукол).
   -Поиск решения проблемы (обсуждения в группах).
   -Предложения детей (нарисовать, сшить, купить, сконструировать).
   -Разработка дизайн – проекта (предложения детей и учителя).
   -Материалы, инструменты, техника безопасности.
   -Изготовление проекта (кукол).
   -Защита проекта. (Концерт, сцены из спектакля).
«Фонари на улицах и в парках» - тема урока во второй четверти в 3 классе. Метод проекта позволяет направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении проблемы. А замысел урока состоит в том, чтобы разработать необычные фонари для парка им. Ю Гагарина, в нашем микрорайоне. Результат проектной деятельности – это фонари-цветы, фонари-елочки, фонари - светофорики, фонари-сердечки, фонари-домики.
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации тем «Выразительные возможности различных материалов» (2 класс). Тема проекта  - «Выразительные возможности аппликации». На предыдущих уроках ученики работали гуашью, акварелью, пастелью, но краски неожиданно «исчезли», а нам надо передать красоту природы.Этот урок происходит осенью, когда в нашем школьном сквере много разноцветных листьев, и я стараюсь направить внимание учеников на восприятие этой красоты. Класс делится на группы, дети создают образы осенних деревьев, выполненные в технике аппликация. В процессе работы ученики определяют цель, открывают новые знания (свойства бумаги), экспериментируют(способ вырезания и обрыва бумаги), ученики активны на всех этапах проекта. Защита проекта в группах проходит в форме выставки тех изделий, которые они создали и небольших выступлений о своем проекте.
Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью. Дети в 1 классе будут разочарованы, если на уроке у них не будет практического задания. Знакомясь с Мастером Украшения на первом уроке во второй четверти и используя метод проекта, создаем коллаж «Цветы». На организационно-подготовительном этапе пользуюсь презентацией к уроку «Мир полон украшений». Художенственно-технологический этап – это придумывание и вырезание сказочных цветов. Стараюсь расположить в заранее подготовленной корзине цветы так, чтобы даже те, что, казалось, не получились, нашли свое достойное место. Поочередно ученики выходят к доске, рассказывают о своей работе. С огромным удовольствием коллективная работа «Коллаж «Цветы» забирается в свой класс, в качестве подарка классному руководителю. Проект, выполненный на уроке изобразительного искусства, увидят и родители учеников.
В чем же заключается педагогическая значимость методов творческих проектов?
-Развивает личность каждого ребенка.
- Открывает возможности формирования жизненного опыта.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и учителя.
- Сочетает коллективное и индивидуальное творчество,
- Стимулирует творчество и самостоятельность.
Считаю, что вовлекать учеников начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, иначе в средних и старших классах не удастся достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
 
 
   Список используемой литературы.
1.                     Е.Н.Зеленская. Учебные проекты младших школьников. Журнал Начальная школа, 2005год, №9.
2.                     Изобразительное искусство. Методическое пособие. М: Просвещение, 2008 год.
3.                     Л.А. Неменская. Каждый народ – художник. 4 класс, М.: Просвещение 2005 год.
4.                     Л.Ю.Бритвина. Метод творческих проектов на уроках технологии. 4 класс. Журнал Начальная школа 2005 год, №6.
 

»  Размещено в сообществах:   
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн