Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект открытого урока окружающего мира, проведённого в 4-б классе на тему "Зона степей"

Фото пользователя Светлана  Юхвитова
Submitted by Светлана Юхвитова on Wed, 10/11/2010 - 11:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юхвитова Светлана Витальевна
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Создать условия для формирования у учащихся представления о степной зоне России.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

Плешаков А.А. "Мир вокруг нас" 4 класс

Используемая методическая литература: 

О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир."" 

Энциклопедия "Азбука природы. более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. - М., Издательский  дом "Ридерз Дайджест", 1997 

Используемые ЦОР: 

Энциклопедия "Азбука природы. более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. - М., Издательский  дом "Ридерз Дайджест", 1997 

Краткое описание: 
Конспект открытого урока окружающего мира, проведённого в 4 "б" классе на тему "Зона степей"

 

                     Муниципальное общеобразовательное учреждение  

                 «Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                Конспект открытого урока

                    окружающего мира,

                проведённого в 4-б классе

                  на тему «Зона степей

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Урок провел: учитель начальных классов

                                           Юхвитова Светлана Витальевна

                                           Дата проведения: 28 октября 2010 г.

 

 

                            

 

 

                                             

                                                     

                                             Шемурша-2010

Цель:  создать условия для формирования у учащихся представления о степной зоне России.

Задачи:

1. Создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны степей России, особенностях природы, растительного и животного мира степи, её экологических проблемах.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи, логического мышления, внимания.

3. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Оборудование: карта природных зон, презентация «Зона степей», раздаточный дидактический материал, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, карточки-тесты (для опроса изученного материала).

                                                        Ход урока

I. Организационный момент.

Дети (хором): Всем-всем добрый день!

 -Прозвенел звонок,

 Начинаем наш урок!

 Нас сегодня ждёт дорога,

 И узнать нам надо много.

 - Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения.

 - Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны – зоны Арктики? (Чтобы проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

 - А сейчас проверим свои знания по теме «Леса России». Поработаем с тестом.

II. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по тестам.

1. Природная зона лесов состоит из …

а) пяти частей

б) трёх частей

в) двух частей

г) одной части

2.Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса

б) широколиственные леса

в) хвойные леса

3. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов

4. В тайге растут…

а) пихты, ели, лиственницы

б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны…

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами

 - А сейчас оцените себя. (Дети проверяют свою работу, сверяя с верными ответами, записанными на доске, ставят отметку.)

 - Передайте работы.

III. Работа над темой.

 - Наше путешествие продолжается. Попробуйте догадаться, в какую зону мы направляемся.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

  Слайд

Неоглядный простор!             

(Это степная зона России.)   

 - Верно, дорога нас зовёт в бескрайние степи или в зону степей.

 - Поработаем в парах. Я покажу на карте зону степей, а вы, работая в парах, попробуйте выполнить следующие задания:

1. Расскажите, где расположена зона степей.

2. Сравните площадь зоны степей с площадью зоны тундры, зоны лесов.

3. Подумайте, какой климат в степной зоне.

(Заслушиваются ответы детей.)

- Молодцы! Справились с заданием. Подведём итог вашей работе.

   Слайд

- Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику (показать на карте).       

 - В дальнейшем в изучении этой темы нам помогут наши «учёные».

Ученик 1: Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.

    Слайд

Весна короткая, с большим количеством влаги в почве. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

 

Слайд

Там  очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов.

Слайд

 


 

Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи.                 

Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

Слайд

Ученик 2: Почвы в зоне степей очень плодородные.

  Слайды

 Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них – тюльпаны, ирисы – цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.  

 

Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу.

 - Какие ещё растения можно увидеть в степи? Посмотрите в дидактический материал. (Житняк, тонконог, шафран, эстрагон, тысячелистник, перекати-поле.)

 - Вспомните, в какое время года в степи расцветает много цветов? (Весной.)

 - Почему? (Достаточно тепла, влаги.)

 - Почему в степях плодородные почвы? (В степи растут травы. Каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.)

   Слайды

 - Почему нет деревьев? (Влага отсутствует.)

 -  Деревья только около водоёмов.

Физкультминутка.

Представьте себе, что вы – растения степи. (Дети приседают.)

Ранняя весна. Пошёл дождик. (Постукивают друг друга кончиками пальцев.)

Растут цветы. (Поднимаются.)

Расцветают. (Поднимают руки вверх, качаются влево-вправо.)

Жарко. Солнце так и жжёт землю. (Вздыхают.)

Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. (Массируют друг другу спину.)

Началась пыльная буря. (Опускают вниз руки, качают ими.)

Вдруг всё стихло. (Садятся на свои места.)

 - А сейчас узнаем о животных степи.

  Слайды

Ученик 3: В степях живёт множество насекомых: кобылки, кузнечики, бабочки, пчёлы, шмели. 

 - Как различить кобылку и кузнечика? (Прочитайте об этом на с.118 (сверху).

 Слайды

 

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Дрофа довольно хорошо летает, но ещё лучше бегает на длинных сильных ногах.     

 

 Слайды

Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Как вы думаете, почему? (В степи почти нет деревьев, сплошной ковёр из травы.)

В степной зоне много грызунов – сусликов, хомяков.

От жары и от хищников они могут спрятаться только в норах. Почему? (Степь – открытое место. Высоких растений нет.)

   Слайды

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся – ящерицы, степные гадюки.

 - Какие ещё животные встречаются в степи, посмотрите в дидактическом материале. (Тарантул, стрепет, степной лунь, степной жаворонок, сурок, степная кошка, кулан.)  

 - Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Почему? (Чтобы хищники их не заметили.)

Ученик 4: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Во время полевых работ погибают сами птицы и их гнёзда.

Следующая причина: на нераспаханных участках степей пасут скот. Неумеренный выпас приводит к разрушению почв, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

С давних пор люди охотились на степных животных. Одни из них совсем исчезли, а другие стали редкими. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры.

  Слайды

Другим бедствием в степи являются пожары. Причина – сухость и малое количество осадков.                                          

  Слайд

 -  В результате деятельности человека некоторые виды животных и растений внесены в Красную книгу России. А чтобы узнать, какие это животные и растения, прочитайте в учебнике 1 абзац на с 119. (Очень красивое растение пион тонколистный.

 

  Слайды

На страницах Красной книги степной орёл, журавль-красавка, дрофа, крупный кузнечик степная дыбка. )                        

 

 - Вы познакомились с проблемами, возникшими в степи по вине человека. Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром. Как? Что для этого нужно делать?

(Прекратить распахивать степи.

Строго ограничить выпас скота.

Бороться с браконьерством.

 - А ещё как? Прочитайте на с.120 последний абзац. (Создавать заповедники.)    

 - Что такое заповедник? (Заповедник – участок природы, где растения и животные находятся  в безопасности.)

IV. Закрепление изученного материала.

- А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Поработаем в тетрадях. (Задания 1, 2, 5, 7.)

V. Подведение итогов урока.              

- Вот и закончилось путешествие по бескрайним просторам степей. О чём вы узнали? (Где расположена зона степей, какова природа степи, познакомились с её экологическими проблемами, узнали о том, как сберечь растения и животных этой природной зоны.)

VI. Домашнее задание.

 - Читать с. 114-121, выполнить в тетради задания 4, 6. 

 

 

Прикрепленный файлSize
Копия презентация степи [Автосохраненный].rar7.86 MB