Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Першина О.А. Блог в работе учителя-предметника. С чего начать?

Автор: 
Першина Ольга Александровна
Место работы: 
Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 57» г.Кургана
Контакты: 

 

Блог в работе учителя-предметника. С чего начать?

 

Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. Блог является одной из таких форм.

 

Блог – удачная площадка для совместного сотрудничества. Первое упоминание о блоге относят к 1992 году, а его массовое распространение началось с 1996 года. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют блоггерами(блогерами). (По материалам Википедии.)

 

Блоги разнообразны по своим целям, задачам и, соответственно, структуре. Например, на Pedsovet.org предлагается такая классификация: блог-черновик, блог-проект, блог-партия, блог-СМИ, блог-визитная карточка, блог-дневник, блог-ссылка и, наконец, просто блог. Поскольку блогостроительство в педагогическом пространстве только сейчас, по существу, начинает набирать обороты, то прямо на наших глазах рождаются блоги, не похожие на существовавшие ранее, не подходящие под предложенные стандарты. Инновационный потенциал этой деятельности в образовании чрезвычайно высок.

 

В текущем 2010-2011 учебном году учителями МОУ «Гимназия № 57» г.Кургана в ходе работы муниципальной экспериментальной площадки «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении» был запущен новый проект: в рамках одного из  школьных сайтов  открыт раздел «Блоги учителей». На примере моего участия в этой инициативе можно проследить роль самоуправления как фактора самовоспроизводства инновационной культуры педагога.

 

Свой образовательный блог на www.gmn57.ucoz.ru я начала вести с сентября 2010 года. Поскольку мой блог родился, растет и крепчает в рамках школьного сайта «Открытое образование» и пока не перерос в самостоятельную структуру (сайт), целесообразнее считать его микроблогом.  Сайт более сложен и разнообразен по формам организации материала и общения (новости, блог, форум, гостевая книга, каталог сайтов и т.д.), по моему мнению, браться за него начинающему пользователю рано. Структура моего микроблога задана модератором сайта, она постоянна и проста, мне не надо думать об организации разделов, подразделов, переходов между страницами и т.д.  Проста она и для моих учеников, ради которых я этот блог и задумывала. Этот проект я рассматриваю как ресурс в преподавании русского языка и литературы, цель которого – повышение интереса к предмету у моих учеников. Об этом я и рассказала в первой новости через нехитрое стихотворение собственного сочинения:

 

Учеба, здравствуй! Школа, здравствуй!
Идем за знаньями в поход!
Сегодня праздник, школьный праздник:
Зашли к учительнице в блог!

 

Все материалы в моем микроблоге можно классифицировать по той роли, которую они призваны играть в учебном процессе:

  • информация о ходе изучения программного материала («Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», «Вот это футбол!», «Демонстрационный вариант теста по теме…», «Вечные темы русской литературы», «Пролог русской литературы», «Знатоки былин»);
  • дистанционные домашние задания («Величие подвига жен декабристов. К изучению поэмы Некрасова», «Вот это футбол!», «Напиши мне письмецо», «Работа над ошибками», «Вечные темы  русской литературы»);
  • творческие работы («Мастерская творческого письма «Так ведущее нас провиденье указало»,   «Осторожно: людоеды», «Былины. Наше творчество», «Речевая практика. Прозвища»);
  • исследования («Подготовка к уроку внеклассного чтения по рассказу А.Захарова», «Изучаем фольклор»);
  • работа с одаренными детьми, учениками, проявляющими повышенный интерес к предмету («Подготовка к городской олимпиаде по литературе», «Подготовка к городской олимпиаде по русскому языку», «Даешь еще одну олимпиаду!», «Готовимся к олимпиаде УРФО»);
  • публичные отчеты о внеклассной работе («Итоги Года детского чтения в Кургане», «Итоги городского тура Всероссийской олимпиады», «Слово о хлебе»).

 

Кроме того, блог дает мне возможность оказывать заинтересованным ученикам индивидуальную консультативную помощь в освоении вопросов школьной программы. Те пробелы в знаниях, которые выявляются у ученика в ходе выполнения предложенных дистанционных заданий, учитель может откорректировать достаточно оперативно. В качестве примера можно привести переписку с ученицей 7 класса Дианой по поводу творческой работы «Рецепты из поваренной книги людоеда» (пост «Осторожно: людоеды»).


5 Diana   (30.11.2010 20:22)
Мне очень понравились рецепты из "Книги о вкусной и здоровой пище людоеда" Г.Остера, и я решила прочитать их все. Они такие интересные и смешные! Особенно мне понравились рецепты "Ягодный джем с негодницами" и "Упоенная собой школьница" Недавно посидела, подумала и решила тоже написать.
Избалованная девочка под шубой.
Взять очень избалованную девочку, сварить. Затем нарезать кубиками, предварительно сваренные овощи. Уложить постоянно капризничающую девчонку на тарелку, полить майонезом, выложить сверху варёные овощи и ещё раз полить всё майонезом. Салат можно украсить парой розочек, вырезанных из разноцветного платьица девочки.
[Ответить]

 6 pero   (30.11.2010 20:24)
Молодец, что добралась до первоисточника! Так держать! Обрати внимание на пунктуацию при причастных оборотах перед определяемым словом. Я насчитала 3 таких конструкции. Один раз знаки выставлены неверно.

7 Diana   (30.11.2010 21:33)
Я нашла свою ошибку. В предложении "Затем нарезать кубиками предварительно сваренные овощи" запятая после слова кубиками не нужна, потому что причастный оборот стоит перед определяемым словом. Причастный оборот выделяется запятыми только тогда, когда он стоит после определяемого слова.
[Ответить]

 8 pero   (01.12.2010 12:21)
Молодец! Оценка "отлично".

9 Diana   (01.12.2010 22:15)
Спасибо.
[Ответить]

 

Безусловно, ценность записей в блоге (постов) обыкновенного учителя для педагогического сообщества в целом невелика. Однако блог может и должен стать для учителя действенным инструментом  формирования и развития инновационной культуры педагога. Этому способствуют следующие особенности блоговой среды:

  • публичность, которая отличает блог от обычного, рядового заседания методического объединения, делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;
  • интерактивность, открытость - возможность оставлять к записям в блогах комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от учеников, родителей, коллег, отвечая на комментарии;
  • аналитичность, рефлексивность; структура блога способствует тому, чтобы отслеживать изменения, происходящие в жизни коллектива или в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога);
  • авторство – возможность представить свой опыт работы, выразить свою позицию;
  • «перемешивание», которое позволяет в формате блога  объединять содержание нескольких авторских блогов на одной странице, что дает возможность  сравнивать свою работу с работой коллег.

 

Все эти особенности делают блог для педагога привлекательной инновационной площадкой.
Хотя мой интернет-проект еще очень молод, он содержит порядка 30 постов, а значит, можно подвести некоторые итоги. Анализируя работу блога, целесообразно опираться на критерии оценивания блогов, выработанные в рамках Всероссийского открытого конкурса «БлогоРазумие», организованного корпорациейIntel в 2009 году. Результаты анализа блога представлены в таблице 1.
Таблица 1

Критерий

Результат

1.  Образовательная направленность. Авторы публикуют сообщения, содержание которых связано с обучением. При этом нет жесткого ограничения на представление материалов только про школьную практику.

Из  30 постов только 2 напрямую не раскрывают эту направленность: один из них «С Новым годом», другой «Начало учебы» также поздравительного, этикетного характера. Однако в рамках последнего поста (а побольшому счету он был заголовочным постом в моем блоге) пользователям предлагалось поучаствовать в опросе «Что вы советуете почитать подроскам?» Данный опрос напрямую выводит нас к вопросам преподавания литературы в школе.

2.  Оперативность сообщений. Авторы публикуют свои сообщения регуляр-но, сообщения отражают актуаль-ные на сегодня вопросы.

Самый длительный временной интервал между постами 10 дней, а самый минимальный – 3 новости в течение одного дня. Оперативность сообщений в среднем составляет 4-5 дней. Все посты были связаны с теми образовательными вопросами, которые возникали в обучении.

3.  Классификация сообщений. Авторы используют теги (ярлыки), которые облегчают читателям навигацию по блогу.

Поскольку микроблог является частью раздела «Блоги учителей» сайта «Открытое образование» гимназии, навигация внутри него предельно проста, теги не используются.

4.  Интерактивность. Авторам удается поддерживать обратную связь и диалог с читателями. В комментариях к блогу ведется живое обсуждение.

Среди постов выделяются новости информативного характера - закрытые, внутренне самодостаточные, исчерпывающие по типу подачи информации - и открытые, предполагающие активное участие в обсуждении вопроса. Наибольшее количество откликов вызвали опрос «Что вы советуете читать подросткам?» (18),
http://gmn57.ucoz.ru/blog/123/2010-09-13-1,  
задание «Осторожно: людоеды» (16)
http://gmn57.ucoz.ru/blog/ostorozhno_ljudoedy/2010-11-26-24 и дистанционная работа над ошибками «Вот это футбол!» (12) http://gmn57.ucoz.ru/blog/vot_ehto_futbol/2010-11-30-29

5.  Мультимедий-ность. Авторы используют различные формы представления информации: видео, фотографии, карты, опросы. 

В блоге используются следующие виды представления информации:
- флеш-ролики: «Кое-что о Гоголе»
http://gmn57.ucoz.ru/blog/koe_chto_o_gogole/2010-12-03-31,
«Пролог русской литературы»
http://gmn57.ucoz.ru/blog/prolog_russkoj_literatury/2010-09-29-13;
- фотографии: «Слово о хлебе»
http://gmn57.ucoz.ru/blog/slovo_o_khlebe/2010-11-19-22,
«Итоги Года детского чтения в Кургане» http://gmn57.ucoz.ru/blog/itogi_goda_detskogo_chtenija_v_kurgane/2010-12-08-33;
«Величие подвига жен декабристов. К изучению поэмы Н.А.Некрасова. 7 класс»
http://gmn57.ucoz.ru/blog/velichie_podviga_zhen_dekabristov_k_
izucheniju_poehmy_n_a_nekrasova_7_klass/2011-01-24-48
- опрос «Что вы советуете читать подросткам» не предполагает выбора из нескольких вариантов ответа.

6.  Письмо. Авторы пишут литературным языком, блог читается с интересом.

Автор пишет литературным языком с учетом своей аудитории (ученики 7-х классов), блог читается с интересом Общее количество обучающихся 7-х классов - 50 человек; посты-рекордсмены по посещаемости: «Демонстрационный вариант теста по теме «Причастие» - 320, «Речевая практика. Прозвища» - 229, «Подготовка к городской олимпиаде по литературе» - 154, опрос «Что вы советуете читать подросткам» - 136, «Напиши мне письмецо» - 120, «Наше творчество. Былины семиклассников» - 120, «Даешь еще одну олимпиаду» – 116.

7.  Новаторство. В оформлении блога используются новые технические возможности - микроблоггинг, RSS потоки и новинки, о которых не догадывались организаторы конкурса.

Критерий не просматривается. Такая задача блогером не ставилась. Структура микроблога задана модератором сайта, она постоянна и проста, разделов, подразделов, переходов между страницами и т.д. не организуется. Структура проста  и для учеников - пользователей блога.

8. Исследование. Авторы организуют исследовательскую деятельность, используя для этого сетевые ресурсы, специализированые сервисы и внешних экспертов.

В блоге представлены посты, ориентированные на исследовательскую деятельность пользователей с привлечением сетевых ресуросов:
пост «Готовимся к Олимпиаде УРФО
http://gmn57.ucoz.ru/blog/gotovimsja_k_olimpiade_urfo/2010-10-22-17
Пост «Изучаем фольклор»
http://gmn57.ucoz.ru/blog/izuchaem_folklor/2010-09-21-6
пост «Готовимся к уроку внеклассного чтения по рассказу А.Захарова»
http://gmn57.ucoz.ru/blog/7_klass_podgotovka_k_uroku_vneklassnogo_chtenija_
po_rasskazu_a_zakharova/2011-01-24-49

 

Таким образом, анализируемый микроблог, созданный специально для поддержки учебного процесса,   реализует свою главную задачу – поиск и использование новых приемов и видов учебных заданий, направленных на развитие мотивации к предмету у обучающихся. Проект развивается успешно, востребован заинтересованными сторонами учебного процесса, уже «созрел» для того, чтобы приобрести большую самостоятельность, а с ней и более разнообразные технические возможности. Даже если навыки работы в интернет-среде у автора, на первый взгляд, недостаточны, их всегда можно развить: существует достаточное количество солидных сайтов, в том числе и в педагогическом интернет-сообществе, имеющих и  успешно реализующих дистанционные курсы по сайтостроению.
По отзывам коллег по методическому объединению,  даже такой скромный микроблог служит источником новых идей и методических приемов. Работая в блоге, учитель конструирует свою профессиональную личность, работает над теми вопросами, которые находятся в его «зоне ближайшего развития». Ведение блога подталкивает к постоянному освоению нового, является мощным фактором развития инновационной культуры педагога.

Источники:

  • Понятие блог:

 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3

  • Критерии оценки блога

 https://docs.google.com/View?id=dcnfb3ct_87c72282gb

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн