Online video hd

Смотреть 2022 видео

Официальный сайт radikalno 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Мой класс

Наталья Морева
На сайте с: 11/02/2010
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 50 недель назад.
На: Мой класс

 

Тема: «Организация проектной деятельности девочек 5-8 классе на уроках  технологии как условие развития творческих и  абстрактных способностей по разделу:  «Обработка ткани ,пошив  и отделка одежды».
 
2. Условия возникновения, становление опыта.
    Закон РФ « Об образовании требует, чтобы содержание образования личности было ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Проблема воспитания молодёжи является стратегическим ресурсом развития общества, составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Новые экономические условия, ставят перед школьным образованием задачу воспитать не просто знающего человека и хорошего исполнителя чужих идей, а человека, обладающего творческим подходом к делу.
Цели работы нашей школы (МОУ СОШ №4 г.Собинка): передача подрастающему поколению социального опыта адаптации к условиям быстро меняющегося современного мира, обеспечивающего достижение человеком уровня субъекта культурно – исторического процесса.
Выпускник нашей школы – это личность, которая в сфере «Я и настоящее»:
- принимает себя, знает свои достоинства и недостатки, имеет адекватную или высокую самооценку;
- умеет адаптироваться к предъявляемым требованиям, не противореча внутренним нравственным принципам,
- проявляет ответственность за свои решения и действия; отвечает за свой выбор и результаты своего обучения;
- умеет видеть проблему, искать оптимальное решение;
 - планирует и осуществляет собственную образовательную стратегию;
- конструктивно выстраивает свои отношения с окружающими людьми и природой;
- развивает свои способности, занимается самообразованием и самовоспитанием,
- профессионально самоопределяется,
- является субъектом культурно – исторического процесса.
Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства и обеспечить их подготовку для последующего профессионального образования и трудовой деятельности[1]. Для профессиональной  деятельности в области технологии особенно нужны люди творческие, с развитым мышлением, в т.ч. абстрактным. Программа В.Д.Симоненко учебного предмета «Технология. Обслуживающий  труд» создаёт  условия для творческой самореализации учащихся и развития абстрактного мышления благодаря применению проектной деятельности. В её основе – создание условий, актуализирующих собственную заинтересованность детей в приобретении знаний и умений, которые могут пригодиться им в жизни.
В настоящее время в основе этой образовательной области лежит метод проектов, который значительно расширяет и обогащает возможность урока. Организовать проектную деятельность нам наиболее продуктивно удается при изучении разделов «Пошив и отделка изделия» и «Рукоделие» с 5 по 8 класс.
           Участники районных выставок по пошиву изделий традиционно занимают 2 –ые места, но до внедрения проектной деятельности (в 2004- 2005 г.г.) мной было отмечено,
   -творческая инициатива учащихся была недостаточной, идеи изделий предлагались педагогом. 
   - в выставках участвовало небольшое число детей.
   -нехватка современного оборудования не позволяла изготавливать усложнённые модели одежды, улучшить качество обработки ткани, применять отделочную фурнитуру,
-некоторые работы учащихся изготавливались однотипно, по шаблону.
Посетив курсы в ВИПКРО в 2006 г и проанализировав работу методического районного объединения учителей Технологии,  у меня возникла идея об организации проектной деятельности при изучении разделов «Пошив и отделка изделия» и «Рукоделие» с 5 по 8 класс. Опыт 2005-2008 г. решил обозначенные проблемы.
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Актуальность и перспектива ..
 
Мой опыт реализуется уже 4-ый год на базе МОУ СОШ №4. Он соответствует   темам методической работы школы «Введение новых педагогических технологий в образовательный процесс» ( до2006г) и «Организация дифференцированного обучения на основе диагностики обучаемости»(с 2007г).
Опыт позволяет решить следующие противоречия:
 
 
 
 

Противоречие первое: Между потребностью современного общества в творческой личности, владеющей основами технологии, и низким уровнем мотивации уч-ся к учению.

 
 
 Задача: Развитие творческих способностей и абстрактного мышления,  
активизация познавательного интереса уч-ся к технологии как к учебному предмету через новые формы организации учебного процесса (метод проекта).
 

 

 
 

                                                                                
 
 
 
 
 

Противоречие второе: Между новым направлением в образовании, ориентированном на развитие личностного потенциала и особенности мышления ученика и традиционными  фронтальными методами обучения, нацеленными на передачу знаний.

 
Противоречие третье: Между необходимостью в возрастающем информационном потоке донести до учеников учебный материал и количеством учебных часов, отведённых на курс технологии в школьной программе.
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перспективность опыта. Считаю, что данный опыт сохранит свою актуальность в ближайшем будущем при работе по программе В.Д.Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»
 
 
4.Ведущая педагогическая идея. 
Развитие творческих и абстрактных  способностей активно идёт при условии реализации индивидуальных творческих проектов на уроке. Этот метод позволяет преодолеть типичную пассивность учащихся, включить всех в совместную деятельность, демократизировать отношения «учитель-ученик»:
-ученик определяет  цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
-ученик открывает   новые знания -   учитель рекомендует   источник знаний;
-ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать      познавательно - трудовую деятельность;                   
-ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
-ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;
-ученик   - субъект обучения - учитель-партнёр;
-ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Таким оброзом ученик своим творческим продуктом проявляет самостоятельность. Поставленная цель и подбор   теоретического материала позволяет расширить кругозор, создаётся ситуация успеха в процессе и конечном результате защите проекта,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.Теоретическая база опыта.
Творчество – это созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразование в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты.
 ( Ярошевский М. Г. «Вопросы психологии»)
Результатом творчества является некий продукт: идея, материальный объект, способ действия или поведения. Процесс творчества связан с особым видом мыслительной   деятельности.
Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
       ( Словарь практического психолога / С.Ю.Головин)
Способность человека к творческому мышлению, а значит, к творчеству называют: Креативностью.
Креативность – характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем.
Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека, проявляющийся в любом виде деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новое.
Креативность связана с особенностями мышления. Так,  Дж. Гилфорд выделяет конвергентное мышление – логическое, однонаправленное, и дивергентное – целостное, интуитивное, идущее одновременно в нескольких направлениях. Интеграция двух этих типов мышления формирует такие его особенности, как:
·        Беглость – способность генерировать максимальное количество идей;
·        Гибкость – способность к созданию широкого многообразия разноплановых идей;
·        Оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи;
·        Точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления.
Эти особенности, по сути, и составляют основу креативности, без которой невозможно никакое творчество.
 
                     Что необходимо , чтобы научить креативности?
1.   стимулировать мотивацию участников группы к творчеству;
2.   создавать условия для «запуска» процесса дивергентного (интуитивного   разнонаправленного) мышления и интеграции логического и интуитивного мышления.
3.   создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового -творческий процесс, в каких бы видах деятельности он происходил
 
 
Абстрактное мышление – это умение переводить информацию о реальных   объектах в символы , манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и решение применять опять к объектам на практике.
Мышление огромное значение имеет в профессиональной деятельности. Она представляет собой особую форму отражения окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познавательными объектами.
 
                                               ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
 

Предметно-действенное                 Наглядно-образное                      Словесно-логическое
 

опирающийся на            характеризующийся       осуществляемый при
непосредственное           опорой на представ-       помощи логических
восприятие                        ления и образы.             операций с понятии-
предметов в процессе                                               ями.
действий с ними.
 
 
                                                                              
 
                9-класс «Профессиональное самообразование» (2006г).
                           (По программе В.Д.Симоненко.) 
 
Проект – это комплекс технических документов, содержащий расчёты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции   сооружений, установок, машин, аппаратов приборов.
    Суть учебного проекта состоит в выполнении какого – либо объекта труда
( доступного и посильного учащемуся), и разработке документации, необходимой для его выполнения.
Метод проекта - это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны.
                                               А.К.Бешенков - С.Э.Маргуцкая:                   «Методика обучения технологии 5 – 9 классы»(2004 г).
     Под технологическим процессом понимается ряд действии, в результате которых заготовка превращается в готовое изделие с помощью технологических машин, ручных инструментов и приспособлений.
 
 
 
 
 
 
 
6 Новизна опыта.
 
     С целью учёта интересов и склонностей, возможностей и возрастных особенностей учащихся в МОУ СОШ №4 учителем технологии Морева Н.И.соблюдается обязательный минимум содержание основных образовательных программ «Технология», «Обслуживающий труд», «Рукоделие» по программе В.Д.Симоненко.
   Программа скорректирована с учётом нормативных требований предмета и рассчитана на 70ч. в год из них 18часов сельхоз. труд в 5, 6классе. В 7,8 классах - по3 ч в неделю 102ч. в год.
   Кулинарные работы в 5-ых, 6-ых,7-ых,8- ых классах перенесены на конец четверти. Цель ставится учителем на первом вводном уроке и записывается учениками в рабочие тетради, чтобы учащиеся 100% справились с поставленной задачей на начало года по изготовлению творческих изделий. Учащиеся знакомятся с целью и содержанием предстоящей работы, практическим заданием, технологической документацией, организацией рабочего места ,правилами техники безопасности. Особое место уделяется показу трудовых приёмов.
 Работая по этой программе 4 года, я отследила положительные стороны обучения. У учащихся повысилась мотивация, интерес, качество изготовленных предметов, мастерство, и конечно, уровень обученности по итоговой аттестации в конце года. В 5-ом классе учащиеся получают первые навыки по работе с инструментам (иглами, ножницами),на шв. машине с ручным приводом и на шв. машине с   электродвигателем. Девочки создаю проект по теме : Технология пошива фартука с нагрудником».
   Мной была перенесена тема «Конструирование, моделирование и пошив юбки» из 6-ого класса в 7-ой. Из 7-о го класса раздел « Пошив ночной сорочки» перенесен   в 6-ой.
Так, как сорочка считается нижней бельевой одеждой, дети в возрасте 12 лет
практикуются, при пошиве прямых строчек (бельевые швы, стачные с обмёточной строчкой, отделочные и т. д.) на шв. машине и используют элементы отделки ручной вышивки. Приобретают навыки и умения при выполнении утюжильных работ с использованием увлажнителя. Это позволило во многом улучшить качество пошива изделия учащимися своими руками и работу на швейном и утюжильном оборудовании с различными приспособлениями.
     В 7ом классе девочки используют современные материалы из дорогостоящих тканей, модели с усложняющими элементами, декоративной отделкой, фурнитурой, клеевые материалы Они могут шить модель юбки   в соответствии с сезонными особенностями и это изделие носить. Основываясь в своей работе на метод от простого к сложному и приобретённому опыту в 6ом классе, учащиеся 7 –ого класса смело работают с моделями юбок на кокетке,в складку, с накладными карманами с подкладкой. Здесь учащиеся коллективно создают творческий проект по истории   костюма, а так же изучают современное направление моды. При обработке боковых срезов используется современный 4х ниточный оверлог для обмётывания срезов. При притачивании молнии, пришивания пуговиц применяют спецприспособления.
     С трёх часовой нагрузкой в неделю по рукоделию появилась возможность
углубить знания учащихся, и проработать раздел 1) по вышивке крестом и лентами(дополнительно) 2)вязание на спицах и крючком (дополнительно).
 В 8-ом классе т.к. курс обучение технологии завершается. В программу введен пошив двух изделий: блузка и шорты. Пожеланию можно шить бриджи или брюки. По некоторым темам применяется на уроке ПК.
Большое внимание отводится конструированию и моделированию плечевой и поясной одежды (2-ая четверть). Учебную и дидактическую помощь оказывают современные журналы мод «Бурда». Выкройка, с учётом индивидуального размера взятая из журнала корректируется   и проверяется учителем. Творческий проект именуется «Одежда для дома и отдыха». Здесь ведётся работа с тканями из хлопка, шерсти, шёлка и из смешанных волокон. В силу возрастных особенностей учащихся, работа с элитными тканями ( бархат, атлас и др.) или вечернее платье не возможна из - за недостатка опыта.
      Огромное значение на каждом этапе отводится соблюдению правил по технике безопасности при работе на электрошвейном и утюжильном оборудовании, с острорежущими инструментами. Санитарно-гигиенические требования соблюдаются в соответствии с инструкцией Госкомсанэпиднадзора России. Во время урока проводятся физкультурная пауза.                                                              
За последние три года школьной администрацией было приобретено 10 новых современных бытовых швейных машин, заменены старые парты, на новые, сделан косметический ремонт мастерской.
   Главной целью изучению технологии изготовления швейных изделий является умение школьницы самостоятельно и аккуратно сшить плечевое или поясное изделие найти свою изюминку в отделке (необходимую ей или её членам семьи, родственникам, друзьям).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7.Технология опыта
 
   Цель: формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности   
 
Задачи: - обучить конкретным трудовым навыкам при работе со швейными инструментами и оборудованием, тканями, нитками современными методами
         - углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия;
-формировать интерес к декоративно- прикладному искусству
  
 Воспитательные:- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам
народного творчества;
            -воспитать нравственные качества детей;
            -формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие: - развить образное и абстрактное мышления,
            -формировать эстетический и художественный вкус.
 
С 2005-06 г. были проведёны и прошли успешно открытые уроки по темам «Салон красоты» (урок- игра 9 класс ,защита проекта).Девочки в ходе групповой работы разработали и защитили проект услуг, которые возможно предложить в городском салоне красоте. Были использованы при подготовке краеведческий материал, современные журналы мод, реклама, практическая работа по моделированию и конструированию одежды, макияж и маникюр, составлена профессиограма.
В2006-07 г. урок – конкурс в 7 классе «Девицы мастерицы». Дети   показали хороший уровень подготовки проектной деятельности, высокое качество обработанных изделий.
23.10.07г. урок в 5 –ом классе « Ручные стежки».Методически грамотно вводятся новые понятия, организована практическая работа, достаточно наглядного и дидактического материала, применялась здоровье сберегающая технология.
10.09.08г. по внеклассной работе проведён классный час. Грамотно распределены обязанности учащихся с учётом индивидуальных особенностей. Используется невербальные сигналы общения. Созданы комфортные условия для детей.
24.11.2008г. Занятие элективного курса «Профессиональное определение» в 9 классе показали умение владеть методикой проведения анкетирования и их статистической обработкой, чему и обучает детей. Детьми начата работа над проектом « Моя будущая профессия».
 
 
 
 
 
 
Материал для урока история мужской и женской одежды можно предложить детям для самостоятельного изучения и защиты проекта.
 
                                     Урок по технологии
МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
Цели: познакомить учащихся с мужской и женской на­родной одеждой; развивать стремление к углублению знаний; воспитывать уважение к народным традициям.
 
Оборудование: тетради, ручки, репродукции картин и фотографии.
Ход урока
      I. Вводная часть.
    Организационный момент.
     II. Содержание урока.
    Лекция педагога о мужской и женской народной одежде.
 
Из глубины веков до сегодняшних дней дошла до нас пого­ворка: «По одежке встречают...». Сотни лет назад нашим пред­кам достаточно было один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, каково его об­щественное положение и «гражданское состояние» - совершен­нолетний он или нет, сочетался ли браком и т. д. Такая визитная карточка позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.
 
Особым уважением всегда пользовались портные - люди, которые шьют одежду. А называли их так потому, что в Древней Руси одежда называлась «порты» или «портище».
Портные, в зависимости от того, что они шили, назывались шубниками, кафтанниками, рукавичниками и даже карманниками.
 «Всяк портной на свой раскрой», - подтверждает это русская пословица.
   Со временем портняжество превратилось в профессию. К мастерам-портным стали отдавать в ученье мальчиков. Для это­го их привозили даже из других городов. И многие столетия портными были только мужчины. Впрочем, одежду шили, осо­бенно в деревнях, как правило, дома. В бедных семьях - сама хозяйка, а в более богатых - служанка.
До нашего времени подлинной повседневной одежды про­стого люда почти не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали до полной ветхости («Не поносишь старого - не носить и нового»).
  Материал для одежды вначале каждый изготавливал в своем хозяйстве. Для этого использовались шкуры, мех, шерсть жи­вотных. Ткани изо льна и конопли появились позднее. Домашнее прядение и ткачество в 1Х-ХШ веках уже было достаточно раз­вито. Крестьяне умели не только ткать грубое сукно, они сами кроили и шили одежду.
Грубое неокрашенное домотканое сукно в далекие времена называли «сермяга», а человека, одетого в одежду из такого сукна, - «сермяжным».
Одежда простых горожан почти не отличалась от крестьян­ской. Только в XIV в. в городах начали появляться привозные ткани. Их везли и с Запада, и с Востока. Это были бязь, кумач, миткаль и другие ткани. Однако они были очень дорогие, и шить из них одежду могли только состоятельные люди.Простой люд тоже стремился украсить себя, и в народе было придумано много способов окраски тканей домашнего произ­водства. Краску делали,  используя разные  растения: зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, дуба, шелуху лука и другие.
Краски умело смешивали и получали разные цветовые от­тенки. Если не умели красить сами, обращались к крашеннику.
В памятнике русской литературы XVI в. «Домострое» гово­рилось, что каждому иметь 3 перемены платья: ветшаное, то есть старое; платье для работы - «чистое вседневное платье» и «лучшее платье», которое надевалось «в праздник и при добрых людях или государем где быти». Сейчас такое платье назвали бы выходным, нарядным или праздничным.
Если говорить о детской одежде, то она была одинакова как для девочек, так и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Рубаха была также основной частью одежды как для мужчин, так и для женщин. Языковеды пишут,
что ее название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, об­рывок ткани» и родственное слово «рубить».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Мужская рубаха                                      Женская рубаха
                                   Тверская губерния.                            Воронежская губерния.
                                     Конец XIX века                                      Конец XIX ееки
 
Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры»-ткани из козьего пуха.
 Другое название рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица». Это очень старое слово, н некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная ру­баха шилась из более грубой и толстой материи, тогда как ко­роткая и легкая сорочка - из более тонкой и мягкой. Если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» опреде­ляли предел нищеты. В наше время про человека, который в де­лах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи остался».
У зажиточных людей рубах было не меньше трех. Даже слу­гам в богатых домах полагалось иметь 3 сорочки. К свадьбе род­ные невестки дарили жениху тоже минимум 3 сорочки.
Первоначально покрой рубах был такой. Их шили широкими и длинными, с рукавами значительно длиннее рук. Не закатав рукава, работать в рубахе было невозможно. Именно с этих да­леких времен берет свое начало выражение «спустя рукава», то есть кое-как, плохо.
 До самого конца VII в. и царь, и простой смертный носили рубахи одного покроя. Разница была только в качестве материала и украшениях.
Еще одной особенностью русской рубахи был покрой воро­та. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку. Отсю­да и название - косоворотка.
                             
Одежда русского крестьянина

 
               Мужские брюки - штаны, всегда шились одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их но­сили заправленными в обувь.
Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был кафтан. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходившие до самых лодыжек. Бедные лю­ди носили кафтаны покороче, так как ходили пешком по гряз­ным улицам. Иногда под кафтан поддевался зи­пун. Он был длиною до колен и спереди имел застежку. Зимой богачи носили шубы.
 У знати были шубы на собольем меху, у людей попроще - на заячьем или собачьем. Самые бедные покрыва­лись кожухом.
Таким образом, штаны, рубаха, каф­тан, зипун, шуба, кожух - основные со­ставляющие мужского гардероба пред­ков наших.
У женщин одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемой частью женской одежды, как и мужской, была сорочка. Поверх нее надевали сарафан -длинную одежду без рукавов. В зависи­мости от региона России сарафаны от­личались покроем и украшением (тка­невый узор, пуговицы, ленты, бисер и т. д.). Для большей пыш­ности под них надевали одну ватную нижнюю юбку или не­сколько тканевых, длиной она доходила до пят. Мерилом дос-
татка в семье служило, в том числе, количество юбок. Их могло быть и 15, и 20. К каждой полагалась такого же цвета кофта.Однако до того, как в гардеробе женщины появились юбки, ониносили поневу. Это одежда типа юбки, но края ее не сшиты между собой. Поневу носили только замужние женщины. По­верх неенадевался передник. Наряд девушки состоял из рубахи с шерстяным поясом, по­верх которой надевался фартук. В канун совершеннолетия, на именины, подруги надевали девушке поневу. После этого де­вушку можно было сватать.
В холодную погоду девушки надевали душегрею (короткую одежду па лямках, иногда отороченную мехом с застежкой впе­реди) или телогрею (короткую одежду с воротником и рукавами, без меховой отделки).
Пояс дополнял костюм и мужчин, и женщин. Женщины но­сили тканые и вязаные пояса, мужчины - ременные. Пояс слу­жил оберегом, в пего прятали гребень, огниво и т. д.
В ХУ-ХУП в. на Руси в условиях холодного климата, осо­бенно северных областей, большую роль в костюме всех со­словий играли рукавицы. В одежде богатых людей они имели декоративное значение. Изготавливались па дорогом меху из бархата, шелка, сафьяна и украшались вышивкой, бахромой, мережкой. Люди победнее носили вязаные варежки из толстой шерсти.
                                  III. Практическая часть.
 Детская одежда
XIX - начала XX века
 
1.Из предложенных вариантов выберите одежду, которую носили:
     а) мужчины;
                  б) женщины.
Одежда : рубаха, сорочка, штаны, сарафан, кафтан, юбка, понева, зипун, передник, пояс, шуба, душегрея, телогрея, кожух.
Ответ: мужчины - рубаха, штаны, кафтан, зипун, шуба, пояс, кожух; женщины - сорочка, сарафан, юбка, понева, перед­ник, пояс, душегрея, телогрея.
2. Подберите правильные ответы на вопросы.
1) Какой материал использовали для изготовления одежды вдалекие времена?
а)шкуры животных;
б) полиэтилен;
в)мех;
г)шерсть животных;
д) трикотаж

2)     Для окраски тканей домашнего производства использовали:
Образцы женской одежды

а)разные растения;
      б)химические красители.
     3)В косоворотке разрез располагался:
 а)посередине груди;                                           
 б)на спине;
 в)сбоку на груди.
4)Сарафан - это:
 а)длинная одежда без рукавов;
 б)длинная одежда с рукавами до локтя;
      в)длинная одежда с рукавами до запястья.
 3. Раскройте смысл пословицы: «Всяк портной на свой рас­крой».
 
IV. Итог урока.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РУЧНЫХ ШВОВ.
Инструменты и принадлежности: ткань для вышивки, нитки мулине, иголки, наперсток, ножницы.
Название шва
Схема выполнения
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ШВЫ
1. Шов «вперед иголку» или «сметочный» выполняют справа налево. Длина стежка и промежуток между стежками 0,4-0,6 см.
 
2. Шов «назад иголка» выполняют справа налево. Отступают на длину стежка назад, делают прокол вниз, нить проводят под тканью на расстоянии в три раза больше длины стежка.
 
3. Шов «строчка»: иглу вкалывают на одинаковом расстоянии за и перед нитью, каждый последующий стежок должен попасть в конец предыдущего.
 
ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ШВЫ
1. Шов «через край»: иглу ввести с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.
 
2. Шов петельный выполняют слева направо и справа налево. Ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную, нить заводят под иглу.
 
ОТДЕЛОЧНЫЕ ШВЫ
1. Шов «вперед иголка» (волнисто-извилистый). Строгое соблюдение размера стежка и их чередование.
 
2. Шов «тамбурный» (цепочка): ткань проколоть с изнаночной стороны, нить провести на лицевую, сделать из неё петельку, придержать большим пальцем левой руки. Иглу ввести в место первого прокола и вывести в середину петли.
 
3. Шов «ёлочка» отделочный шов, элементом его является тамбурный шов.
 
4. Шов «бархатный» (козлик): выполняют между двумя параллельными линиями шириной 5-10 мм слева направо.
 
5. Стебельчатый шов выполняется от себя четко по линиям рисунка на 0,2 см вперед и на столько же назад.
 
6. Шов «болгарский крест» или простой крест выполняют справа налево, а затем в обратном направлении.
 
 
              
 
 
 
 
Современная    отделка декоративными элементами
Украшение и отделка одежды – не самостоятельный элемент, а является её дополнением. Она должна соответствовать не только назначению,   но и особенностям костюма, из которого сшит костюм.
                                  Характер отделки.
Спортивная
металлические пуговицы, всевозможные пряжки, шнуровки, эмблема, галстуки, кант, навесные карманы, машинные строчки.
Традиционно- романтическая 
жабо, воротники ( съёмные и постоянные) и манжеты, рюшки, воланы, комбинированные ткани, драпировка, элитная вышивка(золотоё и атласное шитьё),шарфы, банты, и др.
Повседневная и вечерняя 
все виды отделки, вышивка, застёжки различной формы, буфы, декоративные швы и строчки, вышивка лентами, аппликация и другие
Важно, чтобы виды отделок и украшений составляли единое целое.
 В мастерской созданы условия и опыт учителя позволяет внедрить в практику изготовление этих элементов при пошиве изделий. Швейные машины оснащены многими отделочными строчками и приспособлениями.
В комплект швейной машины вложен DVD-диск инструкция по применению
На уроках используется ПК при необходимости ,но в компютерном классе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методика выполнения проекта опирается на опыт В.П. Пахомова и состоит из десяти стадий.
 
     Подготовка детей к работе над проектом.
1.Обоснование проблемы и потребности в изготовлении изделия.
2.Определение идеи и выполнение основных параметров.(Описание и эскиз модели. Сбор информации).
3.Разработка вариантов и идей.
4.Исследование, традиции, история.
5.Составление схемы(чертёж ).
6.Выбор и обоснование материалов и инструментов, приспособлений и оборудование.
7.Технология изготовление.
8.Реклама - двигатель торговли.
9.Экономическое обоснование.
10.Правила безопасной работы и санитарные требования.
    Презентация проекта. Выставка – показ изделия.
 
 
 
                  Требования к обработке швейного изделия:
- ручные стежки должны быть одинаковыми, иметь определённую длину.
- машинные строчки должны быть ровными и проходить на определённом расстоянии от среза, а уголки деталей – тщательно выправлены.
- каждый шов, обработанный срез и готовая деталь проходит  влажно- тепловую обработку.
                    Требования   к  качеству готового изделия
1 Внешний вид должен соответствовать модели.
2 Парные детали должны быть одинакового размера и симметрично расположены.
3 Изделие не должно иметь заминов, складок и морщин.
Расчёт себестоимости изделия проводят для того чтобы выяснить, что выгоднее: сшить изделие или купить его аналог. Учитывают стоимость ткани, расход электроэнергии на работу швейной машины и освещение.
        1) Чтобы сшить любое изделие, необходимо:
- разделить материал на определённые части размеров и форм , его в детали изделия ( раскрой);
-собрать детали в узлы(например соединить обтачку с горловиной изделия );
- собрать узлы и детали в готовое изделие.
 
В процессе обучения учащиеся знакомяться с профессиями технолога, швеи,
экономиста, дизайнера, маркетолога, рекламы, продавца и т. д.                    
 
 
 
 
  
                     Схема пошива фартука с нагрудником в 5ом классе
 

        Обработка фартука с нагрудником

 
            Раскрой деталей фартука
                Прокладка контрольных линий
                 копировальных стежков
Обра-ботка брете-лей
Обра-ботка срезов нагруд-ника
Обра-ботка
нижней части
Обра-ботка и отделка
карма-нов
Обра-ботка
концов пояса
Соединение бретелей с нагрудником и обработка верхнего среза
Соединение карманов с нижней частью
Соединение нагрудника с нижней частью и поясом
Влажно тепловая обработка изделия
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 
                                Схема пошива поясного изделия в7-ом классе.
 

                                      Раскрой изделия

 
             Начальная сборка основных деталей изделия
Прокладывание копировальных стежков и контрольных линий
         Придание деталям нужной формы с помощью ВТО
                         Временная сборка изделия
 Сметывание вытачек, кокеток, складок
 Сметывание основных деталей
Подготовка верхнего и нижнего срезов к примерке
            Примерка изделия
            Устранение недочетов
                            Обработка поясного изделия после примерки
1.Обра- ботка
вытачек
2.Обра-ботка
складок
3.Обра-ботка
кокеток
4.Обра-ботка
карманов
6.Соединение основ-ных дета-лей изделия
7.Обра-ботка
концов пояса
8.Обра-ботка застежки
5.Соедине-ние карма-нов с основным изделием
10.Обра-ботка нижнего среза
            9.Обработка верхнего среза
           11.Влажно-тепловая обработка
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Схема пошива ночной сорочки 6ой класс
 

                         Раскрой деталей сорочки с цельнокроеным рукавом

 
                          Соединение боковых срезов смёточными стежками
                                   Примерка, устранение недочётов
                           Обработка горловины подкройной обтачкой
Обработка рюшки и соединение с обтачкой
 
Обработка внутреннего среза
Обработка внешнего среза с рюшкой и отделочной строчкой
             Обработка боковых швов
             Обработка низа рукавов и отделка
      Обработка низа изделия различным способом
             Влажно-тепловая обработка изделия
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду.
 
В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обу­чения является контроль качества усвоения учащи­мися знаний и умений. Главное его назначение со­стоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, опреде­лить обусловившие их причины, выявить эффектив­ность организации, методов и средств обучения.
В школьной практике используют следующие ви­ды контроля: текущий — по теме или части темы, изу­ченной на занятии; рубежный — по большому объему информации (теме или разделу); итоговый — по все­му предмету или большей его части, а также различ­ные его способы: устный опрос, контрольные работы и задания, тестирование. В связи с ограниченностью времени, выделенного на контроль, тесты и контроль­ные задания являются наиболее эффективными спо­собами проверки и оценки знаний учащихся.
Ниже представлены контрольные задания двух уровней усвоения знаний учащимися 5-6-го класса по разделу "Технология обработки ткани»и 5-7-го — по разделу «Кулинария». В соответствии с методи­кой В.П.Беспалько при разработке заданий первого уровня усвоения применялись: контрольные
вопро­сы альтернативного характера, требующие ответа типа °да — нет»; задания на различение или изби­рательные (выборочные), в которых дается не­сколько вариантов ответов (правильные, непра­вильные, неточные, неполные и т.п.); задания-классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения контрольных карточек второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм решения.
Представленные задания могут быть использо­ваны на любом этапе обучения, при текущем, рубеж­ном и итоговом контроле. Распределение заданий по разделам и темам позволяет учителю применять их перед изучением школьниками нового материала, а также на этапах закрепления, повторения и обобще­ния знаний. При рубежном и итоговом контроле учи­тель может сгруппировать задания из разных разде­лов, тем и различных уровней. Подбор заданий при этом может производиться как для всего класса, так и для отдельных учащихся е зависимости от их ин­дивидуальных способностей и уровня обученности.
Результаты итогового контроля учитель может использовать и для диагностирования притязаний школьников.
 Зная уровень обученности учащегося, педагог проверяет его соответствие уровню сложно­сти выбранных для выполнения заданий. Результаты выполнения заданий также позволяют учителю от­слеживать индивидуальный рост знаний учащихся. Изучая обученность школьников, учитель может сде­лать вывод и о ходе общего развития ребенка и вы­брать меры педагогического воздействия, активизи­рующие процесс формирования знаний и умений.
Разработанные задания можно использовать и при диагностировании знаний учащихся перед нача­лом работы над творческими проектами, в процессе их выполнения и по завершении проектирования. Результаты диагностики позволяют учителю вносить необходимую коррекцию в организацию и руковод­ство проектной деятельностью учащихся. Последовательное проведение контроля усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения создает усло­вия для активизации учебной деятельности школь­ников и повышения качества их технологической подготовки, что в итоге будет способствовать созна­тельному включению выпускников в самостоятель­ную жизнь.Приступая к преподаванию технологии в 5-м классе, учителю важно знать уровень технико-тех­нологических умений, приобретенных учащимися в
Например, чтобы выявить умения учениц выпол­нять раскрой материалов по готовым лекалам, мож­но предложить им обвести лекало на ткани и выре­зать деталь по контуру. При этом учитель проверяет точность обводки, скорость работы и умение эко­номно расходовать ткань.
Приемы владения измерительными инструмен­тами выявят задания на построение геометрических фигур по заданным размерам и вопрос типа: сколь­ко карточек размером 7 х 7 см можно сделать из ли­ста бумаги размером 21 х 11 см?
Для выявления умений организовать рабочее место, соблюдать безопасные приемы труда при ра­боте с колющими и режущими инструментами (нож­ницами, иглой), выполнять ручные швы, составлять орнаментальные композиции учащимся предлага­ются следующие задания:
1. Отмерить нитку, вдеть ее в иглу, завязать узелок.
    2. Предложенный рисунок выполнить
         известными ручными швами.
3. Назвать швы, изображенные
         на плакате.
    4. Дорисовать растительный орнамент.
5. Составить орнамент из за­
данных элементов.
Чтобы определить умение
планировать свою работу, учитель может предло­жить школьникам- составить план выполнения не­сложного изделия и изготовить его по образцу.
Могут быть предложены и другие аналогичные задания. Учитель зачитывает их по мере выполнения работы учащимися, предлагает им карточки-задания или делает записи на доске.
Подобную работу можно проводить и по итогам изучения отдельных тем.
 ( «Школа и производство» № 5 -2003г).
 
                     КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
                           1-й уровень
                                  Структура ткани
Выберите правильный ответ. 1.Ткань изготавливают на фабрике: а) швейной; б) ткацкой; в) прядильной. 2.Ровницу получают из волокон на этапе: а) разрыхления; б) расчесывания; в) вытягива­ния с подкручиванием.
3. На ткацких фабриках работают:
а) ровничницы; б) ткачихи; в) прядильщицы.
4. Волокно хлопчатника бывает:
а) белым; б) розовым; в) голубым; г) красным.
                                Нити основы и утка
Выберите правильный ответ.
1. Долевая нить идет вдоль кромки:
а) да; б) нет.
2. Долевая нить при резком растяжении ткани
(хлопок) издает звонкий звук:
а) да; б) нет.
3. Нить утка:
а) короткая;
б) гладкая;
в) непрочная;
г)   тонкая.
4. Нить утка длинная и прочная:
а) да; б) нет.
5. Укажите признаки, по которым можно определить нить основы:
а) по звуку;
б) по ворсу;
в) по кромке;
г)   по растяжимости;
д) по качеству отделки.
Лицевая и изнаночная стороны ткани
Выберите правильный ответ.
1. Ткань имеет технические узелки и ворсинки:
а) на лицевой стороне; б) на изнаночной стороне.
2. Гладкую, блестящую поверхность имеет изнаночная сторона хлопчатобумажной ткани:
а) да; б) нет.
Свойства ткани
Выберите правильный ответ.
1.Хлопчатобумажная ткань: а) мягкая; б) жесткая.
2.Гладкой поверхностью обладают ткани: а) льняная; б) хлопчатобумажная;
в) шерстяная.
3. Выше сминаемость ткани:
а) хлопчатобумажной; б) льняной.
4. Летом холодит, а зимой греет:
а) льняная ткань; б) хлопчатобумажная ткань.
5. Обозначьте соответствующими буквами признаки хлопчатобумажных (х) и льняных (л) тканей:
а) поверхность матовая;
б) поверхность блестящая;
в) ткань мягкая.
6. Обозначьте соответствующими буквами признаки определения хлопчатобумажных (х) и льняных (л) тканей:
а) растяжимость по утку большая;
б) поверхность гладкая;
в) поверхность шероховатая;
г)   ткань жесткая;
д) нити пушистые;
е) нити гладкие.
7. Льняная ткань обладает:
а) блестящей поверхностью; б) матовой по­верхностью.
8. Хлопчатобумажные ткани по внешнему виду:
а) матовые; б) блестящие.
    9. Уход за швейными изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей включает:
а) стирку;
б) глажение;
в) чистку;
г)   химическую чистку;
Д) сушку.
 
10.         Соотнесите графические символы с процессом ухода за швейными изделиями;
 
Графические символы
Уход за швейными изделиями:
а) стирка
б) глажение
в) химическая чистка
г) отбеливание
д) сушка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       2-й уровень
                              Структура ткани
1. Вставьте пропущенные слова.
а) Ткань состоит из...
б) Нить содержит...
в) На ткацких станках работают...
г)   Полотняное переплетение — это...
д) К натуральным волокнам относятся...
е) К растительным волокнам относятся...
ж) Ткань делают из...
з)   В домашних условиях из волокна получают пряжу способом...
и) Прядение — это процесс...
к) Ткачество — это процесс...
    л) Сырьем для получения шелка, льна, шерсти, хлопка являются... волокна.
2.Перечислите этапы первичной обработки льняного волокна.
3.Перечислите этапы первичной обработки хлопка.
4.Укажите последовательность этапов получе­ния ткани:
а) отделка;
б) прядение;
в) первичная обработка волокна;
г)   ткачество;
д) производство суровой ткани.
5. Укажите последовательность операций при производстве пряжи:
а) получение ровницы;
б) разрыхление волокон;
в) вытягивание волокон в ровную ленту;
г) получение пряжи.
6. Отметьте соответствующей буквой, из какойчасти (корень — к,
стебель — с, плод — п) перечисленных растений вырабатываются волокна:
а) конопля;
б) хлопок;
в) джут;
г)   крапива;
д) лен.
7. Отметьте соответствующей буквой, из каких волокон (натуральных — н, химических — х) получают следующие ткани:
а) лен;
б) хлопок;
в) капрон,
г)   лавсан;
д) крепдешин;
е) вискоза;
ж) ацетат;
з)   шерсть.
 
 
Нити основы и утка
1. Вставьте пропущенные слова.
а)   Нить основы можно определить по следующим признакам:...
б)   При резком хлопке ткани получается звонкий звук, значит, это направление нити...
в)   Кромка направлена вдоль нитей...
г)    Ткань растягивается больше по направлению нитей...
д)   Нити... более тонкие и ровные.
е)   Нити... более толстые и пушистые.
ж)   Нити основы имеют следующие свойства:...
з)   Нити утка' имеют следующие свойства:...
и)   Направление нити основы в ткани без кромки определяется...
Лицевая и изнаночная стороны ткани
1. Вставьте пропущенные слова.
      а)Определять лицевую и изнаночную стороны ткани необходимо при...
      б)На лицевой стороне яркий и четкий рисунок имеет... ткань.
      в)Ткани... имеют на лицевой стороне ворс.
      г) У пестротканой ткани лицевую и изнаночную стороны можно определить...
     д) Лицевую сторону ткани с блестящей отделкой можно определить по...
2. Обозначьте соответствующей буквой признаки лицевой (л) и
изнаночной (и) сторон ткани:
 а)          технические узелки;
 б)          гладкая блестящая поверхность;
 в) четкий печатный рисунок;
 г) ворс на поверхности;
 д)          слабый печатный рисунок.
                      Свойства тканей
1. Вставьте пропущенные слова.
   а)Технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей необходимо учитывать при...
   б)Льняную ткань от хлопчатобумажной на ощупь можно отличить по таким признакам, как...
   в)Сминаемость льняных тканей.... чем хлопчатобумажных.
   г)Высокой прочностью обладают... ткани.
   д)По внешнему виду льняная ткань...
   е)На ощупь... ткань мягче, чем... ткань.
   ж)Теплозащитные свойства выше у... ткани, чему...
   з)... ткани имеют более высокую осыпаемость нитей, чем ... ткани.
   и)При стирке и влажно-тепловой обработке хлопчатобумажная
ткань дает...
   к) Уход за тканью включает в себя...
2. Изобразите графически символы правильного
ухода за изделиями из ткани:
а) чистка;
б) стирка ручная;
в) отбеливание;
г)   глажение.
                             РАБОТА НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
                             1-й уровень
                        Устройство швейной машины
1. Выберите из перечисленных детали ручного привода:
а) корпус;
б) рычаг;
в) катушечный стержень;
г)   рукав;
д) стопор;
е) платформа;
ж) маховое колесо;
з) гнездо;
и) рукоятка;
к) лапка;
л) игла;
    м) поводок;
н) большое и малое зубчатые колеса.
2. Вставьте пропущенные слова.
а) Сидеть за машиной надо ..... слегка наклонив корпус и голову...
б) Расстояние между работающим и машиной должно быть...
в) При работе на швейной машине сидеть надо на... поверхности стула.     
     Стул стоит ...
3. Выберите правильный ответ.
При подготовке машины к работе игла и нитепритягиватель должны находиться:
а) в верхнем положении;
б) в нижнем положении.
4. Укажите, в какой последовательности надо проводить операции при подготовке машины к работе:
а) подложить ткань под лапку;
б) проколоть ткань иглой;
в) привести машину в рабочее положение;
г)   заправить верхнюю нить;
д) заправить нижнюю нить;
е) опустить лапку.
5. Укажите последовательность заправки верхней нити:
а) компенсационная пружина;
б) нитенаправитель на фронтовой доске;
в) катушечный стержень;
г)   игла;
д) верхний нитенаправитель на рукаве;
е) рычаг нитепритягивателя;
ж) регулятор натяжения верхней нити;
з)   нитенаправитель на игловодителе.
6. Выберите правильный ответ.
При работе на швейной машине ткань продвигается: а) от работающего; б) на работающего.
7. Назовите деталь, которая прижимает ткань к игольной пластине:
а) игла;
б) игловодитель;
в) лапка;
г)   нитепритягиватель.
8. Найдите в перечислении детали шпульного
колпачка:
а) корпус;
б) фрикционный винт;
в) прорезь;
г)   прижимная пластина;
Д) рукав;
е) винт;
ж) защелка;
з)   игольная пластинка;
и) установочный палец.
9. Выберите правильный ответ:
Для заправки нижней нити необходимо пригото­вить детали:
а) ручной привод;
б) шпулька;
в) игла;
г)   шпульный колпачок;
д) моталка.
                                       Машинные швы
1. Укажите, какие машинные швы применяют при выпопнении указанных операций:
 
Машинные швы
Операции
а)      стачные
б)      вподгибку
в)      накладные
1)      для настрачивания карманов на основную деталь
2)      для соединения основных деталей
3)      для соединения мелких деталей между собой
4)      для обработки низа изделия
5)      для настрачивания тесьмы на основную деталь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Определите по заданным условным обозначе­ниям названия машинных швов:
Машинные швы
Условные обозначения
а) стачные
б) вподгибку
в) накладные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Машинные швы
Ответы
а)      краевой
б)      соединительный
1)      стачной вразутюжку
2)      шов вподгибку с открытым срезом
3)      шов вподгибку с закрытым срезом
4)      стачной взаутюжку
5)      накладной с открытым срезом
6)      накладной с закрытым срезом
 
3.Укажите, какие машинные швы относятся к соединительным и краевым:
4.Обозначьте цифрами соответствие названия шва его графическому изображению:
 
5. Выберите из перечисленных работ те, которые
Машинные швы
Графические изображения
1)обтачной
2)стачной
3)накладной
4)      вподгибку с закрытым срезом
5)вподгибку с открытым срезом
 
 
 
 
 
        
 
 
 
 
 
необходимы при выполнении стачного шва вразу­тюжку:
а) сложить 2 детали лицевыми сторонами, срезы уравнять;
б)   настрочить на расстоянии 0,1 см от среза;
в)   сметать на 1,5 см от среза;
г)   стачать детали на расстоянии 0,1 см от сметочных строчек к срезам;
д)   заутюжить шов;
е)   подогнуть срез детали и заметать;
 ж) удалить нитки сметочных швов;
з)      разутюжить припуски на шов;
и) застрочить срез и закрепить концы.
6. Из предложенных терминов выберите соответ­ствующие графическому изображению:
        Термин
Графические изображения шва
 
а) стачать
б) настрочить
в) застрочить
г)   обтачать
   д)   притачать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7. Расставьте цифры в соответствии с порядком выполнения стачного шва вразутюжку:
 
8. Обозначьте цифрами соответствие терминов содержанию машинных работ:
Термины
Машинные швы
1)стачивание
2)притачивание
3)обтачивание
4)настрачивание
5)застрачивание
а)соединение двух или нескольких равных по величине деталей
б)соединение двух или нескольких разных по величине деталей
в)соединение двух деталей, одна из которых наложена изнаночной стороной на лицевую сторону другой
г)       соединение двух деталей, после выворачивания которых шов располагается внутри по краю детали
д)закрепление машинной строчкой краев деталей
 
 
 
 
 
 
9. Обозначьте цифрами соответствие терминов содержанию ручных работ:
 
Термины
Ручные работы
1)      сметывание
2)      наметывание
3)      заметывание
4)      выметывание
5)      обметывание
а)подогнуть срез детали и закрепить сметочной строчкой на расстоянии 0,5 см от среза
б)соединить две или несколько деталей сметочной строчкой
в) соединить мелкую деталь, наложенную изнаночной стороной на лицевую большей детали сметочной строчкой
г) выправить края деталей и закрепить их сметочной строчкой
д) обработать срезы от осыпа­ния обметочной строчкой
 
 
                                 2-й уровень
                    Устройство швейной машины
1. Соотнесите название деталей ручного привода и их назначение:
 
Название детали
Назначение
1) стопор
2)поводок
3)большое зубчатое колесо
4)рукоятка
а) передает движение на малое зубчатое колесо
б) фиксирует приводной рычаг в гнезде
в) передает движение на маховое колесо
г) служит для удобства вра­щения приводного рычага
 
 
2. Соотнесите название деталей, участвующих при заправке верхней нити, и их назначение:
Название детали
Назначение
1)регулятор натяжения верхней нити .
2)нитенаправитель
3)рычаг подъема лапки
а)опускает и поднимает лапку
б)для натяжения верхней нити
в)      направляет нить
3. Соотнесите название деталей шпульного кол­пачка и их назначение:
 
Название детали
Назначение
1)прорезь
2)прижимная пластина
3)установочный палец
а)прижимает нитку к корпусу колпачка
б)входит в прорезь челночного устройства; чтобы шпульный колпачок не проворачивался
в)направляет нить
 
 
 
4.Дополните последовательность подготовки машины к работе:
а) привести машину в рабочее положение
б)__________
в) заправить нижнюю нить
г)___________
д)___________
е) опустить лапку
5.Дополните последовательность заправки верхней нити:
а) катушечный стержень
б)________________
в) регулятор натяжения верхней нити
г)________________
д)________________
е) нитенаправитель на фронтовой доске
ж)_________________
з)________________
6. Дополните названия деталей шпульного колпочка:
а) корпус
б)_______________
в) винт
г)_______________
д_______________
е)________________
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1 уровень Конструирование
1. Укажите, как записывают мерки длины:
а) полностью; б) в половинном размере.
2. Укажите, какие из перечисленных мерок записывают:
а)полностью;                                     1) Ст;
б)в половинном размере;                  2) Дн;
                               3) Сб;
                               4)Дн.ч.
3. Укажите название мерок для данных обозначений:
 
          1)Дн;                         а) полуобхват бедер;
          2)Дн.ч;                      б) длина нагрудника;
          3) Дет;                      в) длина спины до талии;
              4) Сб;                        г) длина нижней части.
4. Определите назначение следующих мерок:
                   1)

 

 
5. Укажите из перечисленных названий линий чертежа фартука соответствующие отрезки:
Ст;                                         а) для расчета длины нижней части фартука;

 

           2)Дн;                                       б) для расчета длины нагрудника;
           3)Дн.ч;                  в) для расчета ширины нижнейчасти фартука;
          4) Сб;                                       г) для расчета длины пояса.
 
 
 
5. Укажите из перечисленных названий линий чертежа фартука соответствующие отрезки:
 
1) линия верха;                        а)НН1;
2)линия низа;                          б)ТТ1;
3)линия середины;                           b1Н1,;
4)линия бока;                          г)КК1;
5)линия талии;                        д)ВВ2;
6)линия кармана;                    е) ВН.
 
6. Выберите из перечисленных операций необ­ходимые для подготовки выкройки к раскрою:
а) указать название деталей;
б) написать фасонные линии;
в) указать количество деталей;
г)   указать дефекты;
д) указать долевую нить;
е) указать припуски на швы;
   ж)   указать название линий.
7. Укажите цифрами последовательность раскроя изделия:
а) обвести выкройку с учетом припусков нашвы;
б) выполнить экономную раскладку;
в) обвести выкройку по контуру;
г)   приколоть портновскими булавками;
д) отложить припуски на швы.
8. Укажите из перечисленных правила, необходимые при выполнении раскладки выкройки на ткани:
а) определение долевой нити;
б) учет долевой нити;
в) декатирование ткани;
г)   совпадение линии середины детали со сгибом на ткани;
д) учет направления рисунка;
е) определение лицевой стороны ткани;
ж) экономная раскладка;
з)   учет припусков на швы.
9. Выберите правильный ответ.
В целях переноса контурных линий на деталях кроя прокладывают:
а) сметочные стежки;
б) обметочные стежки;
в) копировальные стежки.
                                            Моделирование
1. Подберите для изделия соответствующую ткань:
1)рабочий фартук;                    а) яркая с печатным рисунком;
2)повседневный фартук;         б) темная, однотонная ткань;'
3)праздничный фартук.            в) светлая однотонная ткань;
                        г) темная с рисун­ком.
 
2.Найдите соответствие эскиза и формы кармана:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Определите, какому эскизу соответствует вы­полненное техническое моделирование:
                               2-й уровень
                Конструирование
1. Запишите мерки, необходимые для построения чертежа фартука:
1)______
2)______
3)______
4)______
2. Запишите названия мерок согласно обозначениям:
а)_______ Дн       
б)________ Дн.ч   
в)_______ Ст         
г)________ Сб        
3. Укажите, какие мерки необходимо снять для расчета:
а) длины нижней части;
б) длины нагрудника;
в) длины пояса;
г)   ширины нижней части фартука.
4. Запишите назначение следующих мерок для построения чертежа фартука:
а)_____ Ст   
б)______ Сб 
в)_____ Дн  
г)______ Дн.ч         
5. Назовите   линии  чертежа фартука:
а) ВВ1_____  
б) ВН______
в) НН1.____   
г)ТТ1_______
д) КК1_____
е)Т1Н1______
    6.Укажите отрезки, соответ­ствующие перечисленным назва­ниям линий чертежа фартука:
а) линия верха           ______________  
б) линия низа ________________                  
в) линия середины          ___________ 
г) линия бока     _______________         
д) линия талии _______________                  
е) линия кармана _____________       
7. Допишите последовательность подготовки выкройки к раскрою:
а)______
б)______
в) указать долевую нить
г)______
д)______
 
8.Допишите последовательность подготовки ткани к раскрою:
а) декатирование ткани
     б)________________
     в)________________
     г)определение долевой нити
     д)________________        
е)________________
 
9.    Допишите последовательность выполнения раскроя:
а)___
6)___
в)___
г)___
    д)вырезать.
10. Допишите правила выполнения раскладки деталей выкройки на ткани:
а) учет долевой нити
б)___
в)___
     г)___
д) экономная раскладка.
11. Вставьте пропущенные слова.
       а)Детали кроя — это...
          б)В целях переноса контурных линий на деталях кроя     
           прокладываются... стежки.
 
                                             Моделирование
1.Перечислите виды отделок фартука:
а)___
6) тесьма
в)___
     г)___
     д)___
2.Закончите предложение. Моделирование — это процесс...
3.Допишите варианты ответов.
При моделировании фартука можно изменить детали:
а)___
б) карман
в)___
     г)___
4.Определите ткань, соответствующую данным изделиям:
1)рабочий фартук______________________
2)повседневный фартук         ________________
3)праздничный фартук_________________
 
 
5.Для эскизов фартуков дорисуйте форму на­грудника и карманов:
        
 
 
                  
 
                       ОТВЕТЫ  МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
                1-й уровень
            Структура ткани
1.б; 2. в. 3. б. 4. а, б, в.
                Нити основы и утка
1.   а. 2. а. 3. а, в. 4. б. 5. а, в. г.
            Лицевая и изнаночная стороны ткани
1.б; 2. б.
                                  Свойства ткани
1. а. 2. а. 3. б. 4. а. 5. а-х; б-л; в-х. 6. а-х; б-л; в-х; г-л; д-х; е-л. 7. а. 8. а.
 9. а. б, в, д. 10. а-5; б-З; в-2; г-1;д-4.
               2-й уровень
            Структура ткани
1. а) нитей, переплетенных между собой; б) мно­жество тонких волокон; в) ткачи; г) переплетение ни­тей через одну; д) волокна льна и хлопка, шерсти и шелка; е) волокна льна и хлопка; ж) пряжи; з) пряде­ние; и) получения пряжи из волокон; к) получение ткани из пряжи; л) натуральные.
2.1- мочка; 2 - сушка и мятьё; 3 - трепание; 4 -получение льняного волокна.
3. 1 - хлопок-сырец; 2 - предварительная очи­стка; 3 - отделение волокон от семян; 4 - прессова­ние в кипы.
4.1-е: 2-б; 3-г; 4-д; 5-а. 5.1-б; 2-в; 3-а; 4-г. 6. а - с; б - п; в - с; г -с; д - с.
 7. а-н; б-н; в-х; г-х; д-н; е-х; ж-х; з-н.
                            Нити основы и утка
1. а) звуку, растяжимости, прочности, кромке, внешнему виду; б) основы; в) основы; г) утка; д) ос­новы; е) утка; ж) тонкие, ровные, прочные, гладкие, жесткие; з) толстые, неравномерные, непрочные, рыхлые, мягкие; и) по звуку, растяжимости, по виду нити.
               Лицевая и изнаночная стороны ткани
1.а) раскрое и изготовлении изделия; б) печат­ная; в) вельвет, бархат, велюр; г) по техническим узелкам; д) кромке.
2.и-а, д; л-б, в, г.
 
 
                                      Свойства тканей
1. а) технологии изготовления изделия; б) глад­кость, жесткость; в) выше;
 г) льняные; д) блестит; е) хлопчатобумажная, льняная; ж) хлопчатобумажной, льняной; з) льняные, хлопчатобумажные; и) усадку; к) стирку, чистку, отбеливание, влажно-тепловую обра­ботку.
 а)
 
 
 
 
                             РАБОТА НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
                      1-й уровень
                      Устройство швейной машины
1. а, б, д, з, и, м, н. 2. а- прямо, вперед; б -15-20 см; в — всей, напротив иглы. 3. а. 4.1 - в; 2-г: 3 - д; 4-а; 5-б; 6-е. 5.1-е; 2-д; 3-ж; 4-а; 5-е; 6-б; 7-з; 8-г.
6. а. 7. в. 8. а, в, г, е, ж, и. 9. б, г.
                     Машинные швы
1.   а-2,3; б-4; в-1,5; 2. а-4,6; б-1,2; в-3,5. 3. а -2, 3; б - 1,4,5,6 4.1-б; 2-д; 3-а;
4-г; 5-в. 5. а, в, г, ж, з. 6. а-1, в-2. 7. 1-б; 2-д; 3-г; 4-в; 5-а. 8. 1-а; 2-б; 3-г;
4-в; 5-д. 9.1-б; 2-в; 3-а; 4-г; 5-д.
                   2-й уровень
            Устройство швейной машины
1. 2-в; 3-а; 1-б; 4-г. 2.1-б; 2-в; 3-а. 3. 1-в; 2-а;3-б.
4. б — заправить верхнюю нить; г— подложить ткань под лапку; д — опустить иглу. 5. б — верхний нитенаправитель; г — компенсационная пружина;
 д — рычаг нитепритягивателя; ж — нитенаправитель на игловодителе; з — игла. 6. б — прижимная плас­тина; г — прорезь; д — защелка;
 е — установочный палец.
          ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
                           1-й уровень
                  Конструирование
1.   а. 2. а-2, 4; б-1.3. 3.1-б; 2-г; 3-в; 4-а. 4.1-г; 2-б; 3-а; 4-в. 5.1-д; 2-а; 3-е; 4-в;
5-б; 6-г. 6. а; в; д; е; ж. 7.1-б; 2-г; 3-в; 4-д; 5-а. 8. б; г; д; ж; з. 9. в.
                              Моделирование
1.1-б, г; 2-а, б, г; 3-в. 2.1- в; 2-а; З-б. 3.1-в; 2-а; 3-г.
         
 
 
          2-й уровень
         Конструирование
1.Дн — длина нагрудника; Днч — длина ниж­ней части; Сб — полуобхват бедер; Ст — полуоб­хват талии.
2.а — длина нагрудника; б — длина нижней ча­сти; в — полуобхват талии;
г — полуобхват бедер. 3. а -Днч; б -Дн; в-Ст; г- Сб. 4. а — для расчета дли­ны пояса; б — для расчета ширины фартука; в — для расчета длины нагрудника; г — для расчета дли­ны нижней части фартука. 5. а — линия верха; б — линия середины переда; в — линия низа; г — линия талии;
д — линия кармана; е — линия бока. 6. а — ВВ1; б — НН1; в — ВН; г — Т1Н1 д — ТТ1; е — КК1 7. а — название детали; б — количество деталей; г — величина припусков на швы; д — контрольные линии. 8.б — проверка качества ткани; в — опреде­ление лицевой стороны; д — выравнивание ткани под прямым углом к ДН; е — определение направ­ления рисунка.
 9. а — экономно разложить детали выкройки; б — приколоть детали портновскими бу­лавками; в — обвести выкройку по контуру; г — об­вести выкройку с учетом припусков на швы. 10. б — учет направления рисунка; в — учет совпадения ли­нии середины детали со сгибом на ткани; г — учет припусков на швы. 11. Детали из ткани, вырезанные по выкройке.
12. Копировальные.
                           Моделирование
1.а — вышивка; в — воланы; г — кружево; д — аппликация. 2. создание новых моделей. 3. а — на­грудник; в — нижняя часть; г — бретель. 4. 1 — ткань темных тонов; 2 — ткань яркой расцветки с пе­чатным рисунком; 3 — светлая однотонная ткань. 5


[1] Программа разработана в соответствии сЗаконом РФ « Об образовании»№1756-р от 29 декабря 2001г.

Поиск

Loading

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно