Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Зубарева А.Н. Методическая разработка "По страницам великой жизни Л.Н. Толстого"

Автор: 
Зубарева Алла Николаевна
Место работы: 
МОУ «СОШ №56», предмет «Русский язык и литература», учитель русского языка и литературы, Новокузнецк
Контакты: 

По страницам великой жизни Л.Н. Толстого

 

Цель: Познакомить обучающихся с основными этапами жизненного пути; дать представление о мировоззрении  писателя.

 


Задачи:

  • проследить как постепенно изменялись взгляды Л.Н.Толстого, как формировалось его мировоззрение;
  • создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;
  • создать условия, способствующие формированию таких нравственных качеств, как доброта, уважительное отношение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки, активной нравственной позиции.

 

 

 Вступительное слово  учителя.

В «Письме» - отклике на смерть Толстого Горький выразил свое восхищение личностью писателя «Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного, да, да во всем. Прекрасного в каком-то особом смысле, широком, неуловимом словами; в нем есть нечто, всегда возбуждавшее у меня желание кричать всем и каждому: смотрите, какой удивительный человек живет на земле!».

Та нравственная высота, которой достиг Толстой - человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывал сам Толстой).
        

Самоуверенность, довольство собой, по мнению Толстого, – это та ледяная кора, которая лишает человека духовного роста, общения с другими людьми.

Смысл жизни Толстого видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстого считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим. Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие  - душевная подлость».

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. «Чем бы люди не пытались освободиться от насилия, - писал Л.Н.Толстой, - одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми возможными средствами: протестами, печатным словом, а главное – добрыми делами. «Все хорошее, все настоящее, всякий истинный акт жизни совершается усилием: не делай усилий, живи по течению – и ты не живешь», - заявлял Л.Н.Толстой. В «усилии» делания добра для людей – вся жизнь великого мыслителя.

С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно, благо и для себя, и для общества. «Что делать?» - спрашивают одинаково и властители, и подчиненные, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?» Всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой», - замечает Толстой. Начинать, по мнению Толстого, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела и поступки. В этом основа нравственной культуры человека. В теории самоусовершенствования сказалась вера писателя в человека, в бесконечные возможности его разума и воли. Лев Толстой не укладывался в узкие рамки своих нравственных постулатов.

Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой – понимание несостоятельности своего учения перед надвигающимся ходом исторических событий. Уже в 1891 г. Толстой предвидел крах старых институтов жизни: «Сколько мы ни старайся, а все же впереди крушение». Во время  революционных событий 1905 г. Толстой шлет близкому родственнику царя письмо, в котором бесстрашно заявляет: «Я человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом». Хотя Толстой от революции отстранился, но хорошо понимал антинародный характер правительства и резко отзывался о его деятельности. И, конечно же, не к покорности зовут и следующие слова Толстого: «… нынче вешанье, мученье людей вызвало негодование, недоброе, злое чувство к вешателям» и «Смертные казни в наше время … явно показывают то, что правители дурные, заблудшие люди и что поэтому повиноваться им … вредно и стыдно …»

Как видим, жизнь вносила коррективы в учение Толстого. Не все было просто и с верой в бога. Обратим внимание на мысль Горького в воспоминаниях о Толстом «С богом у него очень неопределенные отношения, но иногда они напоминают мне отношения «двух медведей в одной берлоге».
В дневнике Толстого найдены такие записи: «ночью и поутру  нашло, кажется, никогда не бывшее прежде состояние холодности, сомнения во всем, главное в Боге, в верности понимания смысла жизни» (02.09.1909).
       

  «Видел во сне отрицание Бога и еще  возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы» (24.12.1909). Этих записей достаточно, чтобы представить противоречия во взглядах Толстого. Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека … в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее».

Великий писатель создал не только непревзойденные по художественному совершенству произведения, но остался в памяти поколений человеком высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         В огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов юбилейного издания сочинений писателя, есть книга, известность которой далеко не та к велика, как «Войны и мира» или «Анны Карениной». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта -дневники писателя.
Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского дневника, позволяет заглянуть в сокровенный мир художника.
Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мысли в его книгах. Но ведь все это, в т.ч. и счастливый труд воображения, рождались из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник – правдивое зеркало жизни писателя.
Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза – значит писать не совсем откровенно. Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и искренность своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога. Его дневник – и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего – орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

 

 

 

 

 

 

 
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828-1910)

Цель: познакомить обучающихся с основными этапами жизненного пути; дать представление о мировоззрении  писателя.

Задачи:

  • проследить как постепенно изменялись взгляды Л.Н.Толстого, как формировалось его мировоззрение;
  • создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;
  • создать условия, способствующие формированию таких нравственных качеств, как доброта, уважительное отношение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки, активной нравственной позиции.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации по творчеству и биографии писателя.

Содержание деятельности

Методический инструментарий

Ориентиры развития

1. Вступительное слово учителя об основных положениях мировоззрения Л.Н.Толстого.
2. Изучение биографии Л.Н.Толстого
Сообщения обучающихся:
- история рода Толстых;
- детство, отрочество, юность писателя;
- трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»;
- «Севастопольские рассказы» Толстого.
- общественная и политическая деятельность Л.Н.Толстого;
-  уход и смерть Л.Н.Толстого
3. Вступительное слово учителя
4. Работа с дневниковыми записями писателя
Вопросы для анализа дневниковых записей.
- Проследите становление личности Л.Н.Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л.Н.Толстого?
- Ваше мнение о дневниковых записях писателя. Чем они интересны для вас?
5. Самостоятельная работа.
- Сочинение-миниатюра.
Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
- Актуальны ли идеи Толстого сегодня?
- Мои правила жизни …
6. Домашнее задание:
- по материалам урока и учебника
С.269-325 составить схему-конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути писателя.
- индивидуальное задание «История создания романа «Война и мир»
- прочитать I  том романа-эпопеи «Война и мир», составить план основных событий.

Слово учителя
Фронтальная работа

Индивидуальная работа отдельных обучающихся класса

 

 

 

 

Слово учителя
Индивидуальная самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

Дифференцированная индивидуальная практическая работа

 

 

Развитие оперативной памяти, внимания

Развитие монологической речи, культуры устного выступления.
Развитие внимания

 

 

 

 

Аналитико-синтетическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

Развитие письменной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

            Тема урока: «По  страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель». (Программа по литературе под ред. В.Я.Коровиной)
Урок проводился в 10Б классе. Это класс информационно-технологического профиля. По данным психолого-педагогического паспорта класса все ученики владеют психическими процессами,  в мыслительной деятельности преобладают самостоятельность, умение критически мыслить. Умеют отделить логические операции от конкретных. Внимание управляемое, преобладает словесно-логическое запоминание, механическое запоминание. Главными качествами личности считают доброту, правдивость, вдумчивость, честность, уверенность в себе. 20% - искренность, справедливость. Чужды – завистливость, педантизм, мстительность. У 60% - индивидуальная  мотивация, у 40% - деловая мотивация. Самооценка адекватная, что способствует выполнению всех видов деятельности.
Составной урок проводился по теме:
«По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель». Это первый урок в разделе « Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»
Цель данного урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизненного пути, дать представление о мировоззрении писателя.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • проследить как постепенно изменялись взгляды Л.Н.Толстого, как формировалось его мировоззрение;
  • создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;
  •  создать условия, способствующие формированию таких нравственных качеств, как доброта, уважительное отношение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки, активной нравственной позиции; содействовать развитию социального мышления.

Мною был выбран соответствующий тип составного урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура урока такова:

  1. Актуализация прежних знаний.
  2. Формирование новых знаний и способов действий.
  3. Первичная проверка понимания.   

На этапе актуализации прежних знаний была осуществлена подготовка обучающихся к активному сознательному усвоению новых знаний. Это мотивационный этап. Слово учителя, историческая справка  о событиях, свидетелем которых был Л.Н.Толстой, были призваны вызвать у школьников интерес к личности писателя.
На втором этапе, этапе формирования новых знаний и способов действий, были заслушаны сообщения отдельных учеников класса по биографии писателя. При подготовке сообщений обучающиеся сами подбирали материал, структурировали его. Учитывая специфику профиля данного класса, при подготовке индивидуального задания некоторые обучающиеся использовали Интернет-ресурсы и подготовили слайд-презентации. Такая работа способствует развитию памяти, культуры монологической речи, развитию логического и наглядно-образного мышления, повышает познавательную активность учеников.
В ходе изучения нового материала школьникам была предложена самостоятельная индивидуальная работа с отрывками из дневниковых записей писателя. Ребятам было предложено проанализировать их по вопросам:
- проследите становление личности Л.Н.Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л.Н.Толстого?
- Ваше мнение о дневниковых записях писателя. Чем они интересны для вас?
и сделать выводы.
Цель данной работы: проследить, как постепенно изменялось мировоззрение Л.Н.Толстого, изменялись его взгляды.
Задумываясь над процессом формирования мировоззрения Л.Н.Толстого, школьники одновременно обогащают свои знания и представления о таких нравственных ценностях, как доброта, чувство ответственности за свои слова и поступки, самовоспитание и т.п.
Кроме того работа, связанная с анализом текста, способствует развитию аналитического  мышления, критического мышления.
Развитию социального мышления способствовало задание, в котором обучающимся было предложено высказать свое мнение о дневниковых  записях писателя и ответить на вопрос: «Чем они интересны для вас?»
На этапе первичной проверки понимания материала обучающимся было предложено написать сочинение-миниатюру. Темы, предложенные школьникам, были дифференцированы по содержанию и каждый ученик мог выбрать ту, которая соответствует его индивидуально-типологическим, психологическим и мировоззренческим особенностям, уровню интеллектуального развития.
Учитывая, что данный урок является первым в изучении темы и по типу является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний, контроль не проводился. Контроль ЗУНов предполагается на следующем этапе.
Содержание урока способствует  реализации целей и задач. На уроке используется фронтальная, индивидуальная и коллективная формы организации работы учащихся. Фронтальная работа уместна на первом и втором этапе составного урока подобного типа, т.к. позволяет опереться на сильные стороны возможностей обучающихся и привлечь к работе весь классный коллектив. Индивидуальная форма используется на третьем, завершающем этапе, и позволяет раскрыть творческие способности обучающихся.
Методы, использованные на уроке, позволяют решать дидактические задачи урока.
Использование словесного метода обусловлено необходимостью сообщения обучающимся учебной информации, постановки вопроса, подлежащего изучению,  определения исходных позиций в анализе процессов и объектов. Этот метод позволяет активизировать деятельность всех обучающихся класса.
Использован и исследовательский (классификация по источникам получения информации) метод-анализ дневниковых записей, что обусловлено возрастными особенностями обучающихся: у ребят сформированы важнейшие учебные действия, они умеют оперировать всей системой требований учебной задачи, выделять существенные и несущественные  признаки изучаемого материала, у них сформирована способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон. Уровень развития мышления обучающихся данного класса позволяет им выполнить это задание, направленное на осуществление сравнения, обобщения, получение выводов (аналитико-синтетическая деятельность).
Время на все этапы урока распределено рационально. Темп урока, его структура обоснованы индивидуально-типологическими, психологическими особенностями обучающихся класса. Для проведения урока были созданы оптимальные социально-психологические (учтены особенности учеников класса, использованы позитивные установки на выполнение заданий, доброжелательный настрой учителя), учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические условия, что позволило избежать перегрузки и переутомления обучающихся, сохранить  продуктивную мотивацию.
При отборе содержания урока были учтены требования программы, психологические, возрастные особенности обучающихся.
Считаю, что выбранные мною формы, методы обучения способствовали активизации мыслительной деятельности обучающихся и обеспечили:

  • развитие обучающихся;
  • включение в деятельность каждого ученика;
  • сотрудничество учителя и ученика.

Все поставленные задачи урока полностью реализованы. Следует отметить, что изучаемый материал (творчество Л.Н.Толстого, нравственные искания писателя), достаточно сложен для нынешних 10-классников. Изучение религиозно-этических взглядов Толстого будет продолжено на уроках изучения романа «Война и мир» в теме «Нравственные искания А.Болконского и Пьера Безухова».


 

Роман «Преступление и наказание»

   57-58

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.

 

59-60

«Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Ответы на вопросы

61-62

Духовные искания интеллектуального героя.  Исповедальное начало как способ самораскрытия души.

 

63-64

Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

 

10

Л.Н.Толстой.
Роман «Война и мир»

65-66

РР Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского.

Домашнее сочинение

67-68

По страницам великой жизни Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель.

 

69-70

«Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля.

Анализ текста

71-72

Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий.

Рассказ о героях. Ответы на вопросы

73-74

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

 

75-76

РР Классное сочинение «На батарее Тушина»

Классное сочинение

77-78

Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой и Марьи Болконской

 

 

 

79-80

Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Философский смысл образа Платона Каратаева.

 

81-82

Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

 

 

 

83-84

Толстовская мысль об истории. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя.

 

85-86

РР Подготовка к домашнему сочинению по роману Толстого. Вн.чт. Ю.Бондарев «Горячий снег». Подвиг солдата.

Домашнее сочинение


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн