Официальный сайт openw 24/7/365

Худякова О.И. Построение графика квадратичной функции (математика, 8 клаcc)

Автор: 
Худякова Ольга Ивановна
Место работы: 
учитель математики I квалификационной категории МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

Построение графика квадратичной функции (математика, 8 клаcc)

Предмет: математика.
Класс: 8.
Тема: Построение графика квадратичной функции, заданной формулой

Тип: комбинированный урок (проводится после изучения темы по построению графиков неполной квадратичной функции).
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Цели

Обучающие

  • проверить знания, умения и навыки построения графика  квадратичной функции, заданной формулой
  • внедрить алгоритм построения графика квадратичной функции, заданной формулой
  • отработать алгоритм при построении графиков квадратичной функции.

Развивающая

  • продолжить работу по развитию умения работать с книгой, сравнивать; развивать коммуникативные связи, информационную грамотность, логику.

Воспитательная

  • стимулировать учащихся к самооценке образовательной деятельности, вызывая чувство самопознания, самоопределения и самореализации.

Оборудование

  • Доска, компьютеры, экран с проектором, карточки с алгоритмами.

Замечание

  • За неделю до урока в классе создана группа из сильных учащихся для подготовки презентации «Построение графика полной квадратичной функции» Учащиеся, применяя знания, полученные на уроках информатики, и с помощью учителя, подготовили программу для поэтапного построения графика. Остальные учащиеся разделены на две группы (примерно одинаковые по количеству): более слабые (первая) и сильные (вторая).

Ход урока

1) Организационный момент

  • Учитель формулирует тему и цели урока, сообщает план работы, который проецируется на экран и по мере выполнения стираются пункты плана. Учащиеся записывают число и тему урока в тетради.

Работа по плану

  • Работая устно, вспоминаем решение уравнений.
  • Учащиеся проверяют свои знания по построению графика квадратичной функции способом перемещения.
  • Знакомство с алгоритмом.
  • Отработка алгоритма при построении графиков функции, заданной формулой

 

2) Актуализация знаний учащихся (2 мин).

  • Фронтальная устная работа.
  • Решите уравнения:

  • Индивидуальное задание.
  • Ученик из сильной группы выполняет задание на закрытой доске.

 

  • Проверочная работа.
  • Индивидуальная работа на компьютерах. Первая группа, проверяет свои знания по построению графиков функции  – в течение 4 минут выполняет тест (Приложение 1).
  • Индивидуальная письменная работа. Вторая группа работает индивидуально в тетради по заданиям на экране, записывая в тетрадь формулу функции, график которой изображен на экране (рис. 1-2), шаблоном является график функции


Рис. 1


Рис. 2

  • Фронтальная устная работа (проверка работы с комментированием). Учащиеся второй группы комментируют и обосновывают выведенную формулу, проводя самоанализ полученных результатов. На экране появляется изображение соответствующего графика с указанной функцией (рис. 3-6).

 


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6

 

3) Объяснение нового материала.

  • Рассмотрим функцию
    • Какая это функция?
    • Что является ее графиком?
    • Куда направлены ветви параболы? Почему?
    • Можно ли определить координаты ее вершины?
  • Попытался выделить квадрат этого двучлена... Давайте посмотрим, что получилось. Приемлемо ли это решение в данном случае? Для построения графиков функций, заданных формулой  существует алгоритм. Давайте посмотрим его. Презентация сильной группы и ее обсуждение (Приложение 2).

 

  • Итак, график функции  строится по следующему алгоритму:
    • Описать функцию, заданную формулой ;
    • задать координаты вершины и построить точку на координатной плоскости;
    • провести ось симметрии параболы;
    • определить нули функции (если это возможно), построить точки по соответствующим координатам;
    • найти координаты точки пересечения графика функции с осью ординат и постройте ее, а также постройте точку, ей симметричную, на координатной плоскости;
    • найти, если необходимо, координаты дополнительных точек;
    • провести через построенные точки параболу.
  • Индивидуальная работа с книгой. У вас распечатан алгоритм, и алгоритм предложен в учебнике на странице 167. Сравните их. Какой из алгоритмов вы бы применили?

 

4) Закрепление нового материала.

  • Фронтальная письменная работа.
  • Применим алгоритм для построения графика функции № 625 (8) (по одному человеку на каждый этап, работают у центральной доски).

 – квадратичная, график – парабола,  следовательно, ветви направлены вниз.

Координаты вершины: (– 1; – 1).

Нули функции:

Значит, корней нет.
Значит, нет точек пересечения с осью абсцисс.

Точка пересечения с ОУ: (0; – 4).
Если  то

Дополнительные точки: (1; –13).

Строим график.

  • Домашнее задание.
  • Выучить алгоритм, № 624 (4) первая группа – только строит график, вторая еще и отвечает на вопросы № 623, исследуя функцию по построенному вами графику.

 

  • Проверка усвоения полученных знаний.
  • Индивидуальная работа на компьютере. Вторая группа садится за компьютеры. Выполняет №624(4). Необходимо построить график функции  следующим образом: все вычисления выполняются в тетради, записываются координаты точек, а в компьютер в пустые окошечки вносятся полученные данные в порядке возрастания х, то есть абсцисс этих точек. На экране получается верный график и график, построенный по вашим данным. У кого они совпадут, значит, работ выполнена верно.
  • Фронтальная письменная работа. Первая группа, отрабатывает навыки построения с помощью выработанного алгоритма, строит график функции  Результаты проверяются в процессе работы.

 

 – квадратичная, график – парабола,  следовательно, ветви направлены вверх.

Координаты вершины: (2; 1).

Нули функции:


(1; 0), (3; 0).

Точка пересечения с ОУ: (0; 3).
Если  то

Строим график.

 

5) Итоги урока.

  • Целью нашего урока было проверить ваши знания при построении графика квадратичной функции, заданной формулой  
  • поднимите, пожалуйста, зеленые карточки те, кто выполнил задание верно.
  • поднимите, пожалуйста, зеленые карточки те, кто не испытывал затруднения при усвоении графика;
  • поднимите, пожалуйста, зеленые карточки те, кто без ошибок применил алгоритм построения графика функции

 


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн