Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Кто же настоящие герои «Бородинского сражения?».

Размещено: Светлана Романовна Шакирова - вт, 21/12/2010 - 17:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шакирова Светлана Романовна, Софронова Нина Федоровна
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
• Раскрытъ красоту и величие народной души, истинный героизм и патриотизм, проявившиеся с особой силой в дни суровых испытаний 1812 года. • Продолжить развитие навыков анализа художественного текста и навыков обобщения на основе исторических данных. • Воспитание трудолюбия и патриотизма. • Работа с понятиями. Патриотизм - любовь к родине. Нравственность - правила, определяющие поведение человека, духовные и душевные качества. Панорама - вид местности. Флешь ( и)- полевое фортификационное сооружение
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Оборудование. Тексты и ИКТ

 

 

Краткое описание: 
Интегрированный урок истории и литературы.

                План урока.

 

 

  1. Историки, писатели и поэты о войне  1812 года и о Бородинском сражении.   

 

 

 

 

                    Двенадцатый год перемещает силы и ценности. Настоящая сила, от которой зависит национальная жизнь – народ – поднимается из безвестности и становится хозяином положения.        (С. Г. Бочаров).

                    Да, были люди в наше время…                         (М. Ю. Лермонтов).

 

 

   а) Учитель истории.                

 

 

О значении войны 1812 года и о Бородинском сражении.

  б) Ученик.

Отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Воспоминания Царском Селе».

  в) Ученица.

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

г) Учитель литературы.

Бородинскому сражению, которое решает исход Отечественной войны 1812 года, Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» отводит 21главу вместо 7глав для Шенграбенского сражения 9глав для Аустерлицкого.

   В основе картины Бородинского сражения использован художественный прием – контрастное изображение противоречивых и противоборствующих явлений, резкий контраст мы ощущаем между «военными трутнями» и истинными патриотами, между борющимися армиями, между Наполеоном и Кутузовым, контрастно противопоставлена жизнь народа, природа и война. Противопоставлены и отдельные детали картины: свет солнца, веселый колокольный звон – и тень, телега с ранеными; счастливые минуты в жизни Наташи Ростовой, Андрея Болконского  и их тяжелые жизненные испытания; жирное сытое тело императора – и окровавленное человеческое тело на перевязочном пункте, вид Бородинского поля до сражения и после него.

    С помощью данного приема Л. Н. пытался найти ответ:

Что и кто обеспечил победу в Бородинском сражении, кто же настоящие герои.

 

 

2. Накануне Бородинского сражения (проверка человека).

Перед нами Бородинское поле, бескрайние просторы, радующие глаз. Но пройдет несколько часов, и земля смешается с небом: грохот, рев орудий, глыбы вывернутой земли, огонь, несмолкаемый гул, обезображенные тела…

И через это должен пройти человек. Не шуточная проверка на право называться  защитником земли русской! Так на протяжении всего романа «Война и мир» писатель противопоставляет народную Россию миру придворных вельмож, военных интриганов и карьеристов, глубоко равнодушных к судьбам родины.

Учитель.

а) - Обратимся к тексту. 25августа Пьер Безухов выехал из Можайска. Расскажите о встрече с кавалеристами - песенниками и с ранеными.

-Что поразило? Что запомнилось?

б) Сцена молебна накануне Бородинского сражения.

- Что чувствует Пьер? Какие слова повторяются в этом фрагменте? Каким видим Кутузова?

в) – О чем говорят Пьер Безухов и Андрей Болконский накануне?

г) И сразу же – как контраст - изображается жизнь Наполеона.

 - Что его заботит?

д) Борис Друбецкой во время встречи с Пьером.

- Какова цель Друбецкого? Зачем он на войне?

3.Физкультминутка.

4. Бородинское сражение.

 

 

    а)  Учитель истории и учащиеся класса о Бородинском         сражении ( расположение войск,  кол-во с той и другой   стороны, главнокомандующие, командующие войсками). 

 

 

    б) Учитель литературы.

- Бородинская битва изображается в романе как «народное сражение». Она решает участь русского народа и наполеоновской Франции. К тексту!

Утро перед сражением. Роль пейзажа.

- Каким Пьер увидел утро? Что поразило?

в) Главные действия Бородинского сражения произошли

    на флешах Багратиона и на курганной батарее Раевского.

-  Как рисуется война вблизи? Как меняются краски после Бородинской панорамы?

    г)- Докажите, что война – это тяжелый труд?

    д) – Боятся ли солдаты смерти? В чем заключается их мужество?

    е) – Какое «скрытое теплое чувство» ими движет?

    ж) – Когда становятся грозными мстителями?

    з)- Что их делает «людьми», «семьей»?

    и) – Почему после сражения Пьеру захотелось»стать просто солдатом»?

     к) – Так что же и кто обеспечил победу в Бородинском сражении? Кто же настоящие герои?

Учитель.

       - Заканчивая работу по теме урока, хочется еще раз сказать об особенностях художника-человека Л. Н. Толстого. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения. И любимые герои писателя (Пьер, Андрей, Наташа, Мария Б.) становятся любимыми и для писателя

только лишь потому, что они по духу близки простым людям, разделяют их надежды, чаяния, интересы, любят жизнь, землю свою, хотят прожить так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы.

5. 1941год. Великая Отечественная война. Бородинское поле.

   (Фрагмент из песни Александрова «Священная война»).

Учитель истории.

   - Вновь Бородинское поле стало свидетелем борьбы нашего народа за свободу и независимость в период Великой Отечественной войны. Здесь проходил рубеж Можайской линии обороны, где 12-17октября1941года, умножая славу дедов и прадедов, стояли насмерть воины 5-й

Армии, преграждая путь гитлеровским захватчикам к Москве.

  (фрагмент из песни Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам».)

6. Повторение в форме тестирования.

  1) Отечественная война                        2) патриот

       а)  за отцов                              а)  любит свободу

       б)  за отечество                       б) любит родину

       в)  за землю                             в) любит независимость

       г)  за волю                                г) ненавидит неприятеля

  3) настоящие герои            4) общая цель Отечественной

       Бородина                             войны 1812года

       а) мстители                               а) защита отечества

 

 

       б) участники сраж-ия              б) защита Москвы 

 

 

       в) крестьяне                              в) защита родных

       г) патриоты                               г) защита Бородина

 

 

                                                                                   

 

 

   5) «скрытая теплота»,объеди-  6) в конце Бородинского

       нявшая  защитников                  сражения

       а) доброта                                   а) французы победили

       б) патриотизм                             б) русские проиграли

       в) честность                                 в) нравственная победа

                                                                  русских

        г) трудолюбие                             г) заключили перемирие

 

 

                                                                               

 

 

    7) Кутузов следил                       8) дух войска – это

         а) за духом войска                       а) боеготовность

         б) за поведением                          б) настроение

         в) за расположением                    в) оптимизм

 

 

              войск                                                             

 

 

         г) за количеством пушек              г) целеустремленность

 

7. Домашнее задание.  Творческая работа по роману «Война

       и мир» Л.Н.Толстого.

 

 

    

 

 

            Они сражались за Родину.

    а) Кто они?

    б) Почему молились накануне Бородинского сражения?

    в) Как прошла ночь перед сражением?

    г) Каким выдался день 26августа 1812года?

    д) Что враг изведал в этот день?

    е) Каким было утро после сражения и почему таким?

 

 

 

 

 






 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...