Официальный сайт seoturbina 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изучение Покрытосеменных с использованием метода проектов

Фото пользователя Наталья Петровна Брагинова
Размещено: Наталья Петровна Брагинова - чт, 19/03/2009 - 16:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Брагинова Н.П.
Место работы, должность: 
ГОУ РК "Институт повышения квалификации работников образования" Республики Карелия
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
В разработке рассматриваются возможности использования ИКТ и метода проектов на примере изучения темы "Покрытосеменные"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Метод проектов получил широкую огласку и распространение, в том числе, благодаря различным международным образовательным программам, например, «Intel – Обучение для будущего». На самом же деле, история метода уже достаточно велика, о чем свидетельствуют работы Д.Дьюи начала прошлого века [1]. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако органично сочетается с групповой работой и всегда направлен на решение какой-либо проблемы [4]. Особенно важно то,  что в данном методе упор сделан не на усвоение фактических знаний, а на формирование различных компетенций обучающегося, или, другими словами, реализуется компетентностный подход.

Для реализации компетентностного подхода выбор остановлен на методе проектов. Учащиеся ориентируются на самостоятельный поиск и постановку проблемы, разработку плана мероприятий по ее решению. Меняется роль учителя, теперь он исполняет роль консультанта, корректирующего и мотивирующего деятельность обучающихся. Его работой, по словам Д.Дьюи [1], становится «отыскание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности». Наиболее интересным в нашем случае представляется исследовательский проект, так как есть возможность работать с натуральными объектами.

Место темы в школьном курсе биологии

Тема «Покрытосеменные» является частью большого раздела «Высшие растения. Семенные», на изучение которой в рамках авторской линии Д.И.Трайтак [5] в 6 классе отводится 9 часов. Ее изучение приходится на второе полугодие, весенний период. Это достаточно удобно, так как позволяет увидеть некоторые растения в живой природе. В рамках темы предусмотрены практические работы на определение цветковых растений по школьному определителю, а также изучение растений по гербарным образцам и на весенней экскурсии.

Цель курса для учителя:

1.      Добиться усвоения учащимися знаний о преимуществах Цветковых растений перед Голосеменными;

2.      способствовать формированию у школьников компетентностей (перечислены ниже);

3.      организовать работу учащихся, создать условия для самостоятельного решения поставленной задачи;

4.      корректировать и направлять деятельность учащихся по мере необходимости.

5.      привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам родного края.

Цель курса для учащихся:

Действия

Формируемые компетентности

Выбрать актуальную и практически значимую проблему по изучаемой теме

Научиться выделять проблему и составлять план для ее решения

Подобрать материал, проанализировать его и сделать выводы

Формирование умения анализа и синтеза

Представить результаты исследования в наглядной форме

Формирование информационно-коммуникационной компетентности

Защитить свою работу перед классом

Развитие коммуникативных навыков

 

Работа над проектом

Несмотря на то, что школьники ведут самостоятельную поисковую деятельность, учитель должен иметь представление обо всех этапах работы и о конечных результатах. Предварительно составляется план, например, в виде карты проекта (приложение 2).

Для работы над проектом выделяются все часы темы. Первый урок - вводная беседа, согласование правил работы, предварительная разработка тем. Учитель представляет ресурс «Цветы Карелии» на региональном сайте[1], который будет использоваться на всем протяжении проектной деятельности. Происходит деление на группы, постановка проблем, выбор темы. Возможные темы проектов: «Однодольные на пришкольном участке», «Кто сильнее?» (к вопросу о соотношении видов Однодольных и Двудольных, причины неравномерности), «Симметрия и красота цветка», «Самый распространенный цвет» (от чего зависит окраска венчика), «Незаметная красота» (о растениях с мелкими цветками, которых в Карелии очень много) и т.п.

На 2-5 уроках идет собственно работа над проектом, сбор и оформление материала. Цифровой образовательный ресурс «Цветы Карелии» на сайте http://ww.karelia.ru, созданный на основе технологии wiki-wiki, играет ключевую роль в реализации проекта. Так, размещенные там материалы и ссылки на ресурсы Интернет являются источником информации для учащихся по теме исследования. Встроенный интерактивный определитель дает возможность распознать незнакомое растение без помощи учителя. Для сложных случаев предусмотрен виртуальный кабинет, где учащийся может обратиться за помощью. Галерея служит местом размещения фотографий для публичного ознакомления. Для стимулирования активной деятельности учащихся на ресурсе предусмотрен конкурс «На лучшее фото». Обязательные требования – растения на фото определены, а сами фото сделано своими руками. То есть, здесь мы также касаемся вопросов соблюдения авторского права.

Итоговый урок посвящен защите проектов и обсуждению полученных результатов. Итоговые работы учащихся (в идее презентаций) также размещаются на данном ресурсе.

 

Пример работы

Тема проекта: «Покрытосеменные растения Карелии» [2].

Основополагающий вопрос: Что лучше: цветок или шишка?

Проблемный вопрос: Каких растений: голосеменных или покрытосеменных в Карелии больше и почему?

Учебные вопросы:

1.     Как отличить голосеменные от покрытосеменных?

2.     Какие растения появились на Земле раньше?

3.     Какие растения наиболее распространены на пришкольной территории, в Карелии (занимают большую площадь)?

4.     Какой отдел преобладает по числу видов?

5.     Какие выводы можно сделать о значении цветка в жизни растений?

6.     Какие растения нуждаются в охране?

 

Гипотеза: покрытосеменных растений в Карелии больше (по числу видов), так как цветок и плод помогают в борьбе за выживание.

Цель исследования: изучить видовой состав флоры пришкольной территории, предложить меры по охране растений.

 

Оценка образовательных результатов

Особое внимание в ходе проектной деятельности должно уделяться оцениванию. Однако оценивание при компетентностном подходе значительно отличается от традиционного. Здесь невозможно отделить какую-то часть учебной темы, по которой можно провести срез знаний, здесь не проверяется усвоение фиксированного набора фактов и понятий. Компетентности невозможно сформировать за один урок или даже тему, но можно способствовать их формированию. Однако, несмотря на то, что окончательные образовательные результаты можно увидеть только в конце проекта (или даже позднее), контроль должен осуществляться на всех этапах проектной деятельности. Это помогает учителю корректировать действия учащихся, направлять их в нужное русло. Например, в программе Intel "Обучение для будущего"[3] принято выделять формирующее и итоговое оценивание. Формирующее оценивание осуществляется по ходу выполнения проекта в виде, например, дневников учителя, взаимного контроля и самоконтроля учащихся, разнообразных заданий и тестов. По данным исследований, формирующее оценивание ведет к «значимым и существенным результатам обучения" [3].

Итоговое оценивание, как правило, проходит на завершающем этапе проекта, во время представления результатов работы учащихся. Для этого учителем составляются специальные карты оценивания, в которых выделяется ряд критериев  и оценочная шкала. Важно, что саму процедуру оценивания могут проводить как учитель, так и сами учащиеся. В приложении 3 приводится образец такой карты, предназначенной для оценки результатов работы группы, представленной в виде презентации.



[1] Вики-страница «Цветы Карелии», Автор Брагинова Н.П. <http://ww.karelia.ru>.

[2] При описании проекта использованы материалы программы «Intel. Обучение для будущего» и курса «Учебные проекты с использованием МS Office» серии «Партнерство в образовании» компании Microsoft.

[3] http://www.iteach.ru/

 

 

Литература

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

1.           Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления – 2-е издание, 1909.

2.           Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

3.           Оценивание проектов: повышение качества образования. <http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/OverviewAndBenefits/FormativeAssessment/>

4.           Полат Е.С. Метод проектов. <http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm>

5.           Трайтак Д.И. Программы общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. М.: Мнемозина, 2001.

 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Приложение 1.

Карта проекта

Тема

Кол-во часов

Оборудование

Методика, виды деятельности

Необходимые навыки работы с компьютером

Результат

В чем преимущество Покрытосеменных перед Голосеменными?

1

Компьютер (на пару)

Работа в группах; Поиск информации в Интернет, составление коллажа

Работа с браузером, ТР

Составлен коллаж «В чем их сила»

Изучение видового состава флоры пришкольной территории

2

Определитель, фотоаппарат

Работа в группах; Поиск и определение растений, фотографирование

-

Составлен список растений, сделаны фотографии

Обработка материала

2

Компьютер (на пару)

Работа в группах

ТР, Power Point, обработка фото, размещение файлов в вики-вики

Оформлена презентация о видовом разнообразии и численности растений пришкольной территории, мерах по их охране

Защита проектов

1

Компьютер, проектор

Конференция, дискуссия

Демонстрация слайдов Power Point

Представлены работы, даны ответы на вопросы: является ли цветок залогом успеха и какие растения более других нуждаются в охране.

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
Конспект_Покрытосеменные.doc 103.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн