Сегодня мы все чаще и чаще говорим о методе проектов и использовании его в учебной деятельности. В чем преимущество проекта? Прежде всего в том, что метод проекта можно использовать как в урочной, так и во внеурочной работе. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, технологии, творчества. Метод проектов как педагогическая технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В своей работе я использую следующие виды проектов:
• информационный проект;
• исследовательский проект. Пример такого социального проекта «Составление сметы расходов на ремонт школы» вы можете посмотреть на wiki.vladimir
(http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/index.php?title=%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 )
Проекты могут быть:
• внутришкольные или региональные;
• международные. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами. Таким проектом в 2008-2009 учебном году стал международный проект «Letopisi.ru”. Проект «Учим и учимся» формирует у детей сознание принадлежности к коллективу, создает атмосферу подлинного товарищества и дружбы. Проект дает возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса – учеников, учителей, родителей. Находит новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, старается сделать так, чтобы компьютер и Интернет стал способом объединения, а не «яблоком раздора». В результате работы над проектом учащиеся 8-б класса (команда «Смайлик») обучили «азам» компьютерной грамотности 15 учащихся 7- б класса и 2- х родителей учащихся 8-б класса (Новикова Л.Ф., Фролова Н.В.). Все материалы были выложены в «Letopisi.ru» (http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A3%D1%87%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F_%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BC ).
Число участников проекта может быть различным:
• одиночные;
• парные;
• групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
• краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков);
• среднеcрочные- один-два месяца;
• долгосрочные - до года.
Достоинства метода проектов:
• Учащиеся ставят перед собой конкретную цель и достигают её.
• Метод проектов выявляет и развивает творческие возможности и способности учащихся, учит решать новые, более сложные задачи, развивает деловые качества.
• Метод проекта позволяет учитывать индивидуальные способности учащихся.
• Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Итак, метод проектов помогает формированию активной деятельностной компетентности школьников. Овладение проектной деятельностью позволяет учащимся активно участвовать в жизни общества, выполнять социальные заказы.
Так, например, в 2006-2007 учебном году учащиеся 11 классов, применяя метод проектов, выполнили социальный заказ по подготовке сметы расходов на косметический ремонт школы. Проект был практико-ориентированной формы, носил исследовательский, творческий характер. По профилю знаний – межпредметный интегрированный проект: геометрия и информатика; по продолжительности – среднесрочный; по числу участников - групповой проект.
С большим интересом проводили ребята необходимые измерения и расчёты, применяя полученные на уроке геометрии знания, изучали ценовые данные товара в различных торговых точках.
Используя электронные таблицы, составляли сравнительные диаграммы итоговой стоимости необходимых для ремонта материалов. Весь проект был представлен в виде презентации.
В рамках работы над методом проектов учащимися были созданы проекты по различным темам:
• «История развития ЭВМ» (предмет «Информатика и ИКТ»), 11кл.;
• «Симметрия в жизни», 11 кл.;
• «Графики функций», 11кл.
Кроме того, несколько краткосрочных проектов по математике в 5,6 классах по темам «Графический редактор PAINT», «Координатная плоскость» и др.
При выполнении проекта ученик чувствует значимость своей деятельности, ответственность и причастность к процессам общественной жизни. Это формирует активную жизненную позицию человека.
|