Вы не зарегистрированы

Авторизация

Сетевой журнал "Интернет и образование"



Егорова М.В. Работа с циклами в графическом исполнителе «Стрелочка»

Автор: 
Егорова Марина Викторовна
Место работы: 
учитель информатики, Набережные Челны, Республика Татарстан

 

Работа с циклами в графическом исполнителе «Стрелочка». Информатика, 9 класс

 

Данный урок проводится в 9 классе по теме «Работа с циклами графическом исполнителе «Стрелочка»  по программе « Информатика и ИКТ 8-9» И.Г. Семакина. К моменту проведения урока учащиеся уже имеют опыт работы с цифровыми образовательными ресурсами на интерактивной доске. Использование ЦОРов делает урок более привлекательным для учащихся, позволяет экономить время урока, обеспечивает его плотность и насыщенность заданиями как обучающего, так и развивающего характера. Использование ИКТ и ЦОР на данном уроке позволяет активизировать внимание, усилить мотивацию учащихся. Урок был проведен с использованием интерактивной приставки Mimio, что не помешает с легкостью реализовать его в любой модели ИД.

Тема урока: Работа с циклами в графическом исполнителе «Стрелочка».
Класс: 9
Цели урока:

  • способствовать формированию у учащихся умения составления алгоритма с использованием вспомогательных алгоритмов и циклов;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся, навыков работы на компьютере;
  • содействовать воспитанию культуры поведения при фронтальной работе.

Задачи урока:

  • способствовать формированию у учащихся умений работы на интерактивной доске, в среде графического исполнителя «Стрелочка»;
  • способствовать развитию умений самостоятельной работы;
  • содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • интерактивная приставка Mimio;
  • проектор;
  • маркерная доска;
  • карточки с заданиями;
  • учебник Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс»;

Приложения

ЦОРы к учебнику «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л:

  • графический исполнитель "Стрелочка" (N 126121);
  • конструирование циклического алгоритма "Рамка" в среде исполнителя "Стрелочка" (N 126144);
  • задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (1 уровень сложности) (N 125822);
  • задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (2 уровень сложности) (N 126111);
  • задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (3 уровень сложности) (N 126800);
  • домашнее задание N21 (N 126792);
  • презентация «Зрительная гимнастика»;
  • кроссворд по теме: "Управление и алгоритмы" (N 126802).

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Загрузить необходимые ЦОРы в ПК учащихся в соответствующую папку (у каждого учителя своя методика хранения учебных материалов).
  2. Подготовить ЦОР, необходимый для проведения урока.
  3. Подготовить к использованию презентацию «Зрительная гимнастика».
  4. Распечатать карточки с заданиями для практической работы.
  5. Распечатать тексты домашнего задания для тех учащихся, у которых нет дома ПК.

План урока:
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Подготовительный этап – 1 мин.
3. Повторение и проверка домашнего задания – 15 мин.
4. Практическая работа (с перерывом на физкультминутку) – 25 мин.
5. Информация о домашнем задании – 1 мин.
6. Подведение итогов урока – 2 мин.

Ход урока:

1.  Организационный этап.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, пожелание хорошего рабочего настроения.
Фон на экране оказывает дополнительное эмоциональное воздействие.

2. Подготовительный этап.
Сообщение темы, целей урока, мотивация учащихся к выполнению практического задания (тема и план урока записаны на доске).

3. Повторение и проверка домашнего задания.
Повторение и проверка домашнего задания проводится с помощью выполнения практического задания на ПК и фронтального опроса.
Несколько учащихся (те, у которых возникали трудности при выполнении заданий на предыдущем уроке) выполняют задание на компьютере, с остальными проводится фронтальный опрос. Закончив выполнение практического задания, учащиеся присоединяются к фронтальной работе. Правильность выполнения задания учитель проверяет с помощью функции ЦОРа «Открыть верное решение». (Не забыть сделать пометку о выполнении задания).

Задания для практического выполнения:
ЦОР «Конструирование циклического алгоритма "Рамка" в среде исполнителя "Стрелочка"» (126144): нарисовать прямоугольную рамку по краям поля, используя процедуры и циклы.
(Задание с указанием названия ЦОРа и местом его нахождения в ПК оформить в виде карточки).

Фронтальный опрос:
Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания (Приложение_1). Все остальные (не работающие за ПК) следят за правильностью выполнения заданий и, если не согласны, поднимают руку. Учитель делает себе пометки о работе каждого ученика.
В ходе выполнения заданий учитель следит за правильностью выполнения заданий,  и оказывает консультационную помощь по работе с доской.

Содержание  экрана

Действие учителя

Действия учеников

Использование возможностей интерактивной доски

Задание 1.
На экране разбросаны слова, из которых надо собрать определения понятия «Алгоритм».

Озвучивает задание:
«Составить из слов определение понятия «Алгоритм».

1. Ученик составляет понятие «Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату».
2. Открывает следующий экран.

Перетаскивание объектов.

Задание 2.
На экран выведены слова: дискретность, эстетичность, абстрактность, определенность, понятность, результативность, массовость, неопределенность, лаконичность. 

– Зачеркните понятия, не являющиеся свойствами  алгоритма.
– Дайте определение свойствам алгоритма.

1. Ученик зачеркивает  лишние слова.
2. Ученик сам или с помощью одноклассников формулирует свойства алгоритма.
3. Открывает следующий экран.

Работа с инструментом Маркер.

Задание 3.
На экране размещены объекты - понятия и определения: исполнитель, линейный алгоритм, вспомогательный алгоритм, цикл, цикл с предусловием.

– С помощью инструмента Стрелка соедините понятие с его определением.

1. Ученик подбирают данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.
2. Открывает следующий экран.

Работа с инструментом Линия.

Задание 4.
На экране разбросаны элементы блок-схем.

– Соберите из предложенных элементов  структуру цикла с предусловием, не забудьте вписать недостающие элементы.

1. Ученик собирает блок схему цикла с предусловием.
2. Ученик вписывает недостающие элементы.
3. Проверяет правильность выполнения задания, открывая скрытую часть экрана.
4. Открывает следующий экран.

Перетаскивание объектов. Работа с электронным пером.
Применение затенения экрана (шторка) для скрытия правильного ответа.

Задание 5.
На экране среда ГРИС «Стрелочка» и рисунок фигуры, которую нужно нарисовать.

- Используя вспомогательный алгоритм, запрограммируйте рисование фигуры.
– Актуализирует основные алгоритмы работы в среде ГРИС «Стрелочка».
– Направляет работу учащихся.

Ученик работает в среде ГРИС «Стрелочка», остальные учащиеся помогают при необходимости советами.
Если возникнут трудности с выполнением задания, то вызвать другого ученика.

Работа стикером с интерактивным ЦОРом на доске.

Обоснование использования интерактивной доски на этапе:
Использование интерактивной доски на этапе повторения и актуализации знаний положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания. Учителю легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке. Им очень нравится создавать различных образы, путем “собирания” их средствами доски, решать задачи на доске, выполнять задания на установку соответствий терминов, понятий.

4. Практическая работа.
Учитель рассказывает о ходе выполнения практической работы, на какие моменты необходимо обратить внимание при выполнении работы, раздает карточки с разноуровневыми заданиями. (Приложение_2).
Все варианты размещены на одном листе – ученики имеют возможность выбрать уровень на свое усмотрение.
В карточке два задания: первое выполняется в среде ГРИС «Стрелочка», второе – в тетради для практических работ.
Те ученики, которые сидят вдвоем за компьютером, работают в парах.
На доске работает ученик по индивидуальному заданию (ученик, нуждающийся в индивидуальной работе с учителем, в дополнительной учебной мотивации).
Через 15 минут после начала работы провести физкультминутку для снятия утомления глаз (Приложение_3). Выполнение физкультминутки можно сопроводить музыкой.
В ходе выполнения учитель оказывает консультационную помощь и оценивает работу учащихся.

5. Информация о домашнем задании.
Записать домашнее задание в дневник.
1. Выполнить в рабочей тетради домашнее задание N21 (N 126792) (Приложение_4).
2. Повторить § 30.
Напомнить (у учеников он записан в тетради) адрес сайта ЕКЦОР, можно и адрес самого ресурса. Для тех, у кого нет выхода в Интернет, раздать бумажный вариант ЦОРа.

6. Подведение итогов урока.
– Закончите фразу «Сегодня на уроке я …»
Выслушать 2-3 ответа.
– Подведем итоги сегодняшнего занятия. Все вы сегодня поработали хорошо, справились с заданиями: научились применять процедуры и циклы для построения фигур в среде ГРИС «Стрелочка» и получили такие оценки:
Объявление оценок учащихся…

Резерв:
Решение кроссворда на доске:
Кроссворд по теме: "Управление и алгоритмы" (N 126802).
Проверка правильности решения выполняется автоматически.

 

Прикрепленный файлРазмер
egorovamv.jpg1.8 Кбайт
egorova.rar931.06 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория