Официальный сайт radikalno 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Помазенков Е.В. Современные информационные и коммуникационные технологии. Интерактивная доска в профессиональной деятельности учителя-предметника

Автор: 
Помазенков Евгений Валерьевич
Место работы: 
учитель информатики и английского языка муниципального общеобразовательного учреждения Жиздринской средней школы №1 Калужской области, победитель конкурса лучших учителей ПНП «Образование» - 2009

 

Современные информационные и коммуникационные технологии. Интерактивная доска в профессиональной деятельности учителя-предметника


Сегодня очень модно стало применять в преподавательской деятельности информационно-коммуникационные технологии. Это соответствует требованиям времени, так как школа должна готовить учеников к реальной жизни, в которой уже давно и прочно обосновались компьютеры и ноутбуки, мобильные телефоны и коммуникаторы, спутниковое телевидение и Интернет. Все эти новшества изменили нашу жизнь довольно сильно. Обществу требуются квалифицированные специалисты, обладающие достаточным уровнем компетентности в условиях современного информационного пространства. Занимаясь внедрением ИКТ в различные сферы деятельности школы уже более 10 лет, я успел апробировать очень многие технические средства и программное обеспечение. В этой работе мне хотелось бы поделиться опытом использования интерактивной доски на своих уроках.

 

Во время информационных сообщений по каналам массовой коммуникации, касающихся ИКТ, очень часто можно слышать именно об интерактивной доске как о показательном примере новых веяний в современной школе. Однако далеко не все достаточно хорошо знают возможности этого технического средства. А о трудностях, с которыми предстоит столкнуться при его использовании, вообще мало кто задумывается. Но для успешного внедрения любых нововведений необходимо чётко представлять себе все их достоинства и недостатки. Для этого желательно изучить опыт профессиональной деятельности коллег. Иногда мне приходилось видеть, как школа закупает какую-то современную технику, не учитывая реальных возможностей этой техники в образовательном процессе. Школьный администратор, располагая какой-то определенной суммой денег, приходит в магазин компьютерной техники и затем покупает то, что есть в наличии. В итоге получается, что эффективность нововведений не достигает нужного уровня. Иногда такой подход приводит к полной неудаче. Давайте разберёмся — что же такое интерактивная доска, какие возможности она предоставляет учителю и с какими трудностями можно столкнуться при её применении на уроке.

 

Интерактивная доска — современное техническое средство, позволяющее вывести на специальный экран изображение рабочего стола персонального компьютера с возможностью сенсорно управлять  графическим интерфейсом операционной системы и создавать графические объекты. Обычно для этого нужен персональный компьютер, мультимедийный проектор и сама интерактивная доска. Все эти составляющие соединены вместе и работают с помощью специального программного обеспечения. Существуют интерактивные доски, которые работают без проектора. Но они достаточно дороги, а преимущества перед обычным оборудованием не очень существенно. Возможности интерактивных досок зависят от производителя и предлагаемого ими программного обеспечения. Некоторые из них, кроме сенсорного управления и создания пометок поверх существующего изображения, предоставляют возможность вставлять рисунки и контурные карты из предустановленных коллекций, геометрические фигуры, интерактивную заливку и т.д. Причём многие из этих объектов можно свободно перемещать по экрану и трансформировать с помощью специальных инструментов.

 

Все эти возможности позволяют использовать интерактивную доску, как и обычную — в качестве  графического вспомогательного средства обучения, но в качественно новой информационной среде. Обычный учитель, применяя минимум ИКТ- навыков, может писать маркером, рисовать простые рисунки и схемы. Это будет выглядеть примерно так же,  как и работа с обычной меловой доской. А вот если освоить и начать применять дополнительные функции, то работа на уроке начинает вызывать повышенный интерес и самое главное — меняется форма организации учебного процесса, так как учащиеся начинают активнее работать самостоятельно. Они наблюдают за действиями учителя и слушают очень внимательно, активно участвуют в выполнении заданий. Учащимся нравится самим работать с интерактивной доской. Они стараются лучше выполнять задания.

 

Особенно интересны бывают возможности, которые недоступны для меловой доски и обычных наглядных пособий:

 

  • использование различных цветов маркера,
  • применение интерактивной заливки,
  • создание стандартных графических объектов,
  • использование функции «интеллектуальное перо» (распознаёт и преобразует нарисованное изображение в правильные геометрические фигуры, линии, стрелки),
  • изменение свойств объектов,
  • вставка рисунков из коллекций,
  • встраивание приложений в программное обеспечение интерактивной доски,
  • создание клонов объектов,
  • сохранение пометок и работ учеников,
  • мгновенное переключение между разными страницами и документами,
  • организация сетевых конференций.

 

Применение разных цветов маркера очень помогает при объяснении нового материала, проверке работ, выполненных учащимися.

 

Интерактивная заливка очень подходит для выделения каких-то областей. Это можно сделать и обычным однородным цветом, но учащимся младшего школьного возраста очень нравится, когда можно закрасить какую-то фигуру заливкой, напоминающей жирафа или пчелиные соты. Применение подобных эффектов  возможно на занятиях по любым предметам и на любых этапах урока, где необходимо выделить какие-то области графики. Например, с успехом интерактивную заливку можно использовать на уроках:

 

  • информатики и математики при объяснении темы «Множества. Пересечение множеств»;
  • алгебры – тема «Площадь криволинейной трапеции» для выделения сложных площадей на рисунке;
  • геометрии для выделения определённой части чертежа;
  • истории для выделения части карты или схемы сражения;
  • географии для обозначения областей обитания животных и птиц, климатических зон, районов с разведанными запасами полезных ископаемых
    и др.

 

При объяснении темы «Множества» на уроках информатики применяются рисунки, которые представляют собой пересекающиеся геометрические фигуры. Каждая фигура обозначает конкретное множество. В зависимости от вопроса задания закрашивается определенный сектор рисунка. Самостоятельная работа у доски в этом случае вызывает большой интерес у школьников всех возрастных групп. Интерактивная доска позволяет работать с отсканированным рисунком из учебника, изображением документ-камеры, а также нарисовать такие фигуры самостоятельно либо вставить их из коллекции фигур. Многие учащиеся с трудом могут быстро и красиво нарисовать ромб или окружность на обычной доске. В программном обеспечении интерактивной доски есть инструмент, позволяющий легко нарисовать большинство таких фигур быстро и эффективно. Кроме этого нарисованные элементы можно перемещать по экрану, клонировать, поворачивать относительно центра, изменять размер и цвет.

 

На современном этапе развития ИКТ в  школе очень эффективным является применение интерактивной доски совместно с документ-камерой. Документ-камера — устройство, позволяющее выводить на большой экран изображение из учебника (либо другого методического пособия) в реальном режиме времени с хорошим качеством. Это очень удобно, так как сканировать весь учебник — очень трудоёмкий процесс, а с помощью этого устройства можно мгновенно показать всему классу нужный фрагмент, сделать необходимые пометки. Затем можно сохранить документ вместе с изменениями или без них, отдать ученикам в распечатанном виде, распространить на компьютеры учащихся в электронном виде, разослать по электронной почте.
Некоторые возможности интерактивной доски ведут к изменению технологий на уроке. Например, теперь нет необходимости постоянно очищать рабочее поле, так как можно просто создать новый документ и работать в нём. При этом всё, что было написано ранее, можно сохранить без особых усилий. На уроке можно попросить нескольких учеников сделать задания на доске на разных страницах. Проверить и сохранить с исправлениями и пометками учителя такие задания, как и продемонстрировать ученикам результаты проверки, можно в любое удобное время. Также отпадает необходимость ведения конспектов, так как любой ученик может забрать с собой все материалы, представленные учителем вместе с пометками.

 

Существует возможность организации конференций разных типов. Конференция может быть эффективной, если ученики работают самостоятельно за персональными компьютерами над решением отдельной или общей задачи. Они могут находиться в одном или нескольких классах школы, а при определенных технических условиях даже у себя дома или любом другом месте с доступом к локальной или Глобальной компьютерной сети. Совместное использование единого информационного пространства учебного занятия обеспечивает возможность творческого сотрудничества учителя и учеников. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией между учениками в контексте поставленной преподавателем проблемы. Отмечается значительный рост эффективности обучения, когда студент в процессе получения знаний, взаимодействует с другими студентами, которые в свою очередь взаимодействуют с материалами, предложенными учителем. Ведь ученики находятся приблизительно на одном уровне развития, следовательно и научиться чему-то  друг у друга значительно проще.

 

Возможности новой техники позволяют делать  хорошие прогнозы на её применение во время учебных занятий. Но не следует забывать и о трудностях. Школа — это устоявшаяся система со своими правилами и традициями. Изменение одного из элементов этой системы обязательно потребует либо изменения и всех остальных, либо отторжение нововведения. Консервативность школы хорошо известна. И успешность любого начинания зависит не только от реальной пользы, но и субъективного мнения директора, учителя, ученика и его родителей.

 

Во-первых, для того, чтобы использовать интерактивную доску на уроке, необходимо каждый день включать компьютер, проектор, провести необходимые настройки. Кому-то эта работа не покажется сложной, но когда возникает необходимость что-то срочно объяснить ученикам, то обычная доска имеет преимущество — её не надо включать и настраивать. Чтобы не возникало таких ситуаций необходимо каждый день приходить на 10-15 минут раньше: все включить, настроить и проверить до первого урока. А для этого необходимо перестроить свой рабочий график.

 

Во-вторых, учитель, применяющий на своих уроках интерактивную доску, должен обладать достаточной компетентностью в области информационно-коммуникационных технологий. И это касается не только конкретных приёмов работы с данным техническим средством. Ведь методические материалы для цифрового устройства необходимо подготавливать, применяя цифровые технологии. Современные учебно-методические комплексы не предлагают электронных вариантов заданий, коллекций рисунков, аудио и видео материалов. А во многих школах уже достаточно высокий технический уровень оснащения, требующий кардинально нового подхода к созданию учебных материалов. Это является одной из основных проблем школы. Крайне неразумно использовать для организации занятий только ограниченный методическим комплексом набор материалов (учебник, рабочую тетрадь и т.д.) в век массового распространения цифровой информации. И если учителя и методисты могут оправдать такой подход, то дети никогда не будут внимательно и с интересом читать, запоминать  или конспектировать информацию, которую они могут получить с помощью своего мобильного телефона из Интернет за считанные секунды независимо от местонахождения. Учитель не может ждать, когда создадут УМК нового поколения, позволяющие в полной мере использовать преимущества современных технологий. Он должен сам создавать их под конкретные учебные задачи. За последние годы многие прогрессивные учителя улучшили свои профессиональные навыки в данной области. Но в современном активно развивающемся мире необходимо развиваться постоянно и не останавливаться на достигнутом уровне.

 

Применяя интерактивную доску, преподаватель в мультимедиа аудитории получает вместо обычной доски и мела мощный инструментарий для представления и редактирования информации в различной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). Эта возможность позволяет преподавателю организовать процесс обучения на более качественном уровне.

 

Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо применять в школе информационно-коммуникационные технологии для того, чтобы не отставать от развития всего общества. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения в руках компетентного педагога. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество возможностей, которые были недоступны ранее. И самое главное: применение интерактивной доски на уроке значительно повышает мотивацию школьников к учению, а, следовательно, и качество всего образовательно-воспитательного процесса.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн