Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Першина О.А. Урок-исследование по теме «Нам не дано предугадать…». Жизнь и судьба Т.С.Мальцева

Автор: 
Першина Ольга Александровна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №57» города Кургана

Урок-исследование по теме «Нам не дано предугадать…». Жизнь и судьба Т.С.Мальцева

 

Аннотация

В современном образовании серьезно задана установка на личностно-деятельностное обучение, когда знание рассматривается как средство развития ребенка. Конечно, в основе литературного и языкового образования лежат специальные умения и навыки, однако для учителя сегодня становятся особенно важны внутренние ресурсы урока, своеобразные надпредметные умения, связанные в том числе с технологией обработки информации, ее структурированием, освоением. Закономерным становится обращение к урокам-исследованиям, которые позволяют целенаправленно формировать подобные ключевые компетенции. Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования: мотивация, постановка исследовательской задачи, работа в группах по поиску нужной информации и преобразованию ее под необходимым углом зрения, представление найденных фактов, их систематизация, обобщение, проверка откорректированной гипотезы, рефлексия. Уроки, организованные на основе исследовательской деятельности, всей своей логикой развивают познавательскую активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению, обеспечивающие и в дальнейшем их активность и самостоятельность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Предлагается отводить на урок-исследование 2 часа учебного времени (сдвоенные уроки).

Первое исследование показывает, как, реализуя региональный компонент в преподавании русского языка, решать задачи, поставленные в школьной программе (урок русского языка в старших классах об особенностях жанра газетного портретного очерка), второй – классическое исследование о романе И.А.Гончарова «Обломов».

 

Урок №1
Тема: «Нам не дано предугадать…». Жизнь и судьба Т.С.Мальцева. (По очерку Г. Леонтьева «Ждет доктора степь», опубликованному в курганской газете «Новый мир» в августе 2005 года.)

Тип урока:

  • урок-исследование.

Цель урока:

  • развить представление об особенностях портерного очерка как газетно-публицистического жанра.

Задачи урока:

  • найти и прокомментировать стилевые особенности портретного очерка в материале Г.Леонтьева «Ждет доктора степь»;
  • выявить черты нравственного облика Т.С. Мальцева и оценить их с точки зрения современных читателей;
  • формировать гражданско-патриотическое чувство;
  • охарактеризовать роль СМИ в формировании общественного сознания и идеалов нации;
  • развивать исследовательскую позицию личности;
  • сформулировать философскую идею о бесконечности познания и субъективности знания;
  • совершенствовать навыки мыслительной деятельности;
  • развивать навыки делового общения, культуру взаимодействия.

Сообщение темы урока.
Как понимаете эту тютчевскую строчку?
– Очерк, на основе которого построен наш урок, опубликован в курганской областной газете «Новый мир». Знаменитый тютчевский афоризм в немалой мере относится и к судьбе самой газеты. Этой темой заинтересовались ученицы нашего класса и подготовили сообщение об истории газеты.

Сообщение о судьбе газеты.
(Девочки демонстрируют и комментируют компьютерную презентацию к своему сообщению о том, как газета меняла название в разные эпохи советской истории.)

– Какова роль газеты в нашей жизни? Информирование с одновременным воздействием на читателя, внушением ему определенных идей; просвещение.
Насколько объективно в газете подается информация об общественно-политических событиях? Очень важна позиция газеты, позиция журналиста.

Как объективно оценить вклад исторической личности, какой был наш земляк Т.С.Мальцев, в свою эпоху? – вот главный вопрос сегодняшнего урока.

– Можем ли мы охарактеризовать через тютчевский афоризм судьбу и деятельность Мальцева? Пока вы вспоминаете известные вам факты о Мальцеве, посмотрим подборку фотоматериалов из книги «Служу тебе, земля моя», о которой вспоминает автор очерка «Ждет доктора степь» (Демонстрация видеоряда, песня Я. Френкеля «Поле, русское поле…»). Многое из того, за что ратовал Мальцев, оказалось вычеркнутым из жизни. Наш герой переживал этот трагический итог своей деятельности на благо Родины.

– В поисках ответа на вопрос урока вдумчиво работаем с портретным очерком Г. Леонтьева «Ждет доктора степь» в группах. Но сначала вспомним, что мы уже знаем об особенностях портретного очерка как газетного жанра? Ученики называют основные особенности жанра, его стилевые черты, записывают факты на отдельных листах, прикрепляют к доске.
Распределите отмеченные факты-суждения на группы, по каким основаниям возможно объединение суждений о портретном очерке?
1) Представление о герое очерка.
2) Представление об авторе очерка.
3) Языковые средства жанра, стилевые черты.

Работа в группах.
В своей главке найти факты по каждому из направлений, выписать их на отдельном листке. Представление найденных фактов начать с ответа на вопрос, как заголовок очерку соотносится с содержанием каждой главки.
Представление найденных фактов.
– Вспомним особенности публицистики. Какова главная цель писателя-публициста? Сформировать отношение к общественно-значимым проблемам, побудить читателя к определенным поступкам, действиям, необходимым для решения проблемы, формировать общественное сознание.

– Удалось ли это автору очерка о Т.С.Мальцеве Г.Леонтьеву? Оцените найденные в результате групповой работы факты?
В каждой главке автор Григорий Леонтьев развивает представление читателя о своем герое, мастерски используя языковые возможности газетной публицистики. Но при этом сам журналист предпочитает не давать прямых оценок (местоимение Я использует только в тех случаях, когда вспоминает личные встречи с героем), как бы отходит на второй план, чтобы читатель мог самостоятельно составить суждение о герое очерка, его нравственных принципах, его исканиях, решить, может ли этот герой быть нравственным идеалом для современников.

– Оцените, насколько удачен заголовок к очерку? Преломляется ли он в каждой из главок, как целое состоит из частей? В каком значении журналист использует слово доктор в заголовке? Помогает ли читателю двойной эпиграф?

– Вспомним  вступительную главку, где Г.Леонтьев объясняет, почему он решился написать еще один «очередной» материал к юбилею своего знаменитого земляка. Перечитать вступительную главку. Чего хотел автор очерка, почему он откликнулся на замечание пожилой учительницы, в чем видел ценность своего материала? Дать объективное представление о Мальцеве. Удалось ли выполнить эту задачу? Много воспоминаний о личных встречах, разговорах, совместно проведенных днях, встречах Мальцева с другими людьми, которым был свидетель журналист, много фотоматериалов.

– В чем, по мнению журналиста, историческая заслуга Мальцева? Подумайте, как вступительная главка помогает ответить на этот вопрос? Дело Мальцева не забыто. Главное – он показал, что хозяйничать на земле нужно мудро и с любовью. Именно так относится к земле пожилая учительница.

– Может ли и должен ли человек вмешиваться в общественно-политическое развитие страны? Удалось ли это Т.С.Мальцеву?

– Каким увидели Мальцева его знаменитые современники? Какие суждения о нем высказывали? Что заинтересовало из материалов очерка?

– Каким рисовали образ знаменитого полевода средства массовой информации? Как формировали представление о нем у современников? Какие факты из очерка вам запомнились? Например, приезжавшие к Мальцеву люди не верили, что герой страны может жить в таких нищенских условиях. Порой приходилось искажать некоторые реальные факты, такие как сложные взаимоотношения с партийным руководством области.

–Каким увидел и запомнил Мальцева журналист Г.Леонтьев? Главное в характере Мальцева – мучительные раздумья, боренья, поиски и находки. Дело всей его жизни – забота о земле и о человеке. Целеустремленная и сильная личность. Мужественный человек.

– Из каких источников мы на сегодня получили информацию о герое нашего урока? (а-в – представление об исторической личности.)
а) Газета, СМИ;
б) воспоминания современников;
в) фотолетопись жизни героя;
г) книги Мальцева.

– Что еще можно сделать для получения дополнительной информации?

– Как объективно оценить вклад исторической личности в свою эпоху? Любая оценка субъективна. Чтобы составить более-менее полное представление о человеке, нужно собрать как можно больше информации из разных источников. Пусть информация окажется противоречивой – это только подстегнет дальнейший поиск. Газеты и другую публицистику всегда нужно читать вдумчиво.

Итоги урока.

  • Мы углубили представление о портретном очерке. Что нового мы открыли для себя в этом газетном жанре?
  • Благодаря очерку мы увидели нашего знаменитого земляка по-новому. Чем вам интересен этот человек? Чему можно у него поучиться?
  • Задумались о том, как непросто правдиво рассказать об исторической эпохе и исторической личности, сделали первые наблюдения о том, как получить объективное  представление об историческом герое или факте.
  • Каким путем мы пришли к этим суждениям и новым знаниям? Постановка проблемного вопроса – первые гипотезы. Актуализация известного, группировка изученного материала. Дальнейшая  вдумчивая работа с текстом в группах. Обмен найденными фактами и обобщение информации. Построение схемы. Возвращение к главному вопросу урока и вторичное его осмысление.
  • Какой вид работы показался интересным и чем? Какие знания, на ваш взгляд, будут особенно важны в будущем?

 

Урок №2
Тема: Художественная деталь в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Тип урока:

  • урок-исследование.

Цель урока:

  • развить представление о роли художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Задачи:

  • найти и прокомментировать функцию таких художественных подробностей, как халат Обломова и пыль в его доме как символы постыдного безделья героя, книги в его интеллектуальной жизни, сирень как поэтический символ его любви к Ольге Ильинской;
  • развить представление о сложном характере главного героя и неоднозначном  отношении к нему автора;
  • связать наблюдения о роли художественной детали с природой словесного искусства;
  • развивать исследовательскую позицию личности;
  • совершенствовать навыки мыслительной деятельности;
  • развивать навыки делового общения, культуру взаимодействия в группе.

1. Мотивация.
– Слово деталь широко используется в нашем повседневном обиходе. Приведите примеры словосочетаний с этим словом… Что же такое  деталь? Как прокомментируете значение слова? (Мелкая составная часть чего-либо, подробность, частность – из франц.)

– Будет ли без какой-нибудь детали работать электрический чайник, телевизор? Могут ли произвольно изменяться детали в этих системах?

– Художественное произведение – это тоже система, единство, а художественная деталь – часть этой системы, часть того художественного мира, который показывает автор. Роман И.А.Гончарова «Обломов» вместил себя всю жизнь главного героя: от рождения и до смерти. В жизни любого человека масса подробностей, деталей. Но описывать их все автор не считает нужным. По какому принципу происходит отбор художественных деталей? Какую роль выполняет художественная деталь в романе И.А. Гончарова? – это главный исследовательский вопрос нашего урока. (Учитель прикрепляет к доске заранее приготовленный большой бумажный вопрос с формулировкой данной проблемы и предлагает детям высказать свои предварительные предположения по этому поводу. Гипотезы учащиеся озвучивают, записывают на отдельные листы бумаги и прикрепляют к доске рядом с вопросом.)

 

2. Работа в группах по поиску фактов и заполнению рабочего листа.
 Эпизод. Дать название эпизоду, сцене. Зачем нужна автору данная деталь в эпизоде?  Эпизод. Дать название эпизоду, сцене. Зачем нужна автору данная деталь в эпизоде?  Эпизод. Дать название эпизоду, сцене. Зачем нужна автору данная деталь в эпизоде?

Вывод.
Обобщите свои наблюдения о роли художественной детали в романе. Почему автор последовательно обращает внимание читателя на определенную подробность? Изменяется ли эта подробность в ходе повествования? Как через деталь «освещаются» характеры героев и их судьбы?

 

3. Представление результатов.
Учитель на рабочем листе для группы может подсказать ключевые сцены, в которых «работает» та или иная деталь. Каждая группа анализирует роль одной из деталей.

Халат. 1,I; 3,III; 3,V1; 3,ХII; 4,VI.
Халат в глазах Обломова имеет массу неоспоримых достоинств, т.к. вполне соответствует роду занятий его владельца – «лежанию». Во время романа с Ольгой халат становится  символом постыдного безделья и заброшен Ильей Ильичем. Заброшен, но не выброшен и починен Агафьей Матвеевной. Обломов снова надел халат в день окончательного разрыва с Ольгой. Итак, деталь отмеривает, скрепляет этапы жизни героя. Деталь вырастает до символа и помогает увидеть глубинную суть характера героя. В конце повествования Гончаров дает описание истасканного. Поношенного халата. Описание халата позволяет почувствовать отношение автора к своему герою: ирония 1 части сменяется сложной гаммой чувств, выраженной в последнем описании, среди которых доминирует сожаление.

Пыль. 1,I; 2,II; 3,II; 3,VII.
Обломов ведет войну с пылью и проигрывает ее. Странным кажется, что в период «духовного пробуждения» героя пыль все равно остается подробностью его быта. У читателя появляется предчувствие, что Обломов не устоит перед соблазном возвращения к прежней, спокойной жизни. Так и случилось. Деталь снова становится символом.

Книги. 1,I; 2,V; 2,IХ; 3,VII.
Книга характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории.

Сирень. 2,VI-VIII; 2,IХ; 4II; 4,VI; 4,Х.
Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, заставляет задуматься о глубинной общности таких противоположных натур, как Штольц и Обломов, Обломов и Ольга, показывает отношение автора к герою.

 

4. Связывание информации. Классификации. Обобщение.
– Комментируя искусство художественной детали, критики предлагают такую классификацию: сюжетные, описательные и психологические детали. Оцените с этой точки зрения детали у Гончарова. (Сюжетные, т.е. отмеряющие вехи в жизни героя, динамические – письма, книги; описательные – пыль, халат; психологические – сирень.)

Есть ли общая идея, в которой бы была прокомментирована роль таких различных деталей в романе? Чего хочет автор, отмечая ту или иную художественную подробность от сцены к сцене?

Детали Гончарова не единичные, а повторяющиеся подробности. Поэтому рассматриваемый объект наполняется глубоким содержанием. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет нужной стороной, раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Одна только деталь через возникающие ассоциации способна воспроизвести весь предмет в его целостности. Такова природа словесного искусства. Деталь у Гончарова становится символом, обобщением, лейтмотивом.

 

5. Проверка первичных гипотез и рефлексия.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн