Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Туктакиев Г.С. Возможности применения ИКТ в управлении общеобразовательным учреждением

Выберите действие:

Автор: 
Г.С. Туктакиев
Место работы: 
директор МОУ «Центр образования» г. Чернушка, Пермский край

Возможности применения ИКТ в управлении общеобразовательным учреждением

Одним из приоритетных направлений в образовании нашего края является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования. На основании Концепции о едином информационно-образовательном пространстве Пермского края наша школа разработала свой проект.

 

В условиях маленького города школа зачастую становится не только центром образования для детей, но и центром информации, культуры для жителей. Закончив школу, выпускники не теряют связи с ней, а, обучаясь в ВУЗах  края, приходят получать консультации, найти необходимую информацию и т.д. Работа с родителями и общественностью тоже является давней традицией школы. Исходя из этого, считаем, что не только школьная библиотека, но и вся школа должна стать информационным центром для населения. Это тем более актуально потому, что работа фактически начата: прошли обучение  на курсах «Интел: обучение для будущего» 8 педагога, начато внедрение проектной технологии, начато создание единой базы данных и компьютеризация библиотеки, медиатеки, социальной и психологической службы, и т.д.

 

Проблема, на решение которой направлен проект:
Как удовлетворить информационные запросы членов образовательного сообщества и повысить эффективность учебно-воспитательной работы и качество образования в школе?

 

Уникальность нашего проекта: отход от узкого понимания процесса создания информационного центра, как модернизации библиотеки в медиацентр,  распространение деятельности центра на все сферы жизни школы с выходом на образовательное пространство Чернушки и, в конечном итоге, превращение всего ОУ в единый информационного центр.
Исходя из целей и задач, педагогический коллектив нашей школы разработал проект создания интерактивного информационного центра для педагогов, детей, родителей и жителей, исходя из потребностей и возможностей образовательного учреждения.

 

В ходе обсуждения определилисьосновные направления деятельности информационного центра:
-       Научно-методическое
-       Учебно-познавательное
-       Социально-педагогическое
-       Информационно-аналитическое,
что наработано коллективом по вопросу развития информационных технологий и создания информационного центра:

 

1. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
За первое полугодие уровень освоения и использования ИКТ в школе составил: администрация – 100%, педагоги – 66% Учителя активно и самостоятельно осваивают данное направление в различных формах:

  • Использование электронных учебников на уроке.
  • Создание собственных презентаций к урокам, электронных тестов.
  • Разработка исследовательских заданий по поиску информации в Интернете.
  • Проектная деятельность с учащимися, в том числе по методике Intel «Обучение для будущего».

В «Центре образования» с прошлого года ввели в эксплуатацию второй компьютерный кабинет - медиатеку, для проведения занятий по другим учебным дисциплинам с использованием компьютера.

2. Информационное обеспечение управления

  • Cоздана локальная управленческая сеть, позволяющая организовать внутренний документооборот в сети, работать в среде с любого рабочего места, подключенного к локальной сети.
  • Самостоятельно разработана информационная система  для сбора, обработки, анализа, хранения стандартной информации о кадровых ресурсах и учащихся школы для построения отчетности в разных уровнях управления образованием.
  • В электроном виде ведется мониторинг по:  успеваемости (итоги за четверть по каждому учащемуся); посещаемости (по каждому классу); качество обученности и качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована технология электронных таблиц –  Microsoft Excel.
  • Осваивается технология автоматизированного составления расписания, позволяющая оперативное изменение расписания учебного процесса, школьных и классных мероприятий.
  • Осваивается ведение всей отчетности в «1С: Предприятие», «1С: Школа-ХроноГраф».
  • Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.

 

3. Информационное обеспечение учебного процесса:

  • Создан информационно-образовательный центр на базе кабинетов информатики, что расширило возможности получения и усвоения информации через использование Интернет-технологий в образовательном процессе.
  • Создана единая компьютерная сеть школы (20 рабочих мест) с выходом в Интернет 15 компьютеров, обеспечивающая возможность общения между пользователями, позволяющая создать личное портфолио ученика и учителя, портфолио класса и проектов, открыть доступ к мировым образовательным ресурсам.
  • Разработаны модели уроков химии, математики, биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, истории  с компьютерной поддержкой, которые позволяют учащимся более глубоко «погрузиться» в предмет, дают возможность выбора индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитанника, обеспечение такого уровня мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый.

 

4. Информационное обеспечение мониторинга:

  • Создана база образовательных программ и элективных курсов, востребованных учащимися и их родителями.
  • Создается диагностический комплекс программ для психологического мониторинга.

 

5. Информационного взаимодействия с внешней средой
На определенном этапе возникла необходимость информировать общественность о деятельности школы. С этой целью на сайте учреждения были открыты страницы, информацию по которым разрабатывают педагоги и учащиеся школы.
Таким образом, в результате создания единой информационной системы школы появилась возможность:

  • обеспечить доступ в ИНТЕРНЕТ со всех рабочих мест;
  • вести поиск информации для решения учебных задач;
  • поддерживать работу локальной сети школы;
  • обеспечить надёжное хранение информации, а также антивирусную защиту локальной сети школы;
  • использовать информацию, размещённую в сети ИНТЕРНЕТ;
  • организовывать работу школы в образовательных проектах, конкурсах, викторинах;
  • обмениваться информацией по методике преподавания в рамках виртуальных МО;
  • работать над сайтом школы и организовать публикацию результатов работы на сайте школы;?
  • использовать в учебной работе имеющиеся образовательные ресурсы (тренажёры, репетиторы, энциклопедии, справочники и т.д.);
  • оперативно связываться с руководителями и другими работниками различных организаций;
  • способствовать самообразованию, саморазвитию и самореализации обучающихся и педагогов;
  • вести управление школой на качественно новом уровне;
  • совместного доступа к информационной системе.

 

Управление школой состоит из трёх основных этапов: сбор информации, её обработка, принятие решений и, собственно управляющие воздействия. Существуют определённые требования к информации: своевременность, достаточность, доступность, актуальность, точность и достоверность. Для того, чтобы информация соответствовала всем вышеперечисленным требованиям возникла необходимость использования современных технологий обработки информации. Поскольку работа директора и заместителя директора по УВР связана с анализом деятельности образовательного учреждения и ведения мониторинга результатов деятельности педагогов и обучающихся, то решения вычислительных задач не избежать.

Периодически, в конце каждой четверти, полугодия, года подводятся итоги по посещаемости, успеваемости, движению, результаты работы педагогов по методическим объединениям.

Для реализации этих задач в табличном редакторе MS Excel были разработаны шаблоны, помогающие выполнять большую часть вычислений. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Таблица итогов  учебно-воспитательной работы за четверть, полугодие, год связана с листом статистической отчётности «Движение», где формируются сведения о количестве  и движении обучающихся по ступеням. Кроме того, эта же таблица связана с листом, где  приводятся данные о работе педагога. Здесь  автоматически вводится количество обучающихся в классах, которых работает педагог.  После ввода информации о количестве неуспевающих, количестве «4» и «5»,  процессор рассчитывает количество «3»,  средний балл по предмету, успеваемость и количество обучающихся на «4» и «5» в процентах.

Аналогично в табличном редакторе производится расчёт выполнения учебного плана за каждую четверть, которая в свою очередь связана с листом итогов работы педагога.

Систематическое отслеживание результатов обучения требует больших временных  затрат, поэтому здесь  как нигде помогает всё та же электронная таблица Excel. Внося результаты среза знаний,  сразу получаем аналитические материалы:  какая тема не усвоена, над чем следует ещё поработать каждому ученику и с классом в целом, сразу формируются рекомендации для учителя.

У заместителя директора по учебно-воспитательной работе, равно как и у директора и секретаря в специальной программе «Кадры» создана база данных о педагогах, включающая:

  • общие сведения (Ф,И.О., дата рождения);
  • образование (какое, оконченное ОУ, год окончания, специальность по диплому, квалификация);
  • сведения об аттестации (год аттестации, категория, предложения);
  • учебная нагрузка (по тарификации).
  • Данная система расположения данных позволяет  в любой момент найти  нужную информацию, сформировать необходимый документ.
  • Таким образом, использование средств ИКТ в организации, планировании и анализе учебно-воспитательного процесса позволяет достичь многих преимуществ:
  • экономии материальных и человеческих ресурсов;
  • сокращение объёма рутинной работы;
  • снижение вычислительных ошибок и как следствие, получение достоверной информации;
  • оперативное принятие управленческих решений;
  • возможность управления с оперативным учётом уже существующих результатов;
  • повышение качества результатов деятельности ОУ.

 

Повышению информационной культуры в управленческой деятельности способствует активное использование ИКТ, что в свою очередь положительно отражается на повышении качества образования в целом.

Для повышения информационной культуры в управленческой деятельности, необходимо решить следующие задачи:
1.     Автоматизировать организационно-распорядительную деятельность школы через создание единого информационного пространства школы.
2.     Использовать  информационные технологии для повышения    профессионального образования педагогов и для оптимизации учебного процесса.
3.     Обеспечить условия для формирования информационной культуры обучающихся.
4.     Создать условия для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
С целью повышения эффективности управленческой работы в МОУ «Центр образования»  продолжается деятельность по созданию единого информационного пространства.

Приоритетными направлениями деятельности администрации в использовании ИКТ-технологий являются:
1.     Автоматизация  организационно-распорядительной деятельности
2.     Ведение мониторинга качества обучения
3.     Ведение компьютерного мониторинга достижений учащихся
4.     Электронный документооборот
5.     Проведение семинаров-практикумов  по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
6.     Компьютеризация  школьной библиотеки
7.     Электронная база педагогических кадров
8.     Электронная  база по  учащимся
 

Ведется отслеживание всех направлений деятельности педагогического коллектива:

  • изучение нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение результативности работы учителя;
  • изучение уровня обученности школьников;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.
  • В образовательном процессе  используются  материалы:
  • предметные  информационные презентации (алгебра, геометрия, физика, химия, биология, география, информатика, и история);
  • обучающие программы и диски;
  • электронное сопровождение  семинаров и  конкурсов школьного, муниципального и областного уровней;

Несмотря на значительные достижения, остается ряд проблем: эпизодическое применение информационных технологий  педагогами, отсутствие осознания  родителями необходимости  приобщения каждого  к информационному полю школы.
На решение этих проблем направлена деятельность по  реализации и достижения более высоких результатов.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн