Веб-ссылка: Публичный доклад
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№44 «Ярославич»
Публичный доклад
МДОУ детского сада
общеразвивающего вида №44
«Ярославич»
г. Ярославль 2009 год
1. Общие сведения
1.1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №44
1.2.Юридический адрес:
150051. г.Ярославль
ул. Орджоникидзе 10-а
1.3. Фактический адрес, телефон:
150051. г.Ярославль
ул. Орджоникидзе 10-а
тел. 24-13-33
24-11-22
24-41-29
1.4.Учредитель: Департамент образования мэрии г.Ярославля.
1.5.Сведения об администрации МДОУ:
· Иванова Галина Николаевна – заведующая ДОУ,
высшая квалификационная категория
по должности «руководитель»
· Воробьева Татьяна Сергеевна – старший воспитатель ДОУ,
высшая квалификационная категория
по должности «воспитатель»
· Киселева Светлана Анатольевна - старший воспитатель ДОУ,
высшая квалификационная категория
по должности «старший воспитатель».
1.6.Лицензия Департамента образования Ярославской области на образовательную деятельность от 26.09.2008 года серия А № 269437, регистрационный №76242508/л 0195.
1.7.Свидетельство о государственной аккредитации АА 184827 регистрационный номер 01-2029 от 17 июня 2008 года.
1.8.Режим функционирования МДОУ
Режим функционирования МДОУ установлен, исходя из запросов семей и возможностей бюджетного финансирования, регламентирован Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МДОУ.
Режим работы: 12-ти часовое пребывание детей в детском саду: с 7-00 до
19-00
Выходные: суббота, воскресенье
1.9. Количество групп, их специфика, численность воспитанников.
Всего 11 групп
223 человека
|
2группы раннего возраста
33 человека
|
|
9 дошкольных групп
192 человека
|
3
вторые младшие группы
60 человек
|
2 средние группы
45 человек
|
2 старшие группы
42 человека
|
2 подготовительные группы
45 человек
|
1.10. Изменение количественного состава детей за последние 3 года:
Учебный год
|
Количество групп
|
Количество детей
|
ясли
|
сад
|
ясли
|
сад
|
всего
|
2005 - 2006
|
2
|
9
|
40
|
177
|
217
|
2006 - 2007
|
2
|
9
|
41
|
184
|
225
|
2007 - 2008
|
2
|
9
|
33
|
192
|
235
|
1.11. Состав семей воспитанников.
Учебный год
|
Полная
|
Неполная
|
Многодетная
|
Число семей
|
Доля семей%
|
Число семей
|
Доля семей%
|
Число семей
|
Доля
семей %
|
2007-2008
|
203
|
91
|
20
|
9
|
6
|
2.7
|
2.Управление дошкольным образовательным учреждением.
Управление детским садом строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются педагогический совет и общее собрание коллектива.
Кроме того, созданный в учреждении проектный совет призван координировать деятельность всех специалистов и педагогов по трем направлениям в развитии детей (физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, социально- личностном). Руководителем проектного совета является руководитель МДОУ.
Управление строиться на основе документов, регламентирующих его деятельность: закона «Об образовании» РФ, договора с учредителем, устава МДОУ, локальных документов, правил внутреннего распорядка.
В структуру управления детским садом входит Ярославская городская общественная организация « Милосердие каждому ребенку».
Это общественное объединение граждан, созданное на основе совместной деятельности родителей, и детского сада для защиты общих интересов в сфере дошкольного воспитания детей и достижения целей, предусмотренных уставом общества. Целью организации является организация деятельности, направленной на развитие дошкольного учреждения, на расширение возможностей для развития детей.
Структура управления детским садом
Центр физкультурно –оздоровительной работы
|
Проектный совет
|
|
Центр художественно – эстетического развития
|
Общественная организация
«Милосердие каждому ребенку»
|
Центр взаимодействия с семьей
|
Центр социально- личностного развития
|
Родительский
совет
|
|
Руководитель
учреждения
|
|
Совет трудового
коллектива
|
Финансово –
экономическая
служба
|
Администрати
вно – хозяйст
венная служба
|
3. Условия осуществления образовательного процесса.
3.1 Соблюдение санитарно – гигиенического режима.
Детский сад построен по типовому проекту и сдан в эксплуатацию в1976 году. Ведомством ЯЗДА в 1995 году детский сад передан в муниципальную собственность.
Здание детского сада расположено внутри жилого квартала, экологическая обстановка удовлетворительная. Территория детского сада хорошо благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники, газоны. Обустроены зеленые лужайки для проведения закаливающих процедур в летнее время, оборудована физкультурная площадка. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок, оборудованный верандами. На участках есть оборудование для проведения сюжетных и творческих игр, для занятий физическими упражнениями.
На территории детского сада находится хозяйственный двор с постройками.
Здание детского сада двухэтажное, однокорпусное, имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, центральное отопление. Учреждение постоянно работает над укреплением материально – технической базы. За последние 3 года проведены ремонты систем отопления, водоснабжения, ремонт крыши. По мере износа заменяется сантехника, бытовые и электроприборы, оборудование пищеблока и прачечной. Ежегодно в летний период проводится косметический ремонт, переоборудование помещений силами сотрудников и родителей.
Проектная мощность детского сада рассчитана на 14 групп. За период функционирования в детском саду была проведена реконструкция помещений за счет сокращения групп, для улучшения условий пребывания детей в дошкольном учреждении и реализации приоритетных направлений деятельности.
Переоборудованы групповые комнаты в
- физкультурный зал;
- семейную гостиную;
- методический кабинет;
- ИЗО студию;
- ФИЗО кабинет;
- кабинет заведующей;
В структуру развивающей среды МДОУ №44 на 1 сентября 2008 г. входят
- 11 групповых комнат со спальнями и раздевальными комнатами;
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- кабинет психолога;
- ИЗО студия;
- театральная студия;
- логопедический кабинет;
- семейная гостиная;
- методический кабинет;
- коктейль бар;
- зеленый сад;
- медицинский блок;
- кабинет врача;
-изолятор;
-процедурный кабинет;
-ФИЗО кабинет;
- интерьер детского сада (наглядная информация, экспозиция детских работ).
Сотрудники детского сада стремятся организовать предметно – пространственную среду, отвечающую интересам развития детей, их эмоциональному благополучию. Все предназначенное для детей находится в зоне их активной деятельности
Каждая группа имеет свое помещение для игровых занятий, сна, раздевальную и туалетную комнату. Площади помещений соответствуют санитарно – гигиеническим нормам и правилам. В детском саду имеется в полном объеме мягкий и жесткий инвентарь.
В групповых помещениях созданы условия для разнообразных видов активной деятельности детей: игровой, познавательной, трудовой, творческой, исследовательской. Доступность материалов, функционально – игровых предметов помогает воспитывать самостоятельность у детей, реализует стремление к творческому моделированию игровой ситуации, окружающей среды.
Мебель подобрана по росту детей и промаркирована. Естественное и искусственное освещение соответствует норме. Группы имеют естественное освещение с 2-х сторон, двустороннее расположение окон позволяет наиболее эффективно проводить сквозное проветривание.
Во всех группах имеются кварцевые лампы, кварцевание проходит 2 раза в день. медицинские работники контролируют выполнение санэпидрежима, карантинных мероприятий, ведется постоянный контроль за освещением, воздушным режимом. Четко отслеживается выполнение графика генеральных уборок, наличия моющих средств для мытья посуды, стирки белья и спецодежды.
В любое время года соблюдается режим проветривания, питьевой режим. Проводится плановая вакцинация и осмотр детей врачами, специалистами детской поликлиники №5. Работа по оздоровлению детей ведется по плану. План оздоровительных мероприятий составляется на каждый учебный год в зависимости от контингента детей.
Оформление детского сада и интерьер приближен к домашним условиям, способствующим эмоциональному благополучию детей. Коллектив детского сада, совместно с родителями вкладывает много сил, творческой энергии в создание уютного, красивого, доброго дома для детей.
3.2 Материально – техническое состояние и медико- социальные условия пребывания детей в ДОУ №44.
Максимальный объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения.
Режим дня в детском саду педагогически обоснован, составлен в соответствии с учетом максимальной нагрузки на ребенка в ДОУ, согласно Инструктивно – методического письма Минобразования Российской Федерации №65/23-16 от 14.03.2002 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Гибкость режима осуществляется при обязательном сохранении таких режимных моментов, как:
- пребывание детей на свежем воздухе в утреннее, дневное и вечернее
время
- прием пищи и дневной сон.
Группы
|
Количество занятий
|
Длительность занятий
|
Перерыв между
занятиями
|
младшая
|
не более двух
|
Не более 15 мин
|
Не менее 10 минут
|
средняя
|
не более двух
|
Не более 20 мин
|
Не менее 10 минут
|
старшая
|
не более трех
|
Не более 25 мин
|
Не менее 10 минут
|
подготови-
тельная
|
не более трех
|
Не более 30 мин
|
Не менее 10 минут
|
Среди общего времени занятий отводится 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% организованной деятельности отводятся занятиям физкультурно – оздоровительного и эстетического цикла.
В середине статистического занятия проводятся физкультминутки. Чаще проводятся интегрированные занятия с использованием мотивации и организованной поисковой деятельности.
В детском саду представляются бесплатные дополнительные услуги: хореография- для воспитанников старших, подготовительных групп и игровое занятие на воздухе «Здоровое дыхание»- для воспитанников средних групп. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду (в дни с наиболее высокой работоспособностью).
При регуляции нагрузки на каждого ребенка в ходе занятия учитываются его индивидуальные особенности.
Реализация индивидуального подхода к детям опирается на систематические наблюдения, на выявление признаков утомления у того или иного ребенка.
Предпочтение отдается личностно – ориентированным педагогическим технологиям. Это предполагает возможность такой организации процесса обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Именно личностно – ориентированная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.
Режим дня
№
|
|
ясли
|
1 мл
|
2 мл
|
средняя
|
старшая
|
подготовит
|
1
|
Утренний прием детей
|
7.00-7.45
|
7.00-7.45
|
7.00-7.55
|
7.00-8.05
|
7.00-8.20
|
7.00-8.30
|
2
|
Утренняя гимнастика
|
7.45-7.55
|
7.50-8.00
|
8.05-8.15
|
8.10-8.20
|
8.20-8.30
|
8.30-8.40
|
3
|
Гигиенические процедуры перед завтраком
|
7.55-8.00
|
8.00-8.10
|
8.15-8.20
|
8.20-8.25
|
8.30-8.40
|
8.40-8.45
|
4
|
Завтрак
|
8.05-8.30
|
8.10-8.45
|
8.20-8.50
|
8.25-8.55
|
8.40-8.55
|
8.45-8.55
|
5
|
Гигиенические процедуры после завтрака
|
6
|
Занятия, познавательно – игровая деятельность
|
9.00-9.30
|
9.00-9.30
|
9.00-9.45
|
9.00-9.50
|
9.00-10.40
|
9.00-10.05
|
7
|
Прогулка
|
9.30 10.45
|
9.30-11.15
|
9.45-11.30
|
9.50-12.00
|
10.40-12.00
|
10.50-12.30
|
8
|
Гигиенические процедуры после прогулки
|
9
|
Обед
|
11.00
11.40
|
11.30-12.00
|
11.50-12.20
|
12.15-12.50
|
12.20-12.50
|
12.45-13.15
|
10
|
Гигиенические процедуры
Дневной сон
|
11.40-15.00
|
12.00-15.00
|
12.20-15.00
|
12.50-15.0012.50-15.00
|
13.15-15.00
|
|
11
|
Подъем
Закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика
|
15.00-15.10
|
15.00-15.10
|
15.00-15.10
|
15.00-15.10
|
15.00-15.10
|
15.00-15.10
|
12
|
Полдник
|
15.10-15.15
|
15.10-15.15
|
15.10-15.15
|
15.10-15.15
|
15.10-15.15
|
15.10-15.15
|
13
|
Занятия, чтение. Физиопроцед.
|
15.1515.55
|
15.15-15.55
|
15.15-15.55
|
15.15-15.55
|
15.15-15.55
|
15.15-15.55
|
14
|
Гигиенические процедуры перед ужином
|
15
|
Ужин
|
16.00-16.30
16.00-16.30
|
16.00-16.30
|
16.00-16.20
|
16.00-16.20
|
16.00-16.20
|
16
|
Гигиенические процедуры после ужина
|
17
|
Индивидуальные занятия
|
17.00
|
17.00
|
17.00
|
17.00
|
17.00
|
17.00
|
18
|
Прогулка, игры, уход домой
|
17.00-19.00
|
17.00-19.00
|
17.00-19.00
|
17.00-19.00
|
17.00-19.00
|
17.00-19.00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3 Характеристики педагогического коллектива
Образовательный уровень.
Учебный
год
|
Численный
состав
|
Высшее
|
Высшее
непроф.
|
Среднее
специальное
|
Среднее
спец.
непроф.
|
Среднее общее
|
2005 –
2006
|
32чел
|
15чел
|
1чел
|
4чел
|
7чел
|
6чел
|
2006 –
2007
|
33чел
|
15чел
|
1чел
|
5чел
|
5чел
|
9чел
|
2007-
2008
|
31чел
|
15чел
|
_
|
6чел
|
4чел
|
6чел
|
Уровень квалификации за три года
Уч.год
Категория
|
2005 -2006 уч.гг.
|
2006 -2007 уч.гг.
|
2007 -2008 уч.гг
|
Высшая
|
3чел
|
3чел
|
3чел
|
1 категория
|
8чел
|
7чел
|
7чел
|
2 категория
|
11чел
|
11чел
|
13чел
|
без категории
|
10чел
|
12чел
|
8чел
|
Стажевые показатели на 2008 год.
Стаж
Кол-во
|
До 5 лет
|
5-10 лет
|
10-15 лет
|
15-20 лет
|
Свыше
|
|
|
|
|
20 лет
|
31чел
|
15чел
|
2чел
|
1чел
|
1чел
|
12чел
|
Система повышения квалификации педагогических кадров
СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
по повышению профессионального
мастерства
|
Повышение
педагогической
культуры педагога
|
Совершенствование
профессионального
мастерства
|
|
Обучение в практической деятельности
|
Формы организации деятельности :
педагогические советы, лекции, семинары, практикумы, творческие группы, открытые просмотры
|
Информация о новинках из области психологии и педагогики
· Курсовая подготовка
· Обзор новинок пед. литературы
· Работа клуба психоло
гической поддержки
«У Марины»
· Тематические встречи
в Музыкальном салоне
и Художественной студии со специалистами детского сада
· «Веселая спортплощадка» -
встречи с инструктором
по физвоспитания
· Обзор периодических
изданий
|
|
· Занятия с детьми
· Прогулки и развлечения
· Экскурсии
· Наблюдения
· Сюжетно-ролевые игры
· Индивидуальная работа с детьми
· Анализ детской деятельности
· Наблюдение за детьми
· Диагностика усвоения программы
|
|
· Открытые просмотры
· Анализ и самоанализ педагогической деятельности
· Самообразование
(творческие отчеты, доклады, консультации
- деловые игры, творческие игры на консультациях пед. советах
- заполнение анкет
- аттестация педагогов
- экспертная оценка педагогов
|
3.4 Наличие условий для реализации приоритетных направлений
деятельности.
Приоритетными направлениями в работе детского сада являются:
· Физкультурно- оздоровительное
· Художественно – эстетическое
· Социально- личностное.
Для полноценной реализации приоритетных направлений в детском саду созданы следующие условия:
· Наличие оборудованных помещений
- Физкультурный зал
- Музыкальный зал
- ИЗО студия
- Театральная зона
- ФИЗО кабинет
- Медицинский блок
|
· Наличие специалистов
- Музыкальные руководители
- Инструктор по физкультуре
- Преподаватель ИЗО деятельности
2005 – 2006 уч. году
-Хореограф
-Преподаватель цикла «Здоровое дыхание»
-Медсестра физо кабинета.
Педагог- психолог.
|
Парциальная программа К.Тарасова. Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан «Гармония»
Методические пособия-
-Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика»
А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»
Н.А.Ветлугина «Эстетическое воспитание детей в детском саду»
· Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»
· Организация развивающей среды в группе
· Изготовление и приобретение игр и пособий для занятий с детьми
· Консультативная помощь педагогам (консультации, педсоветы, семинары и т.д.)
· Консультативная помощь родителям (беседы, собрания, открытые занятия и т.д.)
· Наличие методической литературы, планов занятий, диагностических методик
|
Условия реализации
Для успешной реализации приоритетных направлений детский сад сотрудничает со следующими организациями:
- детской поликлиникой №5
- школой искусств№1
- Ярославской областной филармонией
- ТЮЗом
В детском саду созданы Центры для координации работы всех специалистов детского сада по реализации приоритетных направлений.
Художественно–эстетический центр «Эстетика» (руководитель Шарипова И.В. – музыкальный руководитель);
Физкультурно–оздоровительный центр «Зеленый огонек здоровья» (руководитель Никольская Ю.Н. – инструктор по физкультуре);
Центр социально- личностного развития « Гармония» (руководитель Сидорова М.А.- педагог- психолог);
- Центр взаимодействия с семьями воспитанников (руководитель Воробьева Т.С. – старший воспитатель)
3.5.Организация и содержание воспитательного – образовательного процесса.
Основные цели образовательной деятельности ДОУ
Целью образовательной деятельности ДОУ является всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Основными задачами воспитания детей нашего детского сада являются:
· охрана жизни и укрепление физического здоровья детей;
· создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка;
· создание необходимых условий для развития творческих способностей воспитанников;
· установления партнерских отношений с семьями воспитанников, участие родителей в образовательном, педагогическом процессе, повышение их педагогической компетентности;
· создание развивающей предметно – пространственной среды и условий для разных видов деятельности.
Реализуемые образовательные программы, система работы по реализации программы.
За основу образовательной программы МДОУ коллективом педагогов выбрана комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»; разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и т.д.). Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации, на ее основе работают 10 групп детского сада, начиная с 1-ой младшей группы. Ясельная группа детского сада в своей работе использует программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. Цели образовательной деятельности МДОУ
- активные, свободные, самостоятельные дети, проявляющие инициативу в деятельности и в общении с детьми и взрослыми;
- любознательные и интеллектуально развитые.
- дети эмоционально отзывчивые на красоту окружающего мира, произведений искусств, на состояние других людей
- дети, способные получать удовольствие от творческого процесса, умеющие открывать для себя окружающий мир.
- здоровые, физически крепкие дети, владеющие знаниями о собственном организме, со сформированными навыками здорового образа жизни.
Перед педагогами и родителями ставятся следующие задачи:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, сформировать основные двигательные навыки, основу гигиенической культуры, привычку к здоровому образу жизни
- развить у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках (линия чувств)
- пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность (линия творчества)
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи (линия познания).
Одновременно педагоги детского сада используют дополнительные образовательные программы и технологии, уточняющие и углубляющие разделы программы «Детство»
- Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»
- Н.Н.Авдеева, О.М.Князева, Р.Б.Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
- К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан «Гармония»
- Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика»
- А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»
Н.А.Ветлугина «Эстетическое воспитание детей в детском саду»
- Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте»
- В.П.Новикова «Математика в детском саду»
-В.Воскобович «Сказочные лабиринты игры».
Особенности реализуемых образовательных программ и методик:
Педагогика сотрудничества.
Развивающее обучение.
Личностно – ориентированный подход.
Приоритет совместной деятельности.
Технология проблемного обучения.
В совокупности все составляющие образовательной программы задают содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающие полное и целостное развитие личности ребенка
Программа способствует решению воспитательно–образовательных задач, направленных на воспитание и общее психическое развитие личности, а знания, умения и навыки – это средства развития будущей личности.
Воспитание строится на основе взаимопонимания, любви, интересов и потребностей детей.
Взаимодействие педагогов с детьми являются основным звеном воспитательно –образовательного процесса в ДОУ, поэтому главной задачей нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во взаимоотношениях с детьми.
Личностно – ориентированная модель взаимодействия педагогов с детьми выбрана всеми педагогами нашего детского сада, как основная.
Для поддержания доверительных отношений между родителями, сотрудниками и детьми в детском саду сложились добрые традиции:
- Сладкие вечера – непринужденная беседа между родителями, детьми и воспитателями за сервированным чайным столом.
- Дни именинника - праздники в группе с чаепитием, представлениями и подарками, изготовленными детьми.
- День Семьи – традиционный ежегодный праздник с участием родителей во всех делах детского сада.
Учебный процесс в детском саду состоит из нескольких блоков.
- специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослых и детей ;
- самостоятельная деятельность детей по их желанию.
Образовательный процесс включен в те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном детстве.
3.6 Соответствие развивающей среды, реализуемой в ДОУ программе дошкольного образования.
Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает, как организованно его обучение. Важную роль в организации процесса развития и воспитания ребенка играет предметно – развивающая среда. Она должна быть насыщенной, неординарной, разнообразной и меняющейся.
Важным условием организации предметно – развивающей среды является установление контакта взрослого с ребенком в зависимости от их желания и занятий, нахождение общего психологического пространства общения, комфортной дистанции взаимно.
Это обеспечивается специальным подбором и размещением мебели по центрам активности с учетом интересов и различных видов детской деятельности. Большое внимание при разработке интерьера групповых комнат уделяется возможности ребенка и взрослого становится творцами предметного окружения. Для этого в группах имеются ширмы, мягкие модули и развивающие центры, которые дают возможность объединить различные сюжеты.
При организации предметной среды мы руководствуемся требованиями обеспечения двигательной активности детей, с этой целью групповые помещения не загромождаются, развивающие центры объединяются в единый функциональный блок. (Например, центр опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности включает в себя и материалы для манипулятивных действий, развития моторики, творчества детей, знакомства с природой).
В старшем дошкольном возрасте некоторые сюжетно – ролевые игры предполагаются детям в свернутом состоянии, чтобы ребенок смог развернуть ее в удобном месте, с необходимым количеством оборудования. Нашей задачей в оборудовании группы является единство стилевого решения, сочетание всех элементов предметной среды, мебели, игрушек по масштабу, стилю, назначению, месту, расположению.
Центральным элементом, определяющим стиль в группах старшего возраста, являются центры познавательного развития с демонстрационными досками. В группах раннего и младшего возраста стилеопределяющими являются центры сенсорного развития и моторики.
Педагоги детского сада обеспечивают организацию предметной среды таким образом, чтобы оно было для ребенка информативной, удовлетворяющей его возрастным потребностям в новизне, преобразовании и самоутверждении.
В окружении ребенка находится стимулирующий материал трех типов:
- материал, используемый в процессе специально – организованного обучения;
- обучающий материал, используемый для самостоятельной деятельности детей, индивидуальных занятий;
- игровой материал, позволяющий ребенку применить усвоенное в других обстоятельствах.
Во всех группах детского сада групповое пространство разделено на центры, которые имеют многофункциональное значение и способность взаимно заменяться. Доступность материалов, пособий, функционально – игровых предметов помогают воспитывать у детей самостоятельность, ответственность, реализует стремлению к творческому моделированию игрового пространства, окружающей среды, поддерживает познавательный интерес дошкольников к экспериментальной деятельности и физической активности.
В каждой группе определена игровая зона, созданы игры для мальчиков и девочек. Много атрибутов для сюжетных ролевых игр, пособий, дидактических игр, педагоги изготовили сами
Для реализации образовательной программы детского сада в групповых комнатах созданы следующие центры:
· Уголок здоровья и физической культуры.
· Музыкальный центр.
· Художественный центр.
· Познавательный центр (математические ,логические, развивающие игры).
· Уголки настроения.
· Центр опытно – экспериментальной деятельности.
· Центр театра.
· Уголок книги.
· Уголок государственной символики.
· Уголок природы и наблюдений.
· Центр сенсорного развития и мелкой моторики (ясельные, младшие группы).
· Игровая зона (для сюжетно- ролевой и других игр для мальчиков и девочек).
Материал всех зон доступен детьми, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей,
В зависимости от изучаемого материала педагог знакомит детей с теми пособиями, играми, которые позволяют закрепить, лучше усвоить материал.
Некоторые пособия и игры изготавливаются вместе с детьми и родителями и затем помещают в тот или иной центр. В целом в детском саду созданы благоприятные условия для полноценного развития ребенка, что подтверждается актами проверки готовности учреждения к учебному году( Приложение1).
4. Сохранение и укрепление здоровья
Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие, именно поэтому педагоги детского сада рассматривают проблему здоровья в широком социальном аспекте и
решают следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышения сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
- формирование у детей отношения к своему здоровью, как к бесценному дару, воспитание с раннего возраста умения сохранять свое здоровье.
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
4.1Принципы оздоровительной работы:
Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
Доступность – обучение упражнениями от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений.
- Принцип индивидуальности – учет психофизических и возрастных особенностей каждого ребенка.
-Сознательность – понимание пользы, эмоциональная увлеченность, самостоятельность, активность, творчество.
- Непрерывность, преемственность в организации оздоровительной работы между участковой службой поликлиники и медицинской службой детского сада.
- Взаимосвязь с семьей.
4.2Средства реализации оздоровления.
- Полноценное питание
- Развитие движений
- Закаливающие процедуры (активация защитных сил организма)
- Гигиена режима
- Совместная работа с родителями
Главное направление в оздоровительной работе – создание оптимального двигательного режима, для этого используются следующие
4.3 Формы работы:
- Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе (круглый год)
- Прогулки
- Туристические подходы в сосновый бор
- Утренняя гимнастика
- Закаливающие процедуры
- Подвижные и спортивные игры (в зале и на свежем воздухе)
- Физкультминутки, динамические паузы
- Активный отдых
- Дыхательная гимнастика
- Самостоятельная двигательная активность
- Дни здоровья
- Медицинские мероприятия
- Психопрофилактика (внимание, ласка, любовь)
- Наглядная агитация, консультации
- Спортивные праздники
- Широкое внедрение в учебный процесс здоровье сохраняющих технологий:
Свободно – динамическая поза, физкультминутки, гимнастика для глаз.
4.4 Программное обеспечение
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред. М.А.Васильева
- Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник»
- С.Я. Лайзане «Физическая культура для малышей»
- Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
- Диагностика физического развития детей. Программа «Развития». Под ред. О.М. Дьяченко
4.5 Предметно – развивающая среда:
- Физкультурный зал
- Музыкальный зал
- Физкультурные уголки в группах
- Уголок здоровья (информация для родителей)
- Условия для самостоятельной двигательной активности детей
- Спортивная площадка
- Кабинет психолога 4.6 Основные принципы работы д/с №44по сохранению и укреплению здоровья
-Создание необходимых санитарно-гигиенических и психолого- педагогических условий для воспитания в ДОУ творчески развитой и здоровой личности.
-Формирование, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
-Индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом состояния его здоровья, физического и нервно-психического развития.
-Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
-Работа с родителями.
Для медицинской работы в д/с штатным расписанием предусмотрено:
Старшая медсестра – 1,5ставки
Медсестра по питанию – 1,04 ставки
Дополнительно оплачивается работа в физиокабинете (в д/с приглашен совместитель – медсестра отделения восстановительного лечения детской поликлиники №5).С 1 сентября 2003 года работает врач ДШО детской поликлиники №5, обеспечивающий медицинское обслуживание, Хромова Е.В.
Медсёстры совершенствуют свои знания путём посещения конференций в детской поликлинике, изучения приказов, методических рекомендаций, медицинской литературы. Проходили усовершенствование в училище повышения квалификации средних медработников по плану. Старшая медсестра имеет I квалификационную категорию. Стаж работы в д/с – 25 лет (общий стаж работы в детских дошкольных учреждениях -34 года). Медсестра по питанию уже 31 год работает в д/с №44.
Основные задачи в работе медицинского персонала
- Постоянное совершенствование своих знаний, повышение квалификации, внедрение новых форм и методов медицинского обслуживания в практику;
- Диагностика уровня здоровья и развития детей, посещающих д/с, по скрининг-программе с дальнейшими рекомендациями в зависимости от состояния здоровья каждого индивидуально;
- Реабилитация детей, имеющих отклонения в здоровье и развитии, с использованием материально-технической базы д/с и детской поликлиники
№ 5.
- Формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей.
Основное направление в работе – профилактическое.
Первичная профилактика включает:
-Правильную организацию периода адаптации у детей.
-Санитарно-гигиенический контроль за содержанием помещений, оборудованием (в том числе игрушками, мебелью и т.д.), освещённостью, воздушно-тепловым режимом.
-Контроль за соблюдением режима дня в целом в ДОУ и в домашних условиях.
-Контроль за всеми формами и средствами физического воспитания, в том числе за систематическим проведением закаливания.
-Организацию рационального питания.
-Контроль за правильной организацией учебного процесса.
-Противоэпидемическую работу, в том числе специфическую иммунизацию.
-Работу по гигиеническому воспитанию и обучению, направленную в первую очередь на формирование правильного отношения к своему здоровью у детей и их родителей.
-Выступления на родительских собраниях.
-Закаливание.
Большое внимание уделяется закаливанию организма детей. В детском саду оно проводится систематически в течение всего года и включает:
· максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
· дневной сон при пониженной температуре с открытыми фрамугами;
· дыхательная гимнастика после сна с босохождением по ребристой поверхности (доски, подушечки, коврики, искусственные дорожки из натуральной гальки);
· полоскание зева прохладной водой (периодически настоями трав);
· мытьё рук до локтя холодной водой;
· в тёплое время года воздушные и солнечные ванны на улице с обливанием прохладной водой и купанием в минибассейнах;
· рациональное сочетание одежды ребёнка с температурой окружающей среды, с учётом его индивидуальных особенностей.
Работа с часто и длительно болеющими детьми.
С часто болеющими детьми постоянно проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия, как по общему плану, так и индивидуально.
Как правило, дети, часто и длительно болеющие, имеют сопутствующую патологию со стороны ЛОР-органов (хронический тонзиллит, аденоидит, гипертрофия миндалин). Весной и осенью этим детям проводится противорецидивное лечение. Из медикаментозных средств детям назначаются курсами современные витамины с минералами, “ИРС-19”, “Имудон”, гомеопатические препараты:”Анаферон детский”, ”Афлубин”, “Эдас”, “Антигриппин” и др.. Два раза в год дети получают курс кислородного коктейля, фитотерапии, УФО зева и носа.
Кроме этого родителям даются индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, обучению, закаливанию (“горячее” закаливание и другие виды для ЧБД).
4.7 Организация адаптационного периода.
Дети в д/с поступают в основном из домашних условий. Процесс введения ребёнка в систему общественного воспитания сложный, т.к. дети почти всегда приходят неподготовленными к д/с, зачастую в неадекватно раннем возрасте. Поэтому со стороны мед. работников, педагогов и психолога проводится большая работа по облегчению течения периода адаптации. При оценке степени тяжести адаптации учитывается:
· эмоциональное состояние,
· отношения с детьми, взрослыми,
· поведение,
· сон,
· реактивность организма,
· динамика физического развития.
Работа с вновь поступающими детьми начинается до поступления их в детское учреждение. Она включает:
· знакомство с семьёй, типом воспитания ребёнка, его характером,
· знакомство родителей с режимом д/с с целью максимального приближения домашнего режима к нашему,
· постепенное устранение вредных привычек (укачивание, соска и др.),
· санитарно-просветительская работа с родителями,
· беседы с персоналом групп, куда будут поступать дети, об особенностях адаптации и мероприятиях, проводимых в этот период.
С ноября 2006 года введена новая форма предварительной работы с родителями: на базе КЗР детской поликлиники №5 отрыта “Школа подготовки к ДОУ”, где врач д/с № 44 проводит беседы по теме “Адаптация детей к детскому саду”. Обязательно затрагивая актуальную проблему неадекватно раннего начала посещения ДОУ, убеждает родителей в необходимости повременить с поступлением ребенка в детский сад.
Общими принципами в работе являются:
· Постепенное заполнение групп (1-2 ребёнка в неделю).
· Неполное пребывание в начальный период адаптации (1-3 часа, рекомендуем с мамой).
· Используем «гибкий» режим дня с учётом индивидуальных особенностей.
· В острый период (первые 3-4 недели) у малыша сохраняют имеющиеся привычки.
· При выраженных нарушениях эмоционального состояния ребёнок отдыхает дома 2-3 дня.
· До окончания адаптации не проводим вакцинацию.
· Строгий контроль за состоянием здоровья (при неблагополучии со стороны носоглотки отстранение от посещения на 3-4 дня).
· Персонал учим относиться к ребёнку с теплом, одобрением, общаться с каждым, учитывая его индивидуальность, интересы, вкусы, уметь замечать настроение и внутреннее состояние.
· Осуществляется тщательный инструктаж кадров во вновь формирующиеся группы.
· При нарушениях адаптации ребенком занимается психолог д/с. При тяжелой, затянувшейся адаптации врач д/с направляет ребенка в психотерапевтическое отделение на консультацию и лечение. Лекарственные средства врач назначает строго по показаниям (чаще всего гомеопатические), т.к. отдает предпочтение психотерапии.
· Оценку степени тяжести адаптации дает врач с учетом собственных наблюдений, наблюдений воспитателя и психолога.
Результаты адаптации (%)
Степень
адаптации
|
2006
|
ясли
|
сад
|
д/с
|
ДШО
|
Лёгкая
|
26,1
|
33,3
|
27,6
|
50,2
|
Средняя
|
65,2
|
66,7
|
65,5
|
45,74
|
Тяжёлая
|
8,7
|
-
|
6,9
|
4,06
|
Степень
адаптации
|
2007
|
ясли
|
сад
|
д/с
|
ДШО
|
Лёгкая
|
10,3
|
37,5
|
22,6
|
49,1
|
Средняя
|
82,7
|
58,3
|
71,7
|
45,8
|
Тяжёлая
|
7
|
4,2
|
5,7
|
5,1
|
Степень
адаптации
|
2008
|
ясли
|
сад
|
д/с
|
ДШО
|
Лёгкая
|
33,3
|
31,3
|
32,3
|
49,8
|
Средняя
|
56,7
|
65,6
|
61,3
|
43,4
|
Тяжёлая
|
10
|
3,1
|
6,4
|
6,8
|
Исходя из критериев оценки адаптации считаем, что степень адаптации в д/с в основном средней тяжести и легкая, но хотелось бы иметь более лучшие результаты. Облегчению периода адаптации мешают следующие
причины:
· возраст детей перед поступлением преимущественно 1,5-2 года;
· родители, как воспитатели ребенка, к этой функции не готовы, им нужны консультанты: психологи и социальные педагоги (до поступления в ДОУ);
· не все рекомендации врача выполняются;
· состояние здоровья вновь поступающих детей прогрессивно ухудшается год от года;
· неадекватное поведение родителей (самостоятельно ускоряют процесс адаптации, слишком быстро оставляя детей на полный день).
4.8 Анализ заболеваемости
Заболевание
|
2006
|
2007
|
2008
|
Соматическая заболеваемость
|
564 /268,6
|
654/305,6
|
599/281,2
|
ОРВИ в т.ч. грипп
|
492/234,3
|
562/262,6
|
527/247,4
|
Бронхит
|
18/ 8.6
|
26/12,1
|
23/ 10,8
|
Пневмония
|
1/ 0,5
|
4/1,9
|
4/ 1,8
|
Ангина
|
3/1,4
|
2/0,9
|
-
|
Прочая соматика
|
50/23,8
|
60/28,0
|
45/21,1
|
Инфекционные
|
67/31,9
|
53/24,8
|
41/19,2
|
Общая заболеваемость
|
641/305,2
|
716/334,5
|
652/ 306,1
|
За последний год снизилась общая заболеваемость за счет снижения показателей, в т.ч. благодаря активной оздоровительной работе в детском саду и совместным усилиям медицинских работников, воспитателей, инструктора по физкультуре, хореографа.
4.9 Показатели физического развития детей ( по антропометрии)
Физическое
Развитие
|
2006
|
2007
|
2008
|
д/с
|
дшо
|
д/с
|
дшо
|
Д/с
|
дшо
|
Нормальное
|
68,6
|
69,9
|
70,4
|
71,9
|
72,1
|
72.1
|
Деф. массы
Iст.
IIст.
|
12,1
2,7
|
10,9
1,7
|
16,1
0,5
|
10,3
1,5
|
15
1
|
10,9
1.1
|
Изб. массы
Iст.
IIст.
|
8,5
6,3
|
9,7
5,3
|
6,3
5,4
|
8,8
5,3
|
9,7
0,9
|
8.8
4.2
|
Низкий рост
|
0,9
|
1,1
|
0,5
|
1,1
|
0,9
|
1.1
|
Высокий рост
|
0,9
|
2,3
|
1,3
|
2,5
|
1.3
|
1.8
|
В 2008 году детей с нормальным физическим развитием стало больше, но сохраняется значительное количество детей с дефицитом массы 1 степени и избытком массы 1 степени, как следствие несбалансированного питания дома. Имеют значение и исходное состояние здоровья ребёнка, образ жизни, санитарно-гигиенические условия его окружения. Но, благодаря хорошей физической нагрузке, большому количеству игр на свежем воздухе, просвещению родителей, своевременной информации родителей о работе спортивных кружков и секций значительно уменьшилось количество детей с избытком массы 2 степени.
4.10 По группам здоровья дети распределены следующим образом (%)
Гр
Здоровья
|
2006
|
2007
|
2008
|
ясли
|
сад
|
д/с
|
дшо
|
ясли
|
сад
|
д/с
|
дшо
|
ясли
|
сад
|
Д/с
|
дшо
|
I
|
―
|
―
|
―
|
0,08
|
―
|
―
|
―
|
―
|
-
|
-
|
-
|
0,1
|
II
|
56,8
|
41,9
|
44,4
|
69,9
|
65,6
|
59,2
|
60,1
|
72,1
|
61.1
|
57,7
|
58
|
70
|
III
|
43,2
|
57,0
|
54,7
|
28,9
|
34,4
|
40,8
|
39,9
|
26,7
|
38.9
|
42,3
|
42
|
28.7
|
IV
|
―
|
1,1
|
0,9
|
1,1
|
―
|
―
|
―
|
1,2
|
-
|
-
|
-
|
1.2
|
Преобладание II и III групп здоровья объясняется ухудшением состояния здоровья детей за счёт всех факторов, влияющих на него: наследственность, среда обитания, образ жизни и т.д.; а также улучшением медицинского обслуживания детей: хорошая выявляемость патологий при проф. осмотрах. Значительно улучшилась диагностика хронических заболеваний и врождённой патологии вследствие тесного сотрудничества с узкими специалистами детской поликлиники: гастроэнтерологом, нефрологом, эндокринологом, кардиологом, ортопедом, врачом ЛФК, кабинетами УЗИ, лучевой и функциональной диагностики и т.д., а также со специалистами других медицинских учреждений города. Причем в 2008 году детей со 2 группой здоровья стало больше, а с 3 группой меньше, т.е. увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями.
4.11 Основные показатели работы.
Год
|
2006
|
2007
|
2008
|
д/с
|
дшо
|
д/с
|
дшо
|
Д/с
|
дшо
|
Количество детей (средне-списочн.)
|
210
|
3592
|
210
|
3673
|
213
|
3815
|
Заболеваемость
(в случаях)
|
641
|
9106
|
716
|
9717
|
652
|
10 051
|
Показатели общей забол-ти
|
305,2
|
260,2
|
334,5
|
269,3
|
306,1
|
263,5
|
Год
|
2006
|
2007
|
2008
|
д/с
|
дшо
|
город
|
д/с
|
дшо
|
город
|
Д/с
|
дшо
|
город
|
Индекс здоровья
|
12,9
|
14,7
|
11,8
|
14,5
|
13,8
|
11,6
|
9,8
|
13.1
|
10,9
|
Пропуски по болезни 1 ребёнком
|
17,0
|
15,7
|
17,4
|
20,6
|
16,1
|
19,6
|
17.2
|
15.5
|
20.5
|
Продолжитель-ность 1 случая болезни
|
5,6
|
6,0
|
6,7
|
6,1
|
6,0
|
7,3
|
5.6
|
5,3
|
5.9
|
Улучшились показатели пропуска по болезни одним ребенком и продолжительность одного случая болезни. Это означает, что уменьшилось количество детей, ни разу не болевших в этом году, однако на этот показатель легко влияют неуправляемые инфекции( в. оспа, скарлатина, ротовирусные инфекции)
Улучшение этих показателей связано как с проводимой лечебной и профилактической работой, так и с контролем за оформлением справок.
В д/с ежемесячно ведётся учёт заболеваемости, делается анализ.
Для улучшения всех показателей проводится большая работа, которая включает в себя весь комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, а также:
· . Ведётся строгий контроль за работой фильтра на группах.
· . Раннее выявление и изоляция больных.
· .Противоэпидемическая работа со своевременным проведением карантинных мероприятий.
· .Санитарно-просветительская работа по профилактике заболеваний и закаливанию среди персонала, родителей, беседы с детьми.
· Специфическая иммунизация.
5.Организация питания и обеспечение безопасности.
5.1. Подходы к организации питания.
Правильное в количественном и качественном отношении, равномерно распределённое в течение дня, приспособленное к особенностям пищеварительного тракта ребёнка питание – важнейший фактор роста и гармоничного развития ребёнка, адаптации его к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности. Поэтому в детском саду придается большое значение организации питания. Обязательным условием при составлении меню является обеспечение ребенка всеми пищевыми веществами в зависимости от его возрастных потребностей. В меню входят разнообразные блюда и чтобы они часто не повторялись составляется перспективное двухнедельное меню, заверенное Роспотребнадзором. Имеется картотека блюд.
Разноообразие питания достигается не столько путем изменения наборов продуктов, сколько наличием широкого ассортимента блюд, изготавливаемых из одного продукта. Детей, нуждающихся в гипоаллергенной диете, в детском саду нет.
Все дети обеспечиваются четырёхразовым питанием. Питание в целом сбалансировано, соотношение белков, жиров, углеводов-1:1:4., что соответствует норме, т.е.54 рубля.
В рацион максимально включены свежие овощи и фрукты, отвары шиповника. компоты из кураги, изюма, чернослива, кисели и напитки из клюквы и брусники
(в зимний период). В питании( особенно зимой) используются фитонциды лук, чеснок). Ежедневно проводится «С» витаминизация третьего блюда.
В летнее время врацион питания включаются натуральные соки( если позволяет финансирование). Весной и осенью(октябрь-ноябрь, март-апрель)проводится курс кислородного коктейля ( 15 приемов).
Ежедневно на полдник даются кисло-молочные напитки.
В д/с постоянно ведётся медицинский контроль за:
· режимом питания;
· объёмом порций;
· правильным составлением меню;
· химическим составом и калорийностью рациона;
· хранением и сроками реализации продуктов;
· соблюдением санитарно-гигиенических условий при приготовлении, раздаче и приёме пищи.
5.2. Обеспечение безопасности детей и сотрудников.
Для обеспечения безопасности образовательного процесса в ДОУ создана
безопасная среда (закрепленные шкафы стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети с соблюдением правил противопожарной безопасности);осуществляется правильное хранение различных материалов и медикаментов; маркируется и подбирается по росту мебель детей, маркируется постельное белье и полотенца; соблюдаются правила и нормы, предъявляемые к освещению.
Детский сад оборудован системой АПС, кнопкой экстренного вызова милиции. Входные двери оборудованы домофонами.
В детском саду разработан перспективный план работы с детьми в рамках занятий по ОБЖ, оформлены консультации для родителей по формированию здорового образа жизни.
Большое внимание уделяется психологической безопасности личности ребенка. воспитатели и специалисты проявляют уважение к личности каждого ребенка, создают условия для реализации его способностей, формируют у детей положительное отношение к сверстникам.
6. Социальное партнерство ДОУ.
Детский сад осуществляет сотрудничество со следующими социальными институтами района и города.
Центр «ЛАД»
|
|
Детская поликлиника №5
|
Культурно – досуговый центр «Аврора»
|
|
Родительский актив
|
ПМПК Центр
ДиК «Развитие»
|
МДОУ
|
МОУ
средняя школа №52
|
детский сад
№44
ИРО,ГЦРО
ЦОиККО
|
|
ДОУ
Заволжского района
|
Школа искусств №1
|
|
Детская библиотека им. А.К.Гайдара
|
В МДОУ заключены договора о взаимном сотрудничестве с
- Детской библиотекой им. А.П.Гайдара.
- Средней школой №52.
-ПМПК центра ДиК «Развитие.
6. 1Формы взаимодейтствия.
· совместные мероприятия;
· посещения библиотеки и школьного музея;
· концерты, спектакли;
· привлечение сотрудников библиотеки, ГЦРО, ИРО для обучения педагогов; посещение уроков и занятий учителями и воспитателями;
· консультации специалистов ПМПК.
7.Финансовое обеспечение функционирования ДОУ.
В детском саду функционирует бухгалтерия, в штат которой входят: главный бухгалтер, бухгалтер.
Финансовая деятельность учреждения осуществляется на основании «Сметы доходов и расходов», утвержденной департаментом образования города Ярославля.
7.1 Соотношение фондов заработной платы и материального обеспечения
Финансовый год
|
Фонд заработной платы
|
Фонд материального обеспечения, руб.
|
2007
|
4127097-00
|
7962675-65
|
2008
|
4921661-00
|
9578192-53
|
Детский сад финансируется за счет бюджетных средств и средств родителей воспитанников.
7.2Расходование средств за 2008 год
Наименование расхода
|
Сумма, руб.
|
Заработная плата
|
4921661-00
|
Оплата методической литературы
|
42642-00
|
Начисления на оплату труда
|
1147842-88
|
Услуги связи
|
16469-00
|
Оплата потребления тепловой энергии
|
684641-28
|
Оплата потребления электрической энергии
|
202086-58
|
Оплата водоснабжения
|
85412-63
|
Питание детей
|
97728-44
|
Приобретение и модернизация оборудования (мебель)
|
164034-97
|
Медикаменты
|
23000-00
|
Текущий и капитальный ремонт
|
381105-33
|
Прочие услуги (пожарная сигнализация, вывоз мусора и др.)
|
69780-37
|
Прочие расходы (услуги банка, охрана, бух. программы и др.)
|
426122-11
|
Хозяйственные товары, канцелярия, материалы и др.
|
102294-93
|
Итого:
|
9239821-52
|
Таким образом, финансирование из бюджета идет только на социально – защищенные статьи. Без родительских средств невозможно было бы содержать и развивать материально – техническую базу детского сада и обеспечивать воспитательно-образовательный процесс. Всего за 2008 год получено и израсходовано средств ООО «МКР» на сумму 200000-00 рублей. На эти средства приобретено:
Наименование
|
Кол-во
|
Сумма, руб.
|
Игрушки
|
|
14100-00
|
Принтер
|
1
|
4000-00
|
Монитор
|
1
|
8000-00
|
Окна ПВХ
|
4
|
88000-00
|
Стол
|
2
|
11000-00
|
Стул
|
30
|
14000-00
|
Шкаф
|
6
|
41500-00
|
Мягкая мебель
|
|
11900-00
|
Уголок ИЗО
|
|
7500-00
|
Итого:
|
200000-00
|
8.Результативность образовательной деятельности ДОУ
8.1 Психологический климат в ДОУ.
Одной из самых важных задач по реализации образовательной программы коллектив ДОУ считает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Здоровье ребенка напрямую зависит от его эмоционального состояния, благополучия в детском саду, поэтому большое внимание уделяется основному звену воспитательного процесса – взаимодействию педагога с детьми.
В детском саду ведется постоянный мониторинг удовлетворенности детей и родителей условиями пребывания ребенка в детском саду.
При исследовании эмоционального отношения детей к детскому саду и к воспитателям использовались проективные методики:
«Рисунок детского сада» и «Моя воспитательница»
Анализ рисунков показал, что в большинстве детских работ преобладают яркие, чистые, светлые, теплые тона (красный, желтый, оранжевый, коричневый, голубой). Объекты и люди прорисованы тщательно и аккуратно, прорисовываются основные элементы и второстепенные детали, декоративные элементы, игрушки, украшения, изображения различных предметов, оживляющих пейзаж. Рисунок детского сада или воспитателя занимает центральное место на листе. На рисунках присутствует изображение светлого времени суток и улыбающихся детей.
Дети с удовольствием и с желанием выполняли рисунки. Получив задания, дети сначала рисовали воспитателя, а затем приступали к изображению различных второстепенных объектов. Дети старались аккуратно выполнять работы. Это также говорит о благоприятном эмоциональном отношении детей с воспитателями.
Для уточнения и подтверждения результатов, полученных по проективной методике «Мой воспитатель» проводился опрос среди детей старших и подготовительных групп. В опросе приняли участие 83 человека.
Опрос показал, что:
- 80% опрошенных видят свою воспитательницу доброжелательной, красивой, ласковой, радостной, вежливой
- 90% детей отметили, что идут в д/с с веселым хорошим настроением, т.к. им нравится в детском саду.
- 95% опрошенных отметили, что им интересно в д/с, детям нравится заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, учиться считать, писать, узнавать новое. Так же дети отметили, что им интересно играть с воспитателями и другими детьми. В детском саду есть игрушки, разрешают приносить свои.
- 95% отметили, что воспитатели с ними занимаются и играют в различные игры в группе и на улице
- 70% прошенных считают, что их часто хвалят в различных ситуациях, на занятиях за хорошо выполненную работу, за старание и усердие, даже если что-то не получилось, за хорошее поведение
Результаты опроса старших и подготовительных групп:
1. Положительное отношение детей к воспитателям – 80%
2. Положительное настроение детей в д/с – 90%
3. Интересы детей в д/с а) познавательные – 85%
б) игровые – 73%
4. Занятия воспитателей с детьми а) познавательные – 95%
б) игровые – 83%
5. выраженность похвалы – 70%
В связи с этим можно сделать вывод о том, что у детей старших и подготовительных групп сложилась эмоциональное благополучие отношение к детскому саду и воспитателями. Это свидетельствует о том, что в детском саду созданы хорошие условия для гармоничного развития каждого ребенка.
Проведенное анкетирование среди родителей:
«Детский сад глазами родителей» показало следующие результаты:
2007 год.
93% - детский сад пользуется успехом
95% - дети в ДОУ с радостью
88% - взаимоотношение детей и педагогов положительное
81% - родители удовлетворены воспитательно–образовательным процессом
73% - дети укрепили здоровье
98% - удовлетворены подготовкой детей к обучению к школе
|
2008 год
94% - детский сад пользуется успехом
97% - дети в ДОУ с радостью
85% - взаимоотношение детей и педагогов положительное
80% - родители удовлетворены воспитательно – образовательным процессом
75% - дети укрепили здоровье
98% - удовлетворены подготовкой детей к обучению в школе
|
Воспитатели стараются налаживать доверительные отношения с детьми, учитывать их индивидуальные особенности, их чувства, эмоциональное состояние, понимание, что это залог успешного развития личности ребенка. Педагоги корректно отмечают недостатки и достоинства ребенка, налаживают отношения детей друг с другом, стараются поддерживать интерес и внимание каждого ребенка на занятиях.
В группах порядок достигается не дисциплинарными мерами, а общей организацией жизни детей – насыщением ее эмоционально – привлекательной деятельностью.
Педагоги проявляют к детям любовь, доброту, внимание, уважение к каждому ребенку. Дети в группах отзывчивые, доброжелательные, легко идут на контакт со взрослыми, с желанием идут в детский сад.
Условия пребывания ребенка в детском саду приближены к домашним, дети могут принести игрушки, спать с ними, могут отметить свой день рождения, угостить детей и взрослых чаем, конфетами. Для проведения таких мероприятий по желанию родителей предоставляются помещения семейной гостиной, где все эстетично, красиво, располагает к отдыху.
Любую беседу с родителем воспитатель начинает с уважительного обращения по имени и отчеству, рассказывая об их сыне или дочери, делают акценты на положительной оценке моментов и поступков детей.
Анализируются данные исследований, есть все основания полагать, что коллектив детского образовательного учреждения творческий, доброжелательный, активный, инициативный.
8.2 Результаты готовности выпускников 2008 года к обучению в школе.
Диагностика уровня готовности детей к обучению в школе проводилась два раза в течение учебного года (сентябрь – октябрь 2007 года и март – апрель 2008 года) в подготовительных группах №№ 10,13 (45 человек).
Для оценки школьной зрелости были использованы следующие критерии:
1. Уровень интеллектуальной готовности.
2. Уровень эмоциональной готовности.
Использовались следующие методики:
1. Экспресс-диагностика фронтального изучения готовности к школе (авт. Кумарина Г.Ф.).
2. Изучение мотивов учения (авт М.Р.Гинзбург.)
Экспресс-диагностика фронтального изучения готовности детей к школе позволяет выявить у будущих первоклассников уровень зрелости важнейших психофизиологических и психологических функций, которые наиболее необходимы в школе.
Диагностика проводится по 5-ти заданиям и выявляет развитие определённых функций по четырём уровням (с 1-го (высокий) по 4-й (низкий)).
Результаты исследования были нацелены на решение следующих задач:
· Определение готовности каждого ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
· Проследить динамику развития психофизиологических функций, необходимых в школе.
· Проанализировать и оценить деятельность ДОУ по развитию и воспитанию детей.
Результаты по экспресс-диагностике фронтального изучения готовности к школе.
На начало года:
Гр. № 10
1 человек (5,8 %) - уровень выше среднего;
7 человек (41,2 %) – средний уровень;
7 человека (41,2 %) – уровень ниже среднего;
2 человека (11,8 %) - низкий уровень.
Гр. №13
10 человек (50%) – средний уровень;
5 человек (25 %) – уровень ниже среднего;
5 человек (25 %) – низкий уровень.
На конец года:
Гр. № 10
5 человек (22,7%) – уровень выше среднего;
14 человек (63,6%) – средний уровень;
3 человека (13,7 %) – уровень ниже среднего.
Гр. № 13
20 человек (87 %) – средний уровень;
3 человека (13 %) – уровень ниже среднего;
Результаты по методике « Изучение мотивов учения»
На начало года среди ведущих мотивов:
Гр. № 10
1 место – игровой мотив (21,7 %);
2 место – социальный мотив (20 %);
3 место – мотив получения отметки (20 %).
Гр. № 13
1 место – социальный мотив (27%,);
2 место – игровой мотив (23,8%);
3 место – мотив получения отметки (22,2%).
На конец года:
Гр. №10
1 место – учебный мотив (25,8 %);
2 место – социальный мотив (24,2 %); игровой мотив (24,2 %)
3 место – мотив получения отметки (17,5%).
Гр. № 13
1 место – учебный мотив (26 %);
2 место – социальный мотив (23,2%);
3 место – игровой мотив (21,8 %), мотив получения отметки (21,8 %)
Сравнивая результаты диагностики готовности к школе на начало и конец учебного года можно сделать следующие заключения:
1. Большинство детей 39 человек (86,6 %), готовы к обучению в общеобразовательной школе. Из них 5 человек - готовы к обучению по программе повышенной сложности.
2. Относительно готовы к обучению в общеобразовательной школе - 6 человек (13,4 %). Из них одному ребёнку предложено отложить обучение на один год. Родителям остальных детей даны рекомендации по выбору программы обучения и рекомендации на период адаптации к обучению в школе.
3. Анализируя средние показатели по группам можно сделать вывод о том, что прослеживается положительная динамика по всем показателям на конец года. Наиболее успешно развиваются такие функции как: зрительный анализ, внимание, мелкая моторика, речь и освоение грамоты.
4. Средние показатели по заданию №5 («Разметка») по всем группам и на начало года и на конец года чуть ниже остальных, что свидетельствует о недостаточном умении детей планировать деятельность и осуществлять контроль в практической деятельности, т. е. данная функция находится в стадии формирования.
5. По результатам изучения мотивов учения можно сделать заключение о том, что к концу года складывается благоприятное сочетание мотивов, что свидетельствует о готовности большинства детей к новой социальной роли – роли ученика. Дети осознают необходимость и важность обучения в школе, т.к. первое место среди ведущих мотивов на конец года занимает учебный мотив.
Уровень подготовленности детей отвечает задачам подготовки детей в рамках программы «Детство»
8.3 Участие ДОУ в различных мероприятиях в 2008 году
Мероприятие
|
Уровень проведения
|
1.Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Золотой фонд»
2.Конкурс «Ярославль в цвету» сентябрь 2008г.
3.Конкурс детского творчества «Ярославские звездочки»
4.Методическое объединение музыкальных руководителей района и открытое занятие- развлечение « Кузьминки»
5.Семинар старших воспитателей района
«Создание условий для экологического воспитания детей»
6.Открытое занятие в средней группе «Использование центра детского экспериментирования для экологического воспитания детей»
7. Участие в фестивале педагогических идей « Открой себя»
|
Городской
Районный
Районный
Районный
Районный
Районный
Городской
|
9.Основные нерешенные проблемы.
Основными проблемами ДОУ в настоящее время являются:
· Недостаточное бюджетное финансирование.
· Необходимость замены технологического оборудования (прачечная и пищеблок).
· Необходимость приобретения детской мебели, игрушек, спортивного оборудования.
· Недостаточная активность родителей в воспитательно-образовательном процессе.
· Значительное увеличение числа детей, нуждающихся в коррекционной помощи ( из-за отсутствия мест в коррекционных детских садах).
· Недостаточное использование педагогами в практике проектного метода, как инструмента организации образовательного процесса.
· Недостаточное информационно- техническое оснащение педагогического процесса.
Для решения этих проблем запланировано реализовать мероприятия, направленные на:
· привлечение внебюджетных средств для укрепления материально- технической базы ДОУ и методического обеспечения воспитательно- образовательного процесса;
· привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе и управлении МДОУ через внедрение новых активных форм взаимодействия;
· повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов в использовании методов проектирования и исследовательской деятельности;
· просвещение родителей детей, нуждающихся в коррекционной помощи, их направление в медицинские учреждения и учреждения дополнительного образования для получения консультативной и коррекционной помощи;
· дальнейшее информационно- техническое обеспечение воспитательно- образовательного процесса через приобретение оргтехники, методических материалов, обучение кадров.
10. Перспективы развития ДОУ
Основными направлениями ближайшего развития МДОУ детского сада
общеразвивающего вида № 44 являются:
· Сохранение сплоченного, творческого коллектива единомышленников.
· Расширение возможностей для осуществления приоритетных направлений.
· Создание центра по усилению познавательно- речевого направления в развитии детей.
· Вовлечение педагогов и родителей в управленческий процесс.
· Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов ДОУ.
· Укрепление здоровья сотрудников и повышение мотивации педагогического труда.
Приложение1
Групповые комнаты
- занятия
- игровая деятельность
- оздоровительные мероприятия
- труд детей
- исследовательская деятельность
- природоведческая деятельность
|
|
Кабинет психолога
- индивидуальное консультирование
- подгрупповые занятия
- игровая терапия
- психолого – педагогические исследования
- релансация
|
|
Кабинет логопеда
- занятия по коррекции речи
- индивидуальное консультирование родителей и педагогов
|
Физкультурный зал
- физкультурные занятия
- развлечения и спортивные праздники
- оздоровительные мероприятия
- подвижные игры
- индивидуальные занятия по коррекции двигательной сферы
|
Музыкальный зал
- музыкальные занятия
- развлечения и праздники
- театрализованная деятельность
- индивидуальные занятия с детьми
|
ИЗО студия
- занятия по изодеятельности
- экспозиция картин художников
- театральная зона для проведения интегральных занятий
|
Медицинский блок
- физиотерапия
- лечебно – профилактические мероприятия
- консультации врачей
- антропометрия
|
Предметно – развивающая среда МДОУ детский сад №44
|
Методический кабинет
- педагогическая и методическая литература
- методическая работа с педагогами
- передовой педагогический опыт
- индивидуальное консультирование педагогов
- работа творческих групп
- пособие для диагностики и занятий с детьми
|
Территория детского сада
- физкультурные занятия
- спортивные подвижные игры
- наблюдения
- занятия
- досуги, праздники
|
Семейная гостиная
- кислородный коктейль
- релаксация
- родительские клубы
- собрания
- индивидуальное и групповое консультирование
- групповые семейные праздники
- фитотерапия
|
|