Вы не зарегистрированы

Авторизация



М. Пришвин "Выскочка"

Размещено: Татьяна Сергеевна Шурыкина - сб, 20/11/2010 - 23:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шурыкина Татьяна Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 45 Г. Белгорода, учитель начальных классов
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
Создать условия для формирования умений анализировать поступки героев; учить определять главную мысль рассказа, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас, работать над осознанностью и выразительностью чтения. Способствовать воспитанию любви к природе, Родине; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей родного края.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Литературное чтение»  авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова

Используемое оборудование: 

Мультимедийное обеспечение,  презентация, голос сороки, словарь Ожегова, портрет В. Шаповалова, книги  М. Пришвина и В. Шаповалова, презентация ученика, творческие работы учащихся на тему  «Охранять природу – значит охранять Родину».

Краткое описание: 
урок литературного чтения с элементами краеведения.

 

1.Организационный момент  

      2.      Речевая разминка

 

- К работе мы готовы.

-Прочитайте слова каждого столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

- Кому из писателей принадлежат эти произведения?

К.Г.Паустовский            «Моя Родина»

М.М. Пришвин               «Двойной след»

Л.Н.Толстой                   «Ребята и утята»

                                          «Золотой луг»

 (Работа с выставкой книг)

- Рассказы М. Пришвина увлекают занимательной историей, помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

4.      Проверка домашнего задания (Тест. Взаимопроверка )СЛАЙД 2

- Пришло время проверить домашнее задание.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

3. И тогда, и теперь в находках была моя …

а) работа;

б) охота;

в) забота.

4.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

- Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

Рисунки по теме «Охрана природы» +защита. Презентация ученика

5.     Этап постановки темы урока

- А вот кто станет героем произведения, которое мы будем читать сегодня, вы узнаете, прочитав текст.

       У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

      Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. Подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность.

  Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. В народе ее называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.

 - О ком будем читать? Найдите слова, которые описывают сороку.

-Что нового вы узнали о сороке?

А что сорока болтлива, то болтлива. Эта птица молчать не умеет и секретов не держит. Но и не кричит понапрасну. В её пестрой болтовне есть смысл. Про сороку у народов Амура ходит такая побасенка. Слайд 3

(Инсценирование)

Как-то увидела сорока отдыхающего тигра в кустах и давай над ним стрекотать.

- Что тебе надо? - спросил разгневанный зверь. - Зачем ты меня выдаешь?

- Что ты, что ты! - забиссерила скороговоркой сорока. - Совсем нет! Я только хочу всем сказать, что я первая тебя увидела!

-Чуть где застрекотала, значит что-то есть. Лесным сигнальщиком служит.

- Чтобы узнать название произведения, откроем учебник на с.126.

- Как вы думаете, кого называют выскочкой?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

6.      Этап первичного восприятия произведения. Беседа СЛАЙД 4

-Читаем текст, стараясь представить картину читаемого.

А) словарная работа

- В тексте встретятся слова, значение которых мы объясним до чтения.

Выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

Срам – стыд, позор.

Улучила момент – нашла подходящее время.

- Подберите синонимы.

БДИТЕЛЬНОСТЬ – зоркость, настороженность.

РАДУЖНЫЙ – разноцветный.

Б) чтение учителем и подготовленными учащимися.

-Определите жанр и тему произведения.

-Какой это рассказ: грустный или веселый?

-Назовите главных героев? СЛАЙД 5

-Кого Пришвин назвал выскочкой?

7. Этап аналитического чтения. Анализ эмоционально-образного

содержания

- Будем постигать глубину мысли писателя и выясним, чему же учит нас этот рассказ. А для этого вы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.

А) чтение «передай другому» - до слов « унесла косточку»

- Найдите описание Вьюшки. Какие литературные приемы использует автор? (эпитет и сравнение)

Б) чтение «про себя» - до слов « шесть умных сорок»

- Почему автор назвал сороку выскочкой?

-Почему она так поступила?

- Найдите эпизод, где автор поясняет пословицу «в семье не без урода».

-Замените  выражение «с заскоком и пыльцой в голове» одним словом.

-Приготовимся еще раз прочитать диалог между сороками и определим интонацию чтения.

- Довольны ли были другие сороки поведением выскочки? (были возмущены)

- Как отвечала сорока? (хвасталась)

В) «Жужжащее чтение»

-Чем закончился замысел выскочки?

- Какое чувство: гордости или стыда испытала Выскочка?

 Г) Работа в группах

_ Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание, через 4 минуты мы выслушаем ваш отчет.

1 группа – моделирование обложки, чтобы

2 группа – Составит синквейн о сороке, в котором вы выразите кратко свои мысли о главном герое.

3 группа – Работает с пословицами и выберет  пословицу, которая выражает главную мысль  рассказа. А так же объяснит её.

Поспешишь           одного не ждут

Дружный табун   людей насмешишь

Семеро                   и волков не боится

8.      Обобщение  СЛАЙД 6

- Прочитайте слова М.Пришвина.

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)

Работа с выставкой книг белгородских писателей

Выступление 2 учеников.

- Вы заметили ещё одну выставку книг? Хочу вам представить книги белгородского писателя, Владислава Шаповалова. Он написал много  рассказов о природе и о животных. О некоторых из них расскажут наши ученики.

1.      О встрече с дикой уткой и ее семейством рассказал писатель в рассказе «Чудесный мотылёк»

2.      Интересный факт из жизни пчел я узнал из рассказа «Отчего лысеют пчелы».

3.      В книге «Самый невезучий день» описаны забавные истории, которые происходят со щенком Тишкой.

9.      Рефлексия СЛАЙД 7

-Наш урок подошёл к концу. Прочитайте фразы и дополните одну из них.

Сегодня на уроке…

Мне захотелось,,,

Я понял, что….

10.      Домашнее задание СЛАЙД 8

1.      Подготовить пересказ рассказа от лица Вьюшки

2.      Прочитать рассказы о природе Владислава Шаповалова. По желанию выбрать рассказ из классной библиотеки.

      3.   Приготовить страничку для книжки-малышки.

 

Прикрепленный файлРазмер
М. Пришвин Выскочка.rar5.54 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория