Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс

Бондаренко Елена Николаевна

Сведения об авторе:

  • Место работы: Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО, зав. лабораторией
  • кандидат педагогических наук, доцент
  • Адрес электронной почты:

 

Творческий проект как элективный курс

Элективные курсы вводятся в учебно-тематический план с учетом не только вариативности программ, но и как дополнительный материал, позволяющий интегрировать внешкольную информацию и освоение информационных технологий в структуру базового учебного курса. Учителю необходимо продумать вариант, позволяющий связать тему элективного курса с базовым содержанием образования, задать дополнительную «зону развития» для учащихся так, чтобы результат их труда имел в их глазах не столько учебный, сколько практический характер. Здесь преимущества проектной деятельности очевидны: при использовании интеграции различных учебных предметов работа над проектом имеет ярко выраженную практическую значимость. Качественно сделанный проект помогает учащимся выйти на уровень освоения молодежного медиапространства – участие в конкурсах, грантах, конференциях выводит их за рамки непосредственно учебного процесса, помогает ощутить социальную значимость своей работы. Важным фактором является и создание творческого портфолио ученика – актив в два-три получивших признание проекта обычно положительно сказывается на поступлении в ВУЗ, даже если темы исследования или творчества не совпадают непосредственно с избранным направлением высшего образования.

 

Работа над творческим мультимедийным проектом – один из оптимальных вариантов наполнения элективного курса как для педагога, так и для учащихся. Поскольку работа над проектом часто является дополнением к общему учебному процессу, не всегда удается выделить для нее время так, чтобы она была регулярной и завершилась к назначенному сроку. Не секрет, что к настоящему времени в педагогической практике сложилась система городских и федеральных конкурсов и конференций электронных ресурсов, которая подразумевает завершение проекта к февралю или марту, не говоря уже о том, что основной объем работы над проектом всегда падает на последнюю фазу его выполнения – сведение всех источников информации в единую систему, оформление, проблемы дизайна, доведение «до ума» всех мелочей… Это требует четкого, организованного подхода к проектной деятельности в стенах школы, соблюдения графика работы и контроль за работой педагога-куратора проекта, который и сам не всегда в состоянии точно оценить реальный объем работы над проектом и намеченные сроки его выполнения.

 

Выполнение проекта в рамках элективного курса дает возможность избежать этих проблем. Самым важным является точный выбор темы. Она должна иметь локальный характер, представлять интерес для исследования, соответствовать интересам учащихся с точки зрения подготовки их портфолио.

 

Следует отметить, что не стоит жестко ограничивать тематическое разнообразие возможных проектов с точки зрения их соответствия профильной ориентации класса. Так, в гуманитарных классах будет весьма полезным обращение к темам, которые дисциплинируют мышление и заставляют активизировать материал других предметных областей. Так, учащийся О.Турсунов (лицей №1548) из материала элективного курса «История кино» выбрал для себя тему «История фотографии». Выполнение сайта «Начинающему фотографу» потребовало от него дополнительного изучения раздела физики «Оптика» и активного освоения закономерностей выполнения учебного сайта, т.е. широкого применения информационных технологий. Помимо материала, имеющего художественно-эстетическое значение, сайт содержит массу информации, полезной для начинающего фотографа как с технической, так и с организационной точки зрения.

 

Не менее необходимо выполнение подобных проектов в негуманитарных классах. Часто даже в предпрофильном обучении ориентация класса на гуманитарное или естественнонаучное направление служит для учителя некоторым стоп-сигналом: зачем будущему математику активно осваивать флэш-анимацию и делать короткий мультфильм? Зачем экономисту изучать историю религии и серьезно заниматься дизайном программных оболочек? Однако весь опыт образования говорит о том, что естественнонаучное образование становится успешным только там, где не забывают о равновесии, акцентируя культурное развитие будущих математиков, физиков, химиков. Не говоря уже о том, что они часто способны на немалые достижения в этой области, важно и то, что сегодня в связи с развитием системы масс-мадиа и информационных технологий возникают новые виды художественного творчества, которые изначально требуют универсальных знаний и умений как в гуманитарно-эстетической, так и в естественнонаучной областях. Так, недавнее введенние на кафедре дизайна МИЭМ специальности «цифровое кино и телевидение» убедительно доказывает, что режиссура, сценарное дело, искусство анимации в век электроники немыслимы без знаний по физике и математике. Для того, чтобы точно выстроить форму объекта или сделать эффект его движения в нужном с точки зрения эстетики восприятия стиле, необходимо знать формулы построения различных графиков, криволинейных пространств, разбираться в особенностях современного программного обеспечения, цифровой техники… словом, эстетика становится проблемой математического образования – и наоборот. Для большинства специализаций будущего разделение на «физиков и лириков» будет просто смертельным. И именно поэтому универсальность подхода, стремление к интеграции знаний следует закладывать еще на ступени школьного образования. И проектная деятельность как нельзя лучше соответствует этим задачам.

 

Большинство творческих проектов сегодня выполняется в электронной форме. И темы элективных курсов, и тематика самих проектов часто определяет широкое обращение к средствам массовой информации. Найти материалы в Интернете или массовой печати, собирать и обрабатывать телевизионные записи, снимать самим и монтировать – с каждым днем эти дополнительные, факультативные умения становятся все более насущными и необходимыми. И элективные курсы могут дать шанс поработать над данной областью интеграции знаний и умений, прибегнуть к помощи консультантов, в совместной с учениками работе освоить ту область, которая необходима и вам, но на отдельному изучению которой современный учитель вряд ли сможет уделить большое внимание.

 

Практически любой проект может стать темой элективного курса. Главное – продумать и представить в программе четкий график работы, предусмотреть приглашение консультантов, график съемок и монтажа, время, необходимое для работы за компьютером и другие факторы.

 

Вот как может выглядеть примерный план такого элективного курса:

 

  • «История фотографии» - 16 часов
  • Технические и эстетические предпосылки рождения искусства фотографии. Выбор тематики и жанра проектов – 2 часа
  • Устройство камеры – 1 час
  • Виды и жанры фотографии – 2 часа
  • Доклад по избранной теме. Обсуждение плана проекта – 1 час
  • Поиски иллюстративного материала (в массовой печати, в Интернете) – 3 часа
  • Уточнение плана проекта, промежуточный доклад по собранным материалам – 1 час
  • Практическая работа (собственные фотосъемки, обсуждение жанров иллюстративного материала, дизайна, консультации) – 2 часа
  • Выполнение проекта (сканирование материалов, монтаж, консультации) – 3 часа
  • Защита проекта – 1 час

 

 

Рассмотрим несколько устойчивых тенденций развития проектной деятельности на примере московского образования. За последние годы наблюдается стабильный рост числа проектов, выполненных в рамках европейского требования к образованию (строгое следование плану, высокая культура оформления, наличие ярко выраженной исследовательской части, жанр защиты – мультимедиапрезентация). Растет число проектов, активно использующих межпредметную интеграцию. При этом встречаются темы, в которых отражен творческий и весьма нетривиальный подход (проект «Фракталы», НОУ «Школа ХХ I века» ЮВАО, области интеграции – искусство, математика, физика; проект «Поэтическая астрономия», школа №214 СВАО, области интеграции – искусство, литература, астрономия). Нормы и правила оценки творческих проектов за годы существования конкурса доказали свою актуальность – на первый план вынесено внимание именно к творчеству, вдохновению, гармонии между избранной темой и ее воплощением.

 

Однако именно сейчас комплекс требований, предъявляемых к проектам в области искусства, может перейти в свою противоположность – широкое развитие электронных технологий и внедрение европейских правил оформления мультимедиапрезентаций, электронных пособий, учебных сайтов в практике некоторых учебных учреждений иногда становится фактором, исключающим творческие подходы к проблеме. Открытие, закрепленное правилом бесконечного повторения, перестает быть открытием. Поэтому даже принцип создания продуманного электронного пособия, тиражируемый без изменений, по одной и той же структуре, сразу переводит мышление и развитие учащихся в другую категорию. Не случайно из зарубежного образования пришел термин «креатив», «креативное мышление». Быть готовым создавать по образцам, продуктивно работать в заданной области, не выходя за предписанные рамки – это тоже тип развития личности, в рамках которого происходит и самоопределение, и реализация личности учащихся. Однако понятие «творчество» гораздо шире. Оно всегда включает элемент непредсказуемой новизны, открытия новой области или нового подхода, комбинирования несочетаемых элементов, поиска гармонии в хаосе. К некоторым проектам вполне применимо выражение «креативный – но не творческий». Пока это только тенденция, которая отражает разнообразие целей и условий образования в Москве – учебные учреждения, которые ставят для себя целью социализацию учащихся в рамках европейского образования, начинают достигать ощутимо высоких результатов. И здесь очень полезным оказыватся сопоставление подходов к выполнению проектов, которое неизбежно происходит в рамках творческих конкурсов и практических конференций. Внутренняя дисциплина и четкое оформление креативных проектов становятся стимулом для тех, у кого творческие идеи не всегда находят ясное и адекватное выражение. С другой стороны, та творческая «изюминка», которая выходит за рамки представлений креатива, изменяет область возможных идей и формы выполнения проектной деятельности. Возможно, именно эти два полюса будут определять развитие проектной деятельности на материале искусства в ближайшие годы.

 

Интересно отметить, что в целом по Москве растет число проектов по искусству, выполняемых учащимися классов негуманитарной направленности (математики, физики, химики). В 2005 году таких проектов было 3, в 2006 году – 8. Это отражает стремление дополнить естественнонаучные направления образования обращением к изучению искусства (еще 30 лет назад было доказано, что деление на «физиков и лириков» в учебном процессе обедняет и тех, и других, и математикам как никому необходимо дополнительное обращение к искусству, а не сокращение программ по литературе и МХК.

 

Заставляет серьезно задуматься общий рост числа проектов, и в частности резкое увеличение количества проектов с широкой областью интеграции. Само определение проекта заставляет искать тему, отражающую наиболее интересные для работы области. Почти всегда предмет таких проектов интегративен. И рост использования проектной деятельности для образовательных учреждений Москвы в целом приводит к росту интегративных проектов, для которых трудно найти точную предметную область оценки. История, литература, искусство, немного архитектуры, современные информационные технологии - в рамках каких конкурсов можно было бы дать оценку интегративным проектам «Москва Булгакова», «Полянка. История одной улицы», «Трубная площадь»?

 

Это доказывает, что пришло время более организованного подхода к области интегративных проектов. Интересно также отметить, что ежегодно растет число проектов, итогом которых становятся электронные пособия. Так, из 14 проектов, которые изначально были заявлены в данном жанре на Московском городском конкурсе проектов по мировой художественной культуре в 2005-06 учебном году, 12 были выполнены на уровне, который позволяет их использование в рамках учебного процесса. Еще 8 проектов, выполненных как познавательные сайты и расширенные мультимедиапрезентации, также выполнены на высоком уровне и могли бы быть полезны для самообразования, подготовки учащихся экстерната, занятий дополнительного образования. Поэтому в настоящее время становится возможным поиск и отбор материалов, которые могли бы составить сборник творческих мультимедийных проектов с целью дополнить методический арсенал учителя-предметника, который по-прежнему небогат хорошими электронными пособиями.

 

Растущее разнообразие творчества учащихся заставляет более внимательно отнестись к областям педагогической подготовки, которые призваны обеспечить его эффективность: подготовка учителя-предметника к грамотной работе с НИТ, формирование медиаграмотности и медиакультуры, широкого поля информационной компетенции, куда входит и детская журналистика, и компьютерная анимация, и основы фото- и видеомонтажа, и дизайн электронных средств обучения.

 

Обращение к современным технологиям диктует особое внимание к информационной среде.

 

Медиасреда (среда, образуемая средствами массовой информации) окружает нас и во многом определяет наше сознание. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки подростков, воздействует на основы их мировоззрения. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» - рекламы, СМИ, Интернета на сегодня не приносят желаемых результатов – невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Поэтому подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Одна из основных задач современной школы – научить его этому.

 

В рамках проектной деятельности предполагается включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этого проекта требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

 

Отсюда вытекают цели разработки элективных курсов в форме творческого проекта:

 

  • обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде:
  • освоение медиакультуры педагогами;
  • формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на сознание) у взрослых и подростков;
  • создание медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками.

 

Конкретными задачами являются:

 

  • умение адаптироваться в медиасреде;
  • освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов;
  • формирование критического мышления, умения анализировать медиатексты;
  • формирование критической компетенции (в том числе осознание последствий воздействия сообщений СМИ на психику и мировоззрение).

 

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа, позволяющей использовать современные педагогические технологии, максимально реализуя самостоятельность учащихся, а также эффективное использование современного программно-методического обеспечения. Выстраивая учебно-воспитательный процесс, необходимо не только совершенствовать материально-техническую базу образования, создавать новое информационно-коммуникативное пространство для учителя и ученика – медиатеки, но и специально готовить учителя к интенсивной работе с новыми информационно-коммуникативными технологиями, в том числе с активным использованием материалов средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе. Новая техника требует интенсивного освоения ее возможностей и осознания перспектив развития образовательной среды.

 

Образовательный процесс по сути является многопрофильным – т.е. ориентированным и на гуманитарное, и на естественноматематическое направления деятельности. Таким образом, мы приходим к следующим критериям оценки интегративной системы информационного взаимодействия:

 

  • формирование коммуникативной компетентности учащихся в системе учебно-познавательной деятельности, умения работать в группах, выполнять работу по проектам;
  • интеграция основного образования во внеурочную деятельность;
  • усиление интеграционных связей между предметами;
  • формирование навыков свободного владения источниками информации на разных носителях;
  • углубление знаний и развитие общеучебных умений;
  • развитие мотиваций обучения;
  • развитие творческих способностей учащихся.

 

Это определяет необходимость совершенствования системы взаимодействия базового, дополнительного, профильного образования : разработку новых программ элективных курсов, создание и координацию новых областей предметного взаимодействия. Чрезвычайно важным фактором является и система оценивания учебных достижений , которая на современном этапе нуждается в поиске новых форм и методов оценки знаний и умений учащихся. Оценка проектной деятельности требует внимания как к области непосредственных знаний, так и к эстетическим аспектам оформления проекта и информационным умениям. Она затрагивает области социализации и самоопределения личности, реализации творческого потенциала учащихся в формах, оптимальных для современного этапа развития образования.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн