Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Татьяна Владимировна Воронина
На сайте с: 03/10/2014
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 42 weeks 1 день назад.
На: Учебная ситуация: нарушения слуха

Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха могут характеризоваться непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации. У детей с нарушением слуха, может наблюдаться обеднённость эмоциональных проявлений, связанная с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя, педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком - «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия. У части глухих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых. Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников. Глухие и слабослышащие дети бывают менее социально зрелыми (адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными. Для слабослышащего ученика построить межличностные отношения особенно важно с педагогом, который является ведущим в формировании оценки одноклассников и самооценки на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов. Приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками может привести к нарушению социальной коммуникации, повышенной раздражительности, невротическим реакциям. Слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое. При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Если мы рассмотрим нашу ситуацию, то Кристина поступает в 1 класс. Образовательный процесс в массовой школе основан на взаимодействии учителя и ученика, а также ученика и других учеников. Это взаимодействие базируется на речевом общении участников образовательного процесса. С самых первых дней школьного обучения ребенок с нарушенным слухом может испытывать специфические трудности в установлении и поддержании такого взаимодействия. В основе возможных трудностей лежит то, что ребенок не может в новых условиях учебной коммуникации реализовать раннее усвоенные способы речевого общения. Для того чтобы помочь ребенку полноценно включиться в сложную образовательную среду массовой школы, необходимо развивать у него следующие способности:  воспринимать речь в разных акустических условиях;  понимать обращенную речь и верно оценивать действия собеседника;  образовывать продуктивные речевые высказывания, отвечающие общей теме и ситуации общения;  устанавливать товарищеские и дружеские отношения со слышащими сверстниками;  накапливать собственный жизненный опыт и активно использовать его в процессе общения и обучения. Для активизации речевой и познавательной активности слабослышащего ребенка необходимо использовать не только различные ежедневные ситуации, но и собственные ресурсы, формировать умение находить самостоятельный выход из проблемы (задавать вопросы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, уточнять сказанное). Постоянное облегчение условий коммуникации и своеобразная гиперопека со стороны учителя мешает развитию у слабослышащего ребенка способности к успешному речевому общению в разных коммуникативных ситуациях. Образовательная интеграция ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях. В связи с этим сложно предусмотреть все варианты и ситуации взаимодействия между детьми, а также их результат. Чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение слабослышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками. Интерес нормально развивающихся школьников к однокласснику с нарушением слуха естественен. У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира слабослышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. Неправильное произношение слова ребенком с нарушенным слухом может вызвать бурную эмоциональную реакцию, при этом аналогичная ошибка у слышащего ученика остается незамеченной, поскольку она не связана с дефектом, глухотой. В этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека (педагога, родителей), так как представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых. Если учитель испытывает страх за здоровье слабослышащего учащегося, пытается оградить его от возможных травм, держит во время перемены за руку, в то время, когда все остальные дети играют, то и другие школьники будут поддерживать постоянную дистанцию в отношениях с ребенком, не включая его в свои игры. Для того чтобы позволить ребенку с нарушениями слуха быть успешным в среде слышащих сверстников и помочь преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности, его необходимо активно включать в коллективные формы игровой и предметной деятельности, во внеурочные мероприятия. На уроках и занятиях необходимо активизировать речевое общение детей за счет диалога, учить слушать речь разных людей с разной манерой и тембром голоса (учитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, одноклассники), что позволяет формировать навыки восприятия речи и готовит детей к общению с широким кругом людей, что важно для адаптации в обществе. Эффективным приемом коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с нарушениями слуха является организация взаимопомощи слышащих слабослышащим детям, поощрение даже за малейшие успехи в учебе и положительные поступки, которое способствует развитию в них веры в собственные силы и возможности. Учитель должен соблюдать профессиональную этику, не использовать замечания в некорректной форме, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку. Для успешного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо соблюдение следующих условий: - предварительная подготовка всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя); - своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания; - создание оптимальных условий для выявления и реализации особых образовательных потребностей детей; - повышение статуса слабослышащего ученика в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности. Достаточно высокий результат при этом достигается только в совместной целенаправленной работе всех, кто причастен к процессу обучения и социализации ребенка. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей, выявляет особенности интеллектуального развития, личностные и поведенческие реакции, оказывает помощь в создании психологически комфортной среды; предупреждает проявления дезадаптации детей; разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей; проводит развивающие занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения. Большое внимание психолог должен обращать на формирование межличностных отношений между ребятами с нарушениями слуха и их сверстниками. Для этого на занятиях педагог-психолог должен использовать игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кисти рук.

Воронина Татьяна.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн