Пьеса А.Н. Островского
«Гроза»
|
10
|
30
|
50
|
70
|
100
|
Роман И.А. Гончарова
«Обломов»
|
10
|
30
|
50
|
70
|
100
|
Роман И.С. Тургенева
«Отцы и дети»
|
10
|
30
|
50
|
70
|
100
|
I. Организационный момент.
Сегодня пройдёт открытый урок по литературе «Своя игра». Это известная телевизионная игра, её многие видели и знают.
Представьте, что вы в большой освещённой студии, в центре которой экран, разбитый на три сектора по определённым произведениям русской литературы XIX века, каждое из которых включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий вопрос – домашнее задание оценивается в 10 баллов, второй, третий и четвёртый вопросы – работа с текстом «стоят» от 30 до 70 баллов, последний общий вопрос оценивается от 10 до 100 баллов. Если сможете ответить, то очки ваши. Если нет – очки снимаются. Если ответ неподробный или неточный, то присуждается некая часть от максимального количества баллов (например, не 70, а 60 баллов). Отвечает тот, кто был назначен «ответственным» за какого-либо героя или капитан. Можете совещаться друг с другом, поскольку вы команда.
II. Основная часть.
«Своя игра». Первый тур.
1 сектор «Пьеса А.Н. Островского «Гроза».
1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Краткий очерк жизни и творчества Александра Николаевича Островского.
Ответ. 12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич Островский в Москве, в семье чиновника. Три года он учился в Московском университете на юридическом факультете. Но вскоре оставил университет и принял решение заняться литературой. Произведения, которые он написал: «Банкрот», «Бедность не порок», «Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Снегурочка», «Волки и овцы», «Бесприданница» и другие. Самым ярким произведением, которое входит в курс школьной программы, является пьеса «Гроза».
2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Островский часто использует фамилии действующих лиц для характеристики своих героев. Докажите, что фамилии представителей «тёмного» царства – Дикой и Кабанова (Кабаниха) - «говорящие». Объясните их значение. Приведите примеры из текста (действие 1, явление 1, 3).
Ответ. Дикой «ни за что человека оборвёт», «уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать ещё! Унять-то его некому, вот он и воюет». После того как Дикого обругал один гусар, «домашние две недели прятались по чердакам и чуланам» (грубый, невежественный). «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются…» (жадный, скупой).
Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем» (грубая, жадная). Убеждена, что «без страха и порядка в доме не будет» (властная, деспотичная).
Фамилии героев «говорят» об их манере поведения, общения, образе жизни.
3 вопрос (50 баллов) – работа с текстом. Главная героиня пьесы – Катерина. Раскройте главные черты её характера (действие 1, явление 7; действие 2, явление 2; действие 4, явление 6).
Ответ. «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» (мечтательная, поэтическая, возвышенная натура).
Катерина рассказывает, что когда ей было шесть лет, её чем-то обидели дома, так она выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега, так что нашли её только на другое утро (горячая, решительная).
Прилюдно признаётся в том, что «все-то десять ночей гуляла» с Борисом (открытая, смелая, не боится людского суда).
4 вопрос (70 баллов) – Тихон и Борис – одного поля ягоды? В чём их сходства и различия?
Ответ. Оба героя безвольные, подчиняются своим родным, делают то, «как им будет угодно»: Тихон – маменьке (Кабанихе), Борис – дядюшке (Дикому). Не могут противостоять «тёмному» царству, живут по указке, хотя и страдают от этого. Ни Тихон, ни Борис не берут Катерину с собой, когда один уезжает в Москву, другой - в Сибирь. Разница лишь в том, что Борис порядочно образованный человек в отличие от Тихона.
2 сектор «Роман И.А. Гончарова «Обломов».
1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Краткий очерк жизни и творчества Ивана Александровича Гончарова.
Ответ. 18 июня 1812 года родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске, в купеческой семье. Три года он учился в Московском университете на словесном факультете. В 1835 году Гончаров занялся литературной деятельностью – пишет романтические стихи, повести. Позже он написал известную всем трилогию: романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»; два тома путевых очерков под названием «Фрегат Паллада», критические статьи. Самым важным произведением, которое входит в курс школьной программы, является роман «Обломов».
2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Раскройте его образ через портрет, интерьер, характер и взаимоотношения с другими героями (часть 1).
Ответ. «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».
«По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память».
По характеру герой мягкий, добрый, робкий, а главное - ленивый. Он не привык к движению, жизни, многолюдству и суете; боялся любви, чуждался женщин.
К Обломову приходят гости: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Штольц. Он встречает их, лёжа на диване.
3 вопрос (50 баллов) – Штольц –антипод Обломова? Докажите это по следующим параметрам: детство, образование, образ жизни (часть 1, 2).
Ответ. 1. Обломов детство провёл в Обломовке, где его холили и лелеяли. Штольц рос очень живым, озорным и самостоятельным мальчиком. 2. Илья учился слегка, чтобы добыть как-нибудь аттестат. Андрей с восьми лет сидел с отцом за географической картой, читал священную историю, учил басни Крылова. 3. Обломов бездействует, лежит на диване. Штольц много работает, бывает в свете, читает.
4 вопрос (70 баллов) – работа с текстом. Сравните отношение к Илье Ильичу Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Ответ. Ольга хотела изменить Обломова, оживить его, вернуть к деятельности, но, к её сожалению, он давно умер. «Я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц».
Агафья Матвеевна воспринимает Обломова таким, какой он есть. Она любит его. Жертвует своим имуществом в тяжёлые времена ради общего благополучия.
3 сектор «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Краткий очерк жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева.
Ответ. 9 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев в Орле, в дворянской семье. Учился в Петербургском университете на философском факультете. Произведения, которые он написал: «Записки охотника», «Муму», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь» и другие. Самым значительным произведением, которое входит в курс школьной программы, является роман «Отцы и дети».
2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров – новый и значительный тип в русском обществе, герой–нигилист, который относится ко всему отрицательно, критически. Базаров - материалист, эмпирик. Каково его отношение к женщине, литературе, природе, воспитанию?
Ответ. «Таинственных» отношений между мужчиной и женщиной он не понимает и не принимает как физиолог. Достаточно почитать анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду? Лучше пойти посмотреть жука.
«Не годится читать Пушкина, нужно читать что-нибудь дельное, например, Бюхнера, немецкого физиолога».
«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник».
«Всякий человек сам себя воспитать должен». Пример этого, конечно же, он сам, Базаров.
3 вопрос (50 баллов) – работа с текстом. И.С. Тургенев назвал свой роман «Отцы и дети». Объясните смысл заглавия и раскройте суть конфликта отцов и детей.
Ответ. Конфликт отцов и детей – это конфликт поколений или конфликт жизненных позиций. Базаров считает, что песенка отцов спета, поскольку они отставные. Дети, наоборот, продвинутые, живут по новым законам. Павел Петрович и Николай Петрович, в том числе, не принимали позицию Базарова. Старший Кирсанов был раздражён, его выводили из себя небрежные ответы и развязное поведение гостя. Его не убеждали его принципы. Он был явным оппонентом Базарова.
4 вопрос (70 баллов) – работа с текстом. Д.И. Писарев утверждал, что у Анны Сергеевны Одинцовой зародились чувства к Базарову, но она не дала им развиться. Так ли это? Подумайте и обоснуйте свой ответ.
Ответ. Анна Одинцова, молодая красавица вдова и богатая аристократка, женщина праздная, холодная, но умная и любопытная. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным – таких она ещё не встречала. Она им интересуется, но это именно женское любопытство, а не любовь.
«Своя игра». Второй тур.
А теперь второй, решающий тур. Он называется «Своя игра». Тур может совершенно изменить положение. Правило второго тура: я задаю вопрос, а вы на листочках пишите предлагаемые ответы, а рядом - количество баллов. Если ответ правильный, то команде присуждается написанное количество очков, если ответ неправильный, столько же очков снимается. Вы можете всё потерять или же наоборот – приобрести! Максимальное количество баллов – 100.
Внимание, вопрос: что объединяет все эти три произведения?
Ответ. Все три произведения были написаны в одно время. Все три писателя сотрудничали с журналом «Современник». Все три автора испытывают своих героев любовью. Все трое не видят другого разрешения конфликта, поэтому «убивают» своих детищ. И Катерина Кабанова, и Илья Ильич Обломов, и Евгений Базаров – все умирают в финале великих произведений. Герои оказываются ненужными своему обществу, времени, эпохе. Катерину в пьесе «Гроза» «задавили» жестокие нравы города Калинова; ленивому, бездеятельному Обломову приходят на смену активные, инициативные Штольцы; взглядам нигилиста Базарова противостоит не одно поколение.
III. Подведение итогов.
Вывод.
Таким образом, мы подвели итог изучению данных произведений и выяснили, что взгляды героев того времени противоречили обществу, эпохе и лишь в наше время им жилось бы легче. Сегодня героями нашего времени стали именно вы – учащиеся 10 класса. Спасибо!
Церемония награждения.
Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.