Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Стихи С.А.Есенина на уроках русского языка

Фото пользователя Ирина Викторовна Зотова
Submitted by Ирина Викторовна Зотова on Wed, 31/03/2010 - 10:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зотова Ирина Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ лицей №29, учитель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1)работа с понятием "текст" на основе произведений Есенина; 2)повторение основных сведений об изобразительных средствах языка; 3)развитие связной речи учащихся.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. 6 класс/ Учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. М.А.Разумовской. М., 2006 

Используемое оборудование: 

Сборники стихотворений С.А.Есенина

Краткое описание: 
Анализируя тексты стихотворений Есенина, учащиеся повторяют, что такое текст, какие типы и стили текстов они знают. пактическая работа:доказать, что прочитанное стихотворение - текст; определить тип и стиль текста, назвать основные изобразительные средства. Творческая работа: сочинение - миниатюра. Разноуровневые д/з.

 

ма: Стихи С.А.Есенина на уроке русского языка
 
Цели урока: 1) работа с понятием «текст» на основе произведений Есенина;
                          2) повторение основных сведений об изобразительных средствах        
                             языка;
                         3) развитие связной речи учащихся.
 
Оборудование урока: сборники стихотворений С.Есенина.
 
Ход урока
 
1.     Вступительное слово учителя.
 
- Сегодня на урокемы повторим, что такое текст, какие изобразительно-выразительные средства могут использоваться при создании текста. А образцами текстов для нас станут произведения выдающегося русского поэта С.А.Есенина.
 
2.     Работа по теме урока.
 
1)     Синтаксический разбор предложения.
 
Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
 
2)     Беседа по вопросам.
 
- Можно ли это предложение назвать текстом? Почему?
- А что такое текст? ( Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности. Текст может иметь заглавие. )
- Итак, записанное вами предложение ещё нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создаёт необыкновенно лиричный, пронизанный щемящей тоской о покинутой родине текст:
        
            Я покинул родимый дом,
            Голубую оставил Русь.
            В три звезды березняк над прудом
            Теплит матери старой грусть.
 
            Золотою лягушкой луна
            Распласталась на тихой воде.
            Словно яблонный цвет, седина
            У отца пролилась в бороде.
 
            Я не скоро, не скоро вернусь!
            Долго петь и звенеть пурге.
            Стережёт голубую Русь
            Старый клён на одной ноге.
 
            И я знаю, есть радость в нём
            Тем, кто листьев целует дождь,
            Оттого, что тот старый клён
            Головой на меня похож.  
 
3)     Слово учителя.
 
- Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом. Живя в Москве, Петербурге, Есенин возвращался на родину:
            Я снова здесь, в семье родной,
            Мой край, задумчивый и нежный!
Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.
 
4)     Анализ стихотворных строк.
 
                    Эта улица мне знакома,
                    И знаком этот низенький дом.
                    Проводов голубая солома
                    Опрокинулась над окном
 
                    Вижу сад в голубых накрапах,
                    Тихо август прилёг к плетню.
                    Держат липы в зелёных лапах
                    Птичий гомон и щебетню.
 
          - Записанное вами – текст?
          - Этот текст – описание? Рассуждение? Повествование?
          - Чем описание отличается от рассуждения и повествования? ( Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более образной, выразительной, живой. )
          - Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. У Есенина, например, «вызваниваются ивы – кроткие монашки» ( «Край любимый! Сердцу снятся…»); «заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер» ( «Не бродить, не мять в кустах багряных…»), «ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве» ( «За тёмной прядью перелесиц» ). И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья…
         - Какому замечательному стилистическому приёму обязаны все эти превращения в художественных произведениях? ( Олицетворению.)
         - Дайте определение олицетворения. ( Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.)
         - При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Например, у Есенина:
                 
                  Зелёная причёска,
                  Девическая грудь,
                  О, тонкая берёзка,
                  Что загляделась в пруд?
 
       - Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. Есть ли такие действия неодушевлённых предметов в нашем тексте? ( «Тихо август прилёг к плетню», «держат липы в зелёных лапах птичий гомон…» ).
       - Именно олицетворение создаёт прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаём его стихи. Какие ещё художественные средства использует Есенин, рисуя картину родительского дома? ( Метафору.)
       - Дайте определение метафоры. ( Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.)
       - Нередко в метафоре совмещаются близость по цвету и форме сопоставляемых предметов. В нашем тексте вы можете найти такую метафору? ( «Проводов голубая солома» - в этой метафоре совмещаются цвет и форма сопоставляемых предметов.)
       - Не всегда удаётся чётко определить, в чём заключается сходство, положенное в основу метафоры. Наблюдательный глаз художника слова находит общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придаёт метафоре особую выразительность.
       - Как могут связываться предложения в тексте? ( Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и др. средствами.) Сейчас мы это понаблюдаем.
 
5)     Анализ стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Ты запой мне ту песню, что прежде…»
 
- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925 гг. он приезжал на Кавказ, где написал изумительный цикл лирических стихотворений – «Персидские мотивы». Одно стихотворение из этого цикла сейчас перед нами. Давайте прочтём его.
- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил светлую любовь. Как удаётся поэту в своём стихотворении сочетать восточный колорит с поэзией русских раздолий? Посмотрите, как связаны предложения в есенинском тексте. ( Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов.)
- Стихотворение написано в 1924г. 13 сентября 1925. Есенин напишет стихотворение, посвящённое своей сестре Шуре: «Ты запой мне ту песню, что прежде….» В декабре этого года его не станет, а пока Есенин поёт лирический гимн «родимому дому», «калитке осеннего сада», золотистым косам» берёзки под «родимым окном». Давайте прочтём это стихотворение.
- Подумайте, как Есенин достигает необыкновенной плавности, напевности своего стихотворения. ( Напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счёт повтора слов.)
- Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придаёт тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчёркивает важнейшие мысли.
 
6)     Вывод.                   
 
- Сегодня на уроке мы попытались понять, как в устах великого поэта самое обычное на первый взгляд слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст – яркая, запоминающаяся картина. Надеюсь, что тексты сочинений – миниатюр, которые вы сегодня создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой вашей творческой работы будет строка из есенинского стихотворения: «Мой край, задумчивый и нежный…»
 
7)     Творческая работа.
 
- Сочинение – миниатюра на тему «Мой край, задумчивый и нежный»
 
8)     Итог урока.
 
     9) Выставление мотивированных оценок.

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн