Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Бобылева О.Л., Долгачева Е.А. Познавательная игра «И ты можешь стать ученым»

Автор: 
Бобылева Ольга Львовна, Долгачева Елена Аркадьевна
Место работы: 
учитель химии и учитель истории и обществознания Ерденевская средняя общеобразовательная школа Малоярославецкого района Калужской области

 

Познавательная игра  «И ты можешь стать ученым»

 

Создай великого ученого портрет,
На все вопросы находя ответы,
Но если выбрать трудный путь желанья нет,
Готовый есть ответ и гения советы.

 

Цели урока:

  1. популяризировать знания о великом русском ученом Д.И. Менделееве и основоположнике космонавтики К.Э.Циолковском;
  2. показать многогранность знаний, увлечений Д.И. Менделеева, раскрыть его личностные качества;
  3. в целях патриотического воспитания  воспитывать у учащихся гордость за то, что именно русская земля дала миру таких талантливых людей;
  4. развивать познавательный интерес учащихся, формировать умение работать в группе, слушать товарищей.
 

 

Оформление:

Портрет Д.И. Менделеева, периодическая система химических элементов, медиапроектор, слайдовые презентации.

Презентация 1

Презентация 2

Ход урока.


Вступительное слово учителя:

 

8 февраля 2009 года отмечалось  175 лет со дня рождения великого русского ученого Д.И.Менделеева, который совершил фундаментальное открытие в химии – периодический закон, а также установил другие, не менее важные закономерности в области химии, физики, воздухоплавания. Вот как в своем стихотворении пишет о нем С.Щипачев:

 

Закон периодов нашел
Наш русский химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошел
Он всех науки корифеев.
Своей системой показал
В различье элементов – сходство.
И этим миру доказал
Науки русской превосходство!

 

Но сегодня нам хочется, чтобы вы посмотрели на этого замечательного человека с другой стороны, увидели его личностные качества, позволившие ему завоевать мировую известность, любовь своих учеников, близких, соотечественников. Мы решили найти точки соприкосновения в биографии и научных взглядах Д.И.Менделеева с нашим земляком К.Э.Циолковским, чтобы увидеть какие это интересные люди – ученые!

 


Мы предлагаем вам совершить путешествие по основным жизненным вехам Д.И. Менделеева.   

Выступления учащихся с показом слайдовой презентации по плану:

  1. Детство.
  2. Семья и дети.
  3. Ох уж этот характер.
  4. Менделеев и студенты.
  5. Хобби.
  6. Многогранный талант.

 

В январе 1907 года Д.И.Менделеев сильно простудился, показывая Палату мер и весов новому министру промышленности и торговли Философову. Сначала был поставлен диагноз сухой плеврит, затем врач Яновский нашел у Дмитрия Ивановича воспаление легких. 19 января, в 5 часов великого русского ученого не стало. Он похоронен рядом со своим сыном на Волковском кладбище в Петербурге – ученый купил для себя это место близ могилы своей матери вскоре после смерти сына. Когда гроб с телом Менделеева везли на Волковское кладбище, впереди огромной процессии несли таблицу Менделеева – символ его бессмертия. На надгробной плите выбиты всего три слова:

«Дмитрий Иванович Менделеев»

Менделеев не только великий ученый, но и сильный русский характер. Я думаю, какое удовольствие было бы для большого актера сыграть Менделеева, и как жаль, что до сих пор нет пьесы или фильма о нем.

 -    Выступление по теме «Точки соприкосновения в биографиях и научной деятельности Д.И. Менделеева и К.Э. Циолковского»

  -   Об актуальности научных взглядов ученых прошлого века расскажет участник Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся.
Опыт «Улавливание табачного дыма в банку»

      Интеллектуальное соревнование «Что вы знаете  о Дмитрии Ивановиче Менделееве?»
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин)
Вопросы:

Семья и дети.

  1. Назовите дату и место рождения Д.И. Менделеева.
  2. Как звали родителей Дмитрия Ивановича?
  3. Сколько детей было в семье Менделеевых?
  4. Какое отношение к Менделееву имеет село Аремзянское, что в 25 верстах от Тобольска?
  5. Дед Менделеева по отцу имел фамилию Соколов, отец же – Менделеев. Почему?
  6. Как звали первую жену Д.И. Менделеева?
  7. Это портрет принадлежит кисти второй жены Д.И.Менделеева. Как её имя?
  8. Заслуга создания нового оружия – танка – принадлежит русским изобретателям. Замечательный проект гусеничной бронированной и вооруженной машины, названной впоследствии танком, был разработан сыном великого русского ученого, инженером. Назовите его имя.
  9. Племянник Дмитрия Ивановича окончил Казанский университет, служил железнодорожным врачом во многих местах России, часто встречался со своим знаменитым дядей, а однажды вместе с ним совершил путешествие по Волге. Назовите его имя.
  10. Кому посвящены следующие строки: «… она строга и высока, Всегда надменна и сурова»?

Учеба.

  1. В 1849 году Д.И. Менделеев окончил Тобольскую гимназию, учителя которой оставили у него немало  светлых воспоминаний. Один из них известен вам как автор сказки «Конек-Горбунок». Назовите его имя.
  2. На каком факультете учился Менделеев?
  3. Какое учебное заведение окончил Менделеев в 21 год?
  4. В Петербургском университете у Д.и. Менделеева были прекрасные педагоги. Одного из них он называл «дедушкой русских химиков». Кто был этим замечательным педагогом?
  5. Выпускная работа Дмитрия Ивановича была признана диссертацией. Как она называлась?

Интересы и увлечения.

  1. У каждого человека есть свое хобби. Чем любил заниматься химик Менделеев в свободное время?
  2. Любимые животные Менделеева?
  3. Любимые писатели Менделеева?
  4. Любимая игра Менделеева?
  5. Любимая еда Д.И. Менделеева?

Друзья и соратники.

  1. О ком Дмитрий Иванович отзывался так: «Это был врач!»?
  2. Дмитрий Иванович очень много работал над созданием долговечных красок. В этом деле ему помогал друг – художник. Назовите его имя.
  3. Вы видите портрет Менделеева в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. Его написали два известнейших русских художника. Назовите их.
  4. «Быть учеником такого учителя, как Менделеев, было, конечно, и приятно, и полезно, но я уж слишком иного вкусил от физиологии, чтобы изменить ей, и химиком не сделался». Назовите автора этих строк.

Периодический закон и ПСХЭ.

  1. Всякое открытие имеет свой день рождения. Когда официально «празднуют» день рождения периодического закона и Периодической системы химических элементов?
  2. Какова формулировка периодического закона, данная Дмитрием Ивановичем?
  3. В периодическом законе и в ПСХЭ ярко проявляются законы развития природы. Перечислите их.

Научные труды.

  1. Как называлась докторская диссертация Д.И. Менделеева?
  2. Об этой работе Менделеев говорил: «Любимое дитя, мой образ педагога».
  3. Эта работа Менделеева получила 1 Демидовскую премию.

Именем Менделеева названы…

  1. Какой элемент таблицы Менделеева назван в честь её создателя?
  2. Существует особая награда в области химии – золотая медаль имени Д.И. Менделеева. За что она присуждается?
  3. В этом городе когда-то на химическом заводе работал Д.И. Менделеев.
  4. Имя Менделеева носит подводный хребет. В каком океане он находится?

Признание великого гения.

  1. Где, когда и за что Д.И. Менделеева назвали «русский Лавуазье»?
  2. Д.И. Менделеев был членом 71 научного иностранного общества, 10 академий различных стран. В какую академию наук он не был избран?
  3. Имя Менделеева выбито на доске почета рядом с такими именами, как Евклид, Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Лавуазье и др. Где находится эта уникальная  доска почета?
  4. В 1906 году Нобелевский комитет в Стокгольме рассматривал две кандидатуры на соискание одноименной премии: Анри Муассан и Дмитрий Менделеев. Кому была вручена Нобелевская премия?
  5. В 1882 году лондонское Королевское общество присудило медаль Дэви «За открытие периодических соотношений атомных весов», а в 1887 году ту же медаль «За открытие периодического закона химических элементов». Кто был удостоен этих наград?
  6. «Прежде всего, нужно сказать, что темноты совсем не было. Были сумерки и притом сумерки ясные, не поздние, а, так сказать, ранние. Общее освещение облаков, виденное тогда мною, представляется совершенно подобным тому освещению, которое мне не раз приходилось видеть в горах после заката солнца, спустя, может быть, четверть или полчаса, там, где зари не видно и следа. Весь вид был свинцово-тяжелый, гнетущий. Думаю, что при бывшем освещении можно было бы ещё читать, но я этого не пробовал, - не до того было…».

         Какое явление описывает Д.И. Менделеев? При каких обстоятельствах он занимался его изучением?

 

Давайте подведем итоги:

Конечно, чтобы стать ученым, необходимы такие качества характера: пытливый ум, любознательность, склонность к исследовательской деятельности, трудолюбие, умение довести начатое дело до конца.
В жизни вы не всегда найдете готовые ответы, некоторые вопросы вам придется решать самим, и к этому надо быть готовыми.
Продолжайте совершенствоваться в интересующейся вас области знаний: выучите материал по учебнику, изучите дополнительную литературу, подготовьте реферат, викторину для одноклассников или исследовательскую работу.
И быть может, когда станете выдающимся человеком, вы с улыбкой вспомните, что начиналось все с простой игры!


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн