Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Педагогическая техника и мастерство

Антонина Александровна Петрова
Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 days 10 hours назад.
На: Педагогическая техника и мастерство

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ


      Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое
общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
      В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия
общение выполняют три функции.
     1) “открытие” ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать
        ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
     2) “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в
        результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
     3) “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не завышенная
        оценка, а как стимулятор.
          Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого
качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит “установить
степень, уровень, качество чего-нибудь”. Учитывая такой подход к
педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог
формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой
отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем
беседы или урок.
      Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне
ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по
освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс
самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость
личности каждого ребенка, необходимо  тактично и бережно относиться к нему
и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.


|ФОРМЫ                                                           |
|Поощрения                     |Наказания                       |
|Одобрение                     |Неодобрение                     |
|Похвала                       |Замечание                       |
|Аргументированное поощрение   |Аргументированное неодобрение   |
|Материальная форма            |Лишение удовольствия (кроме     |
|                              |естественных потребностей)      |
|При высоком уровне самосознания                                 |
|Благодарность                 |Выговор                         |
|Присвоение звания             |Исключение из коллектива        |

    Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе
   воспитания  социально-культурной нормы отношения и поведения . Отношения
человека  имеют  субъективно   свободную   природу   и   вырабатываются   им
самостоятельно в  процессе  накопления  жизненного  опыта.  Задача  педагога
заключается в том, чтобы  повлиять  на  формирование  ценностных   отношений
позиций ребенка. Для этого необходимо представлять  себе  соотношение  между
безусловными нормами и правилами.
   Реализация требования, доступного  в  данный  момент  развития  ребенка,
предусматривает и учет его психического состояния. Психика  школьника  очень
подвижна:  настроение  у  детей  может  меняться  очень  часто.  Эффектность
педагогического требования возрастает, если учитель  постоянно  подчеркивает
свое уважение к детям, а для этого формы его обращения  и  поведения  должны
соответствовать этическим нормам,  позволяющим  педагогу  в  любой  ситуации
оставаться на высоком уровне культуры. Не следует  пренебрегать  обращениями
к   учащимся   “Вы”,   “Пожалуйста”   и   т.д.   Информативное   речевое   и
демонстрационное  воздействие  имеет  свои  закономерности,   учет   которых
обеспечивает педагогу возможность более тонкого  прикосновения  в  работе  с
детьми.
   Рассматривая этот вопрос, в первую  очередь  необходимо  определиться  в
двух понятиях – “наглядный” и “демонстрационный” материал.  Демонстрационным
материалом может являться  все,  что  чувственно  воспринимается  человеком.
Наглядный   материал   должен   обладать   такими   характеристиками,    как
доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности,  как  основной
принцип дидактики  ввел  Я.  Коменский,  большую  роль  в  учебном  процессе
отводил К.Д. Ушинский.  Таким  образом,  выявленные  закономерности  в  этой
области,   дают   совокупность   технологических   правил     информативного
демонстрационного воздействия.
   1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен,  прост  и
      понятен.
   2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или
      демонстрационный)  оказывал  воздействие,  на  максимально  возможное
      количество органов чувств.
   3) Обязательное подкрепление демонстрации  речью.  Речевое  пояснение  в
      сочетании с наглядностью углубляет постижение и  осмысление  предмета
      объяснения
   4) Доска, таблица, экран  должны  иметь  горизонтальное  расположение  с
      соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость.
      Наиболее  значимую  информацию  рекомендуется  располагать  в  правой
      верхней половине формы.
   5)  Педагогу,  производя  записи  на  доске  следует   выделять   выводы
      прямоугольником, овалом.
   6)  Размеры  букв  на  доске  должны  быть  не  менее  1/3  лица,  чтобы
      производимая запись легко прочитывалась  с  любой  парты.  Увеличение
      букв повышает убедительность.
   7) Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает
      восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее.
 

С уважением, Антонина Александровна