Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Корневые орфограммы

Фото пользователя Надежда Викторовна Болутанова
Submitted by Надежда Викторовна Болутанова on вс, 04/04/2010 - 20:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Болутанова Надежда Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ "Тресвятская СОШ" Новоусманского муниципального района Воронежской области Учитель начальных классов
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель: закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Корневые орфограммы» Задачи: 1. Обобщить знания, умения и навыки учащихся об изученных орфограммах в корне слова. 2. Закреплять орфографические умения учащихся: написания словарных слов; обнаруживать орфограммы; работать с корневыми орфограммами; применять орфографические правила. 3. Формировать навыки контроля и самоконтроля. 4. Учить работать с памятками, пользоваться словарём. 5. Активизировать познавательную деятельность учащихся. 6. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Рамзаева Т. Г. Учебник "Русский язык" в 2-х честях. 3 класс. - М.: Дрофа, 2008

Леонов Е. Н. "Орфографический словарь" - М.: АСТ-пресс, 1995

Используемая методическая литература: 

 

Волина В.В. "Учимся играя" - М.: Новая школа, 1994

Жиренко О. Е. и др. "Учим русский с увлечением" Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005

Соловейчик М. С., Харченко О. О. "Современный подходы к обучению орфографии в начальных классах" Лекции 1-4, 5-8. - М.: Педагогичекий университет "Первое сентября", 2006

Краткое описание: 
Урок закрепления знаний учащихся по теме "Корневые орфограммы". Данная тема является одной из самых сложных для учеников. Проводится в форме игры-путешествия.

 

Ход урока:

Орг. момент.

     - Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы отправимся с вами в путешествие. Вы готовы к дальней дороге?

     - Запишем дату отправления в нашем бортжурнале. Кто знает, что такое «бортжурнал»? Для чего он предназначен?

     Учитель записывает дату и вид работы на доске, ученики – в тетрадях.

 

Чистописание.

     Учитель делает показ на доске:  Кк

     - Подумайте, куда мы с вами отправимся:

Кругом вода,

А с питьём – беда.  (океан)

     - На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:

Ходит город-великан

На работу в океан.  (корабль)

     - Кто будет управлять нашим судном:

Может, ты на корабле бывал

И в руках держал штурвал?

По океанам и морям           

Ведёт корабль … (капитан)

     - Что поможет нам не сбиться в пути:

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.  (компас)

     Ученики записывают отгадки в тетрадях, учитель – на доске: океан корабль капитан компас

     - Проверьте правильность написания слов, поставьте ударения, выделите орфограммы. Как проверить написание безударных гласных в данных словах? (Проверить невозможно, т.к. это словарные слова, их написание нужно запомнить.)

    Большому кораблю – большое плаванье.

    - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?

    - Спишите. Пользуемся памяткой "Как правильно списывать?"

 

1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.

2. Отметь опасные места.

3. Прочитай вслух так, как написано.

4. Повтори, не глядя на запись.

5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.

6. Проверь себя.

 

     - Поставьте ударения, выделите орфограммы, объясните их написание. Пользуемся памяткой "Как писать без ошибок?"

 

1. Ищем орфограмму.

2. Определяем тип орфограммы.

3. Вспоминаем правило.

4. Применяем правило или ищем помощи в словаре.

5. Проверяем написанное.

 

 

Словарная работа.

     - Чтобы отправиться в дальнюю дорогу, сделаем запас провизии.

     Запись под диктовку словарных слов. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

     Помидор, морковь, капуста, огурец, картофель, чеснок, фасоль.

     Исследование словарных слов.

     а) Лексическое значение

     - Как назвать все данные слова одним словом? (Овощи)

     - Почему мы возьмём с собой так много овощей?

     б) Фонетическое значение

     - В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель, фасоль)

     - В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)

     в) Орфографическое значение

     - Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать? (Запомнить словарные слова)

 

Знакомство с новым словарным словом.

     - Во время путешествия важно, какая будет стоять погода. Найдите слово «погода» в орфографических словарях («Орфографический словарь» Е.Н. Леонов. – М.: АСТ-пресс, 1995) Запишите его в тетрадях, поставьте ударение, выделите орфограмму.

     - С помощью схем подберите и запишите родственные слова к слову «погода».

     Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

      погод  к   а                 погод ушк    а             погод н   ый                погож   ий

 

 

      Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий.

     - Как вы понимаете слово «погожий»?

 

    Сообщение темы урока.

- Наш корабль держит курс в открытый океан. В океан орфографических правил. Сегодня на уроке  узнаем, умеете ли вы исследовать корневые орфограммы.

 

1-ая остановка «Остров безударных гласных в корне»

- Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?

- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад. Но помните:

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Выполняется задание по рядам самостоятельно, три ученика работают у доски.

 

Л…тящая чайка

К…менистое дно

К…товая акула

М…рская пена

 

К…лючий ёрш

Ск…листый берег

Ш…рокий пролив

З…л…тая рыбка

 

Б…льшой кит

С…лёные брызги

Уд…вительный остров

П…тнистый краб

 

 - Пользуемся памяткой "Как искать проверочные слова для корня?"

 

1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.

2. Измени проверяемое слово:

                Предмет:

ед. число    мн. число

кто? что?

много кого?  чего?

                 Действие предмета:

что (с) делает?

что (с) делал?

что (с) делаю?

                 Признак предмета:

каков?

 

 

     Проверка выполненного задания. Ученики одновременно осуществляют самоконтроль и контроль тех, кто работал у доски.

     Далее ученики делают коллективный вывод о написании безударных гласных в корне слова.

 

Физминутка.

 

 Продолжение работы по теме урока.

2-ая остановка «Остров парных по глухости-звонкости согласных»

- На этом острове живёт принц Гласный и его свита В, Й, Л, М, Н, Р.

- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:

Чтоб поменьше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтоб не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся твёрдого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Учитель читает предложения, ученики записывают в тетрадях слова с парными согласными в корне, выделяют корень и подбирают проверочные, один работает у доски.

- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»

Олег бежит на пляж.

На волнах плывёт парус.

Морские волны омывают берег.

Пришёл невод с одною рыбкою.

За камнем прячется краб.

Спряталась в свою раковину улитка.

В море видны островки.

Гребцы сидят в лодке.

Вода близко, да подойти скользко.

       Олег, пляж, парус, берег, рыбка, краб, улитка, островки, гребцы, лодка, близко, скользко.

       Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.

Далее ученики делают коллективный вывод о написании парных согласных в корне слова.

 

 Гимнастика для глаз.

 

 Продолжение работы по теме урока.

3-я остановка «Остров непроизносимых согласных»

- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые согласные теряются – это В, Д, Л, Т.

- Исправьте ошибки, которые возникли из-за того, что некоторые согласные потерялись. Выпишите слова с непроизносимой согласной, разберите слова по составу, устно подберите проверочные слова. Помните:

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

      Ученики работают в тетрадях, один – у доски.

- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»

Парустник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвесник ненастья. Опастно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тросник. Капитан это знал и приказал убрать паруса. Яросный порыв ветра ударил по парустнику. Началась буря. Но ненасная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму.

    Парусник, предвестник, опасно, тростник, яростный, ненастная…

      - Подберите ещё по два слова с непроизносимой согласной в корне.

       Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.

Далее ученики делают коллективный вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова.

- Прочитайте следующие строчки, скажите, о ком это говорится?

С зубастой длинной рыбкой

Знакомство было бы ошибкой.

- Подберите синонимы к слову «знакомство». Какие орфограммы встретились в этом слове?

- Найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные.

Ученики проговаривают строчки хором. Учитель закрывает запись на доске. Ученики записывают предложение по памяти.

- Пользуемся памяткой «Как правильно списывать?»

Далее учитель открывает запись, и ученики сверяют написанное на доске и в тетрадях. Исправляют ошибки.

- Пользуемся памяткой "Как правильно исправить ошибку?"

 

1. Найди ошибку.

2. Определи, в какой части слова допущена ошибка.

3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неправильно.

4. Подумай, какое правило надо применить.

5. Примени правило или воспользуйся словарём.

6. Напиши букву.

7. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.

 

 

Итог урока.

4-ая остановка «Остров безграмотных».

- На этом острове живут пираты. Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно выполнить правильно домашнее задание.

Ученики получают индивидуальные домашние задания на карточках.

- Какие выводы вы сегодня сделали на уроке?

Повторяются выводы о правильном написании словарных слов, безударных гласных в корне, парных по глухости-звонкости согласных в корне, непроизносимых согласных в корне.

- Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

- Урок окончен!

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн