Submitted by Елена Павловна Аркатова on Wed, 12/10/2011 - 21:19
Основные понятия: научная картина мира, связь науки и производства.
План урока:
I. Опрос учащихся.
II. Изучение нового материала.
Причины быстрого развития естественно-математических наук.
Основные научные открытия ХIХ — начала ХХ в., их значение.
III. Закрепление изученного материала.
IV. Итог урока (выставление оценок и организация д\з).
Ход урока.
I. Опрос учащихся.
Перечислите изменения, которые произошли в социальной структуре общества в процессе индустриализации.
Расскажите о положении различных слоев населения.
Индивидуальные задания по карточкам.
Карточка № 1.
Прочитайте фрагмент работы немецкого ученого ХIХ в. Ф. Энгельса о последствиях промышленной революции:
«Лет шестьдесят или восемьдесят тому назад это была страна, как другие страны: с небольшими городами, незначительной и малоразвитой промышленностью и с редким, преимущественно земледельческим населением. Теперь это страна, не знающая себе равных, со столицей, насчитывающей два с половиной миллионов жителей, с колоссальными фабричными городами, с промышленностью, снабжающей своими изделиями весь мир и производящей почти все при помощи своих сложных машин.
Трудолюбивое и густое население, две трети которого заняты в промышленности, состоит теперь из совершенно новых классов... Современная промышленность лишь потому так разрослась, что она заменила инструменты машинами, мастерские фабриками и вследствие этого ... разделила население на два противоположных лагеря...»
Задание:
Подчеркните в данном тексте последствия промышленной революции.
Какие классы сформировались в ходе промышленной революции и на какие два противоположных лагеря, по мнению Ф. Энгельса, разделилось население?
Карточка № 2. Соотнесите понятие и определение.
1. Средний класс
1. Люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
2. Буржуазия
2. Переезд в другую страну на постоянное жительство.
3. Наемные рабочие
3. Люди, по уровню жизни близкие к имущественным классам.
4. Эмиграция
4. Сельскохозяйственные или промышленные работники, не имеющие собственности.
5. Эмансипация
Уравнивание женщин в правах.
Ответ: 1—3, 2—1, 3—4, 4—2, 5—5
II. Изучение нового материала.
Причины быстрого развития естественно-математических наук.
Рассказ учителя.
ХIХ в. — время бурного развития естественно-математических наук.
Есть ли связь между развитием производства, техники и научными открытиями?(Технические средства возникают и функционируют благодаря их опоре на научное знание, являются результатом научных разработок. Поэтому сама жизнь требовала познать законы природы, чтобы осуществить индустриальную революцию и поставить природу на службу человека)
Вспомните технические изобретения ХIХ в. Без достижения каких наук они были бы невозможны? (физики, механики, химии, биологии)
Почему в 70—80-х гг. в Великобритании, Франции, США вводится всеобщее обязательное обучение? Почему именно в этих странах? (Эти страны первые начали переход к индустриальному обществу. Усложнялась техника, новые условия требовали квалифицированных специалистов, поэтому правительства этих стран вводило всеобщее бесплатное образование)
2. Основные научные открытия ХIХ — начала ХХ в., их значение
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, по итогам которой они заполняют таблицу (учебник $ 6, с. 62, вопрос 2).
Научная область
год
Фамилия ученого
Содержание и значение открытия
Наука об электричестве
1831
Майкл Фарадей
Открыл явление электромагнитной индукции, создал электродвигатель
Наука об электричестве
1865
Джеймс Карл Максвелл
Разработал электромагнитную теорию света
Наука об электричестве
1883
Генрих Герц
Открыл электромагнитные волны, именно на основе этих открытий был создан беспроволочный телеграф (Маркони и Поповым)
Наука об электричестве
1878
Хендрик Антон Лоренц и Стоней
Доказал, что электрон составная часть атома
Радиоактивные вещества
Анри Беккерель
Пьер Кюри
Мария Складовская-Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор
Создали учение о сложном строении атома
Микробиология
1885
Луи Пастер
Исследования – основа для учения об имуунитете, что брожение – процесс биологический, вызываемый микробами
медицина
Конец 18 века
Дженнер
Разработал прививку против оспы – развитие вакцинации
медицина
Н.19 в.
Жан Корвизар
Открыл стетоскоп, трубку для прослушивания
Медицина
Н.20 в.
Вильгельм Конрад Рентген
Открыл лучи, пронизывающие различные предметы – был создан рентгеновский аппарат
Хирургия
Н. 19 в.
1842 г.
Пьер Франсуа Перси и Доминик Ларри
Успех в методах ампутации конечностей.
Открыты наркотические свойства хлороформа и эфира, благодаря чему применялся наркоз
инфекциология
1882 г.
Роберт Кох
Открыл возбудитель туберкулеза и разработал лекарства против этой болезни и профилактические меры
инфекциология
К.19, н. 20 в.
Илья Мечников
Создал учение о защите от микробов
III. Закрепление изученного материала.
В чем значение научных открытий ХIХ — начала ХХ в.?
Каковы причины и значение научных открытий ХIХ— начала ХХ в.
IV. Домашнее задание: § 6, опережающее задание § 4.