Вы не зарегистрированы

Авторизация

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фото пользователя Ирина Геннадьевна Рыжова
Размещено: Ирина Геннадьевна Рыжова - чт, 19/11/2009 - 10:23

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность. С целью обучения, детей такому виду дея­тельности был разработан специальный цикл уроков.
Специфической особенностью таких уроков является их на­правленность на обучение детей элементарным приемам совме­стной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учиты­вать отсутствие у первоклассников навыков совместной дея­тельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим уроки цикла составлены с учетом посте­пенного возрастания степени самостоятельности детей, повы­шения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты собственно про­ектной деятельности.
Рассмотрим основные особенности разработанных уроков. Все уроки цикла характеризуются примерно одинаковой структурой.
Первый этап включает в себя организационный мо­мент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок цикла) и конкретной дея­тельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. На уроках нашего цикла такое деление на группы является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей переса­дить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного под­хода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналити­ков» и «испытателей».
Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятель­ности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой явля­ется определенный продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Опре­деление разделов таких проектов лучше провести в виде «моз­гового штурма». Это один из специфических приемов совмест­ной деятельности, применяемый и среди групп старшего возрас­та. Сам прием несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланиро­ванному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», кото­рым предстоит откорректировать предложения остальных детей.
Четвертый этап представляет собой этап собственно про­ектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется раз­работка основных разделов проекта. Работа проводится в груп­пах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складывать­ся из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обуче­ние учащихся и необходима руководящая роль учителя. В даль­нейшем можно каждой группе поручить разработку своего раз­дела и повысить этим степень самостоятельности детей. На чет­вертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы групп. Начи­нают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизиро­вать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюст­раторы». За практическое применение, апробирование отдель­ных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».
Пятый этап - это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицатель­ные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей ра­боты в целом.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Жановна Трибунская

На: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОС


Ирина Геннадьевна, нужный вопрос затронули. Нашла интересное мнение  о роли учителя в проектной деятельности. <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? и о том, как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности. Посмотрите:www.google.ru/url  <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

 

 




Фото пользователя Елена Жановна Трибунская

На: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОС


<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]-->

Идея вести проектную деятельность на уроках позволит пересмотреть структуру образовательного процесса, избежать перегрузки учащихся и сделать обучение  личностно-ориентированным. Это конечно не отрицает осуществления некоторых проектов во внеурочное время, на классных часах и иных мероприятиях, направленных на расширение кругозора и всестороннего гармонического развития формирующейся личности ученика.

Следует также отметить, что участие в проектной деятельности потребовало  внутренней перестройки не только от учащихся, но и от преподавателей. От учителей теперь требуется настрой на равноправное партнерство, сотрудничество. В современном информационном пространстве педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Основным принципом для учителя становится  - не «заставить», «диктовать условия», «контролировать», а «заинтересовать», «пробудить желание» самостоятельно разобраться в природе того или иного предмета, явления.




Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОС


Ирина Геннадьевна, на страницах ОК активно обсуждается проектная деятельность.

 1. http://www.openclass.ru/wiki-pages/44534

2. http://www.openclass.ru/forums/34689#comment-55147

Комментарий был изменен с момента создания (Лариса Алексеева, ср, 25/11/2009 - 08:10).


Скачать + смотреть онлайн

видео 2022