Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русский язык 3 класс Текст-инструкция

Фото пользователя Людмила  Анатольевна Козлова
Размещено: Людмила Анатольевна Козлова - вт, 23/06/2009 - 07:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Козлова Людмила Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с/п "Село Богородское"
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
УМК «Гармония», русский язык, 3 класс Тема урока: Сочинение. Текст-инструкция. Тип: урок формирования умений, навыков

Тема урока: Сочинение. Текст-инструкция.
Тип: урок формирования умений, навыков
Цели:
1. Обучающая: Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений
2. Развивающая: Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками)
3. Воспитывающая: Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи
  Развитие речи школьников, их умения общаться в устной и письменной форме
Оборудование:

  1. Учебник «К тайнам нашего языка» для 3 класса/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, с. 48
  2.  Таблица местоимений
  3. 3 листа А3, маркеры
  4. Презентационное оборудование
  5. ЦОРы:
    1. Презентация к уроку
    2. Конвенционные ЦОРы (памятки : Редактор, Корректор, П4, )
    3. Мультимедийный алфавит.

 На доске проблемный вопрос : Что такое инструкция?                                                                                                                                                                                                                                        Подготовительная работа к уроку:
1. Проведён праздник «День снеговика» http://aida.ucoz.ru/load/1-1-0-53 
2. Выставка книг-самоделок «Что я видел!» 
                              Ход урока:
1. Оргмомент.  
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь. 
Совсем недавно мы провели День снеговика, даже получили грамоту за умение лепить снеговиков, писали заметки в книжках «Что я видел»
Сегодня нам предстоит составить текст для мальчика-иностранца, который никогда не лепил снеговика, но очень хочет этому научиться.

  3.Актуализация знаний:
 Как вы думаете, деловым или картинным будет наш текст? 

Слайд 1– виды сочинений
Из всех видов сочинений выберите необходимый нам сегодня вид текста.
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре, описание постановки опыта по окружающему миру в учебнике или тетради, …. )
Что же объединяет все эти тексты?
 (Ответы детей фиксируются на доске)

Вывод:
 Инструкция – это деловой текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять. 

4. Упражнения на освоение новых умений:
1) Я предложу вам несколько вариантов инструкций, а вы определите, какие части речи являются ключевыми в них и почему.

 Слайд 2 
Расскажите, опираясь на иллюстрацию, как приготовить бутерброд .
 Найдите значение математического выражения: 42 : 3 =

Вывод: Глаголы, т.к. инструкция – это деловой текст, в котором говорится о действиях.
2) Обратите внимание: глагол обычно занимает 1 место в каждом предложении инструкции.

3) Продолжим наблюдение: обратим внимание на форму глаголов в инструкции. Определите форму глагола в каждой инструкции (время, число, лицо)  
Вывод: Глаголы в инструкции употребляются в одной форме.

5. Тренировочные упражнения по образцу:
Какой быстрый способ проверки формы глагола можно использовать? (подставить местоимение)
 Слайд 3 ( бутерброд + таблица местоимений)
Упражнение в изменении формы глагола (подставляя разные местоимения к упражнению о бутерброде) 

6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
  Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод: 

  • важную роль играют глаголы
  •  стоят в начале предложения (1,2 место)
  •  употребляются в одной форме 


7. Упражнения творческого характера:

Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции? 
Перед вами картинная инструкция(
Слайд 4),оцените её. (ученики обнаруживают ошибки - нарушен порядок действий)
Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод: 
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)

8. Работа в группах
  А какие ещё самостоятельные части речи вам понадобятся? Давайте составим справочник для нашей инструкции. Работаем в группах. Все части речи записываем в начальной форме, как принято в словарях и справочниках.
1группа - имена существительные
2 группа - имена прилагательные
3 группа - глаголы 
Все используют П4.
 (Даётся 3 минуты, после чего все листы помещаются на доску)
Какие прилагательные неуместны, не важны в нашей инструкции? В инструкции не должно быть лишних слов.

9. Работа с учебником
 Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом,… ) Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов
  Помощь учебника – с 48 + Слайд 5 - наречия
 Обратите внимание на совет учебника, где предлагается составить текст-инструкцию из 2 частей. 
I. Прочитайте первое предложение с «дырками» и скажите, о чём будем писать в 1 части? Составьте 1 предложение по образцу(3 варианта с использованием слов- синонимов)
II. О чём будем писать во 2 части? Как советует учебник начать эту часть? Прочитайте.

10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию? 
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)

11. Физминутка для глаз - чистописание. Объект Flash
 Повторить движение за буквой (сидя, глазками).
 Чья буква больше? (стоя, носиком)
   

12. Самостоятельная работа:

  Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно. 
  Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
  А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.

  Во время самостоятельной работы используйте помощь учебника:

  •  Для решения орфографических задач – П4 (с 117) «Корректор»
  •  Для исправления речевых ошибок используйте П«Редактор»

 Слайд 6 (с.126)

 Тот, кто выполнит работу хорошо раньше других, продолжит работу за компьютером.

13. Индивидуальная помощь.

14. Дополнительные задания:

  • ПК – Слайд 7-8 Упражнения творческого характера: 

Может ли данное стихотворение послужить инструкцией?

  •  Карточки с деформированным текстом


15. Проверка:
 3-5 учеников читают текст-инструкцию
 Поверка индивидуальных заданий:
• числовой ряд на доске
• Слайд 9 – модельный ответ

16. Задание на дом: Списать текст с карточки, используя П4 с широкими полями

17. Итог урока:
Слайд 9,10
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…

Ресурсы:
1. Учебник «К тайнам нашего языка» для 3 класса/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко/ Смоленск «Ассоциация XXI век»2008г
2. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3 класса/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко/ Смоленск «Ассоциация XXI век»2008г
3. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова Практическое пособие по развитию речи «Аквариум»ГИППВ 1998г


 
 
 
 
 
 
 

  


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория