Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" с презентацией

Фото пользователя Вероника Валерьевна Пучкова
Submitted by Вероника Валерьевна Пучкова on Wed, 01/07/2009 - 13:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пучкова Вероника Валерьевна, Шашкина Ирина Александровна, Овечкин Дмитрий (презентация)
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 3 г. Ростова Ярославской области, преподаватели и учащийся
Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Данный конспект может быть использован при подготовке к уроку литературы в 11-м классе. Каждому этапу урока соответствуют слайды презентации.

КОНСПЕКТ УРОКА

 «Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

 

Цель: способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий;

развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;

развивать познавательный интерес к изучению литературы;

воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива

 

Задачи:

оценить результаты усвоения данной темы не только классом (группой), но и каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т. д.);

развивать умение работать с текстом (художественным, публицистическим) и переносить свои знания и опыт работы в группу;

воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств (умение доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли; владение терминологией, логикой, элементами риторики).

 

Форма урока: урок-семинар

 

В качестве домашнего задания детям было предложено разделиться на группы и ответить на предложенный вопрос, аргументируя свои мысли цитатами из текста романа.

 

1.     Вступительное слово.         СЛАЙД 1

 

Сегодня на уроке мы обсуждаем тему любви и творчества в романе Булгакова «М и М». Какие нравственные проблемы поднимает в романе автор, почему эти проблемы актуальны и сейчас – на эти вопросы вы должны сегодня найти ответы.

 

Каждая группа работала со своим заданием. Чтобы унести с собой как можно больше, вы будете заполнять таблицу формулировками проблем, связанных с конкретными героями и эпизодами романа. Общий вывод предстоит сделать каждому, хотелось бы, чтобы этот вывод был субъективным.

 

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: как связаны в романе темы любви и творчества?

 

(история Мастера – это и история романа о Понтии Пилате, и история любви.)

 

СЛАЙД 2,

СЛАЙД 3

 

2.     Итак, 1-я группа отвечала на вопрос «Что принесла любовь главным героям?»

 

Мастер – историк, переводчик в музее, одинок, какая-то в полосатом платье, выигрыш 100 тысяч, нанял комнаты, начал сочинять роман, весной встретил Маргариту, роман, счастье…

Маргарита – жемчуг, жемчужина, нет портрета, голос, смех, глаза.

 

( Почему нет подробного портрета Маргариты? – важен не внешний облик героини, а жизнь ее души)

 

СЛАЙД 4

 

Вывод?

 

Любовь М и М – дар судьбы, спасение от одиночества. Любовь оказывается долговечной, и это подтверждают слова Б:

КАКИЕ??? (Учащиеся зачитывают отмеченные цитаты)

 

За мной, читатель…

 

СЛАЙД 5

 

Любовь возвышает человека, с ее помощью человек постигает вечное, духовное. Если любовь истинна, то она бессмертна, вечна.

ЦИТАТЫ???

 

 

СЛАЙД 6,  заполнение таблицы, вернуться.

 

3.     Вторая группа отвечала на вопрос: Какую ответственность несет творец за свое произведение?

 

Уединение, минимум комфорта, природа за окном, пылающий огонь, книги и ЛЮБОВЬ – это  обстановка полной творческой свободы, роман – это плод свободного труда, свободной мысли, творческого полета.

 

ЦИТАТЫ???

 

Слайд 7

 

Но роман не принят, мастер начинает борьбу, но сдается, даже любовь ему не помогает. Решение сжечь роман.

 

Какую проблему поднимает автор? (ответственности за талант. Прожить жизнь и не суметь потом вспомнить о прожитом – это грех. Мастер в конце концов понял это и начал жить. Его жизнь – это его творчество, его роман.)

 

Чем мастер оправдывает свой поступок? (не хочет страданий Марго, но, по сути, уходит от всего.)

 

СЛАЙД 8

 

Мог ли мастер поступить по-другому? (Да, он мог продолжить борьбу или найти другую цель в жизни. Его поступок усилил душевные страдания и его, и Маргариты. У него не хватило веры – и поэтому он заслужил покой, но не свет.)

 

Заполнение таблицы

 

СЛАЙД 9 ВЕРНУТЬСЯ

 

Любовь и творчество связаны в романе через образы М и М, но нельзя забывать и о каком персонаже? (Иванушка)

 

Слайд 10

 

 

4.     3-я группа отвечала на вопрос: Кого же можно назвать настоящим писателем?

 

ЦИТАТЫ??

 

Массолит, ее суть, члены организации, их интересы.

 

Мастер – это человек, посвятивший себя творчеству. Он и есть настоящий писатель, но слово МАСТЕР противопоставлено пошлому псевдописательскому миру. Мастер – человек, наделенный творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни. Это наставник, художник милостию Божьей.

 

СЛАЙД 12, 13, 14.

 

Испытывая страх, отвращение к роману, Мастер утрачивает имя и добровольно уходит в клинику Стравинского, видя в этом спасение от ненавистного ему общества. Он постиг высшую истину, но добровольно отрекся от романа. И это тоже имеет прямое отношение к поставленной проблеме ответственности.

 

Заполнение таблицы

 

ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ – ССЫЛКА НА изображение

КОРОВЬЕВА,  ОТДЫХ – КОТ БЕГЕМОТ (слайды меняются автоматически).

 

Возврата в современный московский мир для мастера НЕТ. Что же сделает возможным возрождение Мастера?

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

Этот вопрос анализировала 4-я группа.

 

 ЦИТАТЫ???

 

СЛАЙД 15

Договор с Воландом, выбор Марго, «Я погибаю из-за любви».

Выбор после бала.

Награда.

 

СЛАЙД 16

Какие истинные ценности связаны с образом Мартариты?

 

МИЛОСЕРДИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

ВЕРА

ЛЮБОВЬ

 

Верная и вечная любовь – один для другого!!!

 

Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

 

Ответ учащегося:

Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила.

 

Выводы

 

СЛАЙД 17, 18, 19

 

Заполнение таблицы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Заключение

 

Общий вывод по теме урока вы сделаете самостоятельно и запишете под таблицей.

 

Оценки по группам.

 

Домашнее задание – закончить таблицу, разобрать особенности композиции романа (сделать опорную схему в тетради)

 

Прикрепленный файл Size
Копия Мастер и Маргарита.ppt 4.95 MB
Стинг.mp3 8.47 MB
таблица сем.doc 28 KB


На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"


Мне понравилась презентация к уроку. Я обязательно воспользуюсь



Фото пользователя Ольга Николаевна Соколова

На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"


·                   Содержание урока полностью соответствует базовому стандарту по литературе и авторской программе А.Г.Кутузова. Весь содержательный материал урока соответствует заявленной теме – любви и творчества. Предложенные формы и методы направлены на формирование у обучающихся практических навыков, требуемых программой: построения монологического высказывания, обоснования собственной позиции, анализа текста и т.д.

·                   В отобранном материале прослеживается соответствие содержанию романа. В процессе анализа выдерживается авторская концепция героев, их отношений, позиций. Литературоведческий анализ выполняется с соблюдением принципа научности.

·                   В методической организации урока обеспечивается разнообразие форм, методов и приемов организации учащихся: анализ текста, групповая работа, исследование, проблемная ситуация, монологическое высказывание, дискуссия и др. Учитель, задействовав практически всех учащихся и подобрав задания с учетом их индивидуальных особенностей, профессионально управляет уроком.

·                   Выбранные формы, методы и приемы, отбор фактического материала оптимальны, направлены на достижение высоких результатов усвоения темы, организована обратная связь.  

·                   Задания и их объем посильны для обучающихся, электронное приложение (презентация) соответствует эргономическим требованиям.

Пожелания: Хотелось бы встретиться с автором и поговорить по поводу целесообразности рассмотрения в рамках одного урока темы любви и темы творчества. Может быть, стоит их развести?! Ведь каждая из них очень значима и объемна. Не открываются видеофрагменты, не работают некоторые ссылки, но это объяснимо: сбой явно произошел в процессе прикрепления файла. Надеемся на то, что автор выложит и другие конспекты уроков в ЦОР.  (Коллективное творчество группы №1.)

 

 




Фото пользователя Вероника Валерьевна Пучкова

На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"


Огромное спасибо за прекрасный анализ предложенных материалов! При личной встрече могу предложить более совершенные материалы с видео и голосом.




Фото пользователя Вера Васильевна Цыганова

На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"


Данный ЦОР не является уникальным, но актуален, т. к. на уроке обсуждаюся вечные проблемы, дети учатся ориентироваться в философских вопросах, грамотно и оргументированно отстаивать свою позицию, что необходимо в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

 




Фото пользователя Вероника Валерьевна Пучкова

На: Конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"


Данный ЦОР не является уникальным, но актуален, т. к. на уроке обсуждаюся вечные проблемы, дети учатся ориентироваться в философских вопросах, грамотно и оргументированно отстаивать свою позицию, что необходимо в самказ подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Судя по конспекту, учащиеся имели возможность самостоятельно отобрать содержательный материал и интерпретировать его. 

К уроку прилагаются презентация и таблица с вопросами для групп учащихся. Каждый этап урока сопровождается рядом слайдов с иллюстрациями, выводами, чтобы учащиеся могли скорректировать свои высказывания, сделать записи.

К  данному ЦОРу нет комментариев, т.к. выставлен он недавно.

В качестве улучшения качества проведения данного занятия хочется предложить провести двухчасовое занятие. Не отражен принцип деления на группы, не конкретизировано предварительное задание. (Данный комментарий является плодом коллективной работы группы № 5!)

Комментарий был изменен с момента создания (Y4IJIKA, чт, 02/07/2009 - 11:51).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн