Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие по литературе

Выберите действие:

Внеклассное мероприятие по литературе

 

       «Несчастье сделало его поэтом»

 

( учитель русского языка и литературы Сосипатова Н.В., г.Петровск Саратовская область, МОУ – СОШ №4)

 

Цель:1.Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Козлова, неоправданно забытого поэта Пушкинской поры.

            2. Развивать монологическую речь учащихся, память, мышление.

            3. Воспитывать любовь к своей Родине, отечественной культуре.

 

 

Зрительный ряд: портрет И.И.Козлова;

                               картины художников: Венецианов «На пашне»,

                               Ф.Милле «Сборщицы колосьев», «Стога»;

                               А.Саврасов «К концу лета на Волге»;

                               И.Шишкин «Рожь»;

                              картины русских художников 19в. с изображением природы;

                              серия «Русские храмы».

 

Музыкальный ряд: А. Алябьев «Вечерний звон»;

                                    Ростовские звоны;

                                    песнопения.

 

 Однажды один из пожилых членов церкви, обращаясь к молодежи, спросил: «Читали ли вы стихи И.И. Козлова, который  был современником Пушкина? Знаете ли вы, как они дышат благодарностью к Богу, и это, несмотря на то, что он был парализован и к тому же слепой?» Это замечание побудило меня поподробнее узнать о творчестве этого неоправданно забытого поэта Пушкинской поры. И мы приглашаем Вас в XIX век познакомиться с удивительным поэтом, чья «страдальческая жизнь была выражена поэзией», которую Пушкин назвал «Поэзией небес».

(Звучит музыка, высвечивает слайд с друзьями).

(Учитель) – Он молча сидел в кресле, перебирая пальцами тёплое одеяло. Глаза блестели как-то по-особенному. Вид был торжественен и величественен. Чувствовалось, что там, где-то в глубине души, он творил молитву, и взгляд был устремлён туда, вдаль, за оконное стекло. Солнечные зайчики бегали по его лицу, и казалось, что оно светилось.

Сегодня он ждал Жуковского, Пушкина, Одоевского, Крылова, чтобы обсудить очередной Альманах, который только что вышел в свет, и поздравить друзей-литераторов с Новым годом. Сегодня он подарит Жуковскому своё только что написанное стихотворение «К Жуковскому». (чит.ученик, высвечивается портрет Жуковского)

(Учитель) – Жуковский писал: «Козлов до болезни своей жил в свете и был увлекаем рассеянностью… Лишённый обеих ног, он начал учить английский и в несколько месяцев мог уже понимать Байрона и Шекспира. Потеряв зрение, он сделался поэтом… Для него открылся внутренний богатый мир в то время, когда исчез внешний». (высвечиваются слайды для стихотворения «Жнецы»)

1.      Однажды вечерел прекрасный летний день,

      Дышала негою зелёных рощей тень.

Я там бродил один, где синими волнами

От Кунцевских холмов, струяся под Филями,

Шумит Москва-река, и дух пленялся мой

Занятья сельского священной простатой,

Богатой жатвою в душистом тихом поле

И песнями жнецов, счастливых в бедной доле.

2.   Их острые серпы меж них везде блестят,

Колосья жёлтые под ними вдруг лежат,

И, собраны жнецом жепами молодыми

Они уж связаны снопами золотыми,

И труд полезный всем, далёкий от тревог,

Улыбкою отца благословляет бог.

Ручонки на груди крестом ему сложила,

И, мнилось, благодать их свыше осенила.

3.   Но дремлет всё кругом: серебряный туман,

Таинственной луной рассыпан по снопам,

Горит небесный след нетленными звездами –

Час тайный на полях, час тайный над волнами,

И я под ивою сидел обворожён

И думал: в жатве той я видел райский сон,

И много с той поры, лет мною миновало,

Затмилась жизнь моя, - но чувство не увяло.

………….. сокрушён, в суровой тьме ночей.

То поле, те жницы –  всегда в душе моей.

 

– Русского образованного читателя той поры поражало и привлекало в поэзии Козлова Многое. Искренность, точное слово, гибкий ритм, свежие метафоры.

                                                                                                                                    

– Аферистически чётко выраженные мысли, яркие, энергичные краски словесной палитры, музыкальность.

 

– Бескомпромиссная и твёрдая провославность мировоззрения и отсутствие языческих симпатий, обычных почти для всех других русских поэтов того периода.– И ещё одно блистательное условие – соответствие душевному расположению переводчика. Козлов не похож на Жуковского ни в чём. Их объединяют лишь стиль и язык эпохи. Козлов был по возрасту старше почти всех друзей-литераторов, а по духовно-религиозному опыту твёрже и мудрее.

– Без сомнения, он во многом вёл (пусть не только в поэзии) за собой того же Жуковского, у которого становление церковного мировидения было длительным и трудным. («Сон невесты»)

 

– Поэзия накатилась на него волной. Память его была Феноменальной. Он знал наизусть всего Байрона, поэмы Вальтера Скота, лучшие места из Шекспира, Данте, и что наиболее примечательно, знал наизусть Евангелие.

– За годы болезни выучил английский и немецкий языки (итальянским и французским владел с детства), стал знатоком мировой поэзии, начал переводить и писать стихи. Сам выступил в печати в 1821 году, - именно тогда, когда лишился зрения.

 (Учитель) – В 1825 году, когда вошедшему во славу Пушкину было 26 лет (высвечивается портрет Пушкина), он получил от И. Козлова, которого очень любил и почитал изданную отдельной книжечкой поэму «Чернец». Баратынский тогда уже оценил её как первую по-настоящему русскую романтическую поэму. Пушкин был в восторге от «Чернеца» и написал письменное послание Козлову, но и этого ему показалось мало, он написал стихотворение «Поэт».

Певец, когда перед тобой

Во мгле сокрылся мир земной,

Мгновенно твой проснулся гений,

На всё минувшее воззрел

И в хоре светлых привидений

Он песни дивные запел.

О, милый брат, какие звуки!

В слезах восторга внемлю им.

Небесным пением своим

Он усыпил земные муки;

Тебе он создал новый мир,

Ты в нём и видишь и летаешь,

И в нём живёшь, и обнимаешь

Разбитый юности кумир…

 

(Учитель) – Иван Иванович ответил Пушкину восторженным письмом: «Не мой слабый талант, но восхищение перед вами дарованием и искренняя привязанность, которую я к вам питаю, оправдывают первые полустишия седьмого стиха; ещё раз спасибо, большое спасибо; оно тронуло меня до глубины души!» Козлов не ограничился письмом, он написал стихотворение-послание.

А я, коль стих единый мой

Тебе мгновенья дал отрады

Я не хочу другой награды,

Недаром тёмною стезёй

Я проходил пустыню мира,

О нет, недаром жизнь и лира

Мне были вверены судьбой.

 

– Не будет преувеличением сказать, что в 1820 – 1830 г.г. И.И. Козлов пользовался славой не намного меньше, чем слава Пушкина. Издатели, журналисты альманашники его стихи, как говорится, тащили из-под пера…

(стих. «Что я во цвете юных дней»)

– Не зная жизненного пути Ивана Ивановича, трудно проникнуть в глубину его творчества. А в судьбе поэта-романтика Козлова произошёл трагический перелом, изменивший ход его жизни.

 

– А «внешний» мир Ивана Ивановича Козлова был достаточно обычным для потомка старинного дворянского рода. Московское детство в богатом доме отца, екатеринского вельможи; мальчишеские развлечения с братьями, гувернеры-иностранцы, военная «карьера», характерны для недорослей его круга: в пять лет сержант лейб-гвардии Измайловского полка, в шестнадцать – прапорщик, в семнадцать – подпоручик. Всё это заочно, без прохождения службы. Затем отставка в девятнадцать лет.

– Козлов становится чиновником при московском генерал-прокуроре. Формально обязанности статской службы не мешали вольному, праздничному течению поры юношеской «рассеянности».

– Козлов – завсегдатай балов и салонов, блестящий танцор, завидный жених. Но не эти достоинства отличали его от прочих. Тонких художественный вкус, начитанность молодого аристократа были замечены Жуковским и Батюшковым. Водоворот светской жизни, куда вместились и «мятеж страстей», и «дерзкие упования», и счастливое супружество прерывается 1812 годом.

– Почувствовав настоящее дело, Козлов входит в комитет для образования московской военной силы, участвует в подготовке обороны Москвы. В дни московского пожара он лишается дома, имущества  и в 1813 году вместе с семьёй перебирается в Петербург, начинает службу в департаменте государственных имуществ министерства финансов.

– При этом жизненные стимулы Козлов находит не в канцелярском рвении. Он сближается с Крыловым, Вязьменским, с молодыми поэтами Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером. Будущий учредитель «Союза благоденствия « и  Северного общества Николай Тургенев, знакомит его со своим антикрепостническим «Опытом теории налогов», другими сочинениями деятелей грядущего декабризма. Такова почва, на которой взрастал этот талант, «пробуждённый страданием», с сорокалетнего возраста, парализованный, ослепший, Козлов.

– Наиболее ярко его стихотворение «Моя молитва». К моменту его написания он уже восемь лет был незрячим и парализованным. Восемь лет в темноте и без возможности ходить. За это время произошло не просто переосмысление жизни, а принятие своей болезни как ниспосланной от Бога. Читая это стихотворение, начинаешь благоговеть перед верой И.И. Козлова.

          «Моя молитва»

         (на фоне песнопений)

О, Ты, Кого хвалить не смею,

Творец всего, Спаситель мой;

О, Ты, к Кому я пламенею,

Моим всем сердцем, всей душой!

Кто по Своей небесной воле

Грехи любовью превозмог,

Приник страдальцев к бедной воле,

Кто Друг и Брат, Отец и Бог;

Кто солнце яркими лучами

Сияет мне в красе денной

И огнезвёздными зарями

Всегда горит в тиши ночной;

 

Крушитель зла, Судья верховный,

Кто нас спасает от сетей

И ставит против тьмы греховной

Всю бездну благости своей! –

Услышь Христос, моё моленье,

Мой дух собою озари

И сердца бурного волненье,

Как зыбь морскую, усмири;

Прими меня в Свою обитель, -

Я блудный сын, - Ты Отче мой;

И как над Лазарем, Спаситель,

О, прослезился надо мной!

Меня не крест мой ужасает, -

Страданье верою цветёт,

Сам Бог кресты нам посылает,

А крест наш Бога нам даёт.

 

О, дай, чтоб верою святою

Рассеял я туман страстей

И чтоб безоблачной душою

Прощал врагам, любил друзей;

Чтоб луч отрадный упованья

Всегда мне в сердце проникал,

Чтоб помнил я благодеянье,

Чтоб оскорбленья забывал!

 

  «И.И. Козлов переносил бедственную свою учесть с терпением удивительным – и Божий Промысел, пославший ему тяжкое испытание, разлучивший его навсегда с внешним миром и со всеми его радостями, столь нам изменяющими, открыл помрачённому взору его весь внутренний, разнообразный, и неизменчивый мир поэзии, озарённый верой, очищенный страданием», - писал Жуковский.

(Высвечивается портрет Тютчева)

Фёдор Тютчев, тогда молодой дипломат, слушая стихи Козлова, не мог не почувствовать близкого себе религиозно-философского настроя (к которому пришёл и поздний Пушкин). У Тютчева всё было впереди, а И. Козлов поразил всех необыкновенными «Стансами»:

 

Вчера я, мраком, окружённый;

На ложе, сон забыв, мечтал;

Безмолвно жар, мне вдохновенный,

В груди стихами уж пылал.

Меж тем в эфирной тьме сбиралась

Гроза, - из туч сверкнул огонь,

И молния струёй промчалась,

Как буйный бледно-гривый конь.

И треск воздушной колесницы

На всех бросал священный страх,

И звери прятались, и птицы,

Дрожа в берлогах и гнездах.

А я …мой дух к Творцу летает,

Пылая молнии огнём

И ум встревоженный мечтает

Вольней, когда ударит гром.

Восторгом оживлён небесным,

Я был не раб земных оков, -

Органом звонким и чудесным,

В огромной стройности миров.

И Бог сильней вещает много

И в думах пламенных моих,

Чем вдруг шумящего грозою

И в дивных ужасах ночных.

 

– Слепец перебирает пальцами по одеялу. Церковный звон плывёт за холодными окнами и, наполняя комнату, будит воспоминания. Они радостны. О матушке, о родном доме, об имении под Москвой и церквушке на холме. О тёплом ветре и сине-зелёных русских просторах, которые он любит до боли.

(Звуки музыки, высвечиваются слайды «Соборы»)

 

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юный днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним давно простясь,

Там слушал звон в последний раз!

 

– Тургенев писал Вяземскому: «Стихи Козлова прелестны и глубоки». Иван Иванович вошёл в литературу как большой русский поэт. Хотя гремела слава А.С. Пушкина и рядом творили Баратынский, Жуковский, а позже и Лермонтов, но все они любили и посещали Козлова, просветлённого, мудрого, прикованного к постели.

– Лишённый зрения, в параличе и претерпевая физические страдания, Козлов прожил ещё почти двадцать лет. Он скончался 30 января 1840 года. Могила его находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой Жуковского. Ни к кому Козлов не стоит так близко в литературе, как к Жуковскому.

 

Ревёшь ли бурею или течёшь лениво, -

Пусть память всё об ней, река, в тебе живёт

И в камнях, и в дубах, смотрящихся красиво

В лазури светлых вод!

Вей ею, ветерок, украдкой пролетая;

Волна, шуми о ней, плескаяся в блегах;

О ней грусти, луна, свой лик изображая

В серебряных струях!

Тростник ли стал роптать, иль вихрь завывает

Иль лёг душистый пар над влажностью твоей, -

Пусть сердцу всё, во всём, везде напоминает

Любовь минувших дней!

 

– В течение двадцати последних лет сиделкой И.И. Козлова, чтицей, секретарём и душевно поверенной была дочь Алина – горячо любимая Сашенька. Это она, Александра Ивановна Козлова спасла наследие поэта до собственной кончины  в 1903 году. (По её просьбе похоронена в могиле рядом с отцом). Долгие годы и по ныне звучат звуки в России, как набат нежности и любви, его «Вечерний звон». А в церквах звучало и звучит песнопение на его стихотворение «Моя молитва», провозглашая искреннее и непринуждённое исповедание веры.

 

(Песнопение)

 

             Молитва

Прости мне, Боже, прегрешенья

И дух мой тёмный обнови,

Дай мне терпеть мои мученья

В надежде, вере и любви.

Не страшны мне мои страданья:

Они залог любви святой;

Но дай, чтоб пламенной душой

Я мог лить слёзы покаяния.

Взгляни на сердца нищету,

Дай Магдалины жар священный,

Дай Иоанна чистоту;

Дай мне донесть венец мой тленный

Под игом тяжкого креста

К ногам Спасителя Христа.

 

3 декабря 1839 г.

 

 

И на Тебя я уповаю

Как сладко мне любить Тебя!

Твоей я благости вверяю

Жену, детей, всего себя!

Ты искупил невинной кровью

Виновный, грешный мир земной, -

Пребудь божественной любовью

Везде, всегда, во мне, со мной!

 

(Учитель) – В XIX веке очень много писали о Козлове. «Гармоничный поэт, от которого родились доселе не слышанные музыкально-сердечные звуки», - писал Гоголь.

А Гнедич, переводчик «Илиады» восхищался: «Меня так царапает поэзия Козлова за сердце, что не усидишь на месте, хочется встать и читать, и читать…»

«Это цветы, расцветшие на поле скорби, это мечты, слёзы, радость, необыкновенное вдохновение», - писал Пушкин.

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн