Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Конкурс 2013. Размещайте работы только в комментариях.

svetastarova
На: Конкурс 2013. Размещайте работы только в комментариях.

Старова С.А. Конкурс экскурсоводов

"Аллея славы в Нижегородском Кремле"

В гигантской кузнице вооружения, какой был Советский Союз во время Великой Отечественной войны, городу Горькому и области принадлежала особая роль. Горьковская область стала подлинным арсеналом страны. Отсюда, с берегов Волги и Оки, непрерывным потоком шли на фронт знаменитые "катюши", танки, самоходки; отправлялись самолеты, орудия и минометы; вывозились боеприпасы, обмундирование и продовольствие.
     Мемориал «Город Горький — фронту» посвящён памяти трудовых подвигов горьковчан в годы Великой Отечественной войны. На пьедесталах, установленных вдоль Кремлёвской стены, демонстрируется оружие, выпускавшееся в городе Горьком  в годы войны. В составе экспозиции танк Т-34, броневики, пушки, миномёт, самоходная установка, БМ-13 «Катюша», истребитель Ла-5, рубка подводной лодки «С-13». Авторы проекта — архитекторы С. А. Тимофеев, Б. С. Нелюбин, В. Я. Ковалёв.                           

   «Из поколения в поколение будет передаваться слава, как о тех, кто в годину грозных испытаний защищал Советскую Родину с орудием в руках, так и о тех, кто ковал это оружие, строил танки, и самолеты, кто варил сталь для снарядов, кто своими трудовыми подвигами был достоин воинской доблести бойцов».
   С первых дней войны все промышленные предприятия Горьковской области начали перестраивать производство на выпуск вооружения и боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. Быстрейший выпуск оборонной продукции мог быть налажен только при условии кооперирования заводов.
    Постановлением № 1 от 1 июля 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) обязал судоремонтный завод "Красное Сормово" полностью перейти на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии (с программой выпуска в 1941 года – 700-750, а в 1942 году – 3000 танков). Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т-34 уже в октябре 1941 года был отправлен сормовичами для обороны Москвы. Всего за годы войны завод "Красное Сормово" поставил фронту 10 159 танков.  Танк Т-34 был признан специалистами лучшим танком второй мировой войны. Знаток военной техники немецкий, генерал Эрих Шнейдер писал: "Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76.2 мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1.5 – 2 тысяч метров, тогда как немецкие … не более 500 метров и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую часть танка Т-34".

  Другим предприятием, которое много дало стране в годы Великой Отечественной войн, был Горьковский Автомобильный завод.  Предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск джипов ГАЗ-64 и лёгких танков Т-60. Весной 1942 года на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе джипа ГАЗ-64. В 1943 году были освоен модернизированный (с уширенной колеёй) бронеавтомобиль БА-64Б, а также лёгкий танк Т-80. БА-64 и БА-64Б были первыми серийным отечественными бронеавтомобилями со всеми ведущими колесами. Они уверенно преодолевали бездорожье. Первые из серийных БА-64 вступили в бой на Брянском и Воронежском фронтах летом 42-го. Был освоен модернизированный джип ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения.

    Задание на разработку новой мощной противотанковой пушки конструкторское бюро под руководством Грабина получило в 1940 году. Задача была сформулирована так: «Новое противотанковое орудие должно быть сильнее наших же танков».  В начале 1941 г. такая модель была создана под заводским обозначением ЗИС-2. На расстоянии 500 м снаряд этого орудия пробивал броню толщиной 100 мм. В мае 1941 г. была завершена разработка технологии его изготовления, а принятое на вооружение Красной Армии орудие было поставлено на валовое производство одновременно на трех артиллерийских заводах. До конца 1941 г. была выпущена 371 пушка ЗИС-2, а затем их производство было прекращено «из-за избытка мощности при отсутствии соответствующих целей» — слабобронированные немецкие танки прошивались снарядами ЗИС-2 насквозь, что не причиняло подчас вреда экипажу. В 1943 г. в связи с появлением на фронте немецких танков «Тигр» и «Пантера» с мощным противоснарядным бронированием производство 57-мм пушек было возобновлено, и они во все возрастающем количестве начали поступать на вооружение противотанковых артиллерийских взводов стрелковых батальонов и в отдельные истребительно-противотанковые части РГК. Всего в 1943–45 гг. было изготовлено 9645 57-мм противотанковых пушек. Впервые в большом количестве 57-мм пушки ЗИС-2 были использованы летом 1943 г. в боях на Курской дуге. Пушка использовалась до конца второй мировой войны и по праву считалась одним из лучших противотанковых орудий  

  76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3, Индекс ГАУ — 52-П-354У) — 76,2-мм советская дивизионная и противотанковая пушка. Главный конструктор — В. Г. Грабин, головное предприятие по производству — артиллерийский завод № 92 в городе Горьком. ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Благодаря своим выдающимся боевым, эксплуатационным и технологическим качествам это орудие признается специалистами как одно из лучших орудий Второй мировой войны. В послевоенное время ЗИС-3 долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находятся на вооружении и в настоящее время.

    6 мая на Аллее Славы в Нижегородском кремле торжественно открыли памятник грузовику ГАЗ-АА. Он занял место в ряду макетов боевой техники, выпускавшейся в годы Великой Отечественной войны промышленностью Горьковской области для действующей армии. На ГАЗе его отреставрировали так, что выглядел грузовик, словно новенький, только что сошедший со сборочного конвейера. За основу макета была взята «полуторка» «на ходу» выпуска 1941 года, найденная в Красноярском крае. Ее полностью разобрали, после чего каждая деталь была тщательно отреставрирована. В итоге специалистам завода удалось полностью восстановить машину из оригинальных деталей, за исключением кузова и каркаса.

    Неприхотливые и выносливые «полуторки» «вывезли» на себе всю Великую Отечественную. Исключительно важную роль ГАЗ-АА сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая связь осажденного города с внешним миром. Только в 1941 году газовские «полуторки» наездили по знаменитой «Дороге жизни» более 40 млн км.

   На митинг по случаю прославления легендарной «полуторки» пришли ветераны войны и труда, представители ветеранских и молодежных организаций, труженики Горьковского автомобильного завода, сотрудники администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода и правительства области. О великой труженице фронтовых дорог было сказано много добрых и даже восторженных слов. Своими воспоминаниями с собравшимися поделилась фронтовичка Ирина Сапегина. В войну она была шофером «полуторки» и проехала на ней от Днепропетровская, где в ноябре 1943 года получила водительские права, до Крыма.

 - Это была замечательная машина, - сказала Ирина Акимовна. - Нам было по восемнадцать лет, но мы легко ею управляли, а заводили с полуоборота и рукояткой, и от аккумуляторов.

   Перед ГАЗом имени Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки освоить выпуск легких танков Т-60, далее вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллиметровой пушкой (танк Т-60 имел 20-миллиметровую). Во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 году их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76 и СУ-76м. За годы войны было выпущено 9000 самоходок (39% общесоюзного производства).СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки легких и плавающих танков. В качестве основного вооружения СУ-76 имела исключительно надежную и очень популярную в частях 76.2-мм дивизионную пушку ЗиС-3 конструкции В. Г. Грабина. Самоходка была построена на удлиненной базе легкого танка Т-70 (для более рационального размещения орудия пришлось удлинить корпус базовой машины и добавить один опорный каток на борт).

   Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 г., причем они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202. Изначально вся самоходка была покрыта броней, что приводило к неудобству работы расчета в боевом отделении. Поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Из-за этой паузы в производство была запущена САУ, носящая сходное имя СУ-76И, но использующая базу трофейного танка Pz Kpfw III. Н. А. Астров и главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт быстро устранили недостатки. Также машину снабдили более широкими гусеницами и убрали крышу с боевого отделения для большего удобства работы расчета. Этот вариант получил название СУ-76М и был запущен в серийное производство на трех заводах в Горьком (ГАЗ), Кирове и Мытищах после снятия с производства легких танков типов Т-60 и Т-70, а также САУ СУ-76И. В результате СУ-76М стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 СУ-76М, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии. Так как доля СУ-76 в исходном варианте ничтожна по сравнению с количеством выпущенных СУ-76М, то часто индекс "М" опускают, подразумевая под названием СУ-76.

  Среди военных машин особое место занимал разведовательно-командирский автомобиль ГАЗ-64, после модернизации – ГАЗ-67Б, с мощным двигателем и высокой проходимостью по разбитым фронтовым дорогам.

    Минометы зарекомендовали себя чрезвычайно эффективным и мобильным оружием. Если в начале войны минометы рассматривались как средство непосредственной поддержки пехоты, то к концу ее они превратились в один из основных видов артиллерии. Кто был на фронте, тот хорошо знает, какой любовью пользовался у воинов миномет. Пехота в нем, как говорится, души не чаяла, а артиллеристы уважали его как оружие, способное выполнять задачи, недоступные для настильной пушечной и даже навесной гаубичной (мортирной) стрельбы. Дело в том, что для миномета не существует "мертвого" пространства, мины могут поражать цель всюду: за холмом, за зданием или высокой стеной, в овраге и в глубоком окопе. Это умело использовали наши минометчики уже в первые месяцы боев, когда под неистовым натиском превосходящих сил немецко-фашистских захватчиков Красная Армия была вынуждена с тяжелыми боями отходить на Восток.

   21 июня 1941 года, за день до вторжения фашистов на территорию СССР, правительство приняло постановление о серийном производстве систем реактивной артиллерии. "Катюша", грозная машина с ласковым именем, наводила ужас на врагов. Оставшиеся в живых после ее обстрела фашисты воевать уже не могли. Среди грозных экспонатов выставки военной техники «Горьковчане — фронту», что расположилась у стен Нижегородского кремля, эта мирная с виду машина всегда привлекает особое внимание. Каждый желает сфотографироваться рядом с легендарной «Катюшей», самым страшным оружием Второй мировой войны, загадку которого так и не смогли разгадать немецкие инженеры! А тем временем экскурсовод расскажет вам о том, что сотни таких машин сошли с конвейера Автозавода в годы войны. Но мало кто знает, что есть еще одна «ниточка», связывающая «Катюшу» с Нижегородским краем: одним из основных создателей этого чудо-оружия был наш земляк, выксунец Василий Николаевич Лужин.ГАЗ выпустил 1165 "катюш", 30000 снарядов для БМ -13.

   В 2006 году на территории Кремля установлен памятник морякам-подводникам – рубка легендарной подводной лодки С-13.  Копия рубки подводной лодки в натуральную величину выполнена по чертежам КБ «Лазурит» и смонтирована на заводе «Красное Сормово». В середине века «Красное Сормово» для защиты Отечества выпускало подобные подводные лодки серийно. На С-13 в Великую Отечественную войну Маринеску было торпедировано 5 вражеских объектов: красная звезда с цифрой пять в центре и помещена на носу судна.

    С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод имени Орджоникидзе (№ 21). В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ-3. В 1941 году завод № 21 изготовил 1994 истребителя. В 1942 году завод освоил выпуск истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 году - параллельно начал выпуск модели ЛА-7. Каждый 3-й отечественный истребитель в годы Великой Отечественной войны был произведен на конвейере Горьковского авиационного завода. Всего завод поставил фронту более 19 000 самолетов. В 1943 году выпуск самолетов увеличился более чем в четыре раза. Рост производства истребителей имел определяющее значение для удержания стратегического господства советской авиации в воздухе. По воспоминаниям заместителя наркома авиапромышленности А.С. Яковлева, "наши истребители по скорости не уступали "мессершмиттам" и вооружены были примерно одинаково, но маневренность у наших была лучше". В шесть часов утра 26 апреля 2005 года самолет «Ла-7» вернулся на свое законное место на аллеи Славы нижегородского Кремля. За месяц реставрационных работ на нижегородском Авиастроительном заводе «Сокол» «Лавочкину» поставили новые крылья, заменили детали конструкции и покрасили корпус специальной эмалью. Чтобы провезти самолет по улицам города, пришлось снять крылья и верхнюю лопасть винта. При установке самолета возникла проблема: тяжелые краны не смогли установить самолет с дороги, поэтому пришлось заезжать на брусчатку, которая, несмотря на опасения, выдержала вес техники. Работы проводились  нижегородским авиационным заводом «Сокол», где и был когда-то построен истребитель. Самолет, установленный в кремле к 30-летию Победы
Рядом расположена колонна, увенчанная статуей Георгия Победоносца. Это тоже часть ансамбля - она была установлена к 50-летию Победы.

   Посетив Аллею славы, нельзя не пройти к Вечному огню и мемориалу, посвященному горьковчанам, погибшим в годы войны. Вечная им память.

 

Использованные источники:

•     Время. Н. Региональное информагентство Правительства Нижегородской области.

•     НИА. «Нижний Новгород»

•     Википедия

•     http: // www. avto. ru /news/

•     http:// otvaga 2004. narod. ru

•     С. Смирнов. Легендарной полуторке. // Нижегородская правда.   № 48 от07.05.2009