Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сущность и критерии дифференциации обучения младших школьников.

Ответов - 2
Светлана Александровна Шилина
Фото пользователя Светлана Александровна Шилина
На сайте с: 28/10/2009
Баллы: 13
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 48 недель 4 дней назад.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Поэтому обучение должно быть, по выражению Ш.А.Амонашвили, «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Следует ориентироваться на индивидуально – психологические особенности учеников, включать в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям. Индивидуальный подход в учебном процессе предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Без него формирование личности невозможно. Один из путей реализации индивидуального подхода к детям – дифференциация обучения.
Выделяются два основных вида дифференциации обучения школьников:
1.Внешняя дифференциация –предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями. Школы особого типа ориентированы на учащихся:
-имеющих определённые способности, проявляющих интерес к какому- либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
-с отклонением в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении, например классы компенсирующего обучения, классы коррекционно – развивающего обучения.
2.Внутренняя дифференциация – предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1.Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
2.Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
3.Распределение учащихся по группам с учётом результатов диагностики.
4.Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
5.Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
6.Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на этапе проведении диагностики, т.к. зачастую учителю самому приходится проводить диагностические процедуры. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях .Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Для них специально подбираются задания на разный уровень усвоения знаний. Например репродуктивные и творческие.
Диагностические задания, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок. Например, для диагностики восприимчивости к помощи используется модифицированная методика З.И.Калмыковой. Детям даётся для самостоятельного выполнения новое задание или задание творческого характера. При этом предлагается помощь, от самой минимальной до самой максимальной (если потребуется). Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не выполняют его.
Если проведение диагностики по каким – либо причинам затруднено, то учитель может использовать результаты наблюдений за учащимися и анализ их деятельности, на основе чего делается вывод об уровне разития и обученности школьников.
Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т.д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.

<SPAN style='font-size:12.0pt;line-height:115%;"Times New Roman","serif"; 

светлана
Татьяна Витальевна Пиняркина
На сайте с: 18/11/2009
Баллы: 11
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 48 недель 2 дней назад.
На: Сущность и критерии дифференциации обучения младших школьник

Данная тема актуальна была и будет всегда. Я согласна с рассмотренными критериями педагога нанальной шклы и хочу, чтобы они в обязательном порядке учитывались при переходе учащихся из младшего звена в среднее. А также данные критерии должны учитываться при аттестации учащихся.

Елена Петровна Щукина
На сайте с: 13/04/2010
Баллы: 9
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 23 недель 2 дней назад.
На: Сущность и критерии дифференциации обучения младших школьник

Тема очень важная, особенно для учащихся начальных классов. В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. И конечно  же каждый педагог старается найти подход к каждому ребёнку для того, чтобы  всем было комфортно на уроке. Хотелось бы, чтобы при переходе учащихся из младшего звена в среднее учителя учитывали особенности каждого ученика. А для этого, я считаю, учителя должны больше посещать уроки в 4-м классе, для знакомства с учащимися.

Поиск

Loading
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн