Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Герои своего времени.

Submitted by Татьяна Валерьевна Мусина on Wed, 28/04/2010 - 03:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мусина Татьяна Валерьевна
Место работы, должность: 
КГОУ ДОД ХК ЦВР "Созвездие", учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы.
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
обобщение и систематизация пройденного материала в форме игры
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Учебник по литературе. 10 класс. Ч. 1.

Используемая методическая литература: 

Нет

Используемое оборудование: 

1.   1. Портреты А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева;

 2. произведения: пьеса "Гроза", роман "Обломов", роман "Отцы и дети";

 3. 18 карточек-секторов с названиями произведений и указанным количеством баллов;

 4. музыка;

 5. призы;

 6. грамоты.

 

Используемые ЦОР: 

Портреты писателей, музыкальное сопровождение урока (вступление, заключение).

 

Краткое описание: 
Нетрадиционный урок "Своя игра" проводится в 10-м классе в 1 полугодии по трём произведениям русской литературы XIX века. Игра состоит из 2-х туров. В первом туре 4 вопроса различной степени сложности, которые оцениваются от 10 до 70 баллов, во втором туре 1 вопрос, объединяющий три произведения. Стоимость ответа учащиеся оценивают сами от 10 до 100 баллов.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

«СВОЯ ИГРА».
     Тема: Герои своего времени.
Ход игры:

Пьеса А.Н. Островского

 
             «Гроза»
 
      10
 
      30
 
      50
 
      70
 
     100
Роман И.А. Гончарова
        «Обломов»
 
     10
 
      30
 
      50
 
      70
 
     100
Роман И.С. Тургенева
     «Отцы и дети»
 
      10
 
      30
 
      50
 
      70
 
    100

 

 
I. Организационный момент.
     Сегодня пройдёт открытый урок по литературе «Своя игра». Это известная телевизионная игра, её многие видели и знают.
     Представьте, что вы в большой освещённой студии, в центре которой экран, разбитый на три сектора  по определённым произведениям русской литературы XIX века, каждое из которых включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий вопрос – домашнее задание оценивается в 10 баллов, второй, третий и четвёртый вопросы – работа с текстом «стоят» от 30 до 70 баллов, последний общий вопрос оценивается от 10 до 100 баллов. Если сможете ответить, то очки ваши. Если нет – очки снимаются. Если ответ неподробный или неточный, то присуждается некая часть от максимального количества баллов (например, не 70, а 60 баллов). Отвечает тот, кто был назначен «ответственным» за какого-либо героя или капитан. Можете совещаться друг с другом, поскольку вы команда.
II. Основная часть.
 «Своя игра». Первый тур.
1 сектор «Пьеса А.Н. Островского «Гроза».
     1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Краткий очерк жизни и творчества Александра Николаевича Островского.
     Ответ. 12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич Островский в Москве, в семье чиновника. Три года он учился в Московском университете на юридическом факультете. Но вскоре оставил университет и принял решение заняться литературой. Произведения, которые он написал: «Банкрот», «Бедность не порок», «Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Снегурочка», «Волки и овцы», «Бесприданница» и другие. Самым ярким произведением, которое входит в курс школьной программы, является пьеса «Гроза».
     2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Островский часто использует фамилии действующих лиц для характеристики своих героев. Докажите, что фамилии представителей «тёмного» царства – Дикой и Кабанова (Кабаниха) - «говорящие». Объясните их значение. Приведите примеры из текста (действие 1, явление 1, 3).
     Ответ. Дикой «ни за что человека оборвёт», «уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать ещё! Унять-то его некому, вот он и воюет». После того как Дикого обругал один гусар, «домашние две недели прятались по чердакам и чуланам» (грубый, невежественный). «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются…» (жадный, скупой).
      Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем» (грубая, жадная). Убеждена,  что  «без  страха и порядка в доме  не будет»  (властная, деспотичная).
Фамилии героев «говорят» об их манере поведения, общения, образе жизни.
     3 вопрос (50 баллов) – работа с текстом. Главная героиня пьесы – Катерина. Раскройте главные черты её характера (действие 1, явление 7; действие 2, явление 2; действие 4, явление 6).
     Ответ. «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» (мечтательная, поэтическая, возвышенная натура).
     Катерина рассказывает, что когда ей было шесть лет, её чем-то обидели дома, так она выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега, так что нашли её только на другое утро (горячая, решительная).
     Прилюдно признаётся в том, что «все-то десять ночей гуляла» с Борисом (открытая, смелая, не боится людского суда).
     4 вопрос (70 баллов) – Тихон и Борис – одного поля ягоды? В чём их сходства и различия?
     Ответ. Оба героя безвольные, подчиняются своим родным, делают то, «как им будет угодно»: Тихон – маменьке (Кабанихе), Борис – дядюшке (Дикому). Не могут противостоять «тёмному» царству, живут по указке, хотя и страдают от этого. Ни Тихон, ни Борис не берут Катерину с собой, когда один уезжает в Москву, другой - в Сибирь. Разница лишь в том, что Борис порядочно образованный человек в отличие от Тихона.
 
2 сектор «Роман И.А. Гончарова «Обломов».
     1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Краткий очерк жизни и творчества Ивана Александровича Гончарова.
     Ответ. 18 июня 1812 года родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске, в купеческой семье. Три года он учился в Московском университете на словесном факультете. В 1835 году Гончаров занялся литературной деятельностью – пишет романтические стихи, повести. Позже он написал известную всем трилогию: романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»; два тома путевых очерков под названием «Фрегат Паллада», критические статьи. Самым важным произведением, которое входит в курс школьной программы, является роман «Обломов».
     2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Раскройте его образ через портрет, интерьер, характер и взаимоотношения с другими героями (часть 1).
Ответ. «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».
     «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память».
     По характеру герой мягкий, добрый, робкий, а главное - ленивый. Он не привык к движению, жизни, многолюдству и суете; боялся любви, чуждался женщин.
     К Обломову приходят гости: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Штольц. Он встречает их, лёжа на диване.
     3 вопрос (50 баллов) – Штольц –антипод Обломова? Докажите это по следующим параметрам: детство, образование, образ жизни (часть 1, 2).
     Ответ. 1. Обломов детство провёл в Обломовке, где его холили и лелеяли. Штольц рос очень живым, озорным и самостоятельным мальчиком. 2. Илья учился слегка, чтобы добыть как-нибудь аттестат. Андрей с восьми лет сидел с отцом за географической картой, читал священную историю, учил басни Крылова. 3. Обломов бездействует, лежит на диване. Штольц много работает, бывает в свете, читает.
       4 вопрос (70 баллов) – работа с текстом. Сравните отношение к Илье Ильичу Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
      Ответ. Ольга хотела изменить Обломова, оживить его, вернуть к деятельности, но, к её сожалению, он давно умер. «Я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц».
     Агафья Матвеевна воспринимает Обломова таким, какой он есть. Она любит его. Жертвует своим имуществом в тяжёлые времена ради общего благополучия.
 
3 сектор «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
     1 вопрос (10 баллов) – домашнее  задание. Краткий очерк   жизни и творчества  Ивана  Сергеевича Тургенева.
     Ответ. 9 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев в Орле, в дворянской семье. Учился в Петербургском университете на философском факультете. Произведения, которые он написал: «Записки охотника», «Муму», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь» и другие. Самым значительным произведением, которое входит в курс школьной программы, является роман «Отцы и дети».
          2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров – новый и значительный тип в русском обществе, герой–нигилист, который относится ко всему отрицательно, критически. Базаров - материалист, эмпирик. Каково его отношение к женщине, литературе, природе, воспитанию?
     Ответ. «Таинственных» отношений между мужчиной и женщиной он не понимает и не принимает как физиолог. Достаточно почитать анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду? Лучше пойти посмотреть жука.
     «Не годится читать Пушкина, нужно читать что-нибудь дельное, например, Бюхнера, немецкого физиолога».
          «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник».
     «Всякий человек сам себя воспитать должен». Пример этого, конечно же, он сам, Базаров.
     3 вопрос (50 баллов) – работа с текстом. И.С. Тургенев назвал свой роман «Отцы и дети». Объясните смысл заглавия и раскройте суть конфликта отцов и детей.
Ответ. Конфликт отцов и детей – это конфликт поколений или конфликт жизненных позиций. Базаров считает, что песенка отцов спета, поскольку они отставные. Дети, наоборот, продвинутые, живут по новым законам. Павел Петрович и Николай Петрович, в том числе, не принимали позицию Базарова. Старший Кирсанов был раздражён, его выводили из себя небрежные ответы и развязное поведение гостя. Его не убеждали его принципы. Он был явным оппонентом Базарова.
      4 вопрос (70 баллов) – работа с текстом. Д.И. Писарев утверждал, что у Анны Сергеевны Одинцовой зародились чувства к Базарову, но она не дала им развиться. Так ли это? Подумайте и обоснуйте свой ответ.
Ответ. Анна Одинцова, молодая красавица вдова и богатая аристократка, женщина праздная, холодная, но умная и любопытная. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным – таких она ещё не встречала. Она им интересуется, но это именно женское любопытство, а не любовь.
«Своя игра». Второй тур.
     А теперь второй, решающий тур. Он называется «Своя игра». Тур может совершенно изменить положение. Правило второго тура: я задаю вопрос, а вы на листочках пишите предлагаемые ответы, а рядом - количество баллов. Если ответ правильный, то команде присуждается написанное количество очков, если ответ неправильный, столько же очков снимается. Вы можете всё потерять или же наоборот – приобрести! Максимальное количество баллов – 100.
     Внимание, вопрос: что объединяет все эти три произведения?
     Ответ. Все три произведения были написаны в одно время. Все три писателя сотрудничали с журналом «Современник». Все три автора испытывают своих героев любовью. Все трое не видят другого разрешения конфликта, поэтому «убивают» своих детищ. И Катерина Кабанова, и Илья Ильич Обломов, и Евгений Базаров – все умирают в финале великих произведений. Герои оказываются ненужными своему обществу, времени, эпохе. Катерину в пьесе «Гроза» «задавили» жестокие нравы города Калинова; ленивому, бездеятельному Обломову приходят на смену активные, инициативные Штольцы; взглядам нигилиста Базарова противостоит не одно поколение.
         III. Подведение итогов.
          Вывод.
     Таким образом, мы подвели итог изучению данных произведений и выяснили, что взгляды героев того времени противоречили обществу, эпохе и лишь в наше время им жилось бы легче. Сегодня героями нашего времени стали именно вы – учащиеся 10 класса. Спасибо!
     Церемония награждения.
     Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
 
 

 

Прикрепленный файл Size
Вступление. mp3 512.19 KB
Островский А.Н. jpeg 18.49 KB
Гончаров И.А. jpeg 50.23 KB
Тургенев И.С. jpeg 46.27 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн