Официальный сайт mydebut 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Адамова Г.Н. Осложненные предложения (разработка урока русского языка в 11 классе)

Автор: 
Адамова Галина Николаевна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

 

Осложненные предложения (разработка урока русского языка в 11 классе)

 

Предмет: русский язык.

Класс: 11.

Тема: «Осложненные предложения».

Цели: систематизировать знания учащихся об осложняющих элементах простого предложения, совершенствовать умения выделять их в потоке речи, а также правильно употреблять знаки препинания в осложненных предложениях.

Ход урока.

I. Оргмомент.
- Сегодняшний урок пройдет в форме семинара, который будет состоять из двух частей.

1) Теоретическая часть.

Мы прослушаем выступления групп по плану.
- Как вы думаете какова цель урока?
- Чем могут быть осложнены предложения?
Группа 1. Краткая характеристика осложняющих членов предложения (обращения, однородные члены, вводные и вставные конструкции).
Группа 2. Обособленные члены предложения.
Группа 3. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Группа 4. Обособленные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Группа 5. Предложения с вводными и вставными конструкциями.
Группа 6. Предложения с обращениями.

2) Практическая часть.
- Каждая группа получит задания не по теме, которую готовила дома, о по любой другой. После выполнения задания группа объясняет, как она справилась с заданием, а другие оценивают и задают вопросы.

II. Основная часть урока.
Группа 1.
- Разделите лист в тетради на две колонки:

Обособленные
определения

Обособленные
дополнения

- Определите, какой член предложения обособляется, и запишите в соответствующую колонку.
1. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды.
2. Вместо ответа на какой – то запрос он (Зурин) захрипел и присвистнул.
3. Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его.
4. Сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в ряды красных.
5. Удивленный, он даже чуть было не приостановился.
6. Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам.
- Подчеркните обособленные члены предложения.
- Составьте предложения:
а) с однородными членами;
б) обобщающее слово перед однородными членами предложения;
в) обобщающее слово после однородных членов предложения.

Группа 2.
- Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните устно.
1. Старик, дядя Михайло как его называли ребятишки был высок, сутул и худ.
2. Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей не могла же она считать собеседником денщика сразу обрушила на них ворох городских новостей.
3. Человек шесть немцев им удалось сгруппироваться опасливо оглядываясь двигались в нашу сторону веером.
4. Моя душа я помню с детских лет чудесного искала.
5. Этот грустный  немощный человек на второй же день со всеми перезнакомился и как выразился о нем Степан Иванович сумел при этом к каждому подобрать свой особый ключик.
6. Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки приехала она ночью выставил удаленное охранение.
7. Где – то на улице горел костер и на нем как сказали Алексею калился большой валун.

Группа 3.
- Прочитайте текст.
- Составьте схему предложений с однородными членами.
- Подчеркните все вводные слова и словосочетания, укажите их значение (выписать в тетрадь)
- Выписать уточняющие члены предложения.
Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвертом. В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он открыл кладбище древних земноводных на далеком севере, в тридцать три стал доктором биологических наук. Ефремов – создатель тафономии, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.
Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по – новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далекое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды опережает свое время, А Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник. «Туманность Андромеды» – книга о романтике космического, вселенского, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях земной жизни через тысячелетия.

Группа 4.
Спишите предложения, расставляющие недостающие знаки препинания. Подчеркните уточняющие и однородные члены предложения.
- Назовите, какие еще обособленные члены предложения встретились в этих предложениях.
- Составьте предложения с однородными членами и обобщающим словом, стоящим после однородных членов.

1. От Урала до Дуная до большой реки колыхаясь и сверкая движутся полки.
2. Издали с востока шел скорый поезд.
3. Внизу в вестибюле угрюмо горела синяя маскировочная лампочка.
4. Ночью пришел поезд и увез Иванова и Машу в их сторону на родину.
5. Там, наверху жил маленький мальчик сын пекаря из депо.
6. В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды какие так свойственны северному побережью Черного моря.

Группа 5.
- Спишите. Подчеркните в каждом предложении обособленные дополнения.
- Охарактеризуйте последнее предложение по количеству грамматических основ, назовите их.
- Объясните, почему следующие примеры из произведений А.П. Чехова звучат смешно.

1. Подъезжая к сией станции глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
2. Когда он у вас в гостях сидит, так вы в его впившись глазами, словно в ангела какого-нибудь.
3. Добрые люди уже чаю напившись, а вы все никак глаза не продерете.
4. Церковь была заперши, и колокольню всю как есть полымем обхватило.
5. Будучи болен, некому мне даже воды подать.
- Запишите предложения в исправленном виде, объясняя знаки препинания.

Группа 6.
- Работа с текстом.
Из какого произведения взят этот отрывок текста?
Укажите обособленные приложения, обособленные определения.

В одно ясное, холодное утро Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собой пары три борзых, стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. В то же самое время Григорий Иванович Муромский, соблазняясь хорошей погодой, велел оседлать куцую свою кобылку и рысью поехал около своих англизированных владений. Подъезжая к лесу, увидел он соседа своего, гордо сидящего верхом, в чекмене, подбитом лисьим мехом, и поджидающим зайца, которого мальчишки криком и трещотками выгоняли из кустарника.
…Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.

Тест.
1) Члены предложения, которых поясняют другие члены предложения называют:
а) обособленными;
б) уточняющими;
в) однородными.
2) Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания называют:
а) обособленными;
б) уточняющими;
в) вводными.
3) Обращение может быть распространенным:
а) да;
б) нет.
4) Я, знаете ли, пришел не с пустыми руками.
- Подчеркнутая конструкция является:
а) вводным словом;
б) вставной конструкцией.
5) Каждый человек стремится к счастью. К счастью, погода изменилась.
- Знаки препинания расставлена верно:
а) только в первом предложении;
б) только во втором предложении;
в) в обоих предложениях.
6) В каком из вариантов все знаки препинания в предложении расставлены верно?
а) Здравствуй Ветер! Ветер здравствуй, ты куда летишь вихрастый, что поднялся до зари?
б) Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь вихрастый, что поднялся до зари?
в) Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь, вихрастый, что поднялся до зари?
7) Не нужно стремиться, чтобы в вазе стоял огромный букет… Научить ставить в вазу один, три, пять цветков (лучше нечетное количество), но так, чтобы они не только украшали друг друга, но и сочетались бы с вазой, и с цветком стен, и со всей обстановкой комнаты.
- В этом предложении словосочетание, заключенное в скобки, является:
а) вводным;
б) вставной конструкцией;
в) уточняющим членом предложения.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-а. 4-а. 5-в. 6-в. 7-б.
- Какие правила вы вспомнили, чтобы выполнить этот тест?

Объяснительный диктант.
- Проверьте свои знания и потренируйтесь в постановке знаков препинания.
- Сопоставьте схемы двух последних предложений.
- Сколько рядов однородных членов в 4-м предложении. Назовите их.
1. Снег, укрывший и лес, и травы и кустарники в сверкающую белизною горностаевую мантию, напугал тетерева.
2. Свою избенку Трифон отделал первой: починил крыльцо навесил новую дверь перебрал в сенях пол.
3. Грохот воды рев перекатов стремительный бег и нескончаемое эхо у скал – такое осталось впечатление от этой реки.
4. От Балтики до Тихого океана от Ледовитого океана до Памира всюду слышен этот мирный но исполненный сдержанной и тяжкой силы гул.
5. Но теперь в начале марта все и овраг, и лес и поляна было укрыто глубоким снегом.

III. Подведение итога.
- Какие выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока?
- Выставление оценок.
Домашнее задание: упр. 443 (п)


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн