Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературное и лингвистическое краеведение в школе

Submitted by Татьяна Юрьевна Сторожева on Tue, 26/01/2010 - 11:17

 

Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Развивать мыследеятельность, творческие способности учеников помогает участие в краеведческой исследовательской работе по предмету, которая дает возможность приобретать знания, личностно значимые для конкретного ученика.
Так как результат можно достигнуть только тогда, когда работа ведётся в системе, планомерно, предлагаю один из вариантов организации работы по литературе.
 Суть моего предложения – создание программы внеклассной работы по русскому языку и литературе с опорой на краеведческий материал. Именно программы, чтобы можно было планировать свою деятельность, отслеживать результаты и при этом поэтапно расширять литературные и лингвистические знания учащихся: от литературы и лингвистики малой родины к литературе и лингвистике Российской Федерации.
Программа создавалась на протяжении 15 лет и начиналась с работы литературного клуба «Истоки».
Программа внеклассной работы по лингвистическому и литературному краеведению
 
«Я познаю мир»
 

Класс
Раздел программы
Формы работы
Подведение итогов
5
6
Литература и фольклор города, топонимика, диалекты района, в котором я живу
 
1. Выпуск тематических газет и журналов
2. Конкурс легенд по местной топонимике
3. Олимпиада по литературе и русскому языку с привлечением краеведческого материала
4. Экскурсии в краеведческие музеи
5. Встречи с писателями и поэтами.
1. Классные итоговые конференции в конце года с награждение каждого ученика за различные достижения
2. Участие в районных и областных литературных и лингвистических праздниках и конференциях.
3. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
7
8
Литература, топонимика, диалекты области, в которой я живу
 
1. Выпуск тематических газет и журналов (литературные страницы городов и посёлков области, лингвистика вокруг нас)
2. Выпуск сборников «Мои первые стихотворения», «Проба пера»
3. Олимпиада по литературе и русскому языку с привлечением краеведческого материала
4. Экскурсии в краеведческие и литературные музеи области
5. Встречи с писателями и поэтами.
1. Классные итоговые конференции в конце года с награждение каждого ученика за различные достижения
2. Участие в районных и областных литературных и лингвистических праздниках и конференциях.
3. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
9
Литература, топонимика, диалекты области, в которой я живу
 
1. Выпуск тематических газет и журналов
(литературные страницы городов на Волге, лингвистика вокруг нас)
2. Выпуск сборников «Экскурсия по….», «Проба пера»
3. Олимпиада по литературе и русскому языку с привлечением краеведческого материала
4. Экскурсии в краеведческие и литературные музеи (по возможности)
5. Встречи с писателями и поэтами.
1. Классные итоговые конференции в конце года с награждение каждого ученика за различные достижения
2. Участие в районных и областных литературных праздниках и конференциях.
3. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
10
11
Литературные места России
Лингвистика, которая нас окружает
1. Выпуск тематических газет и журналов
(литературные страницы городов России, лингвистика вокруг нас)
2. Выпуск сборников «Экскурсия по….», «Проба пера»
3. Олимпиада по литературе и русскому языку с привлечением краеведческого материала
4. Экскурсии в краеведческие и литературные музеи (по возможности)
5. Встречи с писателями и поэтами.
1. Классные итоговые конференции в конце года с награждение каждого ученика за различные достижения
2. Участие в районных и областных литературных праздниках и конференциях.
3. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

 
Работа ведётся по чётко определённому плану
 

Сентябрь
Утверждение темы года, плана на год
Конец октября – начало ноября
Выпуск тематических газет и журналов
Конец декабря – начало января
Выпуск сборников работ учащихся
Март
Олимпиада по литературному и лингвистическому краеведению
Май
Конференция
Июнь – июль
Летняя практика: сбор материалов по теме работы следующего года
В течение года
Встречи с местными писателями и поэтами
В течение года
Экскурсии в краеведческие и литературные музеи
В течение года
Участие в муниципальных и региональных конференциях

 
Но самое главное, в итоговых анкетах на вопрос, что запомнилось больше всего в учебном году, учащиеся отметили краеведческую работу, выявили желание продолжить исследовательскую деятельность. Понятие «родина» стало для них более близким, понятным и, действительно, родным.
 

Работы учащихся можно посмотреть

Мы изучаем Петровский край

проект "Литература родного края"

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Татьяна Юрьевна, спасибо за отзыв, но Ваша работа не менее интересна, а путеводитедь по литературному Петровску многому нас научил(размещен в блоге Л.Ворониной о своих улицах) Давайте сотрудничать! Может, примете участие в наших конференциях по краеведению, правда, теперь уже в след.уч.году?

Людмила Курышева



На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Людмила Петровна! Уже 2 часа мучает идея написать совместные работы. Присоединяйтесь! Давайте продумаем план действий и темы. Теперь, конечно уже, на следующий год!

Татьяна




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Татьяна Юрьевна, спасибо, очень интересный и полезный материал.

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Марина Владимировна Дмитриева

На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Татьяна  Юрьевна, сразу  видно, что  Вы  очень  увлеченный  человек, любящий  свою  работу.




На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Спасибо, что нашли время ознакомиться. Ваша отзывы дороги для меня.

Татьяна




На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Прилагаю презентацию к докладу.

Татьяна




Фото пользователя Светлана Геннадьевна Тилина

На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Татьяна Юрьевна! Планирую начать подобную работу со своими детьми. Спасибо Вам за интересный материал! Вы молодец! Такую работу делаете! Мне тоже хочется, чтобы дети как можно больше узнали о своём родном крае. Будем начинать. Можно будет обратиться за помощью к Вам? С уважением, С.Г.Тилина 




На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


С удовольствием помогу, чем могу! Можно продумать совместную работу, например, дети будут работать над одной темой, а потом сравнят. На расстоянии - совместная работа! Подумаем?

Татьяна




Фото пользователя Светлана Геннадьевна Тилина

На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Татьяна Юрьевна! Хорошая идея!  Вам, конечно, уже более понятно, Вы уже этим занимаетесь . Но ведь учиться никогда не поздно. Почитаю, подумаю над темами, которые возможно проработать. Если Вы что -нибудь придумаете, сразу пишите. Хорошо? А детям должно быть интересно.  С уважением, С.Г.Тилина




На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Договорились! Подумаемнад темами. Давайте свяжемся по внутренней связи. Я вам пишу!

Татьяна




На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Уважаемая Татьяна Юрьевна! Я с большим вниманием прочитала вашу статью, очень понравилась. В своей педагогической деятельности я тоже часто прибегаю к литературному краеведению. Считаю, что ученики обязаны знать свои корни, историю своих предков, ведь именно с этого начинается их малая родина! Спасибо!




Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Татьяна Юрьевна, спасибо Вам за Вашу работу! Очень интересно! Ждем новых презентаций! А по поводу литературного и лингвистического краеведения могу рассказать интересную историю. Только сегодня прочитала. Всем известно, что в Бремене стоит памятник "Бременским музыкантам", но споры о том, что звери были именно из Бремена (хотя они по сказке туда только хотели попасть, но не попали) ведутся давно. Бродячих сюжетов в литературе много. Братья Гримм их собирали не только по всей Германии, но и Европе. Между прочим, в первом варианте сказки Бремен не упоминается вовсе.

 

Совсем недавно один немецкий германист и журналист опубликовал книгу-исследование: "Загадка бременских музыкантов - волшебная рождественская сказка". Исследователь провел собственное расследование, собрал различные факты и выяснил следующее. Очень может быть, что зверюшки были из Бремерберга (это местечко в Северном Рейн-Вестфалии), а в сказке речь идет о языческом германском обычае охотников, который происходил 21 декабря (накануне христианского Рождества). Фраза зверей "что-то лучшее, чем смерть, мы найдем везде" указывает на обычай "оживления костей" убитого охотниками животного (своего рода жертвоприношение). Памятник героям из сказки в Бремене сносить никто не собирается, но книгу почитать будет интересно:)! По крайней мере, одна из версий литературного краеведения:)) Так что, научные открытия можно сделать везде:)))




На: Литературное и лингвистическое краеведение в школе


Спасибо, Марина Игоревна! Восхищаюсь вашей увлечённостью!

Татьяна



СоцОбраз