В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей приемам здорового образа жизни (ЗОЖ): профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний; привитие детям элементарных гигиенических навыков; через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе массовых оздоровительных мероприятий: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии; а также в работе с семьей.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Это может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающей педагогики отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы.
Это: 1. принцип повторения (в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);
2. принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);
3. принцип доступности и индивидуализации (его назначение в исключении негативных и вредных последствий для организма уч-ся вследствие чрезмерных требований и заданий);
4. принцип непрерывности (выражает ПО как целостный процесс, тесно связан с системным чередованием нагрузок и отдыха);
5. принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий);
6. принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения);
7. принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению (взаимодействие педагогов и мед. работников)
8. принцип активного обучения (использование различных форм и методов обучения: инд. работа, групповая, парная и др.)
9. принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
10. принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).
Для достижения целей ЗОТ применяются следующие группы средств:
1. средства двигательной направленности (физ. упражнения, физминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги;
2. оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия);
3. гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, режим дня, режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки во избежание переутомления).
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождения; чередование занятий с высокой и низкой дв. активностью; через массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья; выход на природу; экскурсии.
ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Перечислим практические аспекты здорового образа жизни:
1. оптимальный двигательный режим (утренняя гимнастика, физические упражнения);
2. личная гигиена (гигиена тела, уход за волосами, гигиена полости рта, гигиена одежды и обуви, гигиена помещения);
3. правильное дыхание (правила дыхания при выполнении физ.упражнений, дыхание через нос);
4. закаливание (правила приема: воздушных ванн, солнечных ванн, водных процедур, умывание, обтирание, обливание, купание, хождение босиком);
5. профилактика заболеваний у младших школьников (пр. нарушений осанки, плоскостопия, инфекционных заболеваний, близорукости);
6. профилактика повреждений и травм у младших школьников (правильная организация и методика проведения занятий, соблюдение техники безопасности, правила поведения в общественных местах);
7. оказание первой доврачебной помощи при травмах;
8. проведение занятий по ЛФК;
9. подвижные игры (на воздухе).
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Благодаря комплексному подходу могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
|