Вы не зарегистрированы

Авторизация

Сетевой журнал "Интернет и образование"



Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках

фото

Герасимова Вера Анатольевна,

Сведения об авторе:

  • заместитель директора по науке, учитель экономики МОУ гимназии № 17 г. Королев Московской области
  • Адрес электронной почты: voprosy_io@mail.ru

 

О методах и приемах использования информационных технологий на уроках 

Функции компьютера на уроках

К компьютерным урокам относятся такие уроки, на которых полностью или частично освоение темы учащимися осуществляется посредством компьютера. Компьютер при этом может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

На уроке по экономике по теме "Основные вопросы экономики и типы экономических систем" я приготовила две презентации. Одна презентация – объяснение нового материала, вторая презентация – тестирование. В сценарии урока я описала, на каких этапах урока я их использую. Так же на уроке я использую электронный учебник «Обществознание».

Эффективные презентации в учебном процессе

Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники. Необходимо создание в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смог применить (или получить) компьютерные знания для своей педагогической деятельности.

Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.

Основной проблемой в использовании компьютерных программ для учителя является неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудность их адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам. Преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint .

Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении других людей:

  • сообщить информацию;
  • развлечь;
  • научить;
  • создать мотивацию.

Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты.

Развлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.

Научить - означает связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.

Создать мотивацию - значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.

Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей, можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяют искать и отбирать данные, существенные для презентации. Исходя из цели проведения презентации, выделяют следующие типы презентаций:

  • Проведение обучения
  • Предоставление информации
  • Убеждение слушателей
  • Решение проблемы
  • Принятие решения
  • Отчет

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:

  • освоение нового материала,
  • закрепление изученного материала,
  • контроль знаний.

Обучение - это естественный процесс, происходящий в реальном времени и имеющий структуру. Структура процесса обучения определяется взаимодействием когнитивных карт и референтного опыта, который придает этим картам практический смысл. Суть процессов обучения и преподавания заключается в обогащении когнитивных карт конкретной концепции, идеи или задачи и связывании этих карт с референтным опытом, чтобы повысить поведенческую компетентность и гибкость, связанные с достижением цели и ответом на ограничения, накладываемые окружением.

Осознанная компетентность является результатом наличия когнитивных карт конкретной идеи, концепции или задачи. Неосознанная компетентность является результатом большого объема референтного опыта, связанного с данной идеей, концепцией или задачей.

Существует как естественный, так и рациональный цикл процесса обучения. Естественное обучение связано с развитием неосознанной компетентности. Рациональное обучение связано с развитием осознанной компетентности.

К методам мотивации и стимулирования учащихся помимо познавательно-эмоциональных презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества). Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
  • Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательный аспект:
    • воспитание научного мировоззрения;
    • воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
    • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях в средней школе предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации обучения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовой деятельности в современном обществе;
  • повышение уровня подготовки учащихся и учителей в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).

Варианты использования презентаций в работе с учащимися

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала:

а. заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2. Наглядная демонстрация процесса:

а. наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт и т.д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

a. подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;

b. создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

4. Совместное изучение источников и материалов:

а. совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

5. Корректировка и тестирование знаний:

a. проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;

b. работа с тестирующими системами и тренажерами.

При подготовке презентации следует помнить, что лучше изложить с необходимой точностью и полнотой лишь часть информации, чем кое-как сообщить максимум сведений. Плохое изложение чрезмерного объема информации запутает учащихся.

Электронные учебники ( приказ № 1646 от 19.06.1998г. «О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации) – это программно-методические комплексы, обеспечивающие возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума и обладает рядом свойств.

Свойства электронных учебников:

  • обеспечивают оптимальную для каждого конкретного пользователя последовательность и объем различных форм работы с курсом, состоящую в чередовании изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, отработки навыков решения типовых задач, проведения самостоятельных исследований и формирования мотивов дальнейшей познавательной деятельности;
  • обеспечивают возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков;
  • прививают навыки исследовательской деятельности;
  • экономят время, необходимое учащемуся для изучения курса.

 

Прикрепленный файлРазмер
dop-gerasimova.rar1.33 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина