Окружающий мир. "Растения и животные мелких водоёмов"
Submitted by Любовь Васильевна Лилева on Wed, 10/11/2010 - 01:52
1. Организационный момент - Прозвенел звонок. - Начинается урок. 2. Тема нашего урока: «Растения и животные мелких водоёмов». Мы с вами познакомимся с растительным и животным миром мелких водоёмов; определим, какая есть взаимосвязь между растительным и животным миром водоёма, поговорим о мерах защиты и охраны водоёмов. А сейчас мы составим рассказ о погоде. - Дежурный рассказывает о погоде, а дети отмечают погоду в своих индивидуальных календарях наблюдений. 3. Проверка домашнего задания. А) Что такое поле? Б) Назовите важнейшие хлебные растения: пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо. В) Расскажите всё, что вы знаете о пшенице и ржи. Ученик получает гербарий пшеницы и ржи и рассказывает об этих культурных растениях. Г) Зачем человек выращивает ячмень, овёс, просо? Ученик получает гербарий ячменя, овса, проса и рассказывает об этих культурных растениях. Д) Какие ещё культурные растения выращивает человек на полях? (рис, гречиху, горох, кукурузу, картофель, капусту, морковь, лён, хлопок). Е) Какие сорняки мешают росту культурных растений? (василёк, сурепка, пырей, осот и т.д.) Ж) Как человек борется с ними? (прополка, рыхление, гербициды вносят в почву, опыляют с вертолёта). Во время опроса пять учеников работают самостоятельно по карточкам. 4. Физкультминутка. 5. Отгадайте загадку: Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит (Река) Верно, это река. Сегодня мы будем говорить о водоёмах. Летом, в начале осени многие из вас были около водоёмов. Мы с вами ходили на день здоровья, на Малое солдатское озеро. Почему его так называют? Какие растения растут по берегам водоёмов? Какие животные живут в водоёмах? Исключительно богатая жизнь в чистых водоёмах. В них растут разнообразные растения и многочисленные животные. Их жизни взаимосвязаны между собой. В прибрежной полосе водоёмов растут ивы, их ветки склоняются до самой воды, осока, рогоз, камыш, тростник, хвощ. Чуть дальше от берега растут в реке кувшинки. Они красиво раскинули по воде широкие листья с большими белыми цветами. Каждый день они распускаются часов в семь утра. Поздним вечером цветы кувшинки свёртываются и погружаются в воду. Там они и ночуют. А утром снова выходят из воды и весь день смотрят на солнце. Подальше от берега растёт нитчатая водоросль, растёт, не касаясь почвы. Тройчатые зелёные листочки ряски покрывают часть водоёма (свой рассказ сопровождаю показом растений на таблице). Водные растения очищают воду от загрязнения, выделяют кислород, необходимый для дыхания животных. Водные растения служат кормом некоторым животным. - Посмотрите на таблицу, на рисунок в книге и назовите животных водоёмов. Дети перечисляют: утки, кулики, цапли, ондатры, водомерки, жук плавунец, пиявки, много улиток, рыбы. Трое учеников, которые готовили доклады, рассказывают: 1. Бобры. 2. Лягушки. 3. Стрекозы. Все насекомые, их личинки, водоросли и водные растения служат пищей для рыб. Водоёмы нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя спускать в водоёмы загрязнённую воду, отходы с заводов и фабрик, т.к. всё живое гибнет и прекращается жизнь. 6. Домашнее задание. 7. Выставление поурочного балла. 8. Итог урока: - Что узнали нового, интересного на уроке? - Какой вывод сделали для себя? - Почему необходимо охранять водоёмы от загрязнения? - Что мы можем сделать для охраны водоёмов?