Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



здоровьесберегающая педагогика

Размещено: Татьяна Ивановна Осиик - пт, 03/04/2009 - 15:11

   В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

    Это может выражаться через непосредственное обучение детей приемам здорового образа жизни (ЗОЖ): профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний; привитие детям элементарных гигиенических навыков; через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе массовых оздоровительных мероприятий: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии; а также в работе с семьей.

   Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Это может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся и педагогов.

   Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

   Принципы здоровьесберегающей педагогики отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы.

   Это: 1. принцип повторения (в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);

            2. принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);

             3. принцип доступности и индивидуализации (его назначение в исключении негативных и вредных последствий для организма уч-ся вследствие чрезмерных требований и заданий);

             4.  принцип непрерывности (выражает ПО как целостный процесс, тесно связан с системным чередованием нагрузок и отдыха);

 5. принцип цикличности (заключается  в повторяющейся последовательности занятий);

 6.  принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения);

 7. принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению (взаимодействие педагогов и мед. работников)

 8.   принцип активного обучения (использование различных форм и методов обучения: инд. работа, групповая, парная и др.)

 9.  принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

 10.  принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).

 

   Для достижения целей ЗОТ применяются следующие группы средств:

1.      средства двигательной направленности (физ. упражнения, физминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги;

2.      оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия);

3.      гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, режим дня, режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки во избежание переутомления).

   Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.  Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождения; чередование занятий с высокой и низкой дв. активностью; через массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья; выход на природу; экскурсии.

   ЗОЖ  объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Перечислим практические аспекты здорового образа жизни:

1.      оптимальный двигательный режим (утренняя гимнастика, физические упражнения);

2.      личная гигиена (гигиена тела, уход за волосами, гигиена полости рта, гигиена одежды и обуви, гигиена помещения);

3.      правильное дыхание (правила дыхания при выполнении физ.упражнений, дыхание через нос);

4.      закаливание (правила приема: воздушных ванн, солнечных ванн, водных процедур, умывание, обтирание, обливание, купание, хождение босиком);

5.      профилактика заболеваний у младших школьников (пр. нарушений осанки, плоскостопия, инфекционных заболеваний, близорукости);

6.      профилактика повреждений и травм у младших школьников (правильная организация и методика проведения занятий, соблюдение техники безопасности, правила поведения  в общественных местах);

7.      оказание первой доврачебной помощи при травмах;

8.      проведение занятий по ЛФК;

9.      подвижные игры (на воздухе).

   Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Благодаря комплексному подходу могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

 

 


Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн