Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Жданова И.В. Роль проектно-иследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении самореализации личности

Выберите действие:

Место работы: 
МОУ СОШ №2 (о. Муром) Владимирской области

Роль проектно-иследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении самореализации личности

Введение на старшей ступени обучения общеобразовательной школы системы специализированной подготовки - профильного обучения - предусматривается Концепцией модернизации российского образования, где подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности , определяющие современное качество образования».

Понятие «ключевые компетенции» включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций, способности к осуществлению выбора будущей профессии.

Современное обучение в общеобразовательных школах действительно должно быть индивидуализированным, функциональным и эффективным и строиться на базе глубоких знаний фундаментальных предметов.

Решение этих задач, формирование ключевых компетентностей возможно при переходе от управления учебной деятельностью к самоуправлению, когда в нем организовано субъектно-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса.

На мой взгляд, условием самореализации старшеклассников в учебном процессе в профильной школе является как уровневая дифференциация, так и применение проектно-исследовательской деятельности, направленной на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В современном обществе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности.

Так что же такое - образовательный проект? Это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени. Проектную форму обучения у нас обычно относили к дополнительному образованию, сейчас же, с введением профильного обучения, ничто не мешает распространить ее и на базовый учебный процесс. Для метода исследования проектная форма обучения весьма органична, поскольку ориентирует на создание образовательного продукта, а не просто на изучение определенной темы.

Специфической особенностью проектно-исследовательской деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Следует отметить, что проектный и исследовательский методы обучения являются близкими, но не однозначными понятиями. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет. Метод творческих проектов позволяет каждому школьнику выбирать проекты в соответствии с его способностями, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей. Проектную деятельность в полной мере можно считать личностно-ориентированной деятельностью, так как она является значимым средством развития личности субъекта учения. Наиболее значимые линии влияния прослеживаются в формировании адекватной самооценки на ступенях обучения, в снижении общих показателей тревожности, в повышении уровня психологической устойчивости школьников.

Не менее важным показателем эффективности применения проектно-исследовательской деятельности учащимся и педагогом является уровень методологической культуры педагога. В контексте гуманизации образовательного процесса границы применения исследовательского метода и проектной деятельности обусловлены прежде всего границами ценностно-смыслового пространства личности, её методологической и коммуникативной культуры. Эти границы могут быть расширены при условии продуктивного сотворчества педагога и учащихся в проблемной, исследовательской ситуации, уровень продуктивности которого определяется уровнем совпадения их ценностных ориентации на творческую самореализацию и саморазвитие.

Так как деятельность гуманитарных профильных классов обусловлена их однородностью, именно это позволяет учителю ориентироваться на высокий уровень специальных способностей детей, их интересы в данной познавательной сфере. «При этом возможно углубленное и расширенное изучение профильных предметов, удовлетворение познавательных потребностей детей, развитие тех сторон учебной деятельности, которые способствуют их наиболее успешной реализации в выбранной познавательной сфере». А именно это и заложено в основе проектно-исследовательской деятельности.

Основные цели филологического образования достигаются в процессе изучения всех предметов филологического цикла, однако именно русский язык и литература в российской школе выступают как ведущие предметы в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников. Все это побуждает педагога к поиску новых, более эффективных, жизненно приемлемых для детей форм и методов обучения и приводит к пониманию необходимости использования метода проектов в процессе преподавания русского языка и литературы.

Основной целью литературного образования, как указано в современной концепции гуманитарного образования, является становление духовного мира личности, создание условий для внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Решению этой задачи способствует использование краеведческого материала. Именно литературное краеведение играет существенную роль в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - литературой, культурным наследием нашего Владимирского края. В своей педагогической работе в гуманитарных классах я соединила проектно-исследовательскую деятельность с литературным краеведением.

У начинающих исследователей, приступающих к научной работе, выполнению проекта, всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания, правилами сбора информации и оформления и процедурой защиты. Как правило, учащиеся школы III ступени (особенно учащиеся профильных классов) активно участвуют в подготовке краеведческих и экологических проектов, рефератов, выступают на школьных и окружных конференциях и научных обществах. Поэтому, прежде чем начинать работать с творческими проектами, я провожу элективный курс «Основы научно-исследовательской деятельности», где учащиеся получают базовые знания по ведению научно-исследовательского поиска, приобретают практические навыки, работая в библиотеке, музее, архиве; учатся выделять основные положения в изучаемом материале и кратко формулировать, оформлять конспекты, рефераты, портфолио «проекта», критически сопоставлять различные точки зрения.

Поиск темы для ученического исследования всегда обусловлен какими-то рамками — тематическими, временными, ситуативными. Контуры темы сразу же порождают в сознании детей какие-либо ассоциации. Обмен подобными ассоциациями, идеями, как правило, становится основой мозгового штурма. Если после первых размышлений и мозгового штурма та сфера, которая представляется интересной и захватывающей всем участникам, не выявляется, есть смысл вовлечь в обсуждение как можно больше людей, рассказать им о своих замыслах и сомнениях. Во время таких рассказов часто становятся более понятными собственные мысли.

Работу над проектами я строю с учетом особенностей конкретного класса или конкретной группы; ориентируюсь на возможности и интересы своих учеников, на сложившиеся в ходе предшествующей познавательной деятельности навыки сотрудничества. Подобные факторы определяют, насколько сложным и масштабным будет исследование, сколько времени ребята сумеют посвятить поиску, какие материалы и методы их анализа они смогут использовать. Очертив контуры проекта, можно формулировать конкретную тему исследования. Выбор темы предполагает целенаправленный поиск, но зависит от очень многих субъективных факторов, в том числе и не вполне осознанных учениками, действующих на уровне подсознания. Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. Ее формулировка должна звучать по-новому, не совсем обычно, но не чересчур экстравагантно — иначе возникнут проблемы и с поиском материала, и с его осмыслением. Результаты исследования должны представлять интерес для школьной общественности и побуждать к дискуссиям.

Плодотворным исходным пунктом работы над исследовательским проектом могут стать окружающие нас многочисленные вещественные источники сведений о прошлом и настоящем. Так, после многочасовой экскурсии по городу с классом у ребят возник ряд вопросов: почему, собственно, улица называется Московской? Какова история «дороги, шед от Рождества Христова к Владимирской заставе»? Ожидая свой автобус, ребята спрашивали о том, что представлял собой транспорт лет сто пятьдесят назад? Так прямо на улице возникли темы для исследования. Ребятами были подготовлены проекты-исследования «История Московской улицы», где основная цель - восстановить по иллюстрациям, архивным материалам, публикациям историческое прошлое Московской улицы, и «Неотъемлемая часть Муромского быта 19 века - гужевой транспорт». Несмотря на, казалось бы, достаточную провинциальность Мурома, город наш, как и многие города российские, имеет свою литературную, художественную историю. Изучая житийную литературу на уроках, не обратиться к иконе, иконописи просто нельзя, тем более, что Муром славен праведными святыми. Ребята задались целью изучить основы иконописи и доказать на примерах муромских житийных икон, что иконопись - один из древнейших и почитаемых видов искусства. Интересной, необычной, даже странной для сегодняшнего дня показалась школьникам жизнь святой Иулиании, русской женщины конца XVI – начала XVII в. Была проведена тщательная работа по сбору материала, проводились беседы со священнослужителями, жителями села Лазарево, архивистами, местными краеведами. Итогом стал исследовательский проект «Святая праведная Иулиания Лазаревская».

При изучении творчества А. Вознесенского я обязательно обращаю внимание на поэму «Андрей Полисадов». Главный ее герой – прапрапрадед поэта, именем которого и было названо произведение. Учащиеся сами предложили собрать материал и подготовить проект об архимандрите муромского Благовещенского монастыря Алексии (А. Полисадове) Оказалось, что это незаурядная образованная личность, духовно богатая, совершившая богоугодные деяния, человек, мечтающий о своей первой родине (Грузия) и отдавший всего себя служению России, ее народу и Благовещенскому храму. Человек, вспоминающий грузинский язык, но занимающийся собиранием местного фольклора и диалекта. Человек, увлекший семью графа Уварова изучением археологии Кавказа, но занимающийся раскопками в Муроме. И, конечно же, очень интересна судьба этого человека как прапрадеда известного поэта А. Вознесенского. Так органично соединяется религия и культура.

Изучая лирику известных современных поэтов, нельзя не обратиться к лирике муромских поэтов. Так, детьми были подготовлены проект-встреча «Творчество Ю. П. Мятлевского», где представлен портрет не только поэта, а еще художника и барда, и проект-исследование «Творчество И.Банникова «Баллада пепла» - свод разножанровых произведений».

И индивидуальная, и групповая работа над проектом по краеведению имеет свои преимущества и недостатки. Для групповой работы требуется большая дисциплинированность, которая не может возникнуть сама по себе. Все члены группы должны чувствовать ответственность за планирование работы и за координацию действий. При работе над проектом по краеведению потребуются как те, кто охотно пойдет в архивы, так и коммуникабельные «репортеры», которым легко дается общение с людьми. Полезными будут и аналитики, способные дать ценные указания собирателям материала, обозначить плодотворные подходы к проблеме, и «компьютерные фанаты», которые возьмут на себя основную работу при оформлении труда и создании научно-справочного аппарата. Важно проявить организаторские способности и умение работать в команде: только в этом случае групповая работа даст каждому ее участнику положительный опыт. В любом случае, планируя работу, следует помнить о ее сроках.

Работа над творческим проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу, сформировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

 

 

Научно-исследовательская деятельность (элективный курс)

Краеведческий аспект в традиционной программе по литературе

  • проект-выставка «Иконопись» (4 проекта)
  • проект-книга «Цветочная мозаика» (3 проекта)
  • проект «Святая праведная Иулиания Лазаревская»
  • проект «Архимандрит Благовещенского монастыря Андрей Полисадов»
  • проект-встреча «Творчество Мятлевского»
  • проект-исследование «Творчество И. Банникова «Баллада пепла» - свод разножанровых произведений»

Спецкурс «Литературное краеведение»

 

  • проект – заочная экскурсия «Разрушенное прошлое»
  • проект-выставка «История храма Гурия, Самона и Авивы»
  • литературно-художественный проект «Параллели в творчестве писателя И.С. Шмелева и художника И.С. Куликова»
  • проект-исследование «История Воздвиженского монастыря и Крестовоздвиженского храма»
  • проект «История Московской улицы»
  • проект «Неотъемлемая часть Муромского быта XIX века – гужевой транспорт»
  • Спецкурс «История города Мурома и Муромского края»
  •  «Муром в XVIII в. – первой половине XIX в.»
  •  «Муром во второй половине XI X в. – начале XX в.»
  •  «Муром в XX веке»

Краеведческая секция школьного научного общества

Индивидуальные проекты

  • «Жизнь двух епископов Василиев: Василия Муромского и Василия Рязанского»
  •  «Династия Филимоновых»

 

Концепция модернизации российского образования: подходы к реализации. - СПб.: ИПК, 2003. - С.9.

Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Система профильного обучения старшеклассников. – М.: АПКиПРО, 2004. – С. 32.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн