Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа элективного курса "Стилистика текста"

Фото пользователя Альвина Адольфовна Король
Размещено: Альвина Адольфовна Король - сб, 02/01/2010 - 23:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Король Альвина Адольфовна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУСОШ №4 г.Калача-на-Дону
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
Курс «Стилистика текста» предполагает, совершенствуя умения стар-шеклассников понимать и строить разнообразные тексты, изучение их стилистических особенностей, формирование умений соблюдать речевые нормы разных функционально-смысловых типов речи. Также данный курс поможет обучающимся подготовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, где предлагается проанализировать текст и написать сочинение-рассуждение на основе данного текста.

 

Пояснительная записка

     Формирование у обучающихся коммуникативной компетенции - одна из главных задач языкового образования. Поэтому основным объектом обучения языку и речевой деятельности является текст, в котором и реализуются  коммуникативные функции языка.

     Дать исчерпывающее определение понятию текст довольно сложно. Это явление пытаются раскрыть не только лингвисты, но и философы, логики, психологи. Сформировалась даже самостоятельная лингвистическая дисциплина - лингвистика текста – настолько сложным является предмет исследования.

     Лингвистика текста изучает структуру речевых произведений, их членение, способы создания связности текста, его смысловое строение.  Однако одной из важных (в практическом смысле) отраслей лингвистики текста является стилистика текста, изучающая разнообразные типы текстов и их стилистические особенности, способы развертывания текста, речевые нормы в разных функциональных стилях, типы речи, индивидуальные стили.

     Курс «Стилистика текста» предназначен в качестве элективного для учащихся 10-11 классов, обучающихся на базовом или профильном уровне (любого профиля) и рассчитан на 17 часов. Программа данного курса не дублирует примерную программу общего образования по русскому языку, в которой отражены вопросы структурной организации текста, его места в системе языка и речи.

     Курс «Стилистика текста»  предполагает, совершенствуя умения старшеклассников понимать и строить разнообразные тексты, изучение их стилистических особенностей, формирование умений соблюдать речевые нормы разных функционально-смысловых типов речи.

     Также данный курс поможет обучающимся подготовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, где предлагается проанализировать текст и написать сочинение-рассуждение на основе данного текста.

     Кроме того, старшеклассники смогут  использовать умения свободно ориентироваться  в огромном разнообразии текстов,  окружающих их в учебной и  практической деятельности, т.к. любая мысль, в конечном счете, облекается в форму текста.

     Для успешной реализации задач курса и текущего контроля предлагаются следующие формы и виды организации учебной деятельности:

·         практикумы, предполагающие:

      - стилистический анализ текста;

      - информационную переработку текста;

      - различные виды текстовых упражнений, включая тестовые задания;

      - создание текстов разных типов и жанров;

·         семинарские занятия с презентацией и защитой тематических сообщений.

      Для итогового контроля предлагается анализ текста с творческим заданием в виде сочинения-рассуждения на основе исходного текста.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности учителя и учащихся

1

Стилистика текста как  отрасль лингвистики текста

1

    Повторительное тестирование по теме: « Понятие о тексте и его основных признаках». (4 – с.7; 3 – с.164; проблема текста: 14 – с.5)

    Работа со словарями и справочниками (словарные статьи: стилистика, лингвистика текста, стилистика текста). (19, 20, 7)

    Анализ фрагментов статей (Г.Я.Солганик: «Что есть текст», «Язык и речь»). (16 – с.220-221)

2

Типология текстов

(практическое занятие)

1

      Составление схем и таблиц типологии текстов на основе справочного материала (возможна работа в группах или парах) (16 – с.231; 6 – с.265)

3

Тема текста и способы ее выражения

2

     Текстовые упражнения (23 – с.73, 90)

     Подбор примеров художественных произведений, выражающих тему, анализ стихотворения Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», определение ключевых слов текста. ( 35-41; 188-193)

4

Синтаксис текста

(практическое занятие)

1

   Выполнение текстовых упражнений (восстановление синтаксических конструкций: 17 – с.55; замена повторяющихся слов в тексте синонимами; 6 – 230)

5

Средства связи частей текста

(практическое занятие)

2

   Составление схемы (9 – с.46)

   Восстановление текста по разного типа схемам и другим признакам (24 – с.4)

   Составление текста из перепутанных предложений (25 – с.23; 26 – с.27)

     Информационная переработка текста (составление аннотации)

6

Композиционно-синтаксические типы речи

(семинарское занятие)

1

   Защита сообщений (видоизменения авторского повествования: 8 – с.364)

Составление текстов с описанием одного и того же события от 1, 2 и 3-го лица (16 – с.250)

7

Авторская и неавторская речь в тексте

2

    Составление фрагментов сочинения с использованием цитат (9 – с.86) (учимся цитировать: 22 – с. 32)

    Работа с художественным текстом (найти различные формы чужой речи и объяснить их роль в конце 1 ч. романа Достоевского «Преступление и наказание») (16 – с. 260)

8

Монолог, диалог, полилог

1

  Анализ текста (раскрыть роль монологов и диалогов в отрывке из романа Толстого «Война и мир»: конец 12 главы) (16 – с. 272)

9

Функционально – смысловые типы речи

(семинарское занятие + практическое закрепление)

3

   Защита сообщений

   Устное рассуждение доказательство принадлежности данного  текста к определенному типу.

   Составление текстов различных функциональных типов на одну и ту же тему (16 – с.284)

   Тестирование (4 – с.19)

10

Как анализировать текст

(практическое занятие)

1

  Сопоставление разных планов анализа текста (16 – с.286; 2 – с.6; 1 – с. 436; 8 – с. 437; 24 – с. 128)

  Анализ готовых образцов и редактирование текста (текстовые ошибки: 21 – с.13)

11

Итоговая контрольная работа и ее анализ

1

Анализ текста по данному плану и творческое задание (сочинение рассуждение на основе исходного текста) (11, 13, 15)

 

 

 

Содержание программы

 

  1. Стилистика текста как отрасль лингвистики текста

     Определение понятия текст. Соотношение понятий  язык, речь, текст. Основные признаки текста: смысловая целостность, связность или структурное единство. Функции текста: коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, эмоциональная, эстетическая и др.

     Лингвистика текста. Стилистика текста как одна из отраслей лингвистики текста. Что изучает стилистика текста (типы текстов, их стилистические особенности, способы развертывания текста, речевые нормы в разных функциональных стилях, типы речи, индивидуальные стили).

2. Типология текстов.

     Классификационные признаки текста: вид информации (фактическая, абстрактная), типы речи (описание, повествование, рассуждение), построение текста (свободный, стереотипный), средства связи (тематические, грамматические, синтаксические), средства воздействия на адресата (директивные, логические, эстетические), количество авторов текста (монолог, полилог, диалог), размер текста (текст-предложение, текст-абзац), средства оформления текста (звуковые, графические).

  1. Тема текста и способы ее выражения

     Тема и проблема текста. Основная мысль (идея) и авторская позиция в тексте.

     Способы выражения темы: заглавие, начало и конец текста, ключевые слова. Различные типы предложений по цели высказывания в роли начальных предложений, именительный представления как самое яркое представление темы, обращение. Роль ключевых слов в создании смысловой цельности и связности текста.

  1. Синтаксис текста

      Предложение в составе текста. Роль риторических вопросов, вводных и вставных предложений. Зависимость количества и характера предложений в тексте от темы, содержания информации, речевой ситуации, жанра текста, характера адресата. Способы связи предложений в тексте: цепная, параллельная, присоединительная.

  1. Средства связи частей текста

     Типы связности в тексте: глобальная (характеризует большие тексты и обеспечивается единством теми, идеи, системы образов, стиля произведения) и локальная (между соседними предложениями и абзацами).

     Средства локальной связи:  

- лексические и лексико-грамматические (лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы);

- грамматические (соответствие видо-временных форм глагола, предлоги);

- синтаксические (анафора и эпифора, параллелизм, противопоставление, порядок слов в предложениях, вопросительные предложения);

 - логические (последовательность в изложении мыслей, оглавление, вводные слова, организующие порядок высказывания).

     6. Композиционно-синтаксические типы речи

     Грамматическое лицо как одна из фундаментальных категорий языка. Роль личных местоимений в построении текста-высказывания.

     Три типа структурного многообразия русской речи и их комбинирование.

  1. Высказывания от 1-го лица, объединенные благодаря прямому или косвенному выражению я говорящего.
  2. Высказывания, строящиеся от 2-го лица (несовпадение фактического производителя и субъекта речи).
  3. Высказывания от 3-го лица (несовпадение фактического производителя и субъекта речи).

     Стилистические особенности данных типов речи, их чередование, взаимодействие, приводящее к созданию различных стилистических структур, речевых форм и жанров.

  1. Авторская и неавторская речь в тексте.

     Основная роль авторской речи, решающей основные информативные, коммуникативные, эстетические задачи.

     Приемы межтекстовых связей: эпиграфы, цитаты, цитатные заглавия, крылатые слова и выражения, повторяющиеся образы, реминисценции (отзвук иного произведения), аллюзии ( соотнесение с устойчивым понятиями исторического, литературного, мифологического порядка).

     Чужая (неавторская) речь в тексте: прямая, косвенная, несобственно-прямая. Роль прямой речи: разнообразие речевой ткани, обогащение речевой палитры, позволяющее изменять речевой план изложения. Использование косвенной речи для передачи содержания прямой речи, не отвлекая внимание читателя на конкретную форму ее выражения. Специфика несобственно-прямой речи: двуплановость в способе передачи чужого высказывания (голос автора и голос персонажа). Стилистические особенности использования чужой речи в тексте.

  1. Монолог, диалог, полилог.

     Формы речи: монолог, диалог, полилог. Стилистические функции, признаки, виды монолога (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика, внутренний монолог, сказ).

      Стилистические функции диалога в художественной литературе и публицистике.  Два вида газетного диалога: информационный и сюжетный.

      Своеобразие и назначение полилога. Использование полилога в художественной литературе, театре, кино (массовые сцены).

  1. Функционально-смысловые типы речи.

     Зависимость типов речи от назначения речи и ее смысла. Описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика как разновидность описания, сообщение как вариант повествования.

      Портретные, пейзажные и событийные описания. Статическое и динамическое описание. Специфика описания в художественной литературе и публицистике. Преимущественно именной характер описания. Возможность использования глагольных форм для описания динамической картины.

      Особенность повествовательных текстов – глагольный тип речи. Эпический, сценический т биографический способы повествования.

     Связь повествования с пространством и временем. Стилистические функции повествования, их связь с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения.

       Схема текста-рассуждения: главная мысль, аргументация, вывод. Логичность умозаключений. Дедуктивный и индуктивный метод в рассуждении. Объяснение как речевая форма. Определение как форма объяснения.

        Чередование и переплетение функциональных типов речи в текстах.

  1. Анализ текста

     Текст - иерархически организованная речевая система, языковое целое. Основные единицы текста – предложение, прозаическая строфа (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль) и фрагмент – группа прозаических строф, объединенных по смыслу и грамматически (далее глава, часть и текст в целом).

     Вопросы анализа текста в лингвистике. Лингвостилистический анализ.

Возможный анализ текста (Г.Я.Солганик):

1.       Что представляет собой текст (предложение, прозаическую строфу, фрагмент или совокупность этих единиц)? Какова его композиция?

2.       Как разделен текст на абзацы: а) абзац равен фрагменту; б) абзац равен  строфе; в) абзац меньше строфы; г) абзац меньше предложения?

3.       От какого лица написан текст?

4.       Есть ли в тексте авторская речь? Выражена ли авторская оценка?

5.       В какой форме передана чужая речь (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь)?

6.       Охарактеризуйте текст по количеству лиц, участвующих в речи (монолог, диалог, полилог).

7.       Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и другие).

8.       Какие виды связи встречаются в тексте (цепная, параллельная, присоединительная)?

9.       К какому функциональному стилю относится текст?

10.   Какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи использованы в тексте? С какой целью?

11.   Каковы особенности текста, связанные с индивидуальным стилем автора?

     

Литература для учителя и учащихся

1.      Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля – М.: Дрофа, 2004

2.      Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Сборник заданий 10-11 класс – М.: Дрофа, 2005

3.      Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тесты по русскому языку к учебнику Бабайцевой В.В. – М.: Дрофа, 2005

4.      Божко Н.М. Проверочные и контроль ные тесты. Русский язык. 11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009

5.      Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи – М.: Просвещение, 2007

6.      Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. – М-Ростов-на-Дону: МарТ, 2005

7.      Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. – М.: Эксмо, 2007

8.      Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2005           

9.      Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старш их классов – М.: Вербум-М, 2007

10.  Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.: Флинта, Наука, 1998.

11.  Коротченкова Л.В. Русский язык, 10 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2007

12.  ЛосеваЛ.М. Как строится текст. -  М.: Просвещение, 1980.

13.  Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007

14.  Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009

15.  Сенина Н.А.  Русский язык. ЕГЭ – 2007 Вступительные экзамены. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006

16.  Солганик Г.Я. Стилистика русского языка 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2002

17.  Сивокозова Т.Ф. Русский язык. Работа с текстом – Волгоград: Учитель, 2005

18.  Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. – М.: Первое сентября, 2002.

19.  Русский язык.  – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

20.  Словарь лингвистических терминов. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: ОНИКС 21 век. Мир и образование, 2003.

Журнал «Русский язык в школе»


21.  № 7, 2007

22.   № 5, 2007

23.   № 1, 2006

24.   № 3, 2005

25.   № 2, 2006

26.   № 3, 2006


 

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория