Submitted by Ирина Викторовна Зотова on Wed, 31/03/2010 - 10:05
ма: Стихи С.А.Есенина на уроке русского языка
Цели урока:1) работа с понятием «текст» на основе произведений Есенина;
2) повторение основных сведений об изобразительных средствах
языка;
3) развитие связной речи учащихся.
Оборудование урока:сборники стихотворений С.Есенина.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
-Сегодня на урокемы повторим, что такое текст, какие изобразительно-выразительные средства могут использоваться при создании текста. А образцами текстов для нас станут произведения выдающегося русского поэта С.А.Есенина.
2.Работа по теме урока.
1)Синтаксический разбор предложения.
Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
2)Беседа по вопросам.
- Можно ли это предложение назвать текстом? Почему?
- А что такое текст? ( Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности. Текст может иметь заглавие. )
- Итак, записанное вами предложение ещё нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создаёт необыкновенно лиричный, пронизанный щемящей тоской о покинутой родине текст:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
3)Слово учителя.
- Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом. Живя в Москве, Петербурге, Есенин возвращался на родину:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.
4)Анализ стихотворных строк.
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилёг к плетню.
Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню.
- Записанное вами – текст?
- Этот текст – описание? Рассуждение? Повествование?
- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? ( Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более образной, выразительной, живой. )
- Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. У Есенина, например, «вызваниваются ивы – кроткие монашки» ( «Край любимый! Сердцу снятся…»); «заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер» ( «Не бродить, не мять в кустах багряных…»), «ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве» ( «За тёмной прядью перелесиц» ). И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья…
- Какому замечательному стилистическому приёму обязаны все эти превращения в художественных произведениях? ( Олицетворению.)
-При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Например, у Есенина:
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
- Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. Есть ли такие действия неодушевлённых предметов в нашем тексте? ( «Тихо август прилёг к плетню», «держат липы в зелёных лапах птичий гомон…» ).
- Именно олицетворение создаёт прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаём его стихи. Какие ещё художественные средства использует Есенин, рисуя картину родительского дома? ( Метафору.)
- Дайте определение метафоры. ( Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.)
- Нередко в метафоре совмещаются близость по цвету и форме сопоставляемых предметов. В нашем тексте вы можете найти такую метафору? ( «Проводов голубая солома» - в этой метафоре совмещаются цвет и форма сопоставляемых предметов.)
- Не всегда удаётся чётко определить, в чём заключается сходство, положенное в основу метафоры. Наблюдательный глаз художника слова находит общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придаёт метафоре особую выразительность.
- Как могут связываться предложения в тексте? ( Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и др. средствами.) Сейчас мы это понаблюдаем.
5)Анализ стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Ты запой мне ту песню, чтопрежде…»
- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925 гг. он приезжал на Кавказ, где написал изумительный цикл лирических стихотворений – «Персидские мотивы». Одно стихотворение из этого цикла сейчас перед нами. Давайте прочтём его.
- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил светлую любовь. Как удаётся поэту в своём стихотворении сочетать восточный колорит с поэзией русских раздолий? Посмотрите, как связаны предложения в есенинском тексте. ( Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов.)
- Стихотворение написано в 1924г. 13 сентября 1925. Есенин напишет стихотворение, посвящённое своей сестре Шуре: «Ты запой мне ту песню, что прежде….» В декабре этого года его не станет, а пока Есенин поёт лирический гимн «родимому дому», «калитке осеннего сада», золотистым косам» берёзки под «родимым окном». Давайте прочтём это стихотворение.
- Подумайте, как Есенин достигает необыкновенной плавности, напевности своего стихотворения. ( Напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счёт повтора слов.)
- Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придаёт тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчёркивает важнейшие мысли.
6)Вывод.
- Сегодня на уроке мы попытались понять, как в устах великого поэта самое обычное на первый взгляд слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст – яркая, запоминающаяся картина. Надеюсь, что тексты сочинений – миниатюр, которые вы сегодня создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой вашей творческой работы будет строка из есенинского стихотворения: «Мой край, задумчивый и нежный…»
7)Творческая работа.
- Сочинение – миниатюра на тему «Мой край, задумчивый и нежный»