Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Совесть и раскаяние

Submitted by Ольга Герасимова on Fri, 04/02/2011 - 17:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Веденеева Лариса Николаевна, Герасимова Ольга Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ Юрьевская сош МОУ Заозерская сош, учителя начальных классов
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Цели: - Формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

   Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого «Детство» (отрывок), наглядные пособия, пейджики.

 

 

Используемая методическая литература: 

Словарь русского языка Ожегова С.И. (Москва, «Русский язык», 1987), репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». 

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, видеопроектор. 

Краткое описание: 
Этоу урок раскрывает понятия совесть и раскаяние

 


 
Урок 10 «Совесть и раскаяние».
 
Цели: - Формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи:
Образовательные дать представление о том, что включают в себя слова «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие - развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
- развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
-развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником;
-развивать творческие способности.
Воспитательные: - воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;
- воспитывать желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Оборудование: Словарь русского языка Ожегова С.И. (Москва, «Русский язык», 1987), репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», компьютер, видеопроектор, учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого «Детство» (отрывок), наглядные пособия, пейджики.
 
Ход занятия.
 

1 Организационный момент.

 
-Добрый день, дорогие друзья!
 Встрече с вами рада я!
- Сегодня будем рассуждать и открывать, оценивать поступки литературных героев и становиться лучше.
- А чтобы это скорее произошло, включаемся в работу.           
2. Актуализация знаний. Работа с вопросами под рубрикой «Сначала рассуждаем сами».
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
-  Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? (одно из качеств – добро)
- Как вы понимаете смысл слова «добро»? (всё хорошее, положительное, полезное).
- В православии «добро»- это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Дифференцированная работа:
- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Проверим, как вы справились с данной работой.
- Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (творить добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На доске: определение «добра»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На доске определение слова «зло»
 
 
 
На доске определение
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 1.
 
 
 
 
Слайд 2. «Совесть и раскаяние»
- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев «Цветик - самоцветик». Героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечиться больным ногам мальчика Вити; В. Осеева «Три товарища». Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.).
– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти? (Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.).
- Назовите антоним слова «добро». (зло)
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное).
- В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)
- В православии грех – это:
- недобрые чувства;
- недобрые мысли;
- недобрые дела.
- Какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара? (не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).
- По православным понятиям она совершила грех.
- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)
- Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть).
- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке).
- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
(о совести и раскаянии).
3.Открытие новых знаний. Работа с понятием «совесть».
 - Поработаем в группах (два ряда). Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова «совесть», а вторая – «раскаяние».
- Проверяем работу.
- Что такое «совесть»? (чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).
- Что такое «раскаяние»? (испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке).
- Откройте учебники на странице 36. Давайте обратимся к понятию «совесть» и её работе в православии.
- Чтение статьи «Отречение Петра».
(Читает учитель)
- Кто такой апостол Пётр? (самый близкий ученик Христа)
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).
- Какой грех он совершил? (трижды отрёкся от своего учителя, предал его).
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (мучился).
- Докажите.
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть)
- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно).
- Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Вот мы и идём с поникшей головой.
- «Стыд» - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему?
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Вы и не совершили плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (голос совести).
- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.
- Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.
- Какие важные дела совершает совесть?
   1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
   2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
- Какая особенность есть у совести?
   Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.
- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? (Можно попросить простить Господа Бога, прочитать молитву).
- А верующие люди ходят исповедоваться в храм.
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике.
   Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Дифференцированная работа.
- А сейчас одна группа выполняет задание 1 в рабочих тетрадях,
другая – задание на листочке:
- Внимательно прочитайте стихотворение «Что такое совесть?» и скажите, как авторы понимают, что такое совесть.
- Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
                                                     А. Лопатина, М. Скребцова.
Слайд 3. «Совесть»
3 минуты
 
 
Определение на доску.
 
Определение на доску.
 
 
 
 
Работа с текстом статьи
 
Работа с портретом в учебнике
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Определение на доску.
 
 
Определение на доску.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с текстом параграфа
 
Слайд 4.
 
 
 
 
 
Слайд 5.   
 
 
 
 
 
 
Слайд 6.
4. Работа в рабочих тетрадях. Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 задать на дом.
Задание 1.
- Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?
- Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.
 
 
 
 
 
5. Работа с понятием «раскаяние».
- Легко ли поступать по совести?
- Что побуждает человека слушать голос совести?
- Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)
 
 
 
Слайд 7. «Раскаяние»
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с текстом в учебнике.
Слайд 8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с заданием 1 в рабочей тетради (устно)
 
 
 
 
 
 
 
коллективно
- На доске дано определение слова «раскаяние», которое вы нашли словаре Ожегова С.И.. Сравните его с определением, предложенным в православии, в учебнике.
- Что главное в понятии «раскаяние» в православии?
- Чем раскаянье отличается от мучений совести?
- Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.
- Сколько шагов существует в раскаянии? (три).
- В чём состоит первый шаг в раскаянии?
    1. Согласие человека с протестующим криком своей совести.
- Как вы его понимаете?
- В чём состоит второй шаг в раскаянии?
   2. Переворот своих стремлений.
- Как вы его понимаете?
- В чём состоит третий шаг в раскаянии?
   3. Покаянные молитвы к Богу.
- Назовите самую простую молитву. (Господи, прости).
- Когда раскаяние действительно придёт? (когда оно искреннее).
- Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.
- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
7. Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий 1 и 3 в классе.       
Задание 1. Внимательно посмотри на схему.

Раскаяние (Покаяние)

 
Сожаление о том, что сделано
Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание
Твёрдое решение больше так не поступать
 

 

 
 
 
 
 
 

Задание 3.
- Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:
Кто наказал его?
            Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал?
2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?
3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?
8. Закрепление.
 - Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство» и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке. Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).
      После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
    «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
    Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мнеоскорбление.
    Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
- Как меняется настроение мальчика?
(Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь).
- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 9.
 
 
 
 
Слайд 10. Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» (название можно не называть)
 
 
 
 
 
 
Слайд 11.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 12.
9. Работа с картиной.
- Как вам кажется, кто изображен на картине?
- В какой момент жизни изображены два человека?
- Почему один из них не показан лицом зрителю?
- Почему он стоит на коленях?
- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.
- Знаете ли вы, как называется картина?
- Какой сюжет лёг в её основу?
- Из какой книги этот сюжет?
10. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на слайде, и которые вы должны закончить:
- Теперь я знаю ….
- Теперь я умею …
- А теперьоценим нашу работу.Возьмите пейджики.Если мы хорошо поработали, то покажите улыбающееся лицо, если не очень, то грустное.
15. Домашнее задание.
- Прочитайте высказывания рубрики «Это интересно». Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние. Напишите в рабочих тетрадях автора и название произведения. Выполните задание 2 темы «Совесть» в рабочих тетрадях. Запишите в словарики определения слов и выучите.
16. Итог.
- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за хорошую  работу.

 

 
 

 
 
Прикрепленный файл Size
Совесть и раскаяние.ppt 197.5 KB
Презентация к уроку.ppt 150.5 KB
Наглядный материал, работа в тетради.rtf 1.11 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн