Официальный сайт radikalno 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданская война в России»

Автор: 
Силина Татьяна Фёдоровна
Место работы: 
учитель истории высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменская области

Разработка урока истории в 11 классе «Гражданская война в России»

Предмет: История.
Класс: 11.
Тема урока: «Гражданская война в России».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: карты, атласы, схемы, таблицы.

Эпиграфы:

И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глаз:
«Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных правда с нами».
(М. Волошин.)

Было время безумных действий,
Время диких стихийных сил.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь ха тех и за других.
(С. Есенин.)

Белым был – красным стал,
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал смерть победила.
(М. Цветаева.)

Ход урока

УЭ-1. Интегрирующая цель урока

  • Урок с элементами модульного обучения.
  • Каждый учебный элемент содержит алгоритм действий для учащихся.

 

Учащиеся должны усвоить:

  • Определение гражданской войны. Причины, этапы, участники.
  • Определение интервенции. Начало интервенции.
  • Май – ноябрь 1918 года.
  • Ноябрь 1918 года – весна 1919 года.
  • Весна 1919 года – весна 1920 года.
  • Окончание гражданской войны.
  • Причины победы большевиков.

Научиться:

  • Рационально использовать своё время.
  • Осуществлять контроль и самоконтроль.
  • Уметь соотносить результат работы с поставленными целями.
  • Уметь устанавливать причины событий, работать с картой, делать выводы.

 

УЭ-№2. Входной контроль

  • Входной контроль обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся.
  • Обсуждение задания в группе (в паре).

 

− Каковы были причины гражданской войны? Обведите кружком номера утверждений, с которыми вы согласны:
1) несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения;
2) гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;
3) национализация всей земли конфискация помещичьих земель;
4) гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;
5) национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений;
6) гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;
7) создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата.

 

УЭ-№3. Этап усвоения нового материала

  • Таблица позволяет проверить понимание материала.

 

Цель: Изучить вариант выхода России из империалистической войны, процесс складывания однопартийной системы – лево-эссеровский мятеж.

Используйте стр. 161-164.

История коалиции большевиков и левых эсеров


п/п

Основные
политические события

Позиция
левых эсеров

1

Разгон учредительного собрания (январь 1918 года)

 

2

Заключение сепаратного мира с Германией (март 1918 года)

 

3

Введение чрезвычайных мер в деревне (май – июнь 1918 года)

 

4

Убийство немецкого посла Мирбаха (6 июля 1918 года)

 

 

УЭ-№4

  • Самостоятельная работа учащихся с учебником, текстом учителя заканчивается заполнением таблицы – это позволяет выявить пробелы и трудности в усвоении материала.

 

Цель: Изучить несколько точек зрения на начало и периодизацию гражданской войны. Кольцо фронтов в 1918 году и определение интервенции.

Прочтите стр. 165-168.
Прочтите текст, предложенный учителем.
Заполните предложенные таблицы.

Текст учителя

Гражданская война – период острых классовых столкновений, и начинается она с октября 1917 года, а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке.

Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил – начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года.

Гражданская война – это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Большинство историков выделяют четыре этапа гражданской войны:
I этап – май 1918 года;
II этап – ноябрь 1918 года – весна 1919 года;
III этап – весна 1919 года – весна 1920 года;
IV этап – апрель – ноябрь 1920 года.

Интервенция – насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или во взаимоотношения с третьими странами.

Таблица №1

Таблица №2

Перечислите особенности гражданской войны и интервенции на каждом этапе, заполнив таблицу:


Год

Гражданская война

Интервенция

1918

 

 

1919

 

 

1920

 

 

УЭ-№5

  • Работа с картой, атласами, схемами завершается проверкой понимания материала – тестом.
  • Элементы дискуссии оживляют урок.

 

Цель: Изучить военные действия: разгром Колчака, Деникина, Врангеля, войну с Польшей. Дополнить таблицу (19-20 гг.), УЭ-№4. Ответить на контрольные вопросы. Составить краткие записи – схемы военных действий.

Прочтите текст, стр. 168-170 (выборочно), стр. 171-174 и составьте записи схемы.
Выполните задания до конца УЭ-№4 (19-20 гг.).
Выполните задания.

Задания

1) К какому году гражданской войны относятся ниже перечисленные события? Поставьте соответствующие буквы на линии времени.
а) Мятеж чешского корпуса;
б) установление «красного террора»;
в) разгром армии Врангеля;
г) разгром армии Колчака;
д) советско-польская война;
е) разгром армии Деникина;
ж) принятие первой Советской Конституции;
з) разгром армии Юденича.

2) Установите соответствие между правой и левой колонками (соедините стрелками).

3) Какая мысль объединяет эти стихотворные строки: «И здесь и там между рядами…»?

 

УЭ-№6

  • После выполнения самостоятельной работы обсуждается правильное выполнение тестовых заданий.

 

Цель: Изучить политику военного коммунизма. Итоги гражданской войны.

Прочтите стр. 179-180, повторите стр. 173-174.
Ответьте на вопросы и выполни задания.

Задания

I. «Военный коммунизм» был экономической политикой Советской власти в годы гражданской войны, выражением «мобилизационной модели» развития общества.
1) Отметьте особенности, характеризующие экономику времен гражданской войны:
а) трудовая повинность;
б) разрешение аренды земли и найма рабочей силы;
в) продразверстка;
г) продналог;
д) запрещение аренды земли и найма рабочей силы;
е) свобода торговли;
ж) оплата труда в денежной форме по количеству и качеству;
з) натурализация заработной платы;
и) концентрация производства и централизация управления;
к) бесплатные услуги (свет, тепло, транспорт, почта);
л) частная собственность на мелкое производство;
м) национализация производства;
н) карточная система распределения;
о) уравнительное распределение;
п) разрешение иностранных концессий.

2) Запишите основные мероприятия «военного коммунизма», касающиеся производства, труда, распределения, обмена, управления производством:
а) производства – …;
б) труда – …;
в) распределения – …;
г) обмена – …;
д) управления –… .

3) Отметьте, о чем свидетельствовала политика «военного коммунизма»:
а) об усилении рыночных начал в экономике;
б) о преобладании командной экономики;
в) о развитии традиционной экономики.

II. Какая из оценок гражданской войны наиболее верна?
1) Какая из оценок гражданской войны наиболее верна:
а) это столкновение нескольких сил: красных, белых и «зеленых» (крестьянское движение);

б) это трагедия народа;
в) это героическая страница истории?

2) Как зеленые, крестьяне, относились к двум другим силам? Отметьте ответ, с которым вы согласны, или закончите свой:
а) сочувствовали красным, давшим им мир и землю;
б) боролись с красными, запретившими торговлю хлебом;
в) «наплевать, наплевать – надоело воевать»;
г) боролись как с красными, так и с белыми, которые одинаково грабили и убивали крестьян;
д) соблюдали дружелюбный нейтралитет;
е) в конце войны, желая стабильности, поддержали сильнейших, сохранивших власть в столице, т.е. красных.

3) Почему крестьяне не выступили самостоятельной силой (кроме Махно в Гуляй-поле) и поддерживали то белых, то красных?

4) Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считает верными:
а) победили красные, так как Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;
б) победили белые, так как властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классом;
в) победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.

III. Какое влияние оказала гражданская война на политическое развитие России?
1) Отметьте понятия, которыми можно охарактеризовать советское государство в 1920-21 годах:
многопартийность / однопартийность;
демократия / диктатура;
открытость общества / закрытость общества.

2) Определите причины победы большевиков, обсуди в группе (с товарищем):
а) попытка реставрации помещичьего землевладения оттолкнула крестьян от Белого движения;
б) население национальных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах наций на самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;
в) большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военный лагерь.

 

УЭ-№7. Рефлексия

  • Рефлексия строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.

 

Цель: Умение давать самооценку.

В тетради заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе.
Ответьте на вопросы.

Вопросы

а) Как Я работал:
глубоки знания – 9-10 баллов;
частично усвоил материал – 7-8 баллов;
мало что понял – 4-5 баллов?

б) Как МЫ работали:
четко, согласовано – 9-10 балов;
нарушали ритм – 7-8 баллов;
неорганизованно – 4-5 балл?

в) ДЕЛО:
тема изучена глубоко – 9-10 баллов;
тема изучена частично – 7-8 баллов;
затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?

 

Прикрепленный файл Размер
art_2_2_clip_image001.jpg 15.16 Кбайт
art_2_2_clip_image002.jpg 3.48 Кбайт
art_2_2_clip_image003.jpg 25.1 Кбайт
art_2_2_clip_image004.jpg 4.09 Кбайт
art_2_2_clip_image005.jpg 6.54 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Лариса Владимировна Десяк

На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска


Спасибо. Хороший урок. Качественный.

Десяк Лариса

Десяк Лариса Владимировна, Новосибирская область



Фото пользователя Антон Александрович Монахов

На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска


Очень интересный урок! Немало проблемных заданий. Для создания более эмоциональной атмосферы на уроке при изучении данной темы иллюстрировал фотографии трагедии в Беслане и демонстрировал эпизоды кинофильма "Тихий Дон".

 

Комментарий был изменен с момента создания (amon23, пн, 23/03/2009 - 21:03).

С уважением, Монахов А.А.




Фото пользователя Дмитрий Вячеславович Воробьёв

На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска


 

Уважаемая Татьяна Фёдоровна! В Вашем уроке есть много интересных находок, во всяком случае для меня. Например, это таблица (в виде эллипсов) по периодизации гражданской войны; схема по ученической рефлексии (хотелось бы увидеть ее заполненной), удачно подобранные поэтические эпиграфы.
 И всё же на мой взгляд в уроке очень много моментов, которые я бы посчитал некорректными и не стал бы их использовать .
 Вот, например, варианты ответов , которые Вы предлагаете обвести ученикам, если они им ближе. Какова цель подобного задания? Любой ответ – в сущности верный , если смотреть на него с точки зрения разных политических воззрений. А ВЕДЬ – ЭТО ОДНА ИЗ САМЫХ СЕРЬЁЗНЫХ  ПРИЧИН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ – различное понимание будущности страны после свержения царя.
Например :
  гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам – позиция коммунистов;
 национализация всей земли конфискация помещичьих земель - либералов;
 гражданскую войну вызвали иностранные империалисты – патриотов-националистов;
национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений - либералов;
 гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим - коммунистов;
 создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата – либералов
 
Думается, что в 11 классе можно было бы более глубоко поразмышлять с ребятами над вопросами «А можно было бы избежать гражданской войны? Если да, то в какой момент это стало уже невозможным? Каков был состав белого движения? Кто это – зелёные? Насколько долговременной была «политика военного коммунизма»? Насколько эффективной?»
В ходе урока Вы предлагаете детям прочитать в общей сложности 18 страниц школьного учебника – а ведь кроме этого надо ещё и вникнуть в Ваш текст. Какая уж после этого совместная рефлексия  - успеть бы!
Надеюсь, что моя критика будет воспринята правильно.
Комментарий был изменен с момента создания (wdwech1, вт, 24/03/2009 - 20:04).



Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска


 

"Гражданская война еще не закончилась"- так называлась презентация одной из групп 11 класса Владимирской школы на семинаре по гражданской войне, на котором мне посчастливилось побывать у  очень уважаемой мною коллеги и друга. Наши современные дети пришли к столь  правильному, но печальному выводу, изучив мнения историков, одноклассников, родителей, учителей. Прочитав представленный здесь конспект, я вслед за детьми невольно повторила, что гражданская война еще не закончилась.

Хочется поблагодарить коллегу - Силину Т.Ф. за смелость - представить конспект на столь сложную и неоднозначную тему. В уроке есть много положительный моментов, заданий и форм работы,автор пытается сделать, казалось бы, невозможное - такой большой объем материала дать в один урок. Хочется все же спросить :

В данном конспекте непонятно - по какому учебнику работают дети, уровень 11 класса предполагает проблемно-теоретическое изложение и изучение материала, урок, на мой взгляд излишне схематичен, хотя материал уже изучался в 9 классе. Некоторые варианты ответов вызывают недоумение: гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам; и другие...

, и похожи на не совсем корректные варианты ответов из ЕГЭ. В уроке не видно Человека, что вряд ли сделает тему интересной детям. Из него тихо и незаметно "ушла" история, а осталась - схема. Подчеркиваю, что это мое субьективное мнение. Возможно, это недостаток модульной технологии по которой вынужден работать  учитель - автор конспекта.

Еще мне совсем не нравится то, как равнодушно рассматривается вопрос о причинах победы большевиков. В 11 классе, да и ранее,мы говорим о том, что "русские победить русских не могут". Можно еще говорить по этому поводу, но...

Хочется предложить задания и мнения из другого источника, с которыми многие, наверное, работают на уроках по гражданской войне.

Сопоставляем различные точки зрения
( из учебника История Отечества XX век авторов Жаровой Л.Н., Мишиной И.А).
Почему устояла большевистская власть в годы суровых испытаний? Этот вопрос давно волнует историков. Они исследуют различные точки зре­ния, оценивают различные факторы. Прочитайте некоторые свидетельства очевидцев событий и анализ современных ученых. Найдите общее между ними. В чем вы видите отличия в позициях партийного лидера, боевого ге­нерала, ученого-историка? На что каждый из них обращает внимание?
1. В. И. Ленин — о причинах победы большевиков в гражданской войне
а) «...Несомненно, мы здесь получаем практическое доказательст­во того, что сплоченные силы рабочих и крестьян, освобожденных от ига капиталистов, производят действительные чудеса».
б) «И только благодаря тому, что партия была на страже, что пар­тия была строжайше дисциплинирована, и потому, что авторитет партии объединял все ведомства и учреждения, и по лозунгу, который был дан ЦК, как один человек, шли десятки, сотни, тысячи и, в конечном счете, миллионы, и только потому, что неслыханные жертвы были принесены, — только поэтому чудо, которое произошло, могло про­изойти».
Какое из двух высказываний Ленина, на ваш взгляд, ближе к сложив­шейся исторической реальности? Почему победу большевиков Ленин называет «чудом»?
2, Из речи А. И. Деникина памяти генерала С. Маркова
2 июля 1925 года
«Ни одно из правительств (антибольшевистских. — Авт.)... не су­мело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять других дей­ствовать. Большевики тоже не захватили народной души, тоже не ста­ли национальным явлением, но бесконечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать. Мы с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми по­роками военной и гражданской бюрократии, с петровской Табелью о рангах не поспевали за ними...»
3. Современные историки России — о причинах победы
большевистской диктатуры
«Большевики победили не потому, что, как утверждала советская историография, рабочие и крестьяне оказали им поддержку в граж­данской войне, а потому, что большевики завоевали расколотое об­щество по кускам, общество, не способное к сопротивлению в обще­национальном масштабе. Каждая социальная группа действовала отдельно.
Крестьяне вели свою войну, рабочие проводили свои забастовки, социалисты проводили свою политику, украинцы и казаки бились и с белыми, и с красными, и между собой, а белые вели борьбу против всех остальных. Победа большевиков — это показатель кризиса рос­сийского общества, это было общество в войне против себя».
Комментарий был изменен с момента создания (Елена Евгеньевна, вт, 24/03/2009 - 20:26).

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294




Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска


Хотела бы напомнить коллегам, что модульный урок предполагает 2 часа учебного занятия. Поэтому и круг вопросов, изучаемых на занятии не мал. Приятна четкость урока и изложения материала. На мой взгяд,  не хватает эмоциональности. В начале урока замечательные эпиграфы, а возврат к ним только единожды. В учебном элементе 3, после обсуждения в паре, общая беседа могла бы привести к некоему итогу. Ведь вариантов ответов уч-ся может быть несколько. А  где они ошиблись? Гд верен их выбор? Понравился УЭ -4. Для этой части урока он хорош. Есть ряд вопросов по корректности теста УЭ 6.

Тем не менее, это замечательный опыт модульного урока. И, видно, что разрабатывал его  человек с большим опытом работы. Спасибо вам, Татьяна Федоровна за  публикацию.

С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково



Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн