Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Словотворчество поэтов-футуристов

Фото пользователя Наталья Александровна Шарнина
Submitted by Наталья Александровна Шарнина on Wed, 10/03/2010 - 19:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шарнина Наталья Александровна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель урока: проанализировать словотворчество поэтов-футуристов Задачи: 1. Обучающие: а) определить особенности процесса словотворчества поэтов-футуристов; б) выяснить, с какой целью создавались новые слова поэтами футуристического объеди-нения; в) проследить судьбу футуристических неологизмов в языке; г) повторить и обобщить материал по теме «Серебряный век как эпоха творческого экс-перимента». 2. Развивающие: а) закрепить навык словообразовательного разбора; б) развить навык трактовки лексического значения слов-неологизмов; в) закрепить навыки анализа стихотворного текста. 3. Воспитательные: воспитывать у учащихся внимательное отношение к художественному слову, интерес к предмету, к родному языку.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемая методическая литература: 

 

Словари
 
1. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
2. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 576с.
3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2001. – 400с.
 
            Методическая и специальная литература
 
4. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. Пособие для студентов и учителей. – М.: Просвещение, 1973. – 224с.
5. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 223с.
6. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.
6. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. – СПб: отд-ние изд-ва
«Просвещение», 1995. – 303с.
7. Иванова В.А. и др. Тайны родного языка. – Волгоград: Н.-Волж. кн. изд., 1969. – 304с.
8. Максимов В.И. К тайнам словообразования: Кн. для внеклассного чтения.- М.: Просвещение, 1980. – 160с.
9. Наша основа // В. Хлебников. Творения. – М.: Сов. писатель, 1987. – С. 624 – 632.
10. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1976. – 128с.
11. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – М.: Просвещение,1985. – 160с.

12. Поззия русского футуризма. – СПб, Академический проект, 1999. – 752с.

Используемое оборудование: 

 

: автопортрет В.Хлебникова, фотографии группы футуристов, обложек
                                    их книг, копии «Железобетонных поэм» В. Каменского, например,
                                     «Солнце» и «Тифлисъ», записи песен на стихи В Маяковского в ис -     
                                    полнении Е. Камбуровой
Краткое описание: 
Интегрированный урок-исследование русского языка и литературы в 11 классе «Словотворчество поэтов-футуристов» призван стать уроком повторения и обобщения материала по теме «Серебряный век как эпоха творческого эксперимента». Содержание урока способствует углублению стилистическо-семантического восприятия произведений художественной литературы в целом, а в частности должен помочь учащимся определить особенности процесса словотворчества поэтов-футуристов, выяснить, с какой целью создавались новые слова поэтами футуристического объединения и проследить судьбу футуристических неологизмов в языке. Урок обязательно должен закрепить навык словообразовательного разбора у учащихся-старшеклассников, развить навык трактовки слов-неологизмов, закрепить навыки анализа стихотворного текста и способствовать развитию познавательных навыков учащихся. Проследив, как работали поэты-футуристы, с какой целью создавали новые слова, какие мысли и чувства пытались передать при помощи неологизмов, школьники убеждаются, как много знаний, внимательности и рассудительности требуется при чтении футуристических произведений. Урок призывает одиннадцатиклассников быть внимательными читателями, быть думающими читателями, читать не торопясь

 

Ход урока.
 
         I. Организационный момент.
         II. Вступительное слово учителя
 
         Как появляются слова в языке
        - Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю.
       Слова, как и люди, имеют свою судьбу. У многих слов богатая родословная. На большинство можно завести паспорта, где будут указаны время и место рождения, национальность, прописка и сфера деятельности. Нам известны их родители, их происхождение.
            Во всех языках мира есть слова-туземцы (в русском языке, например: земля, огонь, вода, деревья), а есть и пришельцы: школа (греч.), чай (кит.), портфель (фр.), карандаш (тюркск.),  класс (лат.). У одних слов завидное долголетие. Другие слова – младенцы, родившиеся на наших глазах; некоторые, словно бабочки-однодневки, едва появившись на  свет, исчезают.
         Русский язык - великий, необъятный, «живой, как жизнь», - продолжает развиваться: выходят из языка слова устаревшие, рождаются новые слова, их поток всё нарастает, чтобы успеть назвать предметы, явления безудержного взлёта научной мысли и технических достижений. Обогащение словаря идёт двумя путями. Новые слова образуются: 1) путём заимствования (результат международных контактов); 2) средствами самого языка – переосмысление старых слов, создание новых слов из старых морфем.
         Писатели и поэты – творцы новых слов
         Часто творцами новых слов становятся отдельные люди. Особое место в словотворчестве занимают писатели и поэты. Общеизвестно, что впервые употребил слово промышленность Н.М.Карамзин в «Письмах русского путешественника». Данный факт отмечен во всех этимологических словарях.
         (Учитель читает словарную статью из «Школьного этимологического словаря русского языка» Н.М.Шанского и Бобровой Т.А.)
         - Какие этимологические словари вам известны?
         - Что изучает этимология?
          ( Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.)  
         Позже учёные выяснили, что Карамзин является создателем большого количества слов, вошедших в наш язык: достопримечательность, утончённость, подозрительность, первоклассный и др.
         И.Ильф и Е. Петров в повести «Тоня», рассказывая о первых холодильниках, писали: «В рефрижераторе у неё лежали три грейпфрута, яйца, бутылки с молоком, масло». В другом контексте писатели вместо иностранного слова использовали словосочетание холодильный шкаф и, возможно, сделали первый шаг к возникновению слова холодильник.
         В областных диалектах подслушал И.С.Тургенев слово шуршать и ввёл его в широкий обиход.
         - У вас было задание, используя словари и литературу по словообразованию, найти слова, авторами которых считаются литераторы. Расскажите о некоторых из них.
         (Ответы учащихся)
         Чаще всего школьники находят материал о появлении слова робот. Известный чешский писатель К.Чапек впервые использовал данное слово в своём произведении «Р.У.Р.» (Россумские универсальные роботы). Чапек долго размышлял, как назвать механические человекоподобные машины, которые он придумал для своей фантастической пьесы. Как вспоминал сам писатель, сначала он хотел назвать их лаборжи, но по совету своего родного брата остановился на слове робот (от чешского слова робота – «каторжный труд»).
         За четыре года до смерти Ф.М.Достоевский написал статью об истории создания слова стушеваться, где подробно рассказал, как слово-жаргонизм, использовавшееся одноклассниками известного писателя, вошло в литературный язык и получило дополнительные значения.
         Активно занимался словотворчеством М.Е.Салтыков-Щедрин, ему принадлежат неологизмы: злопыхательство, мягкотелый, пенкосниматель.
 
         III. Серебряный век как эпоха творческого эксперимента (повторение и обобщение материала).
         - Обилием талантов, многообразием художественных поисков и художественных находок, в том числе и в области словотворчества, поражает культура Серебряного века. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова и др., сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы: символизм, акмеизм, адамизм, футуризм, эго-футуризм, экспрессионизм, супернатурализм, имажинизм и др.
         Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему.
         - Проведём небольшой блиц-опрос по теме «Футуризм».
                        1. Дайте определение футуризма.
                        2. Какой год считается временем рождения футуризма, почему?
                        3. Как называлась первая декларация футуристов. Тезисно пере-      
                        скажите её содержание.
                        4. Какие поэты вошли в группу футуристов?
                        5. Каково художественное значение футуризма?
         Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
         Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения многих слов, но и активно занимались словотворчеством. Футуристы не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые композиции из этих раздробленных, разрушенных слов.
                        Мы живы острым и мгновенным,-
                        Наш избалованный каприз:
                                   Быть ледяным, но вдохновенным,
                                   И что ни слово – то сюрприз.
                                                                                   И.Северянин
         - Давайте посмотрим, как работали словотворцы. Найдём неологизмы в данных отрывках, у некоторых слов выполним словообразовательный разбор и, самое главное, попробуем определить, с какой целью созданы слова.
      (Школьники работают со словами, предложенными на карточках)
1)     Леса лысы.
     Леса обезлосили.
     Леса обезлисили.
                            В.Хлебников
            - Как образовались слова обезлосили, обезлисили? По какой словообразователь-  
        ной модели?
                  Обезлосить ← лось (прист. - суфф.)
                  Обезводить← вода (прист. - суфф.)
      Хлебников доказал, что любой оттенок мысли можно выразить точным словом. Обратите внимание, какое трагичное, ёмкое и очень понятное слово родилось у поэта.
 
2) Я, гений Игорь Северянин
     Своей победой упоён,
      Я повсеградно оэкранен,
      Я повсесердно утверждён!
 
      От Баязета к Порт – Артуру
      Черту упорную провёл.
      Я покорил литературу!
      Взорлил, гремящий, на престол!
                                  И.Северянин
              
      В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
      По аллее олуненной Вы проходите морево…
      Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
      А дорожка песочная от листвы разузорена –
      Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
                                   И.Северянин
            -В.Хлебников писал: «Чары слова, даже непонятного остаются чарами и не утрачивают своего могущества…не следует отвергать творчество, если оно непонятно…» Подумаем, как образовались глаголы-неологизмы в первом отрывке из стихотворения И.Северянина, по какой словообразовательной модели?
       взорлить ← орлить ← орёл (т.е. взлететь орлом)
       Ср.: взлететь ← лететь
            Поэт чувствовал себя в сфере непрерывного движения, лирической взволнованности и потому из всех частей речи отдавал явное предпочтение глаголу: пристулить, офиалчен, окалошить, осупружиться.                            
            - Найдите во втором отрывке глагольные формы, созданные Северяниным.
         3) Прослушаем стихотворение В.В.Маяковского «Необычайное приключение…», найдём неологизмы, подумаем, какую роль они выполняют в произведении.
         Новшества вызваны к жизни потребностью передать тот или иной оттенок образного мышления там, где не находится привычного слова.
   - Нарушаются ли футуристами законы словообразования?
               (Нет, слова создаются по тем словообразовательным моделям, которые существуют в языке.)
              - Давайте послушаем, что говорил о словотворчестве глава футуристического объединения В.Хлебников.
                         (Прослушивается доклад ученика) 
        Доклад должен быть приготовлен по статье Хлебникова «Наша основа», в котором поэт говорит о том, что словотворчество не нарушает законов языка, новое слово не только должно быть названо, но и быть направленным к называемой вещи; приводит интересные примеры.      
            - Ещё раз отметим (и это видно из слов В.Хлебникова), что футуристы пытались не нарушать законы словообразования, хотя, как известно, тот же самый Хлебников работал над созданием «заумного» языка. Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению речетворцев, обладает определённым смыслом.
                              Звуки на А широки и просторны,
                              Звуки на И высоки и проворны,
                              Звуки на У, как пустая труба,
                              Звуки на О, как округлость горба,
                              Звуки на Е, как приплюснутость тел,
                              Гласных семейство смеясь просмотрел.
                                                               Д.Бурлюк 1915г.
                  - Вспомним известное «заумное» стихотворение В.Хлебникова «Бобэоби пелись губы».
            Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. Это язык будущего, способный служить объединению людей, способный восстановить утраченную миром гармонию.
            Не избегали футуристы звукописи, звукоподражания. Очень удачны, на мой взгляд, строки из стихотворений В.Каменского.
                        В шелестинных грустинах
                        Зовы песни звончей.
                              В перепевных тростинах
                              Чурлюжурлит журчей.
                             Чурлю-журль,
                                         Чурлю-журль.
                                                     «Поэмия о соловье»
 
                              Закружилась карусель.
                              Быстры круги.
                              Искры дуги.
                              Задружилась развесель.
                              Хабба-абба, хабба-абба.
                              Ннай – ннай – ннай.
                              Эй, рраскаччивай!
                              Й – ювь.
                                                     «Солнцень-ярцень», 1916
 
            - Не много слов, созданных футуристами, вошло в наш язык. Словам, созданным «на пустом месте», не имевшим ни роду, ни племени в неоглядном мире слов, вроде диковинного слова «еуы», сочинённого Кручёных, не пришлось рассчитывать на долгую жизнь. Языковедам известен всего один случай, когда искусственно созданное слово было принято в себя языком и  даже не одним. Таким словом стало слово «лилипут», придуманное Д.Свиф том для своей книги «Путешествия Лемюэля Гулливера» (1726г.)
            Но и слова, которые формировались из существующих в русском языке элементов, создавались по принятым словообразовательным моделям, непрошли проверку временем. Исключением стало слово «бездарь», придуманное И.Северяниным, хотя по данной словообразовательной модели (сложение основ) поэтом был создан целый ряд слов: цветочье, светозарь, гениалец, лесофея, озёрзамок, ветропросвист, крылолёт и др. Слова отличаются чрезмерной «красивостью», но, по мнению автора, они были «эстетны», привлекали внимание к творчеству поэта как к чему-то совершенно необычному.
            Футуристические неологизмы, «созданья лёгкие искусства и ума» остались в стихотворных строчках и по сей день вызывают самые противоречивые чувства: что было модно, современно, неожиданно в ΧΧ веке, сейчас воспринимается порой с недоумением, но всегда с интересом. Они живут на страницах книг, выполняют возложенную на них авторами роль и звучат, звучат удивительно красиво.
            -Послушайте отрывок из первой части поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».
            (Исполнение отрывка учителем)
            -Многие стихи футуристов удивительно лиричны, они ложатся на музыку, их поют.
            (Дети слушают запись песни в исполнении Е.Камбуровой)
 
IV. Выводы
            Мы проследили с вами, как работали поэты-футуристы, с какой целью создавали новые слова, какие мысли и чувства пытались передать поэты при помощи неологизмов. Вы увидели, как много знаний, внимательности и рассудительности требуется при чтении футуристических произведений. Будьте внимательными читателями, будьте думающими читателями. Читайте не торопясь.

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн