Персональная информация:Юдичев Михаил Викторович - учитель русского языка и литературы МОУ Новосёловской СОШ № 5. Стаж работы - 8,5 лет. Выпускник Лесосибирского педагогического института (филиал СФУ).
***************************************
Цель мастерской и актуальность вопроса. Некоторые педагоги не могут на протяжении всего урока удерживать внимание учащихся и организовывать познавательную деятельность. Держать дисциплину. Включать всех школьников в учебную деятельность.
Периодически сам попадаю в категорию этих учителей. Приходится задумываться над возможными путями решения этой проблемы. Расскажу о нескольких средствах (методических инструментах), использование которых помогает мне решить проблему.
Зона теоретической информации. Методам учебной мотивации и приёмам организации деятельностного подхода, скорее всего, посвящены многие методические труды.
Возможно, похожие приёмы описаны в глобальной Сети. Не проверял.
Мне нужно было решить актуальную для меня педагогическую ситуацию (включить всех в деятельность, заинтересовать, как следствие - наладить дисциплину). Использовал учебники и средства глобальной Сети.
************************************************
Зона практикума. Зарекомендовали себя с лучшей стороны следующие средства:
вопросная карта (ВК). Принцип прост - берётся любой текст, на базе которого составляются вопросы, предполагающие ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения. Как вариант - на листе написаны предложения с пропущенными словами или сочетаниями слов - школьники работают с исходным текстом, заполняют "пустоты".
Практическая польза: *усваивается содержание исходного текста; *ученик учится правильно находить нужный ответ, формировать его (т.е выбирать только нужное содержимое), и правильно (без ошибок!) переписывать в нужное поле - не это ли умение требуется на ГИА и ЕГЭ?!; *школьники привыкают к рейтинговой и процентной шкале оценивания.
маршрутные карты (МК). Школьнику предлагается лист, содержащий вопросы, термины, ключевые слова. Работая с текстом, он делает акцент на этих моментах, запоминает их, потому что знает, что они пригодятся ему в дальнейшей работе на уроках.
Практическая польза: происходит качественная подготовка учащихся к последующему обсуждению.
мотивация через термины. А что если предложить порассуждать о значении незнакомых терминов или понятий?! Например, что Вы можете рассказать о человеке с фамилией Гибнер (Н.В.Гоголь "Ревизор")? Или же Вы сможете посчитать суммарное количество взяток Хлестакова?
Практическая польза: повышение интереса к содержанию урока, развитие актуальных умений.
актуализация (поиск важного). Учебник большой, информации много. Нужно сжимать материал, конспектировать, схематизировать. Тема "Односоставное предложение" раскрывается в семи параграфах. Неужели учить каждую строчку правила? Можно ли весь материал "загнать" в небольшую схему без потери качества?! Конечно, можно...
Практическая польза: школьники понимают "выгоду" и с радостью идут на этот "методический заговор".
ранжирование и другие принципы работы с текстом. Составление вопросов по тексту, выделение главного, расстановка приоритетов, методики "Аукцион" и "Форум"...- список широк. Практическая работа, как правило, связана с процессом взаимодействия ученика с текстом. Задача учителя - сделать это действие максимально интересным и актуальным.
Зона рефлексии. Накоплен большой запас материалов. Эти средства действительно помогают решить возникшие проблемы. Не только мне, но и другим педагогам. Как долго можно использовать? При умелом варьировании этих средств - очень долго.
В прикреплённых файлах лишь малая часть этих средств обучения.
Зона интерактивного взаимодействия. Представленный материал имеет "оттенок наивности" и простоты. А как Вы решаете подобные проблемы?
Добрый день. Понравились используемые вами средства. Ученик учится работать с учебником, находить ответы, делать выводы и конечно, когда они увлечены, вовлечены в деятельность, то и с дисциплиной порядок. А что вы можете предложить по учебным предметам нрк, где нет учебников. Приходится искать материал в интернете. Хотя делаю схемы, составляю вопросы по лекции, тесты, но как такового закрепления нет. Дополнительный материал ученикам не очень-то хочется искать. Спасибо. Успехов.
Здравствуйте. Учебные предметы модуля НРК относятся к развивающим. Следовательно, должны формировать определённые надпредметные компетенции. В то же время происходит удовлетворение информационного интереса (узнать о культуре и обычаях родного края).
Я бы не зацикливался на контроле, а формировал лёгкий "развлекательный" сценарий урока. Использование ресурсов глобальной Сети приветствуется. Какие-нибудь виртуальные экскурсии, анализ художественных постановок...
Можно работать с онлайн-энциклопедиями (приготовить вопросы, попросить найти ответы на сайте), можно организовать обсуждение актуальной по предмету публицистики (с использованием специальных ресурсов и форумов)...
Вариантов много.
Все люди находятся в болоте, но некоторые из них смотрят на звёзды. Оскар Уайльд.
Михаил Викторович! С большим интересом ознакомилась с Вашими материалами. Действительно, полезные средства. Теперь буду думать, как их можно применить к своему уроку. Спасибо.
Здравствуйте,Михаил Викторович.Наши кафедры одного направления -гуманитарного.Хочется отметить, да, мне понравилась ваша система работы.И дети в деятельности и в тоже время происходит обучение,и дисциплина.Спасибо.
Персональная информация: Юдичев Михаил Викторович - учитель русского языка и литературы МОУ Новосёловской СОШ № 5. Стаж работы - 8,5 лет. Выпускник Лесосибирского педагогического института (филиал СФУ).
***************************************
Цель мастерской и актуальность вопроса. Некоторые педагоги не могут на протяжении всего урока удерживать внимание учащихся и организовывать познавательную деятельность. Держать дисциплину. Включать всех школьников в учебную деятельность.
Периодически сам попадаю в категорию этих учителей. Приходится задумываться над возможными путями решения этой проблемы. Расскажу о нескольких средствах (методических инструментах), использование которых помогает мне решить проблему.
**************************************************
Зона теоретической информации. Методам учебной мотивации и приёмам организации деятельностного подхода, скорее всего, посвящены многие методические труды.
Возможно, похожие приёмы описаны в глобальной Сети. Не проверял.
Мне нужно было решить актуальную для меня педагогическую ситуацию (включить всех в деятельность, заинтересовать, как следствие - наладить дисциплину). Использовал учебники и средства глобальной Сети.
************************************************
Зона практикума. Зарекомендовали себя с лучшей стороны следующие средства:
Практическая польза: *усваивается содержание исходного текста; *ученик учится правильно находить нужный ответ, формировать его (т.е выбирать только нужное содержимое), и правильно (без ошибок!) переписывать в нужное поле - не это ли умение требуется на ГИА и ЕГЭ?!; *школьники привыкают к рейтинговой и процентной шкале оценивания.
Практическая польза: происходит качественная подготовка учащихся к последующему обсуждению.
Практическая польза: повышение интереса к содержанию урока, развитие актуальных умений.
Практическая польза: школьники понимают "выгоду" и с радостью идут на этот "методический заговор".
Зона рефлексии. Накоплен большой запас материалов. Эти средства действительно помогают решить возникшие проблемы. Не только мне, но и другим педагогам. Как долго можно использовать? При умелом варьировании этих средств - очень долго.
В прикреплённых файлах лишь малая часть этих средств обучения.
Зона интерактивного взаимодействия. Представленный материал имеет "оттенок наивности" и простоты. А как Вы решаете подобные проблемы?