Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная деятельность в учебном процессе

Submitted by Валентина Федоровна Смирнова on Fri, 16/10/2009 - 17:06

Сегодня  мы  все  чаще  и чаще  говорим  о методе проектов  и  использовании  его в  учебной  деятельности. В чем преимущество проекта?  Прежде  всего  в  том, что метод проекта  можно  использовать  как  в урочной, так  и  во  внеурочной  работе. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование со­вокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необхо­димость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, технологии, творчества. Метод проектов как педагогическая технология  представляет собой совокупность исследовательских, по­исковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В  своей  работе  я  использую следующие  виды  проектов:

информационный проект;

исследовательский проект. Пример  такого социального проекта «Составление сметы  расходов на  ремонт  школы» вы  можете  посмотреть  на  wiki.vladimir

(http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/index.php?title=%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 )

 

Проекты могут быть:

внутришкольные  или региональные;

международные.  Эти проекты представляют исключительный ин­терес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми
присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами. Таким  проектом  в  2008-2009 учебном году  стал  международный  проект  «
Letopisi.ru”. Проект «Учим и  учимся» формирует  у  детей сознание принадлежности к коллективу, создает атмосферу подлинного  товарищества  и дружбы. Проект  дает  возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса – учеников, учителей, родителей. Находит  новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, старается сделать так, чтобы компьютер и Интернет стал способом объединения, а не «яблоком раздора». В  результате работы  над проектом учащиеся 8-б класса (команда «Смайлик»)  обучили  «азам» компьютерной грамотности 15 учащихся 7- б класса  и 2- х родителей учащихся 8-б класса (Новикова Л.Ф., Фролова Н.В.). Все материалы  были  выложены в «Letopisi.ru» (http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A3%D1%87%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F_%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BC ).

 Число участников  проекта  может  быть различным:

одиночные;

парные;

групповые.

По продолжительности проекты  могут  быть:

краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков);

среднеcрочные- один-два месяца;

долгосрочные - до года.

 

Достоинства метода проектов:

Учащиеся ставят  перед  собой  конкретную  цель  и достигают  её.

Метод проектов выявляет и развивает творческие возможности и способности учащихся, учит решать новые, более сложные  задачи, развивает   деловые качества.

Метод проекта позволяет учитывать индивидуальные способности
учащихся.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности
учащегося за счет включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения.

 

Итак, метод проектов  помогает формированию активной  деятельностной  компетентности  школьников. Овладение  проектной деятельностью  позволяет учащимся активно участвовать в жизни общества, выполнять социальные заказы.

 Так,  например,   в 2006-2007 учебном году   учащиеся 11 классов,  применяя метод проектов,  выполнили социальный заказ  по подготовке сметы расходов на косметический ремонт школы.  Проект  был  практико-ориентированной формы, носил исследовательский, творческий  характер. По профилю знаний – межпредметный интегрированный проект: геометрия и информатика; по продолжительности – среднесрочный; по числу участников - групповой проект.

 С большим интересом проводили ребята  необходимые измерения и расчёты, применяя полученные на уроке геометрии знания, изучали ценовые данные товара  в различных торговых точках.

Используя электронные таблицы,  составляли  сравнительные диаграммы  итоговой стоимости необходимых для ремонта  материалов. Весь проект был представлен в виде презентации.  

В  рамках работы  над методом проектов учащимися  были созданы    проекты  по различным  темам:

«История развития  ЭВМ» (предмет  «Информатика и ИКТ»), 11кл.;

«Симметрия  в  жизни», 11 кл.; 

«Графики    функций», 11кл.

Кроме  того, несколько краткосрочных проектов по математике в  5,6 классах по темам  «Графический редактор PAINT»,  «Координатная плоскость» и  др.

При выполнении проекта ученик чувствует значимость своей деятельности, ответственность и причастность к процессам общественной жизни. Это формирует активную жизненную позицию человека.