Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: В помощь начинающему педагогу

M. Skulenkova
Фото пользователя M. Skulenkova
На сайте с: 30/01/2009
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 9 недель назад.
На: В помощь начинающему педагогу

Эра вхождения в педагогическую профессию: проблемы адаптации молодого педагога в образовательном учреждении.

 

 В современном обществе все более значимыми становятся социальные процессы и явления. Нестабильность, порой непредсказуемость социальных процессов,  предъявляет повышенные требования к личности, которой  с одной стороны приходится соответствовать внешне обусловленным, часто меняющимся (динамичным) социальным требованиям, с другой сохранять основополагающие собственные установки и убеждения, т.е. целостность и свое неповторимое своеобразие, оставаясь в относительно устойчивом равновесии. Особую актуальность проблема социальной адаптации приобретает  сегодня, когда идет ускорение процесса развития личности, бесконечная спешка превращается в привычный ритм жизни. Современный человек переживает слишком много резких перемен в чрезвычайно короткий срок. Он вынужден выступать то в одной роли, то в другой, что часто сопровождается «психологическим недомоганием». Мы обновляем наше видение мира, наши взгляды, представления о действительности через все более короткие интервалы. Интенсификация перемен и увеличивающаяся сложность социальной среды выдвигают на первый план способность человека к адаптации. Особенно остро эта проблема обостряется при смене социальной ситуации развития человека. Поэтому все значимей становится проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, общения и познания. Г.Селье, автор психофизиологической концепции стресса, писал о том, что человек должен непременно израсходовать на протяжении  жизни свой запас адаптационной энергии (наследственно определенный ограниченный запас жизнеспособности), чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден.

 

Проблема профессионального становления личности - одна из центральных в современной психологии. Этот процесс охватывает значительную часть онтогенеза человека – период с начала формирования профессиональных намерений на этапе школьного обучения до завершения профессиональной жизни. Э.Ф.Зеер определяет профессиональное становление как «формообразование» личности, адекватной деятельности. В ходе профессионального становления личность постепенно формирует свой профессиональный образ, адекватный содержанию и условиям профессионального труда. Характеристики этого процесса детерминируются широким спектром факторов, среди которых традиционно выделяются биологические и социальные, собственная активность личности. Под влиянием этих факторов происходит интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств в сложные структурные констелляции, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. В этом контексте важное значение имеет проблема адаптации человека на этапе вхождения в новую профессиональную деятельность. Этот период называется стадия профессиональной адаптации, приспособления личности к социально-производственным условиям труда.  Он знаменуется завершением длительного периода подготовки к трудовой деятельности и началом этапа самостоятельной профессиональной деятельности. При этом кардинально изменяется вся совокупность факторов, формирующих ситуацию развития, это:

 

·                   новый разновозрастный коллектив,

 

·                   другая иерархическая система производственных отношений,

 

·                    новые социально-профессиональные ценности,

 

·                    иная социальная роль,

 

·                    принципиально новый вид ведущей деятельности – деятельность трудовая.

 

В данную ситуацию включается не только личность сама по себе, но и все ее ближайшее социальное окружение, а также профессиональная среда, в которую она интегрируется. Успешность прохождения этого переходного периода определяет стабильность и благополучность жизненного пути человека в дальнейшем, успешность его социализации в обществе.

 

В чем же сущность процесса адаптации?

 

Адаптация (от лат. Adaptatio - приспособление) – совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза). Выделяют физиологическую и социально-психологическую адаптацию. Физиологическая адаптация понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в  основе приспособления организма к изменению окружающих условий. Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление к социальной среде.

 

Адаптация физиологическая – процесс приспособления организма индивида к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности (трудовой деятельности), новым нагрузкам, связанным с выполнением этой деятельности. Адаптация к нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни и труда, организация режима дня, питания и рабочих заданий и т.д.).

 

Еще П.Медавар в 1951 г. говорил о том, что адаптация есть нечто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя и обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. В процессе адаптации устанавливаются не только пассивно-приспособительные, но и активно-преобразующие связи личности с окружающей средой. Эти связи представляют неразрывное единство. Другими словами адаптация выступает как основа для формирования и проявления некоторых новых качеств. «Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования». А.А.Реан подчеркивает, что полноценная адаптация всегда включает в себя целый спектр самоизменений и выработку новых личностных качеств, т.к. это процесс активного приспособления личности, активного самоизменения, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. «Просто пассивного принятия ценностных ориентаций среды без активного самоизменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации».

Адаптационный синдром имеет стадиальный характер. Он выделяет стадию тревоги, характеризующуюся мобилизацией защитных сил; стадию сопротивляемости, или стабилизации, - повышенной устойчивости организма к воздействию неблагоприятных воздействий и стадию истощения. В дальнейшем данный синдром имеет ритмическое повторение. Экспериментально выделены разные варианты индивидуального своеобразия. Так, В.П.Казначеев в зависимости от своеобразия протекания адаптационных процессов выделяет два типа индивидов: спринтеров, для которых характерно быстро развивающиеся и интенсивно протекающие, но вместе с тем кратковременные адаптивные изменения, и стайеров – медленно развивающиеся и умеренно интенсивные, но достаточно длительно сохраняющиеся адаптивные сдвиги.  В зависимости от степени гибкости, пластичности нервной деятельности и саморазвития сомато-вегетативных функций Н.Н.Василевский выделил три категории людей: адаптивные, имеющие высокую пластичность, перенастраиваемость на новые условия жизнедеятельности, средне адаптивные с умеренной гибкостью нервной системы, с соматическими реакциями в новых условиях и неадаптивные, характеризующиеся низкой приспособляемостью либо даже отсутствием реактивной динамики при наличии существенных изменений внешней среды.

Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, пн, 25/11/2013 - 01:47).

С уважением, Марина Скуленкова

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн